История становления и развития социологии презентация

Содержание

В качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться в 30-40-е гг. XIX в. Социологию стали отделять от социальной философии, признавать в научном мире в качестве самостоятельной отрасли знания.

Слайд 1История становления и развития социологии


Слайд 2 В качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться в 30-40-е

гг. XIX в.
Социологию стали отделять от социальной философии, признавать в научном мире в качестве самостоятельной отрасли знания.

Слайд 33 основных этапа развития социологии
Этап формирования научных основ социологии.
Классический этап.
Современный этап.


Слайд 4Этап формирования научных основ социологии
Поиск основ познания общества
Позитивизм (О. Конт)

Социально-биологическая школа (Г. Спенсер)
Социально-психологическая школа (Г. Тард, Г. Лебон)
Географическое направление (Э. Реклю, Л.И. Мечников)
Марксистская школа (К. Маркс, В.И. Ленин)
Социально-правовое направление (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев)

Слайд 5Классический этап
Изучение важнейших компонентов общественной жизни:
социальных фактов (Э. Дюркгейм)
политических

и экономических явлений (М. Вебер)
социальных закономерностей (Г. Зиммель).
Поиск эмпирических подходов
(В. Парето, П.А. Сорокин, З. Знанецкий)

Слайд 6Современный этап
Представлен целым рядом школ – направлений, по-разному трактующих предмет социологии

и ее задачи.

Слайд 7О. Конт – основоположник социологии
Впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую

науку об обществе.
Провел аналогию социологии с физикой, которую считал образцом точной науки.

Слайд 8Учение Конта – позитивизм.
Позитивное знание – знание, которое «истинно доступно уму

и полезно для нас».
По аналогии с физикой выделил 2 раздела социологии:
социальная статика - социальные системы и структуры, скреплённые чувством солидарности, общественным договором, общими интересами, социальными нормами (семья, социальная группа, класс, организация, нация, государство)
социальная динамика - изучение эволюции общественных форм, последовательной смены систем и структур.

Слайд 9 Предмет социологии по О. Конту – общество в его целостности, основу

которой образует всеобщее согласие.
Согласие опирается на единство истории человечества и самой природы человека.
Основная причина социальных изменений – прогресс человеческого разума.

Слайд 10 3 стадии развития человеческого разума
Теологическая (с древности до 1300 г.)

– господство религиозного мировоззрения. Военное общество (господствуют священники и воины).
Метафизическая (1300 – 1800 гг.) – главенствующую роль играет философия (объяснение с помощью метафизических абстракций). Воплощение абстракций в реальность невозможно, нет прочного социального порядка – время войн, бунтов, революций.
Позитивная (19 в.) – решающую роль играет наука – конкретное позитивное знание. Ценятся реальные блага и услуги. Социальный порядок поддерживается учеными и промышленниками.

Слайд 11 Социология должна отказаться от философского метода познания и придумать свой собственный.
Пока

таких методов нет, следует взять из естествознания такие методы, как: наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ.

Слайд 12Социологическое учение Г. Спенсера
Родоначальник функционализма.
Основоположник эволюционно-органистического направления в социологии (аналогия общества

с биологическим организмом).

Слайд 13 Общество как организм состоит из взаимосвязанных частей (органов), каждая из которых

выполняет свою функцию в поддержании жизнедеятельности всего общества (организма).
Связанные единой целью, эти части (социальные институты) образуют взаимосвязанную систему.
Если одна часть социальной системы (орган) прекращает функционировать или действует недостаточно, то и вся социальная система (организм) не может функционировать нормально.

Слайд 14 Социальные институты – органы управления и самоорганизации, их роль возрастает по

мере развития общества.
Социальные институты обеспечивают превращение человека в социальное существо, поддерживают социальное целое, поскольку предписывают индивидам определенное поведение.
Главные институты по Спенсеру – семейные, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.

Слайд 15 Общество – развивающийся организм, ему присуща эволюция.
В процессе эволюции в обществе

происходит дифференциация и специализация его структур, связанная с усложнением, увеличением его функций.
Рост и развитие общества (как организма) сопровождается увеличением сложности его частей (органов).

Слайд 16Главное отличие между обществом и биологическим организмом:
В организме элементы существуют

ради целого,
а общество существует ради своих членов

Слайд 17Социологические взгляды К. Маркса
Основатель теории социального конфликта, учения о структуре развития

общества, концепции социальных классов.

Создатель материалистического учения об обществе.


Слайд 18Основные принципы учения об обществе К. Маркса
Признание закономерности общественного развития(развитие общества

подчиняется определенным законам).
Принцип детерминизма (причина развития общества - материальные производительные силы).
Утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества (учение об общественно-экономических формациях).

Слайд 19 Развитие общества – поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических

формаций к высшим.
Находящиеся на определенной ступени развития производительные силы требуют определенного типа производственных отношений, который обусловливает определенный тип общества.
Отрицает роль ценностей в развитии общества.
Основной механизм общественного развития – социальный конфликт (между представителями разных социальных классов).

Слайд 20Социологические взгляды Э. Дюркгейма
Дополнил теорию функционализма Г. Спенсера.
Не только ранжировал

общество на структуры по их функциям, но и объяснил как они взаимодействуют друг с другом на основе преобладающих в обществе верований и систем ценностей.

Слайд 21Социальные факты – способы мышления и деятельности, определяемые нормами и правилами,

наделенные принудительной силой по отношению к индивидам.

Социальные факты необходимо рассматривать как вещи, то есть внешние, объективные по отношению к индивидам, как и факты природные.
2 группы социальных фактов:
морфологические – отражают материальные условия жизни, порожденные обществом (плотность населения, экология)
духовные – порождаются общественным сознанием (обычаи, традиции)


Слайд 22«Самоубийства. Социологический этюд»
Сравнивал уровень сплоченности в разных социальных группах.
Один социальный факт

(склонность к самоубийствам) Дюркгейм объяснил другим социальным фактом (уровень сплоченности социальной группы), тем самым заложив правило социологического метода.

Слайд 23 Одно из центральных понятий – социальная солидарность. Выделял 2 вида:
механическая –

общность людей на основе общих верований и чувств (ценностных начал);
органическая – общность на основе общественного разделения труда (отношения поддерживают из-за зависимости удовлетворения потребностей от результатов деятельности).
Дюркгейм – автор концепции :социологизма социальная реальность не просто существует, а доминирует над индивидуальной реальностью.

Слайд 24«Понимающая социология» М. Вебера
Разработал многие базисные теории, составляющие сегодня фундамент социологии:

учение о социальном действии, социологии религии, экономической социологии, теории бюрократии, концепцию социальной стратификации и др.

Слайд 25 Социология должна сконцентрироваться на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов

и их общностей, то есть выполнять объясняющую, понимающую роль.
Предмет социологии по М. Веберу – все то, что обусловливает поведение человека (убеждения, идеи, мнения, интересы, мотивы, ценности, потребности и др.).
Все социальные процессы и явления можно изучать с позиции ценностей («Протестантская этика и дух капитализма»

Слайд 26Социальное действие
Должно обладать 3 отличительными признаками:
наличие действующего индивида;
осмысленность предпринимаемого действия;
ориентированность действия

на других людей.

Слайд 27Виды социальных действий
Целерациональное – ориентировано на достижение определенной цели, рационально соотнесены

средства, цели и побочные результаты.
Ценностнорациональное – ориентировано на определенную ценность, основано на личных убеждениях индивида о долге, красоте, достоинстве.
Традиционное – основано на длительной привычке, обычае, традиции.
Аффективное – находится за пределами осмысленности, совершается в состоянии аффекта.

Слайд 28Социальные отношения
поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с

другом:
борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, обмен, соперничество и т.п.

Слайд 29 Центр мировой социологии на первом и втором этапе (конец XIX –

начало XX вв.) – европейские страны: Франция, Германия, Англия.
В других странах трудились мыслители, немало сделавшие для национальной социологии, но не оказавшие влияния на развитие мировой социологии.

Исключение – Питирим Сорокин (1889-1968 гг.) – русско-американский социолог, внесший обширный вклад в развитие мировой социологии.


Слайд 30 Классический этап развития социологии сформировал проблематику науки, ее понятийный аппарат (понятия

– общество, социальное действие, социальные отношения, социальный факт, социальная система, социальный институт и др.).
Основные же результаты были получены на следующем – современном этапе ее развития.

Слайд 31Современный этап
В 20-е гг. XX в. центр мировой социологии переместился в

США.
Вокруг ведущих университетов – Чикагского, Гарвардского, Колумбийского, Мичиганского – сформировались крупные научные школы.

Наиболее известная фигура – Толкотт Парсонс – социолог, стремившийся создать теорию, которая охватила бы все уровни общества и все формы движения социальной материи – структурный функционализм.


Слайд 32Основные социологические школы
Структурный функционализм
Наиболее полно основы концепции изложены Т. Парсонсом.
Базовая идея

– идея «социального порядка», стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы.
Основной подход к анализу общества – определение частей общества и выявление их функций.
Теория была дополнена Робертом Мертоном.

Слайд 33Теория социального конфликта
Ч. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер
Утверждают, что в основе

социального развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция.
Подчеркивают ценность конфликтов, так как они предотвращают окостенение общества, становятся источником развития и совершенствования.

Слайд 34Символический интеракционизм
Личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются

в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия его участниками.

Дж. Г. Мид

Ч. Х. Кули


Слайд 35Теория социального обмена
Дж. Хоманс и П. Блау объясняли человеческое поведение как

обмен вознаграждениями и наказаниями.
Основная идея – люди постоянно стремятся получать вознаграждение за свои действия, ради этого они и вступают во взаимодействия.

Дж. Хоманс


Слайд 36Феноменологическая социология
А. Щюц, П. Бергер, Г. Гарфинкль
В центре внимания – не

мир в целом, а человек в его специфическом измерении.
Социальная реальность – не есть объективная данность, она «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации.
Социальные события предстают в действительности как мнения индивидов об этих событиях.

Слайд 37Направления, возникшие в конце XX в.:
Мир - системная социология
(И.

М. Валлерстайн, А. Турен) – рассматривает общество с точки зрения глобализационных процессов.
Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм) – определяет роль и значение политической власти, исследует причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений.
Конструктивный структурализм (П. Бурдье) - пытаясь избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии, исследует диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явлениями.

Слайд 38Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика