Колониальные империи XVI - начала XX веков. Национально-освободительные революции в Латинской Америке презентация

Содержание

  Цель изучения темы: Ознакомить студентов с историей возникновения и особенностями право-вого положения и управления Английскими, Французскими, Португальскими и Испанскими колониями XVI - начале XIX вв. Более

Слайд 117
Тема:

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В НОВОЕ ВРЕМЯ

КОЛОНИАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ
XVI - начала XX вв.

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ

РЕВОЛЮЦИИ
В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ


← ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ➲


Слайд 2
 
Цель изучения темы:

Ознакомить студентов с историей возникновения и особенностями

право-вого положения и управления Английскими, Французскими, Португальскими и Испанскими колониями XVI - начале XIX вв. Более подробно рассмотреть вопрос борьбы за независимость латиноамериканских колоний, возникно-вение государств, причин и особенностей возникновения диктаторских режимов.

План:

Британская колониальная империя.
Французская колониальная империя.
Латинская Америка







Слайд 3
БРИТАНСКАЯ
КОЛОНИАЛЬНАЯ
ИМПЕРИЯ
Первая английская колония была основана в Северной Америке

в 1607 г. Одновременно в Индии возникают колонии Ост-Индской компании. После буржу-азной революции, вытеснив вооруженным путем своих конкурентов в колони-альной политике – Испанию и Францию, Англия овладела Северной Америкой (кроме Мексики), частью Индии (Бенгалия), Гибралтаром и другими территориями.
Следствием последующей колониальной экспансии был захват территорий в Африке, присоединение всей Индии, приобретение Цейлона, освоение Австралии и Новой Зеландии. К середине XIX в. Англия стала крупнейшей колониальной империей.
Вслед за военными в колонии прибывали купцы и промышленники. Захва-ченные земли и народы подвергались планомерному ограблению. Накопленный капитал вывозился в метрополию, что способствовало промышленному перево-роту XVIII века.
Среди британских владений XIX в. выделяется три типа колоний.

БРИТАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЕ
(Канада, Австралия,
Новая Зеландия и др.)
включая
ссыльно-каторжные
поселения

КОЛОНИИ
ОСТ-ИНДИЙСКОЙ
КОМПАНИИ
(Индия)

ИРЛАНДИЯ








Слайд 4БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ.






Слайд 5
БРИТАНСКАЯ
КОЛОНИАЛЬНАЯ
ИМПЕРИЯ
К первому типу колоний относятся т.н. переселенческие, где

население главным образом состояло из английских эмигрантов (Канада, Австралия и Новая Зеландия и др.). Изначально они находились в сравнительно благопри-ятном положении, и здесь относительно быстро утвердился режим администра-тивной, а затем и политической автономии.
Первой среди английских переселенческих колоний получает самоуправление Канада. Это самоуправление копирует английский образец: двухпалатный парла-мент, ответственное правительство, премьер-министр. В то же время, губерна-тор колонии, назначаемый из Лондона, обладал фактически королевской властью.
В 1867 году самоуправление Канады получило конституционную санкцию в «Акте о Британской Северной Америке».
Со временем приобрели представительное управление с ответственными министерствами переселенческие колонии в Новой Зеландии (1852 г.) и Австралии (Новый Южный Уэлс, Южная Австралия, Виктория, Тасмания). Для этих колоний (доминионов), важное значение имел акт 1865 г. «О действительности колони-альных законов». Англия признавала, что законы, принятые парламентами доминионов, могут быть оспариваемы только в случае их противоречия имперским законам, прямо относящимся к данной колонии.








Слайд 6КОЛОНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АВСТРАЛИИ






Слайд 7
БРИТАНСКАЯ
КОЛОНИАЛЬНАЯ
ИМПЕРИЯ
Второй тип колонии сформировался в Индии. Здесь под

властью Ост-Индийской компании оказалась богатейшая, огромная по территории страна с многомиллионным населением.
Вся деятельность Ост-Индской компании была ориентирована на ограбление Индии. Колонизаторами использовался принцип «разделяй и властвуй». Этому способствовала политическая раздробленность (более 600 феодальных княжеств), почти полное отсутствие экономических связей между провинциями, языковая и религиозная разобщенность населения, племенная рознь и кастовый строй.
Фактически воинские части в Индии не только содержались за счет самой коло-нии, но имели в своих рядах индусов и представителей иных местных народов. Многочисленные восстания против колонизаторов (наиболее крупное – восстание сипаев в 1857 г.) подавлялись с особой жестокостью.
Тем не менее восстание сипаев, поддержанное населением, заставило англий-ское правительство пересмотреть систему управления Индией. Ост-Индская ком-пания была ликвидирована. Единственным главой индийской администрации был объявлен генерал-губернатор («вице-король»), подчиняющийся специально соз-данному министерству по делам Индии, а английская королева Виктории про-возглашалась «императрицей Индии» (1877г.). Однако, это не привело к каким-либо принципиальным изменениям.








Слайд 8
БРИТАНСКАЯ
КОЛОНИАЛЬНАЯ
ИМПЕРИЯ
Третий тип колониальных владений Англии представлен Ирландией.

Данная территория была захвачено еще в XII веке, часть населения уничтожено во время вторичного завоевания войсками Кромвеля, экономика разрушена.
В результате, Ирландия с 1800 г. стала считаться частью «Соединенного Коро-левства Великобритании». Здесь располагались поместья английской знати. Ир-ландский народ, оказавшийся благодаря английской политике на грани вымирания, вынужден был массово эмигрировать. Те, кто оставались работали за гроши.
Все управление Ирландией находилось в руках англичан.
Освободительное движение, возглавленное тайным обществом фениев, все же вынуждало правительство проводить, хоть и ничтожные по значению, реформы. Например, в 1869 году католики-ирландцы были уравнены в правах с англичанами-протестантами. Эта мера имела значение только для небольшой зажиточной части ирландцев. Законом 1870 г. несколько ограничивалось право помещиков сгонять арендаторов-ирландцев с земли. Борьба ирландской фракции в английском парла-менте за самоуправление результатов не имела.
Ирландский народ продолжает борьбу с захватчиками до сегодняшнего дня.








Слайд 9
БРИТАНСКАЯ
КОЛОНИАЛЬНАЯ
ИМПЕРИЯ
В конце XIX в. молодые промышленно развитые государства

США и Герма-ния стали оттеснять Англию в экономической сфере. Ее промышленная моно-полия и лидерство на мировом рынке были утеряны. Империалистические круги Англии видели выход в увеличении числа колоний. В результате кровопро-литных войн с голландскими колонизаторами в Африке, под власть Англии пе-решли Нигерия, Кения, Южная Африка, а следом Золотой Берег, Южная и Северная Родезия и др. Англия захватывает Суэцкий канал, о. Кипр, завершает завоевание Бирмы и устанавливает контроль над Египтом и рядом арабских территорий.
Страна с территорией 230 тыс.кв.км и населением 40 млн. человек владела колониальной империей площадью 32 млн.кв.км с населением 450 млн. человек.
Однако континентальная Англия, уже была не в силах контролировать огром-ную империю и была вынуждена считаться с предпринимателями, осевшими в колониях. В результате английское правительство согласилось на объединение австралийских колоний в единый доминион. Конституция 1900 года санкциони-ровала превращение Австралии в Федеративный союз пяти штатов, каждый из которых сохранял за собой административную автономию. В 1909 году права доминиона были предоставлены Южно-Африканскому союзу. С 1887 года пра-вительство Великобритании стало практиковать создание «колониальных кон-ференций» с участием правительств доминионов.







Слайд 10Колониальные
владения
европейских
государств
в Африке

Конец XIX –
начало XX вв.






Слайд 11
ФРАНЦУЗСКАЯ
КОЛОНИАЛЬНАЯ
ИМПЕРИЯ
ФРАНЦУЗСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Начало французской колониальной политике было положено еще в XVI веке и сопровождалось неудачной борьбой с опередившими ее Испанией и Португалией. В начале XVII в. Франции удалось обосноваться в Канаде (Квебек, Монреаль). Следом, она захватила острова Мартинику, Гваделупу, часть Гаити и др. В XVII в. французы вторгаются в Африку (Сенегал) и на о.Мадагаскар. Однако, последний остров Франция вынуждена была оставить из-за сопротивления местного насе-ления. Одновременно была сделана попытка закрепиться в Индии.
Поражение Франции в Семилетней войне (Парижский мир 1763 г.) завершилось сокращением колоний. Остались только о. Мартиника, Гваделупа, часть Сенегала в Африке. Канада, Индия и другие территории перешли Англии. Свои потери Франция компенсировала завоеваниями территорий в Африке и Индокитае.
Активизация колониальных захватов Франции приходится на послерево-люционный период. Начиная с 1830 г., не смотря на ожесточенное сопротивление местных племен, за 20 лет Франции удалось завоевать Алжир. В 50-60-х годах XIX века начались завоевания в Индокитае захватив Кхмер (Камбоджу). Вновь были расширены владения в Сенегале, покорена Мавритания, о. Таити и Мар-кизские острова в Тихом океане. В 1881 году французская армия вторглась в Тунис. Следом был захвачен ряд центральноафриканских областей в бассейнах рек Конго и Нигер и у истоков Нила.
В результате в Африке возникла огромная французская колониальная империя, в которую входили: В Западной Африке: Сенегал, Гвинея, Судан, Мав-ритания, Нигерия и др.; в Экваториальной Африке: Конго, Чад, Габон; в Северной Африке: Алжир, Тунис и Марокко. 1895 году Франция наконец покорила Мада-гаскар. Колонизация сопровождалась уничтожением или оттеснением на непло-дородные земли коренных враждебных племен, установлением власти коло-ниальной администрации.
В 1886 году было завершено и завоевание Индокитая.








Слайд 12
ФРАНЦУЗСКАЯ
КОЛОНИАЛЬНАЯ
ИМПЕРИЯ
В результате Французская колониальная империя, уступавшая только Англии,
имела

территорию (например, после первой мировой войны) около 12 млн. кв. км, с населением более 60 млн. человек. Большинство французских колоний была поде-лена на четыре генерал-губернаторства: Французской Западной Африки, Фран-цузской Экваториальной Африки, Мадагаскара, Индокитая.
В отличие от Англии, менее развитая в промышленном отношении Франция, не смогла наладить столь интенсивное использование колоний. Импортно-экспортные операции с ними составляли около 10-12% от внешней торговли (в Англии - 40% ). Поэтому колониям была отведена роль сырьевого придатка для промышленности метрополии. На захваченных землях создавались крупные сельскохозяйственные имения в которых использовался практически даровой труд местного населения.
Наиболее населенным и богатым считалось генерал-губернаторство Индокитай. Для удобства управления его разделили на 4 части: Кохинхина (Южный Вьетнам), Тонкий (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. Здесь генерал-губернатор Индокитая располагал верховной властью в отношении всех местных резидентов. Южным Вьетнамом французские власти управляли не-посредственно, а Камбодже и Аннаме были сохранены местные династии.
Алжир находился в ведении министерства внутренних дел (а не колоний) и де-лился на три департамента. Гражданское управление осуществлялось префектами и генеральными советами. Туземное население по своим делам обращалось к военным властям (дивизионным генералам). Коренные алжирцы не имели граж-данства, а считались только подданными Франции. Только после первой мировой войны (в 1919 г.) закон предоставил право гражданства тем коренным алжирцам, которые участвовали в войне или имели французские знаки отличия, располагали земельной собственностью, читали и писали по-французски.
В Тунисе и Марокко были сохранены местные монархии. Однако распоряжения Тунисского бея и султана Марокко имели силу только при наличии визы фран-цузского резидента.







Слайд 13
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
Создание колониальной системы Испании и Португалии в

Америке относится к концу XV - началу XVI вв.
Завоевание:
официально: рассматривалось как цивилизаторская миссия и обращение в христианство язычников-индейцев;
фактически: осуществлялось конкистадорами вооруженным путем. Следствием стало уничтожение древней индейской цивилизации и государственность майя, инков, ацтеков и других народов.
Земля была объявлена собственностью короны, но фактически с XVI в. она перешла в руки колонизаторов-конкистадоров и католической церкви.
Первоначально здесь получила распространение разновидность полукрепостни-чества-полурабства индейцев - т.н. система энкомиенды, а с XVIII в. - пеонаж - долговая кабала, построенная на полуфеодальных арендных отношениях.
За 300 лет Испанией в Америке была создана самая крупная колониальная империя с единой католической верой и с централизованной системой полити-ческого управления.
Официально главой колоний считался испанский король, фактически - общее руководство испанскими колониями осуществляли Торговая палата, а с 1524 г. - созданный при короле Совет по делам Индий. Совет издавал колониальные законы, назначал чиновников, являлся верховной апелляционной инстанцией для колони-альных судов.
Высшую власть в самой Америке осуществляли вице-короли. К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (сто-лица Мехико), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес).

БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ








Слайд 14
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Вице-короли командовали вооруженными силами, издавали местные законы, возглавляли

администрацию, закрепляли земли и индейские общины за испанскими переселенцами, контролировали сбор налогов. В официальной доктрине вице-королевства рассматривались как находящиеся в федеративном союзе с Испанским королевством (королевства Леона и Кастильи).
В менее значимые колонии назначались генерал-капитаны, которые номинально подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной само-стоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий. К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе.
Важную роль в колониальном управлении играли создаваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции. Колонии делились на управляемые губернаторами провинции. Губернаторы возглав-ляли местную администрацию, суд, управляли церковью.
Все высшие должности колониальной администрации в Латинской Америке заме-щались выходцами из числа испанской феодальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (3—6 лет). Только в городское самоуправление допускались «креолы» - потомки испанских поселенцев утративших «чистоту крови». Богатая верхушка общества составляла муниципальную корпорацию - кабильдо. Управление городами осуществляли советники — рехидоры и избираемый ими алькальд.
Важную роль в колониальном управлении играла католическая церковь. Папская булла 1493 г. предоставляла испанским королям право патронажа над церковью в колониях, включая назначения на церковные должности. В итоге церковь стала частью колониального аппарата. Инквизиционные суды карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей.







Слайд 15
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Церковь являлась крупным землевладельцем (1/3 всех пахотных земель

коло-ний). В отдельных случаях церковные институты даже претендовали на безраздель-ную власть в колониях. Так, например, в Парагвае орден иезуитов создал некую автономную территорию закрытую даже для официальных властей (просущество-вала около века). Здесь, в церковных владениях (редукциях), использовался прину-дительном труд индейцев.
Чиновничий аппарат колониального управления в Латинской Америке отличался бюрократизмом и коррупцией. Отдаленность от Испании оправдывала беззакония. К концу XVIII в. зависимость от метрополии вице-королевств и генерал-капитанств существенно ослабла.
Испанская администрация разработала для колоний массу законодательных актов. В 1680 г. был издан Свод законов королевства Индий (9 книг и 6377 законов) - первый в истории официальный сборник колониального права.
Колониальное законодательство закрепляло систему феодальной земельной собственности (энкомиенды, асьенды, латифундии) и сословное деление общества.
Урожденным испанцам и креолам предоставлялись феодальные привилегии (дворянские титулы), одновременно закреплялось неполноправие индейцев, приве-зенных в колонии рабов-негров (самбо) и лиц смешанного происхождения (метисов, мулатов). В то же время, не смотря на то, что креолы, составляли основную часть феодальной знати в Латинской Америке (идальго и кабальеро), они по правовому положению стояли ниже, чем лица, родившиеся в Испании т.к. не сохранили «чисто-ту крови».
В Бразилии, являвшейся колонией Португалии сложилась аналогичная система управления. С XVII в. колониальную администрацию возглавил вице-король, при котором были созданы военное и налоговое ведомства., Ему подчинялся местный аппарат управления. Но колониальная система в Бразилии была менее центра-лизованной, т.к. метрополии не удалось полностью преодолеть местный сепаратизм, опиравшийся на феодальные права фазендейро (плантаторов, эксплуатировавших преимущественно труд негров-рабов).







Слайд 16

ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
ЗАВИСИМОЕ ЭКСПЛУАТИРУЕМОЕ НАСЕЛЕНИЕ







САМБО – привезенные негры-рабы
МУЛАТЫ – негры смешанной крови с

белыми

МЕТИСЫ – индейцы смешанной крови с белыми

ПЕОНЫ – арендаторы-индейцы, находящиеся в полуфеодальной зависимости


ФЕОДАЛЬНОЕ СОСЛОВИЕ (ИДАЛЬГО И КАБАЛЬЕРО)
и ИНЫЕ СВОБОДНЫЕ (КАБИЛЬДО и пр.)








КРЕОЛЫ – потомки колонизаторов-конкистодоров не
сохранившие «чистоту крови» (испанцы смежавшиеся
в браках с индейцами)

Урожденные испанцы, сохранившие «чистоту крови»

ГРАНДЫ (дворянство) и священнослужители

СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
В ИСПАНСКИХ КОЛОНИЯХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ







Слайд 17
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
В ИСПАНСКИХ КОЛОНИЯХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА ИСПАНИИ
(королевства ЛЕОНА

И Кастильи)

СОВЕТ ПО ДЕЛАМ ИНДИЙ ПРИ КОРОЛЕ ИСПАНИИ

ВИЦЕ-КОРОЛИ

ГЕНЕРАЛ-КАПИТАНСТВА





АУДИЕНЦИИ – судебно-административные органы
при вице-королях или генера-капитанах

ГУБЕРНАТОРЫ ПРОВИНЦИЙ

Местная
администрация

Суд

Церковь
(епископат)

ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
КАБИЛЬДО
(муниципальная корпорация)





АЛЬКАЛЬД
(избранный рехидорами)

РЕХИДОРЫ (советники)

ФЕОДАЛЬНЫЕ
ВЛАДЕНИЯ
Энкомиенды
Асьенды
Латифундии
(Фазендейро – у пор-
тугальцев)

Суд
инквизиции

РЕДУКЦИИ
церковные
землевладения


















Слайд 18ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИИ
В ЮЖНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ

ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ






Слайд 19
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Освободительная война 1810 -1826 гг.
и образование независимых государств.
Несмотря

на многочисленные ограничения со стороны метрополий, в колониях зарождались капиталистические отношения, росло национальное самосознание. Дан-ный процесс был ускорен под влиянием революционной борьбы за независимость США и революции во Франции.
В силу своего особого положения в колониальном обществе (богатство, доступ к образованию, навыки военной и политической деятельности), ведущую роль в рас-тущем движении за независимость играли креолы.
Война за независимость в Латинской Америке началась после вторжения войск Наполеона I в Испанию и смещения короля Фердинанда VII (из династии Бурбонов). На престол был посажен брат Наполеона Жозеф. Колониальный аппарат был пара-лизован - создалась благоприятная обстановка. В 1810 г. начались антииспанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах.
Освободительная война в колониях прошла два этапа.
На первом этапе освободительной войны (с 1810 по 1815 гг.) создавались прави-тельственные хунты, которые руководили движением патриотов и одновременно становились ядром зарождающейся государственности. В хунтах выдвинулись такие талантливые военные предводители и государственные деятели, как С. Боливар, Xосе Сан-Мартин, X. Артигас и др. В ходе борьбы с испанской армией выраба-тывались формы организации политической и государственной власти, которые сменяли старую колониальную администрацию.
После поражения Наполеона-1 и возвращения на престол Фердинанда VII (в 1815 г.), испанской короне вооруженным путем удалось восстановить контроль за коло-ниями в Латинской Америке, исключая Ла-Плату. Одновременно, с целью привлечь на свою сторону влиятельные колониальные круги, на данные территории было рас-пространено действие либерально-демократической Кадисской конституции 1812 г. (принятой в европейской Испании).








Слайд 20
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
На втором этапе (с 1816 по 1826 гг.),

по мере успехов освободительной войны,
правительственные хунты или, в ряде случаев - учредительные конгрессы, стали принимать декларации о независимости отдельных колоний. Несмотря на существо-вавшие внутри антииспанского лагеря классовых противоречий, повстанцам удалось найти пути общественного согласия при утверждении первых национальных правовых документов (регламентов или статутов).
К концу освободительной войны на месте бывших испанских и португальских коло-ний возникли 10 независимых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американская федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением ост-ровных владений - испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали полити-чески самостоятельными государствами.
Война за независимость привела к формированию латиноамериканских наций (мексиканской, аргентинской, венесуэльской и т.д.) и национальной государст венности.
В ходе войны и в первые годы существования новых государств, романтически и радикально настроенные лидеры патриотов проводили реформы антифеодального характера. В большинстве стран была:
запрещена работорговля, ограничено или отменено рабство, упразднена подушная подать с индейцев и церковная десятина;
отменялись сословные привилегии, упразднялись дворянские титулы, ликви-дировались торговые и иные феодальные монополии;
одновременно утверждалось неограниченное право частной собственности, свобода предпринимательства и торговли;
в политическую практику вводились новые политические и правовые институты: вы-борность государственных органов, процессуальные гарантии личности (право на защиту, презумпция невиновности и т. д.), политические и личные права и свободы граждан.







Слайд 21
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Однако эти попытки буржуазных преобразований не смогли изменить

основы социально-экономической и правовой структуры по следующим причинам:
активного сопротивления влиятельной церкви и местной феодальной элиты – креолов;
сами представители угнетенных масс (крестьяне-индейцы, негры-рабы, городские низы и т. д.) продолжали находиться под влиянием католицизма и веры в незыб-лемость власти короля. В силу культурной отсталости и многовековой эксплуатации, они не были готовы к радикальным реформам и ликвидации полуфеодального-пол-урабского образа жизни.
В итоге, помещичьи и клерикальные силы, ставшие у власти в новых государствах, сумели сохранить свои основные традиционные привилегии и прежде всего огромные земельные латифундии. Буржуазные и разночинные элементы были слишком слабы и немногочисленны для осуществления демократических преобразований.

Первые конституции стран Латинской Америки.

Освободительная война объединила интересы представителей различных соци-альных групп и лидеров, придерживающихся различных политических взглядов на будущее устройство новых национальных государств, что вызвало острую поли-тическую борьбу по ряду принципиальных вопросов после победы.
В то же время, они были едины в том, что новая государственная власть должна строиться на самостоятельной конституционной основе. Причем первые конституции готовились под влиянием прогрессивной буржуазной идеологии США, Франции и Англии, а также с учетом традиционного испанского законодательства. Не смотря на отсталую социально-экономическую базу - преобладала прогрессивная идея республиканизма.








Слайд 22
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Пример США, где во время освободительной войны на

республиканской основе удалось добиться компромисса между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом, позволил сторонникам республиканского устройства получить поддержку круп-ных землевладельцев-креолов. Каждая из сторон надеялась в последствии добиться ведущей роли в органах управления государствами. Однако данный процесс шел не однозначно и в острой борьбе.
Например:
в Аргентине первая, т.н. Конституция Объединенных провинций Южной Америки (1819 г.), где в Учредительном собрании преобладало влияние помещиков-монар-хистов, вообще не указывала на форму правления. «Республиканская представи-тельная форма» правления оговаривалась только в Конституции Аргентины 1826 г.
в Мексике, после военного переворота 1822 г. к власти пришел авантюрист Итурби-де, провозгласивший себя императором Августином I. Только по Конституции 1824 г., принятой после нового переворота, была провозглашена республика.
в Бразилии, где антипортугальская вооруженная борьба возглавлялась консерва-тивно настроенными крупными землевладельцами – фазендейро, противостоящими одновременно нарастающему сопротивлению негров-рабов, первоначально утверди-лась монархия. Принц-регент Педру I августа 1822 г. издал манифест о независи-мости Бразилии и был провозглашен конституционным императором. После разгона Учредительного собрания и подавления республиканского движения император в 1824 г. откорректировал и даровал монархическую Конституцию. Предусмотренный ею принцип «разделения властей», как и в большинстве монархических конституций Европы, являлся только ширмой всесилия императора.
В процессе создания национальной государственности и ее конституционного оформления возникли разногласия по вопросам о государственном устройстве, степени административной централизации, правовом положении отдельных частей (провинций). Общество было разделено по этническому, классовому и социальному принципу.







Слайд 23
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Выделилось две основных точки зрения по будущему административному

уст-ройству государств:
Федералисты – к ним относилось большинство влиятельных лиц из числа крупных землевладельцев-латифундистов и клерикальные круги, имевшие огромное влияние на основную массу крестьянства. Данная группа располагала крупными материаль-ными средствами, владела огромными участками земли, имела собственные воору-женные силы. Для сторонников федерального устройства характерны сепаратистские настроения и отрицание сильной централизованной власти.
Унитаристы (к ним относилось большинство демократически настроенных лидеров освободительной войны) - выступали за создание крупных централизованных и уни-таристски организованных государств. С их точки зрения, только сильная правитель-ственная власть могла обеспечить в юных государствах твердый и демократический порядок. Позиция унитаристов отражала потребности буржуазного развития латино-американских стран. Однако, унитаризм в государствах, не имевших истории разви-тия демократических институтов, предполагал возможность восстановление чрезмер-ной централизации, бюрократизма и даже антидемократических по­рядков.
Наиболее острая борьба между сторонниками различных взглядов разгорелась в Аргентине. Однако в целом, в странах Латинской Америки победили идеи и практика федерализма (Бразилия, Мексика, Аргентина, Центрально-Американская конфедера-ция и др.). В то же время многие конституционные документы имели компромиссный характер.
Структура первых латиноамериканских конституций и организация государствен-ных органов формировались под влиянием европейского и североамериканского конституционализма. Практически все ранние конституции, содержали декларации прав человека и гражданина и иные демократические положения. Однако, создание демократических государственных институтов (выборность государственных органов, политические права и свободы и т.д.) носило чисто подражательный механический характер, т.к. в латиноамериканских странах отсутствовала должная социальная база и политико-правовые традиции. Поэтому, многие передовые конституционные идеи претерпели существенные изменения в поиске собственных конституционных форм.







Слайд 24
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Первая попытка оформления с помощью конституции новой власти

была предпри-нята патриотическими кругами Венесуэлы. Провозглашенная в 1811 г. Конституция, закрепившая федеративное устройство республики, копировала большинство консти-туционных документов США. Прогрессивные в целом положения данной Конституции прекратили свое существование вместе с падением Первой Венесуэльской рес-публики.
Первые конституции оказались недолговечными и в других латиноамериканских республиках. Это объяснялось отсутствием политической стабильности, постоян-ными раздорами между конкурирующими группами феодально-клерикальной оли-гархии, сепаратизмом отдельных провинций, не связанных между собой прочными экономическими узами. Политическая неустойчивость предопределила уже в первые годы существования латиноамериканских государств конституционную нестабиль-ность.
Попытку предотвратить внутренние раздоры и слабость новой власти с помощью тщательно разработанной государственной организации предпринял в середине 20-х годов С. Боливар. Им, в качества «образца» была разработана достаточно прогрес-сивная (но все же имеющая массу недостатков) Конституция Боливии 1826 г., преду-сматривающая сильную централизованную власть. С.Боливар считал необходимым создание в Южной Америке единого централизованного государства, способного противостоять иностранному вмешательству. Однако романтическая надежда Боли-вара разрешить сложные противоречия латиноамериканского общества оказалась несбыточной. Уже в 1829 г. после восстания в армии конституция 1826 г. была отменена.







Слайд 25
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Незавершенность демократических преобразований, сохранение крупных латифун-дий и полуфеодальных

(в Бразилии – рабовладельческих) форм эксплуатации, духов-ная подавленность и нищета большей части населения (особенно индейского и негри-тянского), способствовали длительной консервации политической власти в руках помещичье-клерикальных кругов.
Уже в 20—30-х гг. XIX в. в большинстве латиноамериканских республик в связи с формальным установлением конституционного строя, а следовательно и с органи-зацией выборов в органы государственной власти (президент, конгресс и т. д.) стали возникать соперничающие группировки. На их базе в последующие десятилетия сло-жились две политические партии, по­лучившие со временем название "исторических".
Консервативную партию сформировали бывшие монархисты, унитаристы и при-верженцы бюрократического управления. Эта партия в большинстве стран после-довательно защищала интересы крупных землевладельцев и католической церкви. Являлись сторонниками сохранения особых привилегий (фуэрос) армии и церкви.
Либеральная партия была представлена крупной буржуазией и латифундистами, заинтересованными в торгово-промышленном развитии своих стран. Они являлись одновременно противниками унитаризма и бюрократической централизации (федера-листы). Либералы XIX в. в Латинской Америке, как правило, не были склонны к радика-лизму и разногласия с консерваторами ограничивались второстепенным вопросами, не имеющими принципиального значения.
Бескомпромиссная борьба между партиями велась за государственную власть. Причем методы были далеки от демократических, вплоть до физических расправ. Данные партии, не имевшие четкой организации и программ, фактически являлись группировками, делающими ставку на стремящегося к власти и авторитаризму силь-ного лидера (каудильо). Иногда сам каудильо, имея собственные вооруженные отря-ды, в политической борьбе опирался на одну из партий. Получив при выборах пост президента такой лидер расценивал государство как собственную вотчину и источник дохода.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА В XIX ВЕКЕ







Слайд 26
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Государственные посты, за оказанную услугу, соответственно замещались партий-ными

сторонниками, имеющими те же цели. В борьбе за власть использовались лю-бые методы, вплоть до подкупов, убийств, фальсификации итогов выборов и пр. Поэтому ставка делалась, как правило, не на выборы, а на захват власти путем госу-дарственных переворотов. Основная масса населения, имеющая отдаленное пред-ставление о демократии, нищая и запуганная каудильо, обычно оставалась равно-душной как к военным переворотам так и демократии.
В итоге латиноамериканские политические партии в XIX в. были не инструментом парламентаризма и демократии, а частью специфической системы - каудилизма, строившейся на грубой силе, традициях и авторитете предводителя-каудильо. Харак-терно, что большинство каудильо, заполучив пост президента, редко доживали до истечения срока.
Возникновение феномена каудилизма в Латинской Америке связано с:
привилегиями, которые сохранила за собой армия с эпохи войны за независимость;
традициями, сохранившимися со времен колонизации.
Специфические условия освободительной войны привели к тому, что вскоре после завоевания независимости ряд генералов и офицеров, опираясь на свой военный авторитет, поддержку крупных земельных собственников и церкви, установили в своих странах военные диктатуры (Венесуэла, Перу, Эквадор и др.). Политическая нестабильность ставила армию в исключительное положение. Она, обладая един-ственной реальной силой, как правило, не считала себя связанной конституцией. Как не парадоксально, после освободительной войны численность армий в латино-американских странах выросла. Например, только в маленьком Эквадоре количество высокооплачиваемых высших военных чинов явно превышало все национальные потребности (6 маршалов, 6 дивизионных и 22 бригадных генерала).
В XIX веке благодаря активному вмешательству армии в политическую жизнь, государственные перевороты стали обычным явлением. Фактически мировая история не знала такого числа военных переворотов (за 80 лет независимости более 100 удачных переворота).







Слайд 27
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Приход к власти очередного каудильо, использующего авторитарные методы

прав-ления, ничего не менял. В лучшем случае политическая предвыборная деятельность ограничивалась популистскими лозунгами и обещаниями реформ, которые никогда не осуществлялись. Поэтому, власть такого лидера была неустойчивой. Политичес-кий авторитет быстро падал, социальная база сужалась, а сам каудильо становился жертвой очередного заговора.
Возникновение диктаторских режимов каудильо стало возможным не только благодаря армии и поддержке крупных латифундистов. Для Латинской Америки в XIX века характерны острые социально-этнические контрасты. Основная масса насе-ления вела нищенское существование, не имела должного образования и доступа к управлению. Одновременно, как это характерно для бедствующего населения, об-щество было разделено по этническому признаку. Причем, на фоне общей нищеты резким контрастом являлось положение отдельных богатых и влиятельных семей.
Нельзя отрицать, что фактическое бесправие и засилье диктаторов не вызывали протеста. Однако, в силу слабого политического сознания низов, он не мог вылиться в организованное движение и имел форму личностных, локальных конфликтов. Исключение составляла только Мексика, где в 50-х гг. ненависть к угнетателям (поме-щикам, торговым посредникам и священникам), а также к враждебной государст-венной администрации, толкали широкие массы народа, включая индейцев, на путь революционной борьбы.
Прямым следствием каудилизма в латиноамериканских государствах XIX века ста-ла конституционная нестабильность. Сменяющиеся президенты-диктаторы стреми-лись после очередного переворота внедрить своих ставленников в государственный аппарат и усилить идеологическое воздействие на население. Немаловажным факто-ром являлись и личные амбиции. Поэтому сложилась практика, когда захватив власть, очередной каудильо отменял предшествующую конституцию и спешно орга-низовывал «принятие» новой. Например, в XIX в. только в Эквадоре сменилось 12 конституций, в Боливии — 9, в Колумбии — 11, в Доминиканской Республике — 15, в Венесуэле — 11 и т. д.







Слайд 28
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Внешне большинство конституций сохраняли «неприкасаемыми» демократические формы, но

в условиях авторитарного режима они оставались декорацией. По-преж-нему провозглашались принципы разделения властей, выборности государственных органов, демократические права граждан. Однако реальность, как мы уже отмечали, была далека от законности и демократии. За счет введения многочисленных цен-зовых ограничений (имущественные, образовательные и т.д. ), основная часть на-селения не принимала участия в выборах и какой-либо политической деятельности. На выборах всегда побеждали правительственные кандидаты, а парламенты были послушным орудием в руках президентов-диктаторов.
В качестве одного из «конституционных» средств сохранения стабильности, в практику латиноамериканских стран вошло использование правового института «осадное положение» (впервые он был предусмотрен в Конституции Чили 1833 г.). Введение «осадного» (чрезвычайного) положения являлось прерогативой прези-дента. Введение такого режима после очередного переворота означало приостановку конституционных прав и свобод граждан и позволяло новому правительству учинить расправу над своими оппонентами.
Тем не менее, в отдельных конституциях данного периода все же нашли отра-жение прогрессивные положения. Примером тому конституции Аргентины, Мексики и Бразилии.
Конституция Аргентины была принята в 1853 г. после свержения одного из наиболее реакционных в Латинской Америке диктаторского режима Х.Ророса, удер-жавшегося у власти более 20 лет. Авторы Конституции заимствовали ряд идей североамериканских федералистов конца XVIII в. (А. Гамильтон и др.), а также труды аргентинского политического мыслителя X. Б. Альберди.
Длительная борьба, связанная с выбором формы государственного устройства, завершилась победой идеи федерализма. В Аргентине закреплялась федеративная республиканская представительная форма правления.







Слайд 29
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Федеральное правительство складывалось из законодательной, исполнительной и судебной

власти. Законодательным органом был (по аналогу с США), двухпа-латный конгресс (палата представителей и сенат). Исполнительная власть вруча-лась президенту, избираемому путем двухстепенных выборов на 6 лет без права немедленного переизбрания. Систему федеральных судов возглавлял Верховный суд.
Каждая провинция получала право на создание своей конституции "республи-канского представительного характера", а федеральное правительство гаранти-ровало провинциям существование и функционирование ее институтов.
Конституция запрещала военные действия между провинциями. Все конфликты рассматривались Верховным судом. Враждебные действия провинции квалифи-цировались как восстание или мятеж, которые федеральное правительство должно подавить в соответствии с законом. В таких случаях президент с согласия сената или самостоятельно (если конгресс находился на каникулах) мог вводить осадное положение и приостанавливать действие конституционных гарантий.
Конституция устанавливала единство национальных таможен и тарифов, ут-верждала принципы свободы предпринимательства, свободы торговли и судо-ходства, подтверждала неприкосновенность собственности, запрещала конфис-кации имущества и реквизиции, вводила единство мер и весов, а также денежной системы.
В ст. 67 говорилось, что федеральный конгресс должен "содействовать всему, что повышает благосостояние страны, ведет к прогрессу всех провинций и разви-вает просвещение». В связи с этим, в Конституции Аргентины 1853 г. впервые в ис-тории конституционализма было закреплено положение о привлечении иност-ранцев для быстрого развития страны. Статья 25 обязывала федерацию "содей-ствовать европейской иммиграции" и запрещала любые ограничения для ино-странцев, "которые приезжают с целью обрабатывать землю, содействовать раз-витию промышленности, распространять науки". Иностранцы пользовались всеми гражданскими правами.







Слайд 30
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
В результате, Конституция 1853 г. дала толчок экономическому

и социальному развитию Аргентины по пути капитализма.
Мексиканская Конституция 1857 г. была принята в результате первой народной революции 1854-1857 гг. во главе с лидером левых либералов («пурос») Б.Хуаесом. Однако, в связи с тем, что в Учредительном собрании преобладали представители правых и умеренных либералов («модерадос»), конституция имела компромиссный характер.
Конституция запрещала рабство и долговую кабалу (пеонаж), отменяла ряд приви-легий (фуэрос) католической церкви и военщины, ограничивала церковное землевла-дение. В ней содержался обычный для латиноамериканского конституционализма пе-речень политических прав и свобод, а также гарантии неприкосновенности личности.
При всей декларативности этих конституционных положений само официальное подтверждение гражданских прав после многих лет господства консерваторов и дик-татуры Санта-Анны, имело прогрессивное значение и дало толчок капиталистичес-кому развитию мексиканского общества. На основе Конституции были секуляризиро-ваны церковные земли, началось возвращение захваченных латифундистами земель индейских общин и т. д.
Однако ослабление влияния левых сил в конце 60-х годов, привело к укреплению власти консерваторов и установлению в 1876 г. самой кровавой в истории латино-американских государств XIX в. диктатуры П. Диаса. Последний, имея поддержку местных латифундистов и американских нефтяных компаний, правил Мексикой более 30 лет.
Конституци Бразилии 1891 г. была принята в результате свержения в 1889 г. монархического строя. Для данного государства характерно сохранение длительное время конституционной монархии, неограниченное влияние консервативных сил и даже рабовладение.
Новая Конституция, учитывая противостояние сепаратистов и унитаристов, закре-пила федеративное устройство Бразилии и носила компромиссный характер.







Слайд 31
ЛАТИНСКАЯ
АМЕРИКА
Федеральные органы получили право вести внешние дела, содержать

армию и флот, устанавливать пошлины на импорт, чеканить монету, осуществлять почтовую службу.
По Конституции федеральным властям запрещалось вмешательство в дела шта-тов, за исключением случаев подавления восстаний, поддержания республиканской формы правления, осуществления федеральных законов, восстановления порядка (по просьбе самого штата).
За штатами сохранялись все полномочия, которые не были прямо отнесены к фе-деральной компетенции. Каждый штат имел свою конституцию, поддерживал внут-ренний порядок, создавал свою систему государственных органов, сохранял важные привилегии в экономической области: устанавливал налоги на экспорт, имел исключительный контроль над эксплуатацией рудников и государственных земель.
Структура федеральных органов была аналогична США и являлась типичной для латиноамериканских государств: Президент, двухпалатный Конгресс, Верховный суд. Вся система управления основывалась на разделении властей. Участвовать в федеральных выборах могли лишь грамотные мужчины, достигшие 21 года. Консти-туция провозглашала свободу слова, печати, собраний, право на подачу петиций.



Таким образом, в результате освободительных войн, не смотря на проблемы каудилизма и острое социальное неравенство, под влиянием французской и американской революций, в латиноамериканских государствах к концу XIX века были заложены основы для создания демократических государств.







Слайд 32Основная учебная литература и учебные пособия:

- Виппер Р.Ю. История нового времени./

З.Ю.Виппер. – К.:«Ника-Центр»,«Вист-С»,1997.
- Всемирная история / Под ред. академика Г.Б.Поляка, профессора А.Н.Марковой. – М.: Изд-во «Юнити», 2000.
- Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов./ В.Г.Графский. – М.: НОРМА, 2004. (а также издание 2000 г.)
- История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 ч. / Под ред. проф. Н. А. Крашенинниковой, О.А.Жидкова. – 2-е изд. – М.: НОРМА, 2004-2006 (а также издания 1996 – 1998 гг.)
- История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред. К.И.Батыра. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. (а также: Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И.Батыра. – М.: Былина, 1995)
- История буржуазного конституционализма XVII – XIX вв. / Отв. Ред. В.С.Нерсесянц. – М.: Наука, 1993.
- Карлейль Т. История Французской революции: Пер. с англ. Ю.В.Дубровина и Е.А.Мельниковой./ Т.Картейль. – М.: Мысль, 1991. – Ч.1.
- Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХVII-XVIII вв./ Под ред. П.Н.Галанзы. - М., 1957.
- Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов / А.И. Косарев. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2002. – 464 с.
- Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права: учебник: в 2 т. / О.А. Омельченко. – 3-е изд., испр. – М.: ТОН-Остожье, 2001.
Прудников, М.Н. История государства, права и судопроизводства зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / М.Н. Прудников. — М.: Юнити, 2007.
- Сборник документов по истории нового времени: буржуазные революции ХVII-XVIII вв.: Учеб. пособие / Под ред. Г. Сироткина. - М. 1990.
- Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М.Черниловский. – М.: Проспект, 2002 (а также 1995 г.)
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2-х т. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2006 (а также издание 1996-1997 гг.)
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов: в 2-х т. / отв. Ред. Н.А.Крашенинникова. – М.: НОРМА, 2004.
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. Пособие / Под ред. З. М. Черниловского. - М.: Гардарика, 1996.



← ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ



ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ➲


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика