Культура древних цивилизаций презентация

Содержание

1.Культура Древнего Египта. 2.Культура Древней Месопотамии 3.Культура древней Индии 4.Культура древнего Китая

Слайд 1Лекция 4.
О.С. Борисов
Культура древних цивилизаций


Слайд 21.Культура Древнего Египта.
2.Культура Древней Месопотамии
3.Культура древней Индии
4.Культура древнего Китая


Слайд 4Хронологическая таблица
Первые древние цивилизации формировались в долинах рек Нил (Египет), Тигр

и Евфрат (Месопотамия), Инд (Индия), Хуанхэ (Китай), поэтому их называют еще речными.


Слайд 51.Культура Древнего Египта.
Семья Осириса
Около 889-866 до н. э. (22 династия). Золото, стекло.

Размер: 9 х 6,6 см. Лувр

Статуэтка Исиды с Гором на коленях

304-30 до н. э. Птолемейская эпоха. Египетский фаянс. Высота 17 см. Нью-Йорк


Слайд 7Древний египетский символ анкх – египетский крест с петлей – можно

интерпретировать как графическое изображение Нила и его Дельты, над которым проделывает путь дневное Светило.

Нил почитался по всему Египту, как податель живительной влаги и урожая. Изображения Нила редки, и данная статуэтка является очень хорошим воспроизведением образа Нила.
Бронза. Высота 22,5 см. ГМИИ, № 5498.

Блюдо, ильный камень (анкх и ка)


Слайд 8Долина Нила – полоса прибрежных земель шириной от 1 до 20

км. и протяженностью около 700 км., и дельта Нила – вот культурное пространство древнейшей земледельческой цивилизации по горизонтали.
Два главных природных фактора, точнее, отражение их в сознании египтянина, способствовали формированию особого типа египетской культурной жизни и ментальности, повлиявшего через свои артефакты на организацию соседних культур. Это восход (ежедневное рождение), движение к зениту (путь) и заход (умирание) солнца - культурная вертикаль, и это годичный цикл рождения Нила (высокий Нил, половодье), плодородия и смерти (сухость), подобный ежедневному рождению и смерти солнца, феномены, ставшие смысловыми ориентирами египетской жизни и мысли.

Слайд 9 Путь солнца по небосводу сегментировался тремя фазами, олицетворенными в образах утреннего

(ХЕПРИ, АМОН), дневного (во мн. текстах – Ра) и вечернего солнца (АТУМ). Не зря О. ШПЕНГЛЕР первосимвол (ГЕШТАЛЬТ) этой культуры образно выразил именем дорога.

Cолнечный диск Атона благословляет царскую семью.

Солнечный цикл.


Слайд 10 Смерть и рождение – это постоянно возобновляющийся цикл, охватывающий все сущее.

Египтянин видел, что солнце – источник его жизни, имеющий свой неизменный ритм, порядок, регулярность (богиня МААТ), когда он иссякает и затаивается, он таится на время. Поэтому олицетворение солнечной силы – бог солнца – был верховным существом и творцом мира («владыкой всего сущего», Неберчер, – эпитет Ра).

Богиня МААТ


Слайд 11ОСИРИС
Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх,

а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо

Боги Гелиополя и Гор


Слайд 12Гор.Храм Гора в Эдфу, 327г.До н.э
Гор
Около 800-700 до н. э.

Бронзовая статуя. Высота 95 см. Лувр

Слайд 13Вера в бессмертие
Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек,

считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Но часто земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. Жизнь после смерти была симметричной жизни земной, но если не удавалось пройти через суд Осириса, вторая смерть была окончательной.

Ба


Слайд 14Для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело, чтобы душа

могла возвращаться домой. Этому способствовала МУМИФИКАЦИЯ трупов. Согласно представлениям египтян, каждый человек обладал набором важнейших составляющих: сах – тело человека, шунт – его тень, рен – его имя, ах – его привидение, ба – проявление сущности, ка – душа человека, его бессмертный двойник, аб – его сердце.

Ушебти

18-я династия. Туна.

Баст, богиня-защитница в образе кошки


Слайд 15Именно ка предстояло вновь соединиться со своим приготовленным для этого телом,

чтобы через семьдесят дней после смерти при условии, что его похоронили с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восстал к новой жизни в стране вечности. Для египетской культуры трудно провести грань между религиозным и магическим, достаточно сказать, например, что между именем и его носителем существовала прямая, сущностная связь, такая же, как между предметом, вещью и его образом-заместителем. Животные, атрибуты символизировали (замещали) богов, боги – друг друга, и это замещение носило магический характер, имея в виду под магией тайную связь всех вещей и явлений, при которой, воздействуя на одну сущность, получаешь результат от другой.

XIV век до н. э. Дерево. Высота 38,2 см.


Слайд 16Такими крючками у умершего удаляли мозг, готовя тело к процессу бальзамирования.
Амулеты (например око Хора, скарабей, сердце) служили магической

защитой мумии.

Крышки канопов исполнены в виде голов шакала, сокола, человека и павиана - божеств-защитников и сыновей Гора


Слайд 17Суд Осириса
Путь на тот свет был трудным, на каждом шагу предостерегала

опасность второй смерти. В «Книге мертвых», «Книге о том, что есть в другом мире», «Книге о подземных пещерах» перечисляются различные ловушки, ожидавшиеся на пути мертвых, даются подробные советы, как их избежать.

Если путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне восседал ОСИРИС, окруженный богами.

Анубис (покровитель умерших) извлекает сердце


Слайд 18В образе шакала, или дикой собаки, египтяне почитали бога бальзамирования Анубиса. Он сопровождал покойника

в загробное царство, руководил обрядом мумификации. Шакал Анубис изображен лежащим с вытянутыми лапами, шерсть его окрашена в черный цвет, на шее - белая лента. Статуэтка отличается удивительно красивым силуэтом, совершенными пропорциями, изящной линией контура. Многовековой опыт и художников, и охотников позволил неизвестному египетскому мастеру, резчику по дереву, жившему около трех тысячелетий тому назад, создать эту прекрасную статуэтку умного благородного животного.
Конец II тысячелетия до н.э. Дерево. Длина 84 см. ГМИИ, № 5706,6. (справа)

VII в. до н. э. Бронза. Высота 14 см. Гос. Эрмитаж, № 361.


Слайд 20 Здесь проходил суд над умершим. Для этого на одну чашу весов

клали его сердце, на другую – перо истины МААТ. Каждый из богов задавал по вопросу, а весы контролировали правильность ответов умершего. Эти вопросы есть свод жизненных ценностей египтян.


Слайд 21 Ответы должны быть даны в отрицательной форме («отрицательная исповедь»), после

успешной психостасии (взвешивания сердца умершего) он становился «оправданным»:
«Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не творил дурного. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого пред богами. Я не был причиною слез. Я не убивал и не приказывал убивать. Я не отнимал молока от уст детей...»

Погребальный папирус. Нут.


Слайд 22 Легкое, свободное от греха сердце отправлялось в райские поля, а грешника

пожирало чудовище. Идея загробного воздаяния явилась прототипом христианского учения о Страшном суде. Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу. В Новое время эти тексты получили широкую известность под названием «КНИГА МЕРТВЫХ», хотя сами египтяне называли их «Выход в день» по аналогии с восходом солнца.

Погребальный папирус с текстами из Книги мертвых. Сельское хозяйство


Слайд 23Пирамиды в Гизе (слева)
Храм и пирамида Хеопса


Слайд 24Реформа Эхнатона
Дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне.


Слайд 25 Живший в XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV (годы правления:

1367 – 1350) провел религиозную реформу с целью усиления центральной власти путем установления нового государственного культа – образа Солнечного Диска, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни (АНКХ) и власти.

Солнечный Диск был не только богом-создателем всего сущего, но и прообразом фараона, а фараон – сыном и подобием Атона.

При втором приемнике Аменхотепа IV Тутанхатоне (годы правления: 1347 – 1339) произошла реставрация культа Амона. Тутанхатон стал Тутанхамоном.

Эхнатон


Слайд 26 Cкульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н.э.)

– одно из самых прекрасных женских изображений в истории мировой культуры.

Слайд 27Трон Тутанхамона
На спинке изображен зал во дворце. Атон ниспосылает свои животворящие

лучи, заканчивающиеся руками. Царь в непринужденной позе сидит, свободно опустив руки на локотник. Перед ним стоит девичья фигура царицы.

Слайд 282.Культура Древней Месопотамии
В Шумере впервые в изображении человека могли достичь портретного

сходства.

В храме Инанны в Ниппуре были найдены гипсовые фигурки, изображающие супружескую пару


Слайд 29В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один

и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друг друга различные государственные образования – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города.

Важнейшим символом института жречества был ЗИККУРАТ – храмовое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы.


Слайд 30Эбих II - правитель Мари
Письменность возникает в конце IV тысячелетия

в Месопотамии, Египте и Эламе. В Двуречье письменность изобрели Шумеры. Первые хозяйственные документы были составлены в храме города Урука. Они представляли из себя пиктограммы – знаки рисунчатого письма. Поначалу предметы изображались точно и напоминали египетскую иероглифику.

Слайд 31Жрец
Алебастровая женщина


Слайд 32Центром шумерского города был храм главного городского божества.
Карта мира. Вавилон (около

700-500 гг. до н.э.)

Слайд 33Деталь клинописной таблички
В Лувре хранится каменный столб, на котором начертаны законы

ХАММУРАПИ. Изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда.

Слайд 34Изразцы ворот Иштар
Вавилон, Ворота Иштар


Слайд 353.Культура древней Индии
Шива
Вишну


Слайд 36 Культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в

далекой древности, начиная с 2500 г. до н.э. Система ценностей, которая складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индо-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя САМХИТЫ («Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда напевов), «Яджурведа» (веда жертвенных формул), «Атхарваведа» (веда заклинаний, или веда атхарванов – Атхарван – имя мифического жреца огня)) , БРАХМÁНЫ, АРАНЬЯКИ, УПАНИШАДЫ, образующие священный канон БРАХМАНИЗМА, именуемый термином ШРУТИ. Вторая традиция СМРИТИ, в широком смысле к смрити примыкают сакрально значимые тексты не только ведийской, но и эпической традиции (МАХАБХАРАТА).

Слайд 37 Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (ВАРНЫ –

цвет: брахманов, кшатриев, или раджанья, и вайшьев, их дополнял четвертый класс зависимых людей – шудров), тесно связанной с таким общеиндийским понятием как КАРМА. Заканчивается ведический период формированием нового концепта – БУДДИЗМ. Его основоположник – БУДДА принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, с ним связано имя МАХАВИРА.

В Индии без политических потрясений и религиозных войн буддизм уступил место индуизму. Длительное время различные традиции существовали параллельно, вплоть до ухода буддизма из Индии в XI в., хотя сам Будда никуда не исчез, а стал одним из воплощений (АВАТАРА) бога Вишну.


Слайд 38Первая есть истина страдания. Она такова: рождение есть страдание, болезнь есть

страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание – короче говоря, привязанность к желаниям есть страдание.

Четыре благородные истины

Будда


Слайд 39Вторая истина – истина об источнике страдания. Это есть жажда к

бытию, которая ведет от возрождения к возрождению, вместе с наслаждением и страстью, которая всюду находит наслаждение, – это есть жажда наслаждения, бытия и могущества. Третья – истина о прекращении страдания. Устранение этой жажды через полное уничтожение желания. Через отчуждение, через освобождение от всяческих желаний, через лишение его опоры. И четвертая – это истина о пути к прекращению страдания через восьмеричный путь. («благородный восьмеричный путь» спасения).


Слайд 40
1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».
2. Правильная решимость, т.е.

готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.
5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.
6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

Слайд 417. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.
8. Правильное сосредоточение, т.е.верные методы

созерцания и медитации.

Слайд 42Кришна
Индуизм как образ жизни индийского народа вобрал в себя всю

накопленную духовную традицию и религиозно представленный в ТРИМУРТИ (Брахма, Шива и Вишну). РИШИ, БРÁХМАНЫ, аскеты, гуру, мудрецы выражали такой способ существования и картину мира, какой можно охарактеризовать, как стратегию ухода от жизни, явленную в единении индивидуальной души с БРАХМАНОМ (МОКША), или освобождение сознания (нирвана).

Слайд 434.Культура древнего Китая
Павильон Высшей гармонии


Слайд 44 Самая важная черта традиционной китайской культуры – это установка на органическую

связь человека и природного мира. Китайская философия, наука и религия, служащая одним охранительным целям, даже не предполагают изменение естественного порядка вещей в природе, вмешательство в незыблемый уклад жизни, соизмеримый в разных своих составляющих с силой и волей Неба. Другая важная черта – это гилозоизм, термин, означающий отношение ко всем явлениям природы, как к живым существам, одушевление, оживотворение природы. Отсюда чувство глубокого единства и родства с окружающим миром, бережное отношение к многовековым традициям. Гилозоизм сочетается со своеобразным рационализмом: видеть в миниатюре целое, а в детали – мироздание возможно, имея особый тип ментальности (тогда цветок сливы становится символом мироздания).

Слайд 45 Для китайского типа культуры характерно графическое восприятие мира. Каллиграфия и живопись

настолько связаны друг с другом, что невозможно усмотреть между ними сколько-нибудь существенное различие. Иероглифы представляют из себя символы, которые воспринимаются как художественные образы, вызывающие комплекс ассоциаций. Принцип невмешательства в естественный ход событий выражает китайскую рассудительность, представленную в церемониальности общественной жизни, ритуализации общественного поведения. Китайские церемонии – это способ существования в ритмах природы.

Слайд 46 Можно с полным основанием заключить, что человек вписан в мир настолько,

насколько мир вписан в человека, необходимо только услышать ритмическое биение внутренним слухом. Для китайской ментальности это выразилось в принципе недеяния, ведь «все существующее безотказно исполняет предназначенное», и жить согласно ДАО есть путь и доблесть.

Монеты


Слайд 47 В этой культуре переплелись две традиционных установки: конфуцианство как этико-политическая правовая

система и даосизм как религиозно-философский концепт. Концепцию поведения в конфуцианско-даосистском типе культуры можно обозначить как стратегия примирения, приспособления к миру: к воле Неба, в культе предков и почитании старших младшим, в социальном устройстве, основанном на «сыновней почтительности» и гармонии.

Конфуций


Слайд 48Конфуций на основе противопоставления смутному веку составил идеал совершенного человека, «цзюнь-цзы»,

и дал образец благородного мужа в противовес «низкому человеку», «сяо жень». Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), которая имеет «небесное происхождение». Небо в состоянии наградить человека совершенными качествами, которые и воплощены в «благородном муже» – он стоит на страже «небесного веления», чтобы его не могли нарушить остальные люди, не наделенные этими качествами.
«Благородный муж» обладал «пятью добродетелями»: человеколюбием (жэнь), долгом (и), нормами поведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и, кроме того, сыновней почтительностью (сяо).

Слайд 49Творцом даосизма считается Лао-цзы, живший в конце VIII – в начале

VII в. до н.э., его жизнь окутана многочисленными легендами. В исторических записках Сыма Цяня (II в. до н.э.) есть его краткая биография. Старый мудрец, как утверждает легенда, прожил 200 лет. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и встречался с Конфуцием. Учение его изложено в трактате «Дао дэ цзин», название которого можно перевести как «Книга пути и добродетели».

Лао-цзы


Слайд 50 Древнейшие памятники китайской литературы – это «Книга песен» и «Книга перемен»

(I тыс. до н.э.). Китайцы научились изготовлять бумагу, составили карту звездного неба, производили фарфор, шелк; типичным для архитектуры была пагода, а знаковым – сооружение Великой китайской стены.

Храм неба


Слайд 51Великая китайская стена


Слайд 52 Театральное искусство с музыкальным сопровождением, танцем, пением, акробатикой имело своим истоком

действия, связанные с культом предков, календарными праздниками и поклонением богам. Театр кукол, служивший для увеселения божеств и душ предков, и театр теней, возникший в первые века нашей эры, разыгрывали легенды о мифических героях, популярные исторические сказания.

Терракотовая армия

Путь Высокой добродетели


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика