Слайд 1Лекция № 5
Культура античного мира
Часть 2.
Автор – к.ф.н.,
доц. Свечникова Н.О.
Слайд 2План лекции
I. Социальные и мировоззренческие
основы культуры.
II.
Античная литература.
III. Зрелищная культура.
IV. Архитектура.
Скульптура.
Живопись.
Слайд 3I. СОЦИАЛЬНЫЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ
Основной общественной формой
античности был город-государство
(гр. «полис», лат. «цивитас»).
Полис – это город-государство с выборным управлением, сильной публичной самодеятельностью всех свободных граждан и общинно-частной собственностью на землю и рабов.
Слайд 5Основные параметры полисной культуры:
ощущение неразрывной связи человека и полиса;
рационализм мышления;
чувство
собственного достоинства;
уверенность в своих силах;
понятие свободы как высшей нравственной категории;
прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой.
Слайд 6 Идеал – калокагатия (красота безупречного тела, высокий интеллект
и нравственное совершенство).
Он достигается физическими упражнениями, образованием и воспитанием.
Разложение античного полиса (эллинизм, императорский Рим) привело к кризису идеологии гражданства. На смену ей пришёл индивидуализм.
Слайд 7Мифология и религия античности
Античная мифология сформировалась на основе родственных отношений родовой
общины.
Олимпийский пантеон богов, поглотив и потеснив местных богов разных племен, в архаику стал всеэллинским, а затем и всеобщим античным.
В эллинистический период происходит совмещение функций греческих и восточных богов.
Римская религия развивалась под влиянием религии этрусков и древних греков.
В период империи население Рима все больше связывает надежды с восточными божествами.
В I в. на востоке Римской империи возникает христианство, которое в 392 г. становится единственной государственной религией Рима.
Слайд 12II. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Античная литература
выросла из фольклора.
Первые авторские
произведения –
поэмы
Гомера «Илиада» и
«Одиссея»,
и Гесиода
«Труды и дни» и
«Теогония».
Гомер
Гесиод
Кадр из фильма «Троя»
Слайд 13Софокл
Эсхил
Еврипид
Основные жанры классической литературы - - трагедия (Эсхил, Софокл,
Еврипид) и
- комедия (Аристофан).
Новые жанры эллинизма:
- комедия нравов;
- александризм;
- придворной эпос;
- буколики;
- романы-утопии.
Аристофан
Слайд 14Первые римские писатели - греки (Ливий Андроник Луций),
а
первые произведения на латыни –
переводы с греческого («Одиссея»).
Собственно римский литературный жанр - «сатура» - смесь разных стихов.
В I в. до н.э. римская литература поднялась на более высокую ступень (Т. Л. Кар - «О природе вещей»; Г. В. Катулл - лирическая поэзия; Т.Варрон - первая римская энциклопедия.
Т. Л. Кар
Г. В. Катулл
Т.Варрон
Слайд 15
Цицерон - философские и юридические сочинения, труды по
теории ораторского искусства, письма).
Годы правления Августа - «золотой век латинской поэзии».
Кружок Мецената: Вергилий, Гораций, Проперций. Имя Мецената стало нарицательным и обозначает богатого покровителя наук и искусств.
Поэзия Овидия.
Цицерон
Меценат
Вергилий
Гораций
Овидий
Слайд 16III. ЗРЕЛИЩНАЯ КУЛЬТУРА
Первоначально связана с религиозными ритуалами,
а с VI - V в. до н.э. - более светская.
Слайд 17Самый знаменитый праздник Древней Греции - Олимпийские игры, посвященные Зевсу; в
Риме – Римские игры, посвященные Юпитеру.
Праздники в Риме: ординарные (ежегодные) и экстраординарные. Общая продолжительность только ординарных игр в году - 76 дней.
Слайд 18 С 264 г. до н.э. в Риме проводятся
гладиаторские
бои
(заимствованы у этрусков как погребальные игры).
С 105 г. до н.э. стали публичным зрелищем.
Слайд 19Надгробный рельеф,
1 век до н.э.
В Императорском Риме - многодневные
зрелища
(ристания колесниц, травля зверей, гладиаторские бои, смертные казни, массовые раздачи подарков зрителям).
Слайд 20ТЕАТР
Возник как часть религиозных праздненств,
затем превратился в самостоятельный
вид
искусства.
В Греции: действие происходило на круглой
площадке у подножия холма (орхестре), за
которой – палатка (скена) для переодевания
артистов. На склонах холма делались ступени
для зрителей (театрон).
Реконструкция театра в Афинах,
5 век до н.э.
Слайд 21Действие разыгрывалось
как диалог между актером
и хором.
Актерами
были только
мужчины, выступавшие в
масках.
Театр в Эпидавре,
350-330 г. до н.э.
Театр в Пергаме, 2 век до н. э.
Мельпомена.
Муза трагедии
Слайд 22Маски греческого театра
Маска «гетеры»
из новоаттической
комедии
Трагическая маска
Комические маски
старика и лицемера
Слайд 23В Риме 50 праздничных дней в году отводилось театральным представлениям.
Каменное здание
театра было построено
лишь в 55 г. до н.э.
Театр Марцелла, Древний Рим, 1век до н.э.
Театральные маски римской комедии
Маска
римского
пантомима
Слайд 24 В храмовом
строительстве
сложилась
ордерная
система
архитектуры.
Она предполагает:
строгую
соразмерность частей здания;
четкое разделение несущих и несомых частей;
широкое использование колонн;
украшение храма скульптурой и живописью;
органичное включение здания в ландшафт.
IV. АРХИТЕКТУРА
Слайд 25Ионический
Капитель колонны
коринфского ордера
Дорический
Греческие архитектурные ордера:
Слайд 26Создаются сложные архитектурные ансамбли (афинский акрополь с Парфеноном).
Афинский акрополь. Реконструкция
Афинский
акрополь
Афинский акрополь.
План-реконструкция
Слайд 27Реконструкция
Акрополя
(по Г. Стевенсу, 1946):
Храм Ники Аптерос.
Пинакотека.
Пропилеи.
Стена
пеласгов.
Статуя Афины Промахос.
Место старого
храма Афины.
Эрехфейон.
Алтарь Афины.
Парфенон
Слайд 28Парфенон
Парфенон. Иктин и Калликрат
447-438 гг. до н.э.
Слайд 29Пропилеи. Мнесикл
(437-432 гг. до н.э.)
Храм Ники Аптерос. Калликрат
(зак. в 421 г.
до н.э.)
Эрехтейон
(ок. 421-407 гг. до н.э.)
Театр Диониса
Слайд 30Афинский акрополь с Парфеноном
Эрехтейон. Портик кариатид
Слайд 31Эллинизм – основание множества новых
городов, стремление к грандиозности построек;
роскошь внутренней
и внешней отделки.
Александрийский маяк
Галикарнасский мавзолей
Колосс Родосский
Слайд 32РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Римская архитектура развивалась под греческим и этрусским влиянием.
Слайд 33Основа римской архитектуры – сооружения для практических нужд.
В IV-III вв. до
н.э. Рим строится без плана.
Ведущий тип– инженерные (военные и
гражданские) сооружения, материал
сырцовый кирпич.
Акведук Пон дю Гар. I в. до н.э. – I в. н.э.
Остатки древнеримской дороги
Слайд 34Во II-I вв. до н.э. – плановая застройка,
материалы –
обожженный кирпич, бетон, мрамор.
В период империи:
широкое разнообразие архитектурных форм и строительных
материалов;
в городах - каменные мостовые, водопроводы, канализация, отопление;
сотни мощёных камнем дорог.
Слайд 35Новые типы зданий: базилики, амфитеатры,
цирки, термы, триумфальные арки и др.
Арка
императора
Константина в Риме
Амфитеатр в Арле. I в. н.э.
Базилика Максенция
в Риме. 307-312 гг.
Термы Каракаллы в Риме. Начало III в. Интерьер (графическая реконструкция)
Слайд 36Особенности римской архитектуры:
монументальность и масштабность сооружений;
пышность отделки зданий.
Римский формум. Реконструкция
Золотой дом
Нерона. 64 г.
Слайд 37Римские архитектурные ордера:
тосканский и композитный
Слайд 38В 80 г. н.э. в Риме построен
амфитеатр Флавиев (Колизей) на
50 тыс. зрителей.
Колизей. Современный вид и реконструкции.
Слайд 39Пантеон
Диаметр купола храма «всем богам» - Пантеона
– 43,2 м.
Слайд 40V. СКУЛЬПТУРА
Назначение скульптуры:
религиозное;
идеологическое;
декоративное;
мемориальное.
Терракотовая статуэтка
"Афродита с Эротом"
Конец IV в. до н.э.
Зевс
Олимпийский. Фидий. Реконструкция
Слайд 41Архаическая скульптура
курос кора
«архаическая» улыбка
статичность и обобщенность
образов
(курос - «юноша» и
кора – «девушка»).
Слайд 42 В VI-V вв. греческие мастера преодолели неподвижность и скованность
архаических фигур, научились передавать
в твердом материале многие оттенки человеческих состояний.
Их статуи полны жизни и движения.
Мирон.
Дискобол.
Втор. четв.
V в. до н.э.
Лисипп. Геракл, борющийся
с немейским львом. IV в. до н.э.
Классика
Слайд 43Леохар. Аполлон
Бельведерский.
IV в. до н.э.
Фидий.
Афина
Слайд 44Скульптура эллинизма
отражает новые веяния эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление
к помпезности и театральности.
Агесандр, Афинодор, Полидор.
Лаокоон и его сыновья.
Скопас. Менада
Ника Самофракийская
Слайд 45Республиканский Рим:
массовое портретирование;
ввоз греческой скульптуры;
копирование.
Римлянин с масками предков
Портрет римлянина.
III
в. до н. э.
Портрет патриция.
I в. до н. э.
Слайд 46Императорский Рим:
реализм портретной
скульптуры (изображения
императоров, императриц,
военачальников,
поэтов, философов и
др.).
Слайд 47IV. ЖИВОПИСЬ
Фресковая настенная живопись Крита
«Парижанка»
«Синяя птица»
«Мартышка»
«Правитель»
«Дельфины»
«Грифон»
Слайд 48Ювелирные изделия и керамика Крита
Кулон
Серьга в форме головы быка
Минойские пчелы
Минойские
керамические сосуда
Слайд 49Вазопись
канфар – чаша для вина.
ойнохоя – кувшин для воды или
вина.
кратер – сосуд для смешивания вина с водой.
гидрия – сосуд для воды.
лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.
скифос – большая чаша для вина. киаф –черпак для разбавленного вина.
килик – самая распространённая чаша для вина
пелика – сосуд для хранения.
Слайд 50Принято выделять четыре стиля вазописи:
Геометрический стиль складывается в IX-VIII в. до
н.э., распространенным украшением его был геометрический орнамент, условно-стилизованные фигуры людей и животных.
В конце VII в. до н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется «ковровый».
В VI в.до.н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. Фигуры рисовали черным лаком на желтом, оранжевом и розоватом фоне.
Около 530 г до н.э. афинские мастера создали краснофигурный стиль.
На черном фоне неокрашенные фигуры имели цвет глины.
Слайд 51Фаюмские портреты
В эпоху эллинизма возникает особый тип портрета, выполненного восковыми красками.
Они найдены в оазисе Фаюм и изображают египтян, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I–IV вв.
Слайд 52Римская мозаика
Мозаика из римской виллы в Ципори
Битва кентавтов с хищниками.
Мозаика
виллы Адриана в Тиволи.
Венера. III в. Мозаика
Буллы. Тунис