Вводная леция
План
1.Место курса «История» в гуманитарной и профессиональной подготовке студентов РМИЭУ.
2.Предмет,теоретические основы и задачи курса, ормы и функции исторического сознания .
3.Периодизация всемирной и российской истории.Исторические источники и их классификация
4.Организация учебного процесса и самостоятельной работы.
Основная литература
1. История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007.
2.Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002.
3.История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. (См. также электронную версию).
4.Фортунатов В.В.Отечественная история для гуманитарных вузов.М.,2009.
5 Филиппов А.В.Новейшая история России,1995-2006:Кн.для учителя.М.,2007.
Доп.литература
1.Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002.
2.Стариков Н.В.История России IX-XIXвв.Учебный тематический словарь.Ростов-н/Д ,2005.
Слайд 2 История-комплекс наука ,изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и
конкретности для установления объективных закономерностей общественного развития и выявления актуального исторического опыта, уроков истории.
Историческое сознание –совокупность представлении общества в целом, его социальных групп и индивидов о своем прошлом и прошлом всего человечества.
Уровни исторического сознания:
Обыденное историческое сознание ;
Историческое сознание, формирующееся под влиянием художественной литературы, кино, телевидение, живописи, публицистики.
Уровень исторического сознания ,формирующееся в результате изучения в средней школе .
Историческое сознание, формирующееся на основе научно-теоретических знаний, добываемых исторической наукой.
Функции исторического сознания:
Формирование историзма мышления.
Познавательная функция.
Интегративная функция.
Воспитательная функция , формирование патриотизма
Прогностическая функция .
Слайд 3Предмет курса «история»- изучение основных этапов , ведущих долговременных тенденций ,
важнейших событий и деятелей мировой и отечественной истории в их современных научных интерпретациях ,понимание смысла истории, освоение важнейших аспектов исторического опыта накопленного предшествующими поколениями и вытекающих из него уроков истории .
Слайд 4 Периодизация всемирной
истории и истории России.
Периодизация всемирной истории
1.История Древнего мира(IVтыс.до н.э.-Vв.н.э.)
2.История Средних веков(Vв.н.э.-cередина XVIIв.)
3.История Нового времени (сер.XVIIв- нач. XXв)
4.История Новейшего времени(1918 по наст.время)
Периодизация истории и истории
Древняя Русь(сер.IXв.-XIIIв.)
Российское государство (Московское царство XIV-XVIIвв.)
Имперская Россия (XVIII-февр. 1917г.)
Советская история (окт.1917-1991гг.)
Постсоветский период российской истории(1992-до наших дней.)
Слайд 5Исторический источник
Исторический источник –это все то,что непосредственно отражает исторический процесс и
дает возможность для его изучения. Источники- это все сохранившиеся результаты человеческой деятельности.
Типы Исторических источников:
Письменные,
Вещественные,
Этнографические,
Памятники устного народного творчества,
Данные языка,
Антропологические,
Данные об изменениях окружающей среды,
Фотокинодокументы,
Фонодокументы,
Слайд 6Методология исторической науки
Методология исторической науки-система научных принципов, теоретических подходов и методов
познания, которые теоретически осознаны, обоснованны и практически основаны.
Принципы методологии исторической науки
Историзма,
Объективности,
Всесторонности.
Подходы в методологии исторической науки.
Цивилизационный,
Формационный,
Системный,
Основанные на теории модернизации
Методы методологии исторической науки
Общенаучные: логический и исторический,
Сравнительно-исторический,
Хронологический,
Проблемно-хронологический,
Периодизации.
История
Семинар 1.
Формирование государственности на Руси (2 ч.)
Цели и задачи: Освоить истоки российской государственности, основные теории, этапы и вехи формирования древнерусской государственности, причины и последствия политической децентрализации Древней Руси.
План
Проблемы формирования государства у восточных славян.
Особенности становления и развития древнерусского государства.
Феодальная раздробленность на Руси.
ПРОБЛЕМАТИКА ПЕРВОГО ВОПРОСА:
Образ жизни, бытовой уклад, хозяйство восточных славян.
Каковы причины и предпосылки образования государства у восточных славян?
Норманская и славянская теории образования древнерусского государства, их современные оценки.
Основные этапы и вехи формирования древнерусского государства.
Какое влияние на развитие древнерусского общества и государства оказало принятие православия?
ПРОБЛЕМАТИКА ВТОРОГО ВОПРОСА:
Каковы этнокультурные основы древнерусской субцивилизации?
Особенности социально-экономических отношений и политического строя Древней Руси.
К какому типу общественного развития – западному или восточному – можно отнести древнерусскую субцивилизацию?
Характерные черты древнерусской субцивилизации.
Слайд 8ПРОБЛЕМАТИКА ТРЕТЬЕГО ВОПРОСА:
Каковы причины распада ранее единого государства на удельные княжества
и земли?
Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и особенное.
В чем заключалось цивилизационное своеобразие Северо-Восточной, Юго-Восточной и Новгородской Руси?
Понятия: традиционное общество, эволюционный тип развития, государство, норманская теория, князь, великий князь, вече, полюдье, уроки, посадники, смерды, закупы, рядовичи, холопы, челядь, изгои, воеводы, отроки, гриди, вотчина, летопись, «Русская Правда», политическая раздробленность.
Логические задания.
Сравнить Древнерусскую и Западно-Европейскую (католическую) цивилизации.
Доказать, что Древнерусская цивилизация имела общие черты с обществами азиатского типа.
Составить хронологическую таблицу «Русские князья в IX – XIII вв.»
Литература.
История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 12-65.
Отечественная история: элементарный курс / Отв. ред. И.М. Узнародов, Я.А. Перехов. М.: Гардарики, 2002. С. 19-49.
История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М.; Ростов н/Д: ИКЦ Март, 2004. С. 13- 45 (См. также электронную версию).
Доклады:
1. Происхождение термина «Русь».
Литература: История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 22-24; Древняя Русь и Московское государство. У истоков российской цивилизации / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д.: Логос, 1998. С. 42-44 (См. также электронную версию).
2. Особенности древнерусской субцивилизации.
Литература: История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006, 2007. С. 36-43; Древняя Русь и Московское государство. У истоков российской цивилизации / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д.: Логос, 1998. С.37-38, 47-53 (См. также электронную версию).