Слайд 1История Реформации (1517 – 1648)
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА СТУДЕНТАМИ 14 ГРУППЫ
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
СЕМЕНОВЫМ
АЛЕКСЕЕМ И СТРЕЛКОВЫМ СЕРГЕЕМ
Слайд 2План
Предпосылки Реформации
Начало Реформации в Германии
Реформация в других странах Европы
Завершение реформации и
ее итоги
Слайд 3РЕФОРМА́ЦИЯ - Религиозное движение в Зап. Европе 16 в. против римско-католической церкви, выражавшее интересы крестьянства и нарождающейся буржуазии и направленное против стеснений феодального строя и папской власти.
Слайд 4Предпосылки Реформации
Падение нравственного облика католической Церкви
Расширение земель церкви и
церковная десятина
Продажа индульгенций
Разногласия внутри духовенства
Процесс формирования централизованных государств
Появление буржуазии
Идеи Джона Уиклифа, Яна Гуса и Эразма Роттердамского
Слайд 6Джон Уи́клиф (Ви́клиф) (1320 или 1324 — 31 декабря 1384)
Перевел Библию на английский язык
(1380 год)
Был сторонником секуляризации церковных земель
Отвергал монашество и индульгенции
Осуждал папство
Считал, что Библия – единственный источник веры
Обряд причащения носит чисто символический характер
Слайд 7Ян Гус (1369, — 6 июля 1415)
Служба и проповеди на родном языке
Отказ
от избыточных привилегий
Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
Требование секуляризации церковных земель
Поднятие чешского самосознания
Слайд 8Эра́зм Роттерда́мский, (28 октября 1469— 12 июля 1536)
Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивавшей
нравы и пороки современного ему общества, а также церковный быт и обычаи.
Положил начало критическому исследованию текста Священных писаний.
Издал текст Нового Завета на древнегреческом, т.е на языке оригинала
Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности.
Автор нескольких трудов по педагогике
Слайд 9Начало реформации в Германии
Слайд 10Ранние годы
Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459—1530) — крестьянина, перебравшегося в Айслебен (Саксония)
в надежде на лучшую жизнь.
В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга, а в 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте.
В том же году он вопреки воле отца поступил в августинский монастырь в Эрфурте.
В 1506 году Лютер принял монашеский обет. В 1507 году посвящён в священники.
В 1508 году Лютера направили преподавать в новый Виттенбергский университет.
Мартин Лютер
10 ноября 1483 — 18 февраля 1546
Слайд 12Реформаторская деятельность.
18 октября 1517 года папа Лев X выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания
содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Лютер взрывается критикой роли церкви в спасении душ, которая выражается 31 октября 1517 года в 95 тезисах против продажи индульгенций.
Доктор теологии Иоганн Экк вызвал друга Лютера Карлштадта на диспут в Лейпциге (1519), в котором принял участие и сам Мартин Лютер.
В 1520 году Лев X предает Лютера анафеме.
В ответ на это Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всего немецкого народа.
Слайд 14 В 1521 году Карл V, поддерживающий папу, вызывает Лютера в
Вормсский рейхстаг.
26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика.
Слайд 16Содержание
В целом, 95 тезисов доктора Мартина Лютера показывают, что он ещё
отождествляет себя с католичеством, выступает как поборник очищения веры от искажений и защитник римского папы от ложных исполнителей его повелений.
Слайд 17То́мас (Фома) Мю́нцер (около 1490, — 27 мая 1525, )
Понимал Реформацию как социально-политический переворот, который
должны произвести самые обездоленные слои общества — крестьяне и городская беднота.
Предполагал конфискацию собственности духовных и светских феодалов и ее перераспределение народу; ликвидацию власти и введение народоправства по образцу первых христианских общин.
Итогом послужила Крестьянская война в Германии (1524 – 1525)
Слайд 19Ульрих Цвингли ( 1 января 1484 — 11 октября 1531 )
В 1516 году он впервые высказал реформационные
идеи, выступив против папства и католической церкви.
Отверг светскую власть церкви и принцип церковно-монашеского землевладения.
Цвингли был противником индульгенций и авторитета Римского папы.
В отличие от Лютера У. Цвингли отрицал мистику крещения и причащения, трактуя их рационалистически и этически.
Также в отличие от Лютера в основу реформированной церкви Цвингли положил демократический принцип. Руководители религиозных общин являются выборными и светскими лицами.
В течение 1522-1525 гг. в Цюрихе была проведена цвинглианская реформация.
Слайд 20Жан Кальви́н ( 10 июля 1509, — 27 мая 1564 )
Основным положением кальвинизма является догмат об абсолютном
предопределении, согласно которому участь человека в земной жизни и в «жизни вечной» раз и навсегда предопределена со времени «творения».
В отличие от Лютера, Кальвин считал бога неумолимым и карающим. Страх перед его десницей должен заставить верующего покаяться.
Последователи Кальвина создали учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться на избранном поприще, быть умеренным и бережливым.
Институт священства в кальвинистской церкви совсем упразднялся.
Слайд 21Ге́нрих VIII Тюдо́р ( 28 июня 1491 — 28 января 1547)
В 1529 г. король Генрих VIII Английский
начал проводить политику, в результате которой Церковь Англии отделилась от Рима. Первопричиной этого стало настойчивое желание Генриха иметь наследника и отказ папы разрешить ему развод. Акт апелляций (1533 г.) положил конец юрисдикции Рима в Англии. Акт превосходства (1534 г.) совершенно упразднил власть папы, даровав королю звание верховного главы Церкви Англии.
Слайд 22Реформация в других странах Европы
В Шотландии кальвинизм стал в 1560
г. единственной признанной религией, где он известен как пресвитерианство. Несмотря на ощутимое влияние англиканства, шотландской церкви удалось сохранить свою обособленность.
Во Франции кальвинистов называли гугенотами: это направление быстро распространилось в среде городского населения всех провинций. Гугеноты составляли большинство в партии Бурбонов во время религиозных войн и были решающей силой в религиозной жизни во Франции до окончательного их изгнания в 1685 г.
В Польско-Литовском королевстве, Богемии и Венгрии к кальвинизму склонялись во множестве мелкопоместные дворяне. В некоторых районах, например в Трансильвании или в княжестве Тешинском, кальвинизм утвердился надолго. Венгерский город Дебрецен стал с тех пор навсегда «Римом кальвинистов». В Литве к кальвинизму обратились многие магнаты, включая крупнейших землевладельцев Европы – Радзивилов
Слайд 24Итоги Реформации
1. Католический мир прекратил свое существование.
2. Единая католическая церковь
была заменена множеством национальных церквей.
3. Повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы.
4. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
5. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о политическом равенстве.
6.Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.
7. Стремление к экономии, к развитию промышленности способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство.
8. Протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные.
Слайд 25Список литературы
История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед.
ин-тов / М.Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др.: Под ред. Н.Ф Колесницкого. – 2-е изд. испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 575 с.
История Европы / Н. Дэвис, Пер. с англ. Т.Б. Менской, – Москва: Транзисткнига, 2004 – 943 с.