Слайд 1История развития трудового обучения
Слайд 2
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию
молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест.
Слайд 3При утверждении феодальных отношений морально-этические нормы приобретают классовый характер. Труд оставался
жизненной потребностью для большинства населения, что вызывало необходимость формировать у молодого поколения положительное отношение к труду, определенную сумму практических умений, трудолюбие.
Становление народной
педагогики.
Слайд 4 IV - XVII вв.
У восточных славян передача профессиональных навыков и
умений пошла по пути «братчин» — товариществ, объединяющих людей одной профессии. Здесь готовили молодежь к определенному ремеслу.
Слайд 5Переход к мануфактурному периоду
- появление крупных предприятий с новой организацией труда,
с механизмами, работавшими на водной энергии.
кроме трудового воспитания появилась необходимость давать молодым людям элементарные общеобразовательные и профессиональные знания, умения и навыки.
реформы Перта I в области
просвещения и культуры.
Слайд 6Ручной труд изучается в общеобразовательных школах с 60-х г. 19в. Впервые
ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии, затем Англии,
Германии, Швейцарии, США.
В России ручной труд стал
вводится с 1884г. Преподавание труда должно было решать задачи воспитания трудолюбия, развитие руки, ее способности к тонким дифференцированным движением и таким же точным усилиям, развития глазомера, трудовой смекалки и т. д.
Слайд 7Осложнение 2 крайними взглядами: 1 – не надо вводить ручной труд,
т. к. он профессионализирует школу,
2 – уроки ручного труда не дают достаточных ЗУН для будущей конкретной практической деятельности, надо вести обучения по профессиям.
Слайд 81918-1937 г.
С первых лет строительства советской общеобразовательной школы трудовое обучения вводилось
исходя из задач трудового воспитания и политехнического обучения подросткового поколения. бучение строилось на формировании профессиональной выучки, на привитии ремесленных умений и навыков.
В 20-30 г – комплексная система обучения.
Идеи политехнического образования стали идеологией советской трудовой школы. В тот период на трудовое обучение отводилось от 6 до 12 ч в неделю, а старшие школьники все шире подключались к производственной практике на предприятиях.
В школа вернулась к предметному обучению.
В марте 1937 г. приказом Наркомпроса,
подписанным наркомом А. С. Бубновым,
трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено.
Слайд 950-е годы
XIX съезд КПСС в 1952 г. принял решение о
развертывании в общеобразовательной школе трудовой политехнической подготовки учащихся.
В 1954 г. Министерство просвещения РСФСР вместе с Академией педагогических наук пересмотрели учебный план и включили в него новый предмет —
трудовое обучение
в 1- классах,
с 1956 – во всех классах
средней школы.
Слайд 105-7 кл - занятия в учебных мастерских, обработка древесины и металлов,
выращивание растений
8-10 кл – курс основ производства, производственная практика, машиноведение, электротехника.
1958 г – реформа школы, реализация принципа соединения обучения с производственным трудом учащихся.
В 4-8 кл – три варианта трудового
обучения: технический труд,
сельскохозяйственный труд и
обслуживающий труд.
Слайд 11В середине 60-х – производственное обучение признано необязательным, его заменили практикумы
по различным видам труда и отраслям техники (металлообработка, обр. тканей, по автомобилю, машиностроительному черчению и др.)
Слайд 12Реформы 80-90-х годов
Происходили изменения общеобразовательной подготовки молодёжи, в том числе
её трудовой подготовки в процессе изучения образовательной области «Технология», введённую в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Р.Ф., согласно приказу министра образования Р.Ф.№237 от 7 июня 1993 года.
Слайд 13Направления в развитии личности школьника
школьник должен познать себя, свои качества,
способности, свой потенциал на конкретном этапе, уяснить свои потребности, узнать свои сильные и слабые стороны;
выработка системы ценностей;
определение позиций, ожидания учащихся по отношению к семье, обществу, трудовой занятости, активная жизненная позиция;
адаптация в обществе,
способность к гибкой мобильности.