Культура античного мира. Часть 2 презентация

Содержание

Слайд 1Лекция № 5 Культура античного мира Часть 2. Автор – к.ф.н.,

доц. Свечникова Н.О.

Слайд 2План лекции
I. Социальные и мировоззренческие
основы культуры.
II.

Античная литература.
III. Зрелищная культура.
IV. Архитектура.
Скульптура.
Живопись.

Слайд 3I. СОЦИАЛЬНЫЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ
Основной общественной формой


античности был город-государство
(гр. «полис», лат. «цивитас»).
Полис – это город-государство с выборным управлением, сильной публичной самодеятельностью всех свободных граждан и общинно-частной собственностью на землю и рабов.

Слайд 5Основные параметры полисной культуры:
ощущение неразрывной связи человека и полиса;
рационализм мышления;
чувство

собственного достоинства;
уверенность в своих силах;
понятие свободы как высшей нравственной категории;
прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой.

Слайд 6 Идеал – калокагатия (красота безупречного тела, высокий интеллект

и нравственное совершенство).
Он достигается физическими упражнениями, образованием и воспитанием.

Разложение античного полиса (эллинизм, императорский Рим) привело к кризису идеологии гражданства. На смену ей пришёл индивидуализм.

Слайд 7Мифология и религия античности
Античная мифология сформировалась на основе родственных отношений родовой

общины.
Олимпийский пантеон богов, поглотив и потеснив местных богов разных племен, в архаику стал всеэллинским, а затем и всеобщим античным.
В эллинистический период происходит совмещение функций греческих и восточных богов.
Римская религия развивалась под влиянием религии этрусков и древних греков.
В период империи население Рима все больше связывает надежды с восточными божествами.
В I в. на востоке Римской империи возникает христианство, которое в 392 г. становится единственной государственной религией Рима.

Слайд 8Олимпийские боги


Слайд 12II. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Античная литература
выросла из фольклора.
Первые авторские

произведения –
поэмы
Гомера «Илиада» и
«Одиссея»,
и Гесиода
«Труды и дни» и
«Теогония».

Гомер

Гесиод

Кадр из фильма «Троя»


Слайд 13Софокл
Эсхил
Еврипид
Основные жанры классической литературы - - трагедия (Эсхил, Софокл,

Еврипид) и
- комедия (Аристофан).
Новые жанры эллинизма:
- комедия нравов;
- александризм;
- придворной эпос;
- буколики;
- романы-утопии.

Аристофан


Слайд 14Первые римские писатели - греки (Ливий Андроник Луций),
а

первые произведения на латыни –
переводы с греческого («Одиссея»).
Собственно римский литературный жанр - «сатура» - смесь разных стихов.
В I в. до н.э. римская литература поднялась на более высокую ступень (Т. Л. Кар - «О природе вещей»; Г. В. Катулл - лирическая поэзия; Т.Варрон - первая римская энциклопедия.


Т. Л. Кар

Г. В. Катулл

Т.Варрон


Слайд 15
Цицерон - философские и юридические сочинения, труды по

теории ораторского искусства, письма).
Годы правления Августа - «золотой век латинской поэзии».
Кружок Мецената: Вергилий, Гораций, Проперций. Имя Мецената стало нарицательным и обозначает богатого покровителя наук и искусств.
Поэзия Овидия.

Цицерон

Меценат

Вергилий

Гораций

Овидий


Слайд 16III. ЗРЕЛИЩНАЯ КУЛЬТУРА
Первоначально связана с религиозными ритуалами,

а с VI - V в. до н.э. - более светская.

Слайд 17Самый знаменитый праздник Древней Греции - Олимпийские игры, посвященные Зевсу; в

Риме – Римские игры, посвященные Юпитеру.
Праздники в Риме: ординарные (ежегодные) и экстраординарные. Общая продолжительность только ординарных игр в году - 76 дней.


Слайд 18 С 264 г. до н.э. в Риме проводятся
гладиаторские

бои
(заимствованы у этрусков как погребальные игры).
С 105 г. до н.э. стали публичным зрелищем.

Слайд 19Надгробный рельеф,
1 век до н.э.
В Императорском Риме - многодневные

зрелища
(ристания колесниц, травля зверей, гладиаторские бои, смертные казни, массовые раздачи подарков зрителям).

Слайд 20ТЕАТР
Возник как часть религиозных праздненств,
затем превратился в самостоятельный

вид
искусства.
В Греции: действие происходило на круглой
площадке у подножия холма (орхестре), за
которой – палатка (скена) для переодевания
артистов. На склонах холма делались ступени
для зрителей (театрон).

Реконструкция театра в Афинах,
5 век до н.э.


Слайд 21Действие разыгрывалось
как диалог между актером
и хором.
Актерами

были только
мужчины, выступавшие в
масках.

Театр в Эпидавре,
350-330 г. до н.э.

Театр в Пергаме, 2 век до н. э.

Мельпомена.
Муза трагедии


Слайд 22Маски греческого театра
Маска «гетеры» из новоаттической
комедии
Трагическая маска
Комические маски


старика и лицемера

Слайд 23В Риме 50 праздничных дней в году отводилось театральным представлениям.
Каменное здание


театра было построено
лишь в 55 г. до н.э.

Театр Марцелла, Древний Рим, 1век до н.э.

Театральные маски римской комедии

Маска
римского
пантомима


Слайд 24 В храмовом
строительстве
сложилась
ордерная
система
архитектуры.
Она предполагает:
строгую

соразмерность частей здания;
четкое разделение несущих и несомых частей;
широкое использование колонн;
украшение храма скульптурой и живописью;
органичное включение здания в ландшафт.

IV. АРХИТЕКТУРА


Слайд 25Ионический
Капитель колонны
коринфского ордера
Дорический
Греческие архитектурные ордера:


Слайд 26Создаются сложные архитектурные ансамбли (афинский акрополь с Парфеноном).
Афинский акрополь. Реконструкция
Афинский

акрополь

Афинский акрополь.
План-реконструкция


Слайд 27Реконструкция
Акрополя
(по Г. Стевенсу, 1946):
Храм Ники Аптерос.
Пинакотека.
Пропилеи.
Стена

пеласгов.
Статуя Афины Промахос.
Место старого
храма Афины.
Эрехфейон.
Алтарь Афины.
Парфенон

Слайд 28Парфенон
Парфенон. Иктин и Калликрат
447-438 гг. до н.э.


Слайд 29Пропилеи. Мнесикл
(437-432 гг. до н.э.)
Храм Ники Аптерос. Калликрат
(зак. в 421 г.

до н.э.)

Эрехтейон
(ок. 421-407 гг. до н.э.)

Театр Диониса


Слайд 30Афинский акрополь с Парфеноном
Эрехтейон. Портик кариатид


Слайд 31Эллинизм – основание множества новых
городов, стремление к грандиозности построек;
роскошь внутренней

и внешней отделки.

Александрийский маяк

Галикарнасский мавзолей

Колосс Родосский


Слайд 32РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Римская архитектура развивалась под греческим и этрусским влиянием.


Слайд 33Основа римской архитектуры – сооружения для практических нужд.
В IV-III вв. до

н.э. Рим строится без плана.
Ведущий тип– инженерные (военные и
гражданские) сооружения, материал
сырцовый кирпич.

Акведук Пон дю Гар. I в. до н.э. – I в. н.э.

Остатки древнеримской дороги


Слайд 34Во II-I вв. до н.э. – плановая застройка,
материалы –

обожженный кирпич, бетон, мрамор.
В период империи:
широкое разнообразие архитектурных форм и строительных
материалов;
в городах - каменные мостовые, водопроводы, канализация, отопление;
сотни мощёных камнем дорог.

Слайд 35Новые типы зданий: базилики, амфитеатры,
цирки, термы, триумфальные арки и др.
Арка

императора
Константина в Риме

Амфитеатр в Арле. I в. н.э.

Базилика Максенция
в Риме. 307-312 гг.

Термы Каракаллы в Риме. Начало III в. Интерьер (графическая реконструкция)


Слайд 36Особенности римской архитектуры:
монументальность и масштабность сооружений;
пышность отделки зданий.
Римский формум. Реконструкция
Золотой дом

Нерона. 64 г.

Слайд 37Римские архитектурные ордера: тосканский и композитный


Слайд 38В 80 г. н.э. в Риме построен амфитеатр Флавиев (Колизей) на

50 тыс. зрителей.

Колизей. Современный вид и реконструкции.


Слайд 39Пантеон
Диаметр купола храма «всем богам» - Пантеона
– 43,2 м.


Слайд 40V. СКУЛЬПТУРА
Назначение скульптуры:
религиозное;
идеологическое;
декоративное;
мемориальное.
Терракотовая статуэтка
"Афродита с Эротом"
Конец IV в. до н.э.
Зевс

Олимпийский. Фидий. Реконструкция

Слайд 41Архаическая скульптура
курос кора
«архаическая» улыбка
статичность и обобщенность
образов


(курос - «юноша» и
кора – «девушка»).

Слайд 42 В VI-V вв. греческие мастера преодолели неподвижность и скованность

архаических фигур, научились передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний. Их статуи полны жизни и движения.


Мирон.
Дискобол.
Втор. четв.
V в. до н.э.

Лисипп. Геракл, борющийся
с немейским львом. IV в. до н.э.


Классика


Слайд 43Леохар. Аполлон
Бельведерский.
IV в. до н.э.
Фидий.
Афина


Слайд 44Скульптура эллинизма
отражает новые веяния эпохи: дух беспокойства и внутреннего напряжения, стремление

к помпезности и театральности.

Агесандр, Афинодор, Полидор.
Лаокоон и его сыновья.

Скопас. Менада

Ника Самофракийская


Слайд 45Республиканский Рим:
массовое портретирование;
ввоз греческой скульптуры;
копирование.
Римлянин с масками предков
Портрет римлянина.
III

в. до н. э.

Портрет патриция.
I в. до н. э.


Слайд 46Императорский Рим:

реализм портретной
скульптуры (изображения
императоров, императриц,
военачальников,
поэтов, философов и

др.).

Слайд 47IV. ЖИВОПИСЬ Фресковая настенная живопись Крита
«Парижанка»
«Синяя птица»
«Мартышка»
«Правитель»
«Дельфины»
«Грифон»


Слайд 48Ювелирные изделия и керамика Крита
Кулон
Серьга в форме головы быка
Минойские пчелы
Минойские

керамические сосуда

Слайд 49Вазопись
канфар – чаша для вина.
ойнохоя – кувшин для воды или

вина.
кратер – сосуд для смешивания вина с водой.
гидрия – сосуд для воды.
лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.
скифос – большая чаша для вина. киаф –черпак для разбавленного вина.
килик – самая распространённая чаша для вина
пелика – сосуд для хранения.

Слайд 50Принято выделять четыре стиля вазописи:
Геометрический стиль складывается в IX-VIII в. до

н.э., распространенным украшением его был геометрический орнамент, условно-стилизованные фигуры людей и животных.
В конце VII в. до н.э. вазы стали украшать восточными узорами, этот стиль называется «ковровый».
В VI в.до.н.э. в Афинах получил распространение чернофигурный стиль. Сосуды стали украшать многофигурными композициями из жизни богов. Фигуры рисовали черным лаком на желтом, оранжевом и розоватом фоне.
Около 530 г до н.э. афинские мастера создали краснофигурный стиль.
На черном фоне неокрашенные фигуры имели цвет глины.

Слайд 51Фаюмские портреты
В эпоху эллинизма возникает особый тип портрета, выполненного восковыми красками.

Они найдены в оазисе Фаюм и изображают египтян, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I–IV вв.

Слайд 52Римская мозаика
Мозаика из римской виллы в Ципори
Битва кентавтов с хищниками.
Мозаика

виллы Адриана в Тиволи.

Венера. III в.  Мозаика
Буллы. Тунис


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика