Слайд 1История русской архитектуры XV-XVII веков
Объединение русских земель, завершившееся к концу XV
в. после освобождения от монголо-татарского ига, способствовало политическому, экономическому и культурному росту русского государства.
Слайд 2
Во второй половине XV в. начались реконструкция и строительство собора Московского
Кремля. Был построен Успенский собор (1475—1479) — крестово-купольный, трехнефный, шестистолпный храм в стиле владимиро-суздальской архитектуры, но с использованием новой строительной техники.
Слайд 3
Впервые были применены крестовые своды, железные связи, что сделало интерьер просторным.
Фасады облицованы тесаными каменными плитами. На Соборной площади Кремля возвели Благовещенский собор (1484—1489)
Слайд 4
Тогда же началось строительство новых стен и башен Кремля, которое закончилось
через 10 лет. Кремль сохранил треугольный план, но расширился. В Кремле, на холме, были построены княжеский дворец (1487—1508) с каменными палатами, связанными друг с другом переходами. Грановитая палата (1487—1491), Архангельский собор (1505—1509) — усыпальница московских великих князей
Слайд 6
В это время был создан тип шатрообразного завершения здания: церковь Вознесения
в Коломенском (1532) — подмосковном селе Василия III (рис. 34). Расположение на берегу Москвы-реки подчеркивает торжественность, монументальность, динамичность, гармоничность в ансамбле с деревянными хоромами
Слайд 7
Церковь представляет собой высокий крестообразный в плане объем, переходящий с помощью
кокошников в восьмерик с маленькой главой. Внутреннее пространство шатра оставалось открытым. Здание стоит на подклете и окружено галереей. Каменное шатровое зодчество XVI в. характерно простотой и ясностью конструктивной схемы, где шатер является единственной доминантой композиции.
Слайд 8
В конце XVI в. появился новый тип бесстолпных объемов, перекрытых сомкнутым
сводом с тремя декоративными ярусами кокошников снаружи — возник разрыв между конструкцией перекрытия и внешним декором. Другим типом культовых сооружений стали небольшие бесстолпные посадные храмы, перекрытые крещатым сводом. Крещатый свод — изобретение русского зодчества — представляет собой сомкнутый тип свода с врезанными в него четырьмя цилиндрическими сводами от середины стен к центру, где поставлен световой барабан. Примером является старый собор Донского монастыря (1593) в Москве. Бесстолпные восьмиугольные объемы, сужающиеся кверху, - создали ярусную композицию Ивановской колокольни (1508), расположенной на вершине Кремлевского холма, — монумента, отмечающего восшествие на престол представителя новой династии.
Слайд 10
В 1535—1538 гг. были построены крепостные стены и башни Китай-города, окружавшие
большой посад столицы
Слайд 12Храм Василия Блаженного 1555-1561.
Кубический пятиглавый собор обстроен четырьмя приделами, крыльцами, переходами,
колокольней, в которых заметна связь архитектуры собора с деревянным зодчеством.
Слайд 13
Первоначально собор был естественного кирпичного цвета с белокаменными деталями. В дальнейшем
появилась многоцветная наружная отделка. Объемная композиция собора имеет преобладающее значение по сравнению с затесненными интерьерами, что делает памятник скорее скульптурным монументом, чем архитектурным зданием.
Слайд 14
В 1583—1593 гг. был построен Белый город — второе кольцо укреплений
Москвы — белокаменные стены и 28 башен. После возведения каменной стены домовладения стали перестраиваться в камне, здесь расположены многие из сохранившихся в Москве палатных строений допетровской эпохи. В продолжение XVIII века улицы Белого города были замощены булыжником. В течение всего века здесь активно строило городские усадьбы московское дворянство.
Слайд 16
Третье кольцо — дубовые стены и башни Земляного города — появилось
в 1591—1592 гг. От Белого города Земляной город был отделен стенами с валом и рвом, а соединялся с ним воротами, располагавшимися на местах нынешних площадей Бульварного кольца. Стены были постепенно разобраны в 70-80-х годах XVIII века, причем последними в 1792 году подверглись сломке Арбатские ворота. Ров был засыпан, вал сровнен с землей, а на их месте высажены деревья. Окончательное устройство бульваров было закончено в первой четверти XIX века. Ныне по линии стен Белого города проходит Бульварное кольцо столицы.
Слайд 17
Объединение русских земель привело к становлению Руси как централизованного многонационального государства,
что потребовало укрепления оборонных сооружений. В первой половине XVI в. были построены на высоком берегу Волги Кремль в Нижнем Новгороде, Кремль в Туле, Кремль в Коломне, сооружаются кремлевские стены Смоленска Во второй половине XVI в. на торговых путях создается ряд городов. Для архитектуры этого периода характерны строгая симметрия композиции, скупость декора, лаконичность цвета — сочетание красного кирпича с белокаменными деталями, соответствие внешнего облика конструкции здания.
Слайд 18
Архитектура середины и второй половины XVII в. отличается многообразием форм, живописностью,
декоративностью. Массовое применение цветных изразцов, сочетание белокаменных деталей с красной кирпичной стеной — характерные ее черты. Появилось больше гражданских зданий: жилых каменных палат, монастырских общежитий, трапезных. В Кремле построен Теремной дворец (1635—1636)
Слайд 19
Ярусная композиция усадебных церквей конца XVI в. — местного русского происхождения.
Наиболее законченный памятник подобного типа — церковь Покрова в Филях (1693). Основной объем этой церкви квадратный в плане с примыкающими к нему четырьмя полукруглыми пристройками. Безукоризненно найденные пропорциональные отношения частей здания в сочетании с точно прорисованными деталями придают ему мягкость, ажурный, утонченно-элегантный вид.
Слайд 20
Архитектура деревянных церквей была трех типов: клетские церкви — двускатные, прямоугольные;
шатровые — восьмиугольные или крестообразные в плане (изнутри часто подшивали потолок) и ярусные. Появились приделы и трапезные, высокие подклеты. Наиболее сложные покрытия этого времени — «кубоватые», т.е. четырехскатные. Подвесные потолки устраивали «небом» в виде усеченной пирамиды.