Культура и история презентация

Содержание

Культура — результат творческой жизнедеятельности человека.

Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» Факультет русской филологии и национальной культуры Кафедра культурологии

Выполнила: студентка 1 курса отделения
заочного обучения
по направлению подготовки
«Педагогическое образование
(культурологическое
образование)»
Орлова Юлия Дмитриевна

Культура и история


Слайд 2Культура — результат творческой жизнедеятельности человека.


Слайд 3История в течение многих столетий рассматривалась в философии как сфера, в

которой раскрывает свое богатство человеческий дух. Поэтому нередко культура и история воспринимаются как тождественные понятия.

На самом деле между ними обнаруживается глубокое концептуальное и содержательное различие.

Слайд 4Противостояние истории и культуры рождает множество мировоззренческих проблем, которые изучаются как

в истории культуры, так и в философии культуры.

Слайд 5Чтобы объяснить природу культуры, надо исходить из анализа сущности исторического процесса,

из исследования развития человека в процессе истории.

Философия культуры впирается на материалистическое понимание истории и исходит из него.


Слайд 6Исторический взгляд на культуру автоматически рождает глубокое воззрение на природу этого

феномена, а исследование культуры в конечном счете позволяет глубже осознать динамику социальных процессов.

В такой трактовке механизм противостояния истории и культуры утрачивает свой драматизм. Проблема враждебности культуры и истории даже не ставится.


Слайд 7Культура, социальное явление, возникшее
в результате общественных запросов.
Она, продукт истории.

Культура обусловлена потребностью общества в закреплении и
передаче совокупного духовного опыта.

Слайд 8Исторический процесс ограничен
началом и концом. Внутри этих рамок история делится

на четыре больших периода: 1.Доистория;

2.Древние культуры;

3.Период «осевого времени»;

4.Технический век, расцвет которого
относится к нашему времени .

Слайд 9Немецкий философ Ясперс делит весь исторический процесс на доисторию и всемирную

историю, к которой относит наше настоящее и будущее.

Слайд 10Доистория — время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков

и известных духовных ценностей. Это время лежит за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников.

Слайд 11Возникают древнейшие культуры. Это,
во-первых, шумеро- вавилонская, египетская и Эгейский мир

с 4000 г .; во вторых, открытая в раскопках Доарийская культура долины Инда третьего тысячелетия.

Слайд 12Ясперс исходит из представления о том, что человечество имеет единые истоки

и единый путь развития. Он относит ось мировой истории ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории.


Слайд 13В Китае жили тогда Конфуций и Лао цзы, возникли все направления

китайской философии, мысли Мо цзы, Чжуан цзы, Ле цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. В философии — в Индии, как и в Китае — были рассмотрены все возможности философского постижения действительности.

Слайд 14Новое, возникшее в эту эпоху, сводится к тому, что человек осознает

бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность.

Слайд 15«Любая эпоха расцвета, — отмечает отечественный исследователь Г.С.Померанц, — заканчивается кризисом

и поисками главного, способного возвратить смысл существованию общества.

Первым таким великим кризисом было «осевое время», время разрушения культур и создания империй.

Слайд 16Выходом из кризиса «осевого времени» были религии, давшие многим народам одну

Главную Книгу.
Главная Книга — это Библия, Коран.


В Библии, в Коране заключалось все главное, придающее жизни смысл. И на основании Главной Книги строилась иерархия средневековой культуры ».

Слайд 17Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится

всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична.

Слайд 18Все жившие после осевого времени люди либо оставались на уровне первобытных

народов, либо принимали участие в новом ходе событий.


Первобытные народы в период существования истории являют собой пережиток доистории, сфера которой все время сокращается вплоть до ее полного исчезновения.

Слайд 19В истории Ясперс выделяет четыре
«среза »: возникновение языков,
изобретение орудий,

начало использования огня; возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае в 3— 5 м тыс. до н.э.; духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII— II в.в. до н.э. одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции.

Слайд 20Третий «срез» представляет собой, по Ясперсу, «ось мирового времени», этап, на

котором возникает современный человек со своими представлениями о присущих ему возможностях и границах осознания себя.

На этом этапе происходит становление истории человечества.

Слайд 21История развивается спонтанно как никем не спланированное грандиозное действо. Люди творят

историю свободно, не соблюдая никаких правил, не следуя никаким канонам.


Культура же лишена этого. Она скреплена ценностным ядром, которое задает строгие нормы человеческого поведения.

Слайд 22Понятие культуры становится зависимым от понятия истории. Именно исторический взгляд на

человека стал культурным взглядом. Однако история не может развиваться вне рамок культуры.

Рожденная культура ускоряет динамику исторического развития, убыстряет темпы общественных преобразований. Таким образом, связь культуры и истории многомерна.

Слайд 23Линейность истории — враг культуры,
потому что лишает ее плодотворных и

неожиданных духовных сдвигов. Прогресс
можно изучать, как понятие, присуще движение от низшего к высшему. Идею прогресса называют современной религией или эрзацем ее. Эта идея подразумевает веру в разумное понимание, в «науку» истории, включает в себя синтез прошлого и предсказание будущего.

Слайд 24Наиболее существенные и важные черты западной традиции ведут свое происхождение от

древних греков и римлян, от европейской религии, модифицированной ранним христианством.

Слайд 25Предыстория идеи прогресса окончилась приблизительно на закате XVII в. Стал наблюдаться

научный подход к изучению истории.

В конце столетия высказывались твердые убеждения относительно неизбежности прогресса в области благосостояния, в цивилизации, в социальной организации человеческого общества, в искусстве и литературе, даже в человеческой природе и в биологическом строении человека.

Слайд 26Идея поступательного развития, идея прогресса в конце XVIII— начале XIX в.

становится преобладающей в понимании человеческой истории.

Слайд 27В XX в . концепция прогресса в философии культуры подверглась критике.



Многие философы культуры усилили внимание к изучению «неразгаданных» тайн социальной динамики, к распознаванию механизмов общественного развития, к анализу исторических судеб культуры.

Слайд 28В философию культуры стали проникать всевозможные психоаналитические, структуралистские, антропологические методы осмысления

социально-исторической реальности, которые расшатали прежние представления о социальном факте, особенностях и основаниях общественного процесса.

Слайд 29Сложились различные психоисторические
и структуралистские школы.
Другая тенденция философии культуры:

представление об объективности и связности исторического процесса подверглось критике и решительной реконструкции. Отвергая традиционные критерии и основания исторического развития, исследователи все чаще стали говорить о непредсказуемом и хаотичном движении общественных событий.


Слайд 30В XX в. актуализировалась специфическая тематика нелинейного общественного развития.


Усилилась критика

«фаустовского» или даже «прометеевского» духа европейской культуры , которая выдвинула идеал свободной, созидающей и последовательно раскрывающей себя личности.

Слайд 31Развертывание всемирной истории предполагает не стирание цивилизационных и культурных особенностей, присущих

тем или иным народам. Идея открытости истории, ее многовариантности несовместима с жестким представлением о неукоснительном схождении всех культурных матриц в некую усредненную точку, символизирующую магистральный путь развития всего человечества.

Слайд 32Список литературы
1) П.С. Гуревич - Философия культуры


Слайд 33Спасибо
за
внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика