Кубань в эпоху Золотой Орды презентация

Впервые монголо-татары появились на Северном Кавказе в 1221-1222 гг., разгромив алан и половцев. Когда главные их силы выступили в поход против Руси в 1236 г., то часть войск

Слайд 1ТЕМА 3
Кубань и Северо-Западный Кавказ в XIII-XVIII вв.: от монголо-татарского нашествия

до присоединения к России

Кубань в эпоху Золотой Орды. Итальянские колонии в Северном Причерноморье.
Распространение христианства и ислама на Кубани.
Появление на Кубани казаков. Казаки-некрасовцы.


Слайд 2Впервые монголо-татары появились на Северном Кавказе
в 1221-1222 гг., разгромив алан

и половцев.
Когда главные их силы выступили в поход против Руси в 1236 г.,
то часть войск была направлена на Северо-Западный Кавказ.
Осенью 1237 г. захватчики, возглавляемые братьями Батыя,
вторглись в земли адыгов.

Слайд 4Генуя была купеческой республикой и вела активное соперничество за торговые пути

через Чёрное и Азовское моря с Венецией. Интерес итальянских купцов к Черному морю был вызван прежде всего тем, что традиционные торговые пути между Востоком и Ев­ропой (проходившие главным образом через Средиземноморье) в результате монголо-татарского завоевания мира оказались нарушенными.

Слайд 5В начале XIII века Византия оказалась захвачена крестоносцами. В Малой Азии

сохранилось небольшое греческое государство – Никейская империя, которая вела борьбу за восстановление Византийской империи. И именно с этим государством генуэзцы заключили союзный договор. В 1261 г. никейские войска овладели Константинополем и Византия была восстановлена. Таким образом, Генуе удалось изгнать с Чёрного моря Венецию, которая была союзником государства крестоносцев. В обмен на предоставление материальной и военной помощи Генуя получила исключительное право торговли на Черном море.


Слайд 6Генуэзские колонии в Крыму и на черноморском побережье Кавказа


Слайд 7На территории Кубани генуэзцы имели свои колонии: Копа (Славянск-на-Кубани), Матрега (ст.

Тамань), Мапа (Анапа), Калолимен (р-н совр. Новороссийска), Мавролако (Геленджик). Важнейшее значение для сохранения позиций генуэзцев в Приазовье имела Тана (Азов), обладавшая богатейшим рыбным рынком. Политическим, экономическим центром всех ге­нуэзских колоний, средоточием всей черноморской (транзитной) торговли стала Кафа (совр. Феодосия).

Документы еще XIII в. говорят о товарообмене с черкесами в устье Кубани, о ярмарке в Копе. В обмен на икру и рыбу местное население получало грубые ткани, а генуэзцы - громадную прибыль, о которой упоминают источники даже XVI в. В Европу вывозились следующие товары: соленая рыба, икра, строе­вой лес, зерно (просо, ячмень, пшеница), фрукты, ово­щи, вино, мясо, меха, воск, кожи, смола, пенька.


Слайд 8Кафа – главная колония генуэзцев на Черном море


Слайд 9В 1453 г. турки-османы завладели Константинополем. Византийская империя перестала существовать, и

морской путь, связывающий генуэзские колонии на Черном море с метрополией, был взят турками под контроль. Генуэзская республика оказалась перед лицом реальной угрозы.

31 мая 1475 г. к Кафе подошла турецкая эскадра. Кафа, имевшая мощные укрепления, сдалась через несколько дней. Во второй половине 1475 г. турки совершили поход в сторону Дона и Приазовья, захватив Матрегу, Копу, Тану и др. Центром османских владений в Причерноморье стала Кафа, где разместился султанский наместник.


Слайд 10Распространение христианства и ислама на Кубани
Согласно христианской традиции жителей Северо-Восточного Причерноморья

крестил апостол Андрей Первозванный. Тайные общины первых христиан существовали в боспорских городах, что подтверждается археологическими материалами. Уже под актом Первого Вселенского собора (325 г.) стоит подпись боспорского епископа.

Катакомбы, открытые в 1912 г. Рельефный крест над входом. Пантикапей (Керчь). IV–V вв.

Перстень с крестом и двумя рыбами по сторонам. Керченский п-ов. III–IV вв.

Катакомбы, открытые в 1890 г. Пантикапей (Керчь). На стенах красной краской написаны Трисвятое, 90-й псалом и прокимны. 491 г.


Слайд 11Упоминания о проникновении христианства на Северо-Западный Кавказ и в города Таманского

и Крымского полуостровов относятся ещё к первым годам IV века. Так в Керчи был найден христианский надгробный памятник датированный 304 годом, а в 324 году на Никейском соборе присутствовал Боспорский епископ Кадм. Согласно существовавшим уже в раннем средневековье преданиям, Зихия, Абазгия (Абхазия), и аланские земли в верховьях Кубани являлись местом ссылки многих христиан Римской империи на рубеже III и IV веков. Они являлись одними из первых проповедников христианства на Северном Кавказе. Известно, что этим же занимались и специально посланные проповедники из Закавказья. В VI веке христианство утвердилось в соседней с адыгами Абазгии где был построен византийцами храм.

Большую роль в христианизации западнокавказских народов сыграла Зихская епархия. Первые сведения о Зихской епархии Константинопольского патриархата относятся к первой трети VI в.: епископ Зихии Дамиан участвовал в работе Константинопольского синода 526 г. Центром новообразованной епархии был городок Никопсис, стоявший на границе Зихии и Абхазии.


Слайд 12Католики появились в Северо-Восточном Причерноморье вместе с итальянцами. Однако существенного успеха

в обращении адыгов в католицизм им добиться не удалось. В большинстве своем местное население придерживалось в христианстве греческого (православного) обряда, в быту сохраняя существенные пережитки язычества.

Тысячелетний период усилий по христианизации предков адыгов оставил глубокие следы в сознании и культуре народа. Например, названия дней недели у адыгов имеют христианское происхождение, очень долго сохранялось у них почитание креста, а в язык навсегда вошли многие слова, заимствованные из христианской культовой терминологии.

Причины угасания христианской традиции у адыгов:
Уход из региона носителей христианства (греков, затем русских и позднее - итальянцев);
отсутствие священнослужителей и системы их подготовки из местных жителей;
политическая экспансия Османской империи, сопровождавшаяся усиленной пропагандой ислама.

Ислам прочно укрепился среди адыгов в XVIII в.


Слайд 13
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО
1441-1783 гг.
Вассал Турции в 1478-1774 гг.
Хаджи Герай (1441-1466)
Нур Девлет 1466-1469;

1475-1476)
Менгли Герай (1469-1475; 1478-1515)
Мехмед Герай (1515-1523)
…..

Слайд 14ПОЯВЛЕНИЕ НА КУБАНИ ПЕРВЫХ КАЗАКОВ
Появление первых групп казаков на Кубани теснейшим

образом связано с борьбой донских казаков за свои былые права, в том числе право не выдавать бежавших на Дон людей. После проведения патриархом Никоном в середине 1650-х годов церковной реформы в церкви и стране произошел раскол -появились старообрядцы.

Приверженцы старых обрядов массово бегут на окраины Российского государства, в степи Дикого поля, находя, в частности, убежище у донских казаков.

Патриарх Никон (1605-1681)

В 1687-1689 гг. донские старообрядцы терпят поражение - их предводители были выданы Москве, городки сожжены.
В апреле 1688 г. более тысячи непокорных казаков бежало под предводительством Л. Маныцкого на Северный Кавказ, в район Большой Кабарды на реку Куму.


Слайд 15
НЕКРАСОВЦЫ
Игнат Федорович Некрасов 
(1660—1737)
Кондратий Афанасьевич Булавин
(ок. 1660-1708)
Восстание под руководством Кондратия Булавина 1707-1708

гг.

После ряда поражений повстанцы разработали план отступления на Кубань. Осуществил его ближайший сподвижник К. А. Булавина - Игнат Некрасов, который увел в конце августа 1708 г. несколько сот казаков вместе с семьями с Дона на Правобережье Кубани, входившее тогда в состав Крымского ханства

Приняв участие в русско-турецкой войне 1710-1711 гг. на стороне татар, казаки-некрасовцы переселились на правый берег Кубани, избрав в качестве своего основ­ного местопребывания болотисто-островные земли Таманского полуострова.

XVIII в. - время расцвета Древлеправославной (старообрядческой) церкви на Кубани. Здесь возводятся храмы, а в середине XVIII в. на Кубани в потаенном месте был основан даже монастырь.
На Кубань бегут донские, терские ка­заки, крестьяне российских губерний.
Казачье население некрасовских городков, объединившись со «старыми» кубанскими казаками, обра­зовало в 1710-1720-х годах свое войско - Кубанское казачье войско (ханское). Сами казаки окончательно стали служилыми людьми хана.

Первая группа некрасовцев появилась в Российской империи в 1911 г. Это были молодые казаки, спасавшиеся от призыва в турец­кую армию. Семейный исход казаков-некрасовцев начался в 1912 г. Их пе­реселение уже в СССР продолжилось в 1920-е годы, завершившись в 1962 г. (Ставропольский край).

Казаки-некрасовцы. Фото 1895 г.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика