Слайд 1Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Факультет технологии
и предпринимательства
История развития метрополитена
Выполнил: студент группы 32
Государев О.А.
Проверил: канд. пед. наук Лейбов А.М.
2016
Слайд 2Содержание
Введение 3
Часть 1 История развития первого в мире метрополитена
5
Часть 2 Метрополитен в России 24
Заключение 30
Список литературы 31
Слайд 3 Вот уже полтора века метро, перевозящее за день до
нескольких миллионов человек в различные точки города, минуя пробки, воспринимается нами как неотъемлемая часть жизни в любом мегаполисе. На сегодняшний день это не самый эффективный способ транспортной разгрузки улиц городов-миллионников
Введение
Слайд 4Хронология событий в истории развития метро
I
1814 Изобретение Брюнелем туннелепроходческого щита и
проектирование шоссейной переправы через Неву в Петербурге
1825 Начало строительства тоннеля под Темзой
II
1843 Открытие тоннеля под Темзой, в 1846 Чарльзом Пирсом представлен первый проект метрополитена
1869 Пущены первые поезда, 1890 паровая тяга заменена на электрическую
III
В 1908 году Альбертом Стенлеем создана схема 8 линий лондонского метро
В 1868 открыт второй метрополитен в Европе
Слайд 5Часть 1 История развития первого в мире метрополитена
Но в середине XIX
века, когда все только начиналось, городские дороги разительно отличались от современных: не было ни автобусов, ни троллейбусов, ни автомобилей, движение были медленным, а общественным транспортом в основном служили экипажи и конки. Так зачем же в неспешном XIX веке понадобилось такое затратное сооружение, как подземная железная дорога?
Слайд 6
В Англии, родине первого метро, была развитая сеть железных
дорог: со столичных вокзалов можно было попасть почти в любую точку страны. Но при этом общественный транспорт в самом Лондоне оставлял желать лучшего: основным средством передвижения были медленные конки и экипажи, добираться с одного вокзала на другой было неудобно, да и железнодорожные маршруты, доставлявшие пассажиров в Лондон, не доходили до главного делового и торгового центра. Кроме того, постоянно растущее население требовало усовершенствования общественного транспорта: каждое утро из пригородов в столицу стекались тысячи людей - рабочих и служащих, спешащих скорее добраться до своих рабочих мест. По вечерам этот людской поток устремлялся в обратном направлении. Вопрос об удобном общественном транспорте стал очень остро.
Слайд 7
Надо скачать, что в описываемое время в Англии каждый год
открывалось несколько новых железнодорожных маршрутов, поэтому идея пустить поезд под землей современником не показалась такой уж абсурдной. Тем более, что надежность и удобство подземного транспортного сообщения доказал открытый в 1843 году тоннель под Темзой. История его создания следующая.
Слайд 8
Оглянувшись в прошлое, отметим, что отправной точкой в истории строительства метро
стал изобретенный в 1814 году английским инженером Марком Брюнелем тоннелепроходческий щит - впоследствии наиболее эффективное средство метростроения во всём мире. Эту идею Брюнелю «подсказал» морской моллюск-древоточец, способный при помощи своей раковины бурить отверстия в обломках затонувших кораблей. В патенте, выданном Брюнелю в 1818 году, была механическая копия такого червя для бурения тоннелей со сборной тюбинговой отделкой, размещённой по спирали. Это и был прообраз будущих механизированных щитов.
Слайд 9
В 1814 году российский император Александр I в качестве
победителя Наполеона был с почётом принят в Лондоне. Там русскому самодержцу представили наиболее выдающихся деятелей Англии, в числе которых был член Лондонского королевского общества Марк Брюнель. В результате этой встречи с англичанином был заключен контракт на проектирование шоссейной переправы через Неву в Петербурге. Начатую в 1814 г. работу он передал российским заказчикам в начале 20-х годов в двух вариантах: мостовом и тоннельном. К сожалению, гениальное изобретение английского инженера не удалось воплотить в жизнь на российской земле: лишившись поддержки скончавшегося императора, Брюнель переработал чертежи применительно к Темзе. Именно этот тоннель и продемонстрировал современникам удобство и надежность подземного сообщения.
Слайд 10Строительство тоннеля, 1830 г.
Строительство тоннеля было начато в 1825 году,
а открытие для публики состоялось 25 марта 1843 года. В ходе работ случались аварии, тоннель затапливало и гибли люди, из-за проблем с финансами работы несколько раз останавливались.
Слайд 11Тоннель Брюнеля, находящийся на глубине 23 метра от поверхности воды, имел
поперечное сечение 6 на 11 метров и длину 396 метров.
Слайд 12До 1869 года тоннель использовался как пешеходный, но в 1869 при
продлении первого участка метро, там были пущены поезда. Так в лондонском метрополитене появился самый старый участок, который был построен до его пуска.
Слайд 13Метро в нашем современном представлении было придумано лондонцем Чарльзом Пирсоном, который
в 1846 году представил свой проект Королевской комиссии по делам столичных железных дорог. Через несколько лет, в 1853 году, была создана компания North Metropolitan Railway Co, которая со значительным опозданием, вызванным денежными затруднениями, прорыла первый тоннель на Истон Сквер в январе 1860 года.
Слайд 14
Строительство метрополитена в Лондоне
Слайд 15Первая в мире линия метро, соединявшая Фаррингдон-стрит и Паддингтон, была введена
в эксплуатацию 10 января 1863 года. На ее открытие собрался чуть ли не весь город. В то далекое время в составе поезда было всего четыре вагона с газовым освещением, которое, однако, если верить «Дейли Телеграф», было настолько ярким, что без труда можно было читать газету. Вагоны тянул локомотив, работающий на коксе (угле), наполняя туннель дымом и паром (на электрическую паровая тяга была заменена почти через 30 лет - в 1890 году).
Слайд 16Лондонское метро было единственной в мире паровой подземкой и стало первой
электрифицированной подземной железной дорогой.
Первая линия, длиною около 3,5 км, состояла из семи станций, но это незначительное по современным меркам расстояние поезд преодолевал за 33 минуты.
Удобство подземного железнодорожного транспорта превзошло все ожидания: в первый день работы 6 составов по 4 вагона, отправляясь через каждые четверть часа, совершили в общем итоге 120 поездок в обе стороны, перевезя 30 тысяч пассажиров.
Слайд 17Наибольшую выгоду от подземки получили низко оплачиваемые неквалифицированные работники, которые имели
право на использование специальных дешевых поездов до 6 часов утра. Журналист Генри Мэйхью брал интервью у некоторых таких пассажиров в 1865 году и первым объяснил, что «этот подземный способ передвижения всегда поражал нас как место, полное кокни». Все бедняки, с кем он говорил, выражали энтузиазм по поводу того, что метро позволило им жить дальше - в более дешевых домах, избавив от необходимости ежедневно преодолевать пешком многие мили до работы.
Слайд 18Один из первых паровозов лондонского метро, тип А-4-4-0, работал с 1866
по 1902 гг.
Слайд 19 В том же 1863 году было принято решение о
строительстве в Лондоне кольцевой линии протяжённостью 30 км. Открытая 1 октября 1868 года, она пересекалась с первой веткой на станции «Сауф Кенсингтон», так что впервые появилась возможность пересесть с одной подземной трассы на другую.
Слайд 20
Первой электрифицированной веткой метро была лондонская линия Сити Сауф,
открытая официально 4 ноября 1890 года, когда принц Уэльский впервые совершил подземное путешествие от станции «Кинг Уильям Стрит» до станции «Овал».
К слову, использование электричества было не единственным революционным шагом в развитии метрополитена. Еще одним новшеством стало появление в 1911 году эскалаторов, решивших проблему значительных очередей у входа в метро и заменивших собой менее удобные и просторные лифты.
Слайд 21
Не сразу появилась и привычная нам разноцветная схема метрополитена. И так
же, как и само метро, своим появлением она обязана англичанам.
До начала прошлого века линии лондонского метро строились различными компаниями, каждая из которых, естественно, стремилась разрекламировать именно свои услуги. Разобраться в разрозненной информации о линиях, размещенной на различных текстовых листовках, пассажирам было подчас весьма затруднительно.
Слайд 22 Выходом из сложившегося положения стала публикации в 1908
году схемы, созданной Альбертом Стенлеем, которая объединила все 8 линий лондонского метро в единую сеть. Для удобства использования схемы каждая линия была обозначена собственным цветом. Надо отметить, что первая схема метро пользовалась просто колоссальным спросом: только за первый год было продано 6 миллионов ее экземпляров.
Слайд 23 Второй метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868.
Он был надземным, однако первые надземные участки не сохранились и впоследствии были заменены подземными. А в начале ХХ века собственными подземками уже могли похвастаться Будапешт (открыта в 1896 г.), Париж (1900), Берлин (1902), Токио (1925).
Метрополитен в Нью-Йорке в 1868 году
Слайд 24Часть 2
Метро в Москве – первые шаги
В начале XX века
население Москвы достигло отметки 1200 000 человек. Тысячи извозчиков, конка и даже трамвай не решали проблему транспорта. История создания метро в России началась в 1901 году. Архитектор Балинский П.И., инженер Кнорре Е.К. и художник Каразин Н.Н. выступили с проектом создания в Москве электрических железных дорог.
Увы, уже утвержденный проект реализовать не удалось. Первая мировая война и революция отсрочили появление метрополитена в Москве на несколько десятков лет.
Слайд 25
После 1922 года, когда стала Москва стала столицей СССР,
население города стремительно выросло. Автобусы и трамваи, троллейбусы и другой наземный транспорт не удовлетворяли потребности мегаполиса. В 1931 на Пленуме ЦК ВКП(б) постановили немедленно приступить к сооружению метро
В итоге в феврале 1935 восемь поездов метро уже возили пассажиров. Первыми, кто оценил нововведение, стали 25 000 делегатов VII Всесоюзного съезда Советов. Интересно, что перед началом движения поезда в то время помощник машиниста вместо привычной фразы: «Осторожно, двери закрываются» громко объявлял «Готов!».
Слайд 26
Позже на территории Советского Союза метрополитены были открыты также в Ленинграде
(1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске (1991).
Слайд 28Популярность транспорта в России 2015
Слайд 29 Также строится метрополитен в Челябинске, Перми и Красноярске
Список действующих метрополитенов
в России
Слайд 30
Заключение
Метрополитен стал неотъемлемой частью жизни людей в мегаполисах. В свое время
метро разгрузило улицы больших городов, а в нынешнее время, характерное нескончаемым ростом автомобилей, роль метрополитена трудно переоценить.
Россияне все реже пользуются автобусами и трамваями и все чаще отдают предпочтение подземным поездам
И это не только самый эффективный способ транспортной разгрузки улиц городов-миллионников, метро сегодня - составляющая поп-культуры: под землей устраиваются выставки, снимаются кинофильмы, а некоторые станции стали самостоятельными произведениями искусства, посмотреть на которые приезжают туристы из других стран.
Слайд 31Список литературы (источников)
http://proezdmetro.ru/247.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Метрополитены_России
http://www.infox.ru/auto/transport/2013/10/27/Na_chyem_yezdyat_ros_print.phtml