Слайд 2В V – IV вв. до н.э. в Древней Греции была
создана великая культура.
Наивысшего развития достигли наука, искусство и архитектура, а удивительная древнегреческая мифология считается непревзойдённой.
Слайд 3АРХИТЕКТУРА
Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы.
Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) ордеры и, в меньшей степени, позднее (конец V – начало IV вв. до н.э.) – коринфский ордер.
Греческая ордерная система используется в архитектуре и в наши дни.
Слайд 5 Для дорического ордера характерны строгость форм и пропорций.
Воплощал идею мужественности.
Ионический ордер гораздо сложнее дорического и насчитывает большее количество деталей. Воплощал идею женственности.
Коринфский ордер еще легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.
Слайд 7Разнообразна была и композиция древнегреческих храмов, среди которых наиболее распространенным видом
стал так называемый периптер , т.е. «оперённый», окруженный со всех сторон колоннами. Святилищем храма был наос или целла, где находилась статуя божества, в честь которого возводился храм.
Слайд 8Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя - общественного и
культурного центра Афинского государства, созданного в классическую эпоху, в V в. до н. э.
Слайд 9Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник античной культуры
и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность.
Слайд 10 Поднявшись на Акрополь, мы видим главный храм –
Парфенон, посвященный богине Афине , покровительнице города.
Храм занимает самую высокую часть холма, что дает прекрасный обзор. В Парфеноне – 8 рядов по 17 колонн высотой 10,5м.
Дорические колонны наделяют его особой монументальностью и мужественной красотой.
Слайд 12Статуя Афины, созданная скульптором Фидием.
Слайд 13Главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон – создан позднее Парфенона, в
последней четверти V в. до н.э. Он был воздвигнут в честь Афины и Посейдона. Храм украшают скульптуры кариатид – девушек, торжественно поддерживающих карниз.
Слайд 16СКУЛЬПТУРА
Древнейшие известные нам скульптуры возникли еще в эпоху
архаики. Это мужские фигуры куросов (т.е. юношей) устанавливались вблизи храмов. Их называли «архаические «Аполлоны». Огромных размеров (иногда 3м), куросы похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие фигуры с выставленной вперед ногой, руки вдоль тела со сжатыми в кулаки ладонями, черты лица лишены индивидуальности.
Слайд 17 Женские фигуры кор (т.е. девушек). Их позы однообразны
и статичны. Причудливо причесанные волосы с круто завитыми локонами, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. Еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
Слайд 18 Поздняя греческая скульптура представлена именами таких ваятелей, как
Фидий и Мирон, Скопас и Пракситель, Лисипп и Леохар. Они создали произведения, служившие примером для подражания скульпторам последующих времен.
Мирон. Дискобол (сер. V в. до н.э.)
Поликлет. Дорифор (v в. до н.э.).
Слайд 19Агесандр. Афродита Мелосская (II в. до н.э.).
Пракситель. Афродита Книдская (сер. IV
в. до н.э.).
Слайд 20Агесандр. «Гибель Лаокона и его
сыновей». (40 г. до н.э.).
Сюжет произведения
заимствован из легендарных
сказаний о падении Трои.
Слайд 21ЖИВОПИСЬ
Греческая живопись представлена главным образом вазописью. К гончарному ремеслу
греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего как к искусству.
Огромные вазы, достигающие иногда 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрыта орнаментами в виде кругов, треугольников, квадратов, ромбов (геометрический стиль).
Рисунки с изображением абстрактных фигур воинов, колесниц, мужчин, женщин, птиц, животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме вазы.
Слайд 22Краснофигурная ваза. Сцена из Илиады.
Краснофигурная ваза. Сцена из Илиады.
Чёрнофигурная ваза.
Сцена из «Одиссеи»
Слайд 23Чёрнофигурная амфора . Сцена из «Илиады» . 480 г. до н.э.
Чёрнофигурная
греческая ваза. Сцена из «Илиады». Колесница 750 г. до н.э.
Слайд 24Ваза из Дипилонского некрополя в Афинах. VIII в. до н.э. Древнейшее
из дошедших произведений.
Слайд 25Пелика с ласточкой. Краснофигурная керамика. Евфроний. Ок. 500 г. до н.э.
Ахилл
и Аякс, играющие в шашки. Роспись амфоры. Эксений.
Слайд 26ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
534 г. до н.э. – дата
рождения греческого театра.
Известно, что истоки театрального искусства восходят к великим Дионисиям – особо почитаемому в народе празднику.
Бог плодородия Дионис воспринимался олицетворением созидательных сил природы. Бога изображал жрец, восседающий в ладье, поставленной на колеса. Многочисленная свита надевала козлиные шкуры, превращаясь в сатиров, и сопровождала шествие дифирамбами (т.е. веселыми и шумными обрядовыми песнями). Судьи решали, какой из хоров пел лучше, и присуждали победителям треножник. Позднее именно из песен хора возникнет греческая драма. На празднике обычно присутствовала маска Диониса, ставшая впоследствии символом театрального искусства.
Слайд 27Театр Диониса в Афинах. Современный вид.
Слайд 28Театр Диониса в Афинах. Рельеф сцены.
Слайд 29Театр в Эпидавре. Греция. Современный вид.
Слайд 30Одеон (сооружение, предназначенное в основном для выступления певцов). Современный вид.
Слайд 31Актеры, занятые в театральных представлениях, надевали маски: веселые и грустные, трагические
и комические. Их меняли в зависимости от содержания спектакля. Все маски были с открытым ртом, чтобы голос исполнителя мог звучать свободно.
Слайд 32МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
В музыкальной культуре Древней Греции родились
такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония и ритм, хор и оркестр, рапсодия и симфония.
В жизни греков музыка значила очень многое. Она сопровождала их во время народных праздников и торжественных шествий в честь богов, она звучала во время гимнастических состязаний атлетов, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений. Обучение музыкальному искусству, его теории и приемам исполнения было обязательным для воспитания и образования гражданина.
Особой любовью и уважением пользовались странствующие певцы – сказители эпических преданий – аэды и рапсоды, воспевающие подвиги героев и деяния богов.
В VII – VI вв. до н.э. возникает хоровая и сольная, гражданская и военная лирика. Музыкальное искусство греков было по преимуществу вокальным (пение в инструментальном сопровождении). Струнные – формингс, лира и кифар; духовые – флейта Пана и авлос.
Существовали теоретические школы музыкального искусства гармоники и каноники.
Слайд 33Арфист. Этрусская фреска.
Флейтист. Этрусская фреска.
Слайд 34Орфей в Аиде. Барельеф.
Гермес, Эвредика и Орфей. Барельеф.