Киевская Русь в IX-XIII веках презентация

Содержание

План Проблемы славянского этно- и социогенеза Образование и этапы развития Древнерусского государства

Слайд 1Киевская Русь
в IX-XIII веках


Слайд 2 План
Проблемы славянского этно-

и социогенеза
Образование и этапы развития Древнерусского государства

Слайд 3Славяне
Славяне - группа родственных народов, выделившихся из индоевропейской общности.
Вышли на

историческую арену в первых веках н.э. и проживали в раннем средневековье на территории Балкан, Восточной Европы, Прибалтики и Великой русской равнины.
Славяне самоотделили себя от других народов по территории, хозяйственным связям, языку и культуре.
В VI – VII вв. произошел раскол единой славянской общности на 3 ветви: западных, восточных, южных славян.

Слайд 4Древнейшие письменные источники о славянах
Позднеантичные авторы I-III вв. – Плиний Старший,

Корнелий Тацит, Полибий
Готский епископ Иордан, византийские авторы (Прокопий из Кесарии, Маврикий) - с VI в.

Арабские авторы (Ибн-Хаукаль, Ибн- Фадлан, ал-Джарми) – IX-X вв.


- венеды


- венеты - склавины - анты

упоминают Артанию - Славию - Куявию


Слайд 5Праславяне в начале нашей эры (по данным археологии)


Слайд 6Направления миграции праславян



Слайд 7Теории происхождения и расселения славян
(чешский историк Л.Нидерле,

польские и болгарские ученые; советские историки - Б.А.Рыбаков, М.Н.Тихомиров, современные отечественные историки - Л.В. Милов)

Славяне – исконное население Восточно-Европейской равнины

Автохтонная теория


Слайд 8Теории происхождения и расселения славян
В формировании славянских народов выделяют периоды:
протославянский (III

тыс. до н.э. – сер. I тыс. до н.э.) В недрах индоевропейской общности формируется протославянский этнический массив
праславянский ( сер. I тыс. до н.э. – VI -VII вв. н.э. В это время происходит окончательный раскол единого праславянского этнического массива на южных, западных и восточных славян.
славянский (VIII-IX вв. н.э.) Образование первых славянских государств: Само (Моравия -VII в.), Древнего болгарского царства (Балканы -VIII в.), Киевской Руси (IX в.).

Слайд 9Теории происхождения и расселения славян
Миграционная теория
Автохтонная


Славяне пришли на Восточно-Европейскую равнину со

своей локальной небольшой «прародины»

«дунайская» («балканская») – ПВЛ, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский

«скифско-сарматская» - А.И.Соболевский Баварская хроника,

«балтская» A.A.Шахматов


«среднеазиатская»

«центральноевропейская»

«дунайская» («балканская») – ПВЛ, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский

«скифско-сарматская» - А.И.Соболевский Баварская хроника,


Слайд 10Расселение союзов племен восточных славян по «Повести временных лет»


Слайд 11Общественное устройство
В VI-VIII вв у восточных славян

идет процесс разложения родоплеменных отношений и формируется «вождество» (военная демократия)
переход от родовой к соседской общине - верви, состоящей из свободных и равных в правах и обязанностях общинников
основная ячейка общества – патриархальная большая семья
сохранение вече – народного собрания
появление родоплеменной знати: выборные совет старейшин, военные вожди – князья, опирающиеся на дружину

Таким образом, у восточных славян складываются протогосударственные структуры



Слайд 12Государство
Государство – это форма политической организации общества.
Это - монополия на

власть.
Государство создает единые законы, социально – политическую иерархию, единое территориальное, экономическое, культурное пространство.
Государство дает обществу защиту и стабильность.
В этническом плане появление государства– начало формирования народности.

Слайд 13Теории возникновения государства Киевская Русь
Норманнская
Восточные славяне в силу отсталости и слабости

не могли самостоятельно перейти к государственности.
Государство создано варягами-норманнами путем завоевания или добровольного призвания их князей.
Термин «русь» - варяжского происхождения, как и династия киевских князей.
Сторонники – Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев


Слайд 14Создана в XVIII веке немецкими учеными на основе легенды из ПВЛ

о призвании князя Рюрика в Новгород

Г.Байер

А. Шлецер

Г.Миллер


Слайд 15Антинорманнская теория
Государство создано славянами
Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и

призвание их на княжение
Термин «русь» славянского происхождения
Династия киевских князей имеет неваряжские корни

Возникла в противовес норманизму в XVIII в. У истоков – М.В.Ломоносов. Сторонники –историки-славянофилы, советские ученые (Б.А.Рыбаков, М.Н.Тихомиров)

Слайд 16Умеренная (центристская) теория
Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития

славян
Признается участие варягов-норманнов на раннем этапе формирования государственности
Термин «русь» - норманнского происхождения, но приобрел иной, этносоциальный смысл
Династия киевских князей у истоков имела норманнские корни, но вскоре «ославянилась»

Большинство современных историков разделяют эти позиции

Слайд 17Предпосылки возникновения государственности у восточных славян
Экономические предпосылки:

распространение пашенного земледелия с

использованием железных орудий труда
дальнейшее развитие разделения труда по полу и возрасту
расширение торгового обмена ( особенно на пути из «варяг в греки» и из «варяг в персы»)
возможность получения избыточного продукта для содержания непроизводственной сферы

Слайд 18
Социальные предпосылки

имущественная дифференциация (расслоение)
социальная дифференциация, выделение родоплеменной знати


Духовные предпосылки

единство восточнославянской

культуры:
- языковая общность
- единая религия - язычество





Слайд 19Политические предпосылки
Внутриполитические
- стремление родоплеменной знати сохранить привилегии

и сделать их наследственными
- необходимость регулировать правовые отношения между соседскими общинами и на уровне союзов племен

Внешнеполитические
- рост внешней опасности
- создание территориально-политических общностей ( племенных союзов) для борьбы с внешней угрозой

Слайд 20Племенной военный вождь – князь
становится естественным гарантом безопасности (опора -

дружина, город)
земледельческие общины отдавались под его покровительство (получал судебные функции)
в обмен на безопасность – уплата князю дани (появление налога)
Таким образом, в 9 веке происходило огосударствление княжеской власти как в лесной, так и в лесостепной зоне

Слайд 21Начало государственности у восточных славян было положено:
862 г. – приглашение князя

Рюрика с дружиной в Новгород
882 г. - поход князя Олега на Киев и объединение двух центров в единое государство

Слайд 22Этапы развития государства Киевская Русь
Начальный этап:

с конца IX до конца X века
Период расцвета Киевской Руси: конец X – начало XII века
Переход к феодальной раздробленности: начало XII – 30-40-е годы XIII века

Слайд 23Главные задачи первых киевских князей: (Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира)
Объединение всех племенных

союзов под властью великого князя киевского
Охрана торговых путей и приобретение заморских рынков



Завоевательные походы

Защита границ от нападений степных кочевников




Слайд 24Киевская Русь
в X веке


Слайд 25Внутриполитические задачи

Укрепление начал государственности

Создание единого духовного пространства на всей территории


Слайд 26Развитие феодальных отношений
Налогообложение: регулярная система податей.
Первая форма сбора дани

– полюдье
При княгине Ольге (945-969 гг.) введены уроки (фиксированный размер дани) и погосты (места сбора) с доставкой дани самими общинниками (повоз)


Слайд 27Киевская Русь как государство – сеньориальная (раннефеодальная) монархия
от латинского «сеньор» -

старший
великий князь киевский – первый среди равных
отсутствие особого государственного аппарата управления (его функции выполняет дружина)

Слайд 29Принятие христианства -
В 988 г. Владимиром I (980-1015

гг.) была проведена религиозная реформа. На Руси появилась единая государственная религия - христианство (православного типа)

Слайд 30Значение принятия христианства
Укрепило государство и власть князя
Повысило международный авторитет Киевской Руси
Способствовало

приобщению Древней Руси к византийской культуре (грамотность, книжность, письменность, архитектура и иконопись, духовная музыка, христианская мораль)

Слайд 31Правовое обеспечение государственной власти
Русская Правда -
первый письменный свод русских законов:
Правда

Ярослава (1019-1054 гг.)
Правда Ярославичей
Устав Владимира Мономаха
(1113-1125 гг.)

Слайд 32Формы собственности в Киевской Руси
Государственная собственность на землю: государство – верховный

собственник
Общинная собственность
Частная собственность на землю в виде вотчины (княжеской, боярской, церковной)

Закреплена на съезде князей в Любече
в 1097 г.



Слайд 33Вотчина
- полная частная собственность на землю с правом свободного отчуждения (передачи

по наследству, дарения, купли-продажи, передачи в держание)
- пути формирования: «окняжение» и «обояривание» общинных земель, раздача государственных земель великим князем, расслоение общины с выделением надела земли

Слайд 34Иерархическая структура сословия феодалов
Князья
Бояре (старшие мужи в дружине)
Духовенство
Военно-служилая группа (младшая дружина,

слуги княжьего двора)

Слайд 35Низшие сословные группы
Свободные: Люди

Свободные крестьяне-общинники
Градские или посадские: купцы (гости) и ремесленники
Полусвободные (в различных формах зависимости)
Смерды, закупы, рядовичи, изгои, сироты
Рабы
Холопы, челядь

Слайд 36Феодальная раздробленность – естественный этап развития Руси
Причины:
господство натурального хозяйства и пережитки

племенной разобщенности
развитие феодальной собственности на землю (рост удельного, княжеско-боярского землевладения)
борьба за власть между князьями, междоусобицы
рост городов как центров удельных земель
колонизация северо-восточного региона (отток населения из-за постоянных набегов кочевников)
упадок торговли по Днепру и складывание новых торговых путей


Слайд 40Особенности становления и развития Киевской Руси
Государственность возникла позже, чем в Западной

Европе. Феодализм в Киевской Руси появился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Однако в целом Киевская Русь развивалась в общем русле западной цивилизации.
Складывание цивилизации Киевской Руси протекало вне прямого синтеза с позднеантичной культурой. Только после принятия христианства в 988 г. Русь вошла в византийский культурный круг и косвенным образом испытала некоторое влияние античности.
Духовной основой общества на Руси был византийский вариант христианства – православие.


Слайд 41Особенности становления и развития Киевской Руси
Византийское влияние сказалось и на отношениях

собственности: преобладали государственная (а не частная, вотчинная) феодальная собственность и общинная собственность на землю .
Киевская Русь была раннефеодальным государством, сеньориальной монархией, где великий князь был «первым среди равных» (старшей дружины), не было особого государственного аппарата (его функции выполняла дружина).
Дружинный вассалитет не перерос в вассально-ленные отношения.
Не оформилось крепостное право, хотя существовали различные категории зависимого населения.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика