Слайд 1Каролингское возрождение
742 – 814 гг. – годы жизни короля франков
Карла Великого (с 768 года – король, с 800 года – император из династии Каролингов), чья деятельность предопределила период возрождения культуры в империи.
751 – 987 гг. – Каролингская эпоха (Каролингское возрождение)
Слайд 4Академия - Алкуин
Центром Каролингского возрождения стала так называемая Академия, придворный кружок,
которым руководил англосакс Алкуин и членом которого был Карл Великий. Ко двору Карла и его наследников были приглашены наиболее образованные люди того времени, среди них — выдающийся мыслитель раннего средневековья Иоанн Скот Эриугена.
Алкуин (Alcuin) Флакк Альбин (ок. 735-804) - англосаксонский ученый, автор богословских трактатов, учебников философии, математики и др.; советник Карла Великого. Аббат Турского монастыря.
Слайд 5Указы Карла Великого
В 787 был издан указ о создании школ при
монастырях, в 789 — об обязательном образовании всего свободного мужского населения (остался невыполненным).
В государстве всячески культивировалась латинская словесность.
Слайд 7Правило Св. Бенедикта
Одно из самых ранних свидетельств о порядке богослужения -
“Regula” (Правило) Св. Бенедикта (480-530) – аббата и основателя монастырей в Субиако и Монте-Кассино (529) в Италии. Он предложил устав для своего ордена, «школы служения Господу». По этому уставу ежедневно отводилось шесть часов для молитвы, пять часов для хозяйственных работ и четыре часа для изучения Писания. Он же расписал, в какой последовательности исполнять псалмы в течение недели.
Слайд 8“Regula canonicorum” Хродеганга
В 754 году мецский епископ Хродеганг (папский легат в
Галии) учредил правило “Regula canonicorum”. Оно стало нормой организации церковной и монашеской жизни франкского королевства. В 816 году на Аахенском Соборе это Правило было принято в качестве обязательного для всех франкских церквей (просуществовало до 11 века).
Слайд 10Службы Оффиция
В монастырях сложилась традиция нескольких суточных богослужений, именуемых службами Оффиция.
Согласно трактату 1196года “Praepositini Gremonensis. Tractatus de officiis” суточных служб 8:
Слайд 11Суточные службы
Утреня (Laudes): начало в полночь или в два – в
половине третьего пополуночи.
Хваления (Matutium): половина пятого – пять часов утра.
Первый час: шесть часов утра.
Третий час: девять часов. Месса.
Шестой час: полдень.
Девятый час: три-четыре часа пополудни.
Вечерня (Vesper): половина пятого пополудни.
Повечерие (Completorium): шесть часов вечера.
Слайд 12Месса
Главное богослужение католической церкви - Месса (от лат. missio – освобождаю,
отпускаю). Символический смысл мессы связан с таинством евхаристии – обрядом причащения.
Слайд 13Евангелие от Иоанна, 6: 53-56
«Иисус же сказал им: истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;
Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём»
(антифон) ← Introitus (вход)
Kyrie eleison →
Gloria →
---- Oratio (молитва дня)
---- Epistel (послание)
(респонсорий) ← Graduale
(респонсорий) ← Alleluia
(Tractus)
---- Evangelium
Credo →
(антифон) ← Offertorium (дароприношение)
---- Secreta (молитва о дарах)
Praefatio (приготовление)----
Sanctus →
Pater noster ----
Agnus Dei →
(антифон) ← Communio (причащение)
---- Postcommunio
Ite, missa est
Слайд 15Григорианский хорал
Песнопения певческого репертуара, сложившегося в империи Франков в VIII-IX столетиях
в период целенаправленной деятельности церковных и светских властей по реорганизации галликанского обряда по римскому образцу, получили название григорианского хорала.
Слайд 16
Григорианское пение каролингской эпохи – сугубо одноголосное, исполняемое мужским хором. По
своему характеру – сдержанное, возвышенное, отрешенное. Мелодия хорала - плавная, ритмически выровненная, с преобладанием поступенного развертывания, где восходящее движение уравновешивается нисходящим.
Слайд 17Стили распевания текста
силлабический (одному слогу текста соответствует один тон мелодии)
невматический (один слог текста распевается на два-три-четыре тона мелодии)
мелизматический (один слог распевается длительное время – более четырех тонов мелодии).
Слайд 18Тонарии
Первыми свидетельствами систематизации певческого репертуара на Западе - каролингской кодификацией хорала
- являются тонарий Сен-Рекье и тонарий Меца, датированные концом VIII - началом IX столетий. Они представляют собой певческие сборники, где содержатся начальные тексты песнопений, расположенных согласно восьмиладовой схеме. Письменная фиксация мелодий в них отсутствует.
Слайд 19Тонарий аббатства Сен-Рекье в Пикардии
Тонарий появился незадолго до 800 года.
Schola cantorum в аббатстве возглавлял ученик Алкуина Ангельберт. Тонарий сохранился не полностью, но в дошедшем до нас фрагменте содержится классификация хоралов мессы с I по V лад. Для каждого лада в тонарии приводятся по 4-5 интроитов, коммунио, офферториев и градуалов, и по 2-4 стиха аллилуйи.
Слайд 20Тонарий Меца
Певческая школа Меца является одной из наиболее известных в империи
Франков. Она была основана епископом Хродегангом (742-766 гг.) Расцвет школы в Меце связывают с именем Альдрика (также обучавшегося у Алкуина в дворцовой школе Аахена). По мнению исследователя Вальтера Липпхардта, первоначально над тонарием работал Алкуин, а затем его переработал Альдрик.
Слайд 21
В тонарии Меца структура более сложная: она содержит два теоретических трактата;
песнопения в тонарии группируются согласно восьмиладовой схеме, по признаку соответствия дефиниций (каденционных формул) и идентификации антифонов по ладовым моделям типа «ноэан». В трактате отсутствует невменная фиксация.
Ноэан – типовая мелодическая формула, позволяющая определить принадлежность к тому или иному ладу.
Слайд 22
От трактата Меца путь ведет
к трактату Аврелиана
«Musica disciplina»
(«Наука
музыки») – одному из крупнейших музыкально-теоретических трактатов каролингской эпохи.