История политических и правовых учений презентация

Содержание

* Литература по дисциплине Азаркин Н., Жуков В., Завьялов Ю. и др. История политических и правовых учений /Под ред. О. Малышкина. М.: НОРМА, 2010. Исаев И.А., Золотухина Н.M. История политических

Слайд 1*
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Учебные вопросы:
Введение в Историю политических и правовых

учений
Политические и правовые идеи Древнего мира
Политико-правовые концепции Средневековья, Реформации и Возрождения
Политико-правовая идеология Западной Европы и США в XVII-XIX вв.
Особенности русской политико-правовой мысли XV-XIX вв.
Политико-правовые теории XX в.

Дисциплина профессионального цикла для магистрантов, обучающихся по направлению «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»»


Слайд 2*
Литература по дисциплине
Азаркин Н., Жуков В., Завьялов Ю. и др. История

политических и правовых учений /Под ред. О. Малышкина. М.: НОРМА, 2010.
Исаев И.А., Золотухина Н.M. История политических и правовых учений. Учебник. М., 2006.
Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. Учебник. М., 2010.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник. М., 2011.
Омельченко О.А. История политических и правовых учений. Учебник. М., 2011.

Слайд 3*
Цель и задачи дисциплины
Изучение курса истории политических и правовых учений в

Академии имеет целью: сформировать у студентов-юристов научное представление о государственно-правовых явлениях, вооружить знаниями об основных достижениях мировой и отечественной историко-политической и политико-правовой мысли, научить логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по политико-правовой проблематике.
Задачи изучения дисциплины:
сформировать научную картину возникновения и развития основных политико-правовых теорий в хронологическом и региональном аспектах;
на основе сравнительно-правового метода показать общее и особенное различных региональных политико-правовых доктрин;
раскрыть сущность соединения в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений, ее обусловленность тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки в целом, представляющий собой единый комплекс государствоведения и правоведения;
выработать понимание, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти;
изучить основные литературные источники, оказавшие существенное влияние на современное политико-правовое мышление человека и общества.

Слайд 4*
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
критерии оценки политико-правовых доктрин;

становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; теории естественного права; теорию разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения современности.
уметь:
применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы;
владеть:
методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем.

Слайд 5*
Предмет ИППУ - это совокупность идей, теорий, учений, представлений человека о

государстве, праве, власти, а также условиях их зарождения и развития

Предмет и методология Истории
политических и правовых учений

Отличительные черты науки ИППУ:
находится на стыке исторических, философских и юридических наук
изучает не сами правовые институты, а формы их теоретического познания
изучает сложившиеся и четко выраженные взгляды на условия зарождения и развития представлений человека о государстве и праве.


Слайд 6*
Политика, государство, право, законодательство
Объекты
исследования
Юриспруденции, философии, социологии, политологии,
Истории и др.
Предмет ИППУ

История

возникновения и развития теоретических знаний
о государстве, праве, политике и законодательстве,
история политических и правовых теорий

Слайд 7*
Методологическая основа ИППУ
Отр.
юр науки


Слайд 8*
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЕТОДОВ ИППУ

Общенаучные методы
исторический – оценивает явления с учетом особенностей конкретного

исторического периода
социологический – учитывает тип культуры, уровень жизни, интересы различных социальных групп
антропологический обосновывает отношение человека к государству, праву, политике, его биологическими потребностями
нормативно-ценностный – сравнивает любое государственно-правовое явление с неким идеальным представлением о нем.


Общелогические методы
анализ – мысленное расчленение предметов на составляющие части и выделение в них признаков
синтез – соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа
индукция ‑ выстраивание общей теории из массы исследуемых частных факторов, установление закономерностей
дедукция – из общих положений теории делаются частные выводы
другие.


Специально-юридические методы
правовое моделирование 
– изучение признаков правового явления на моделях, т.е. путем идеального мысленного их воспроизведения
формально ‑ юридический – исследование внешних признаков правового явления, их юридических форм
сравнительно ‑ правовой
 – сравнение юридических систем, понятий, категорий, теорий
Другие


Слайд 9*

Функции, доктрины и парадигмы ИППУ


Функции ИППУ
познавательная (гносеологическая) – дает объяснение

существовавшим ранее политико-правовым явлениям, выявляет закономерности их появления и исчезновения

оценочная (аксиологическая) – соотносит уровень развития правовой мысли, государственного строя и т.д. с уровнем общечеловеческих ценностей

мотивационно-регулятивная – процесс превращения теоретических правовых представлений в реальные институты государства и права

рационализация политико-правовых отношений – постоянный поиск наиболее оптимальных институтов государства и права, эффективных норм поведения, регулирующих взаимоотношения как между людьми, так и между человеком и государством

политической и правовой социализации – процесс полного и адекватного восприятия последующими поколениями позитивного политико-правового опыта предыдущего поколения.


Слайд 10*

Правовая доктрина
совокупность теоретических представлений о целях, принципах и формах права
логико-теоретические, философские

или иные (например, религиозные) основы

КОМПОНЕНТЫ

содержание политико-правовой доктрины - это ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине

Программные положения - это оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы


Слайд 11*

О
С
Н
О
В
Н
Ы
Е

П
А
Р
А
Д
И
Г
МЫ

И
П
П
У
Правовая парадигма
Логика организации знаний в различные исторические периоды, совокупность

познавательных принципов и приемов отражения правовых явлений

Теологическая парадигма
показывает, как с помощью мифов, верований в сверхъестественный характер происходящих событий человек объяснял явления окружающего его мира.
Представлена теориями: Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Мартина Лютера

Натуралистическая парадигма
показывает зависимость хода развития государства и права от географического месторасположения государства, а также от природных качеств человека.
Основатели теории: Жан Боден, Монтескье, Маккиндер, Хантингтон.

Юридическая парадигма
основана на постоянном поиске наиболее эффективной формы правления, отвечающей интересам большинства социальных групп.
Основные этапы развития:
1) этап естественно-правовых теорий (Гроций, Спиноза, Гббс, Локк, Монтескье, Руссо) – опирались на приоритет естественного права;
2) либерализм (Констан, Бентам, Дайси, Еллинек) – провозглашали самоценность личных прав и свобод, свободу экономической деятельности;
3) нормативизм рассматривал право как специфический порядок, где главенствующим является метод принуждения.

Социальная парадигма
объясняла природу государства и права социальными факторами (культура, экономика и т.п.).
Представители: классовая – Маркс, Энгельс; политическая – Макиавелли; культурологическая – Вебер и др.


Слайд 12*

это деление процессов развития политико-правовых идей на основные, качественно отличающиеся друг

от друга периоды


Ф
О
Р
М
А
Ц
И
О
Н
Н
А
Я

К
Л
А
С
С
И
Ф
И
К
А
Ц
И
Я


В зависимости от типа общественно-экономической формации

Рабовладельческая
основана на эксплуатации труда рабов;
конфликт между рабовладельцами и рабами послужил причиной образования государства


Феодальная
основана на эксплуатации труда крестьян, прикрепленных к земле, находящейся в собственности феодалов;
задача государства – защита интересов феодалов

Буржуазная
(капиталистическая)
противостояние между трудом и капиталом
государство пыталось примирить интересы антагонистических классов с позиции буржуазии


Коммунистическая
(социалистическая)
упразднение частной собственности и ликвидация класса эксплуататоров
установление общественного самоуправления


Периодизация Истории политических и правовых учений


Слайд 13*

Х
Р
О
Н
О
Л
О
Г
И
Ч
Е
С
К
А
Я

к
Л
А
С
С
И
Ф
И
К
А
Ц
И
Я


По признаку принадлежности явления к конкретному историческому периоду
Древний мир (4

тыс. лет до н.э. – 476 г. (падение Рима)

Средние века
(476 – XIII в)

Возрождение и Реформация
(XIV-XVI в.)

Новое время
(XVII – XIX вв.)

Новейшее время
(кон. XIX в. – н/в.)

эпоха зарождения государственности и первых политико-правовых идей

зарождение и развитие христианства и ислама, взаимодействие их со светской властью

смена феодализма буржуазным обществом, провозглашение самоценности человека; раскол христианства

буржуазные революции и просвещенный абсолютизм, секуляризации культуры и политической мысли, промышленной революции и утопического социализма.

эпоха монополистического капитала, социалистических революций, освобождения колоний, мировых войн, распада социалистической системы


Слайд 14*

С
О
Ц
И
Е
Н
Т
А
Л
Ь
Н
А
Я

К
Л
А
С
С
И
Ф
И
К
А
Ц
И
Я

Традиционное общество

Становление гражданского общества

Гражданское общество
Индивид зависел от государства, а уровень

его свободы был связан с его социальным положением.

Формирование и претворение в жизнь идей всеобщего равенства, ограничения правления, приоритета личных прав и свобод

Возрастание роли права и соблюдение прав человека, у личности появилось множество способов самовыражения.

По степени индивидуальной свободы и защиты прав


Слайд 15*
Таким образом
ИППУ – это историко-правовая наука и учебная дисциплина, предметом которой

является совокупность идей, теорий, учений, представлений человека о государстве, праве, власти, а также условия.
Теоретико-методологическую основу ИППУ составляют правовые идеи, доктрины и парадигмы.
Периодизация производится по различным основаниям, что позволяет глубоко и всесторонне рассмотреть различные правовые теории, доктрины и концепции.

Слайд 16*
Тема 2. Политические и правовые идеи Древнего мира
Древнейшие политико-правовые учения возникли

в Египте, Древней Месопотамии, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока.
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному.

Слайд 17*
единство правовых и религиозных норм;
обоснование логики изложения правовых норм религиозными текстами;
отсутствие

разделения между преступлениями против государства и преступлений против личности;
медленное развитие норм права;
формализм и символизм в судебном процессе.


Факторы, определявшие специфику государственного устройства стран Древнего Востока

господство в экономической сфере патриархального натурального хозяйства. Внутри сельской общины производилось практически все необходимое для жизнедеятельности человека.


заметное торможение развития торговли, института частной собственности и её правовых гарантий, задержка расслоения общества.


монархическая форма правления;
передача власти по наследству
неограниченная власть обожествляемого монарха
монарх – правитель, верховный жрец, законодатель и судья

Характерные черты правовой системы древневосточного общества



Слайд 18*
Одним из первых государственных образований в истории человечества был Древний Египет.


Именно там сложилось представление о государстве и праве.

В экономике Древнего Египта господствовало крупное ирригационное земледелие, государственная собственность на землю.
Правовая система характеризовалась господством идеи божественного происхождения государства, представлением о правителе как воплощении бога, сильной взаимосвязью религиозных и правовых норм.
Отличительными чертами духовной культуры были:
политеизм (многобожие);
представление о том, что человек состоял из трех ипостасей: 1) тело; 2) две души – Ка (добродетельная душа) и Ба (злая душа); 3) имя человека, которое представляло жизненное начало;
приоритет погребального культа, мумификации и строительства пирамид.


Слайд 19*
Основные труды о сущности государства и
права
Мемфисский богословский трактат
описание возникновения законного

порядка

Поучения гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну
подчеркивалось божественное происхождение власти фараона;
рекомендовалось фараону опираться в своем правлении на вельмож, создающих справедливые законы;
фараон призывался к следованию нормам справедливости и законности

Речение Ипусера
описание восстания низших слоев общества;
указывалось, что причина восстания – неумелое правление фараона;
предлагались способы преодоления восстания: стремление фараона к разуму, познанию, правде.

Поучения Птахотепа
дается представление о естественном равенстве всех свободных;
обосновывается необходимость соответствия поведения человека правилам добродетели и справедливости.

Книга мертвых
дает описание судебного процесса в загробном мире;
содержит перечень смертных грехов.


Слайд 20*
«Поучения Шуррупака» ‑ это собрание философских поучений и правил житейской мудрости.
Законы Хаммурапи были

приняты в конце его правления (ок. 1750 г. до н.э.). Текст сборника состоит из трех частей:
Введение, где объявляется о том, что боги передали Хаммурапи царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», перечисляются благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;
Содержание законов: 282 статьи;
Заключение.
Источниками при составлении сборника были: обычное право; шумерские судебники, новое законодательство.

Слайд 21*
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
отсутствие четкого отраслевого разграничения норм права;

казуальный характер норм права;
декларирование божественного происхождения законов;
активная защита общественного порядка и государственной собственности;
наличие правовых норм, регулирующих судебный процесс;
зависимость тяжести наказания от вида преступления, общественного положения виновного и потерпевшего;
широкое применение принципа талиона («око за око, зуб за зуб»).



Слайд 22*
Политические и правовые учения Древней Индии
Повсюду и на Востоке и на

Западе политико-правовая мысль в своем возникновении восходит к мифологическим представлениям о месте и роли человека в мире.
Заметную связующую роль между мифологией и рациональными политико-правовыми воззрениями сыграла религия.
Под этим влиянием сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии.
С этим связано и то, что длительное время доминирующее положение в индийском обществе занимали жрецы (брахманы).

Слайд 23*
П
Е
Р
И
О
Д
И
З
А
Ц
И
Я

И
С
Т
О
Р
И
И

Д
Р
Е
В
Н
Е
Й

И
Н
Д
И
И

В истории Древней Индии можно выделить следующие периоды:
III – середина

II тыс. до н.э. – возникновение, развитие и упадок Хараппской цивилизации.

Сер. II тыс. – IV в. до н.э. – ведийский период. Характеризуется образованием классового общества и государства, неравенством положения покоренных племен и их захватчиков, что привело к образованию варн и каст.

IV в. до н.э. – II в. до н.э. – магадхо – маурийская эпоха. Были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды.




На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию — брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах.


Слайд 24*
Варновый строй в Древней Индии

Брахманы
Священнослужители, жрецы, члены жреческих родов

Кшатрии
Воины и правители

Вайшьи
Свободные

полноправные общинники ‑ ремесленники, земледельцы, торговцы


Шудры

Низшая варна, неравноправные члены общества, слуги

Образ жизни каждой из этих сословий был сформулирован в специальных законах – дхармах. Переход из одной варны в другую строго запрещался, ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалась разная уголовная ответственность.


Слайд 25*
Ригведа – сборник гимнов
Яджурведа – сборник жертвенных формул
Атхарваведа – сборник заклинаний
Самаведа

– сборник напевов

Веды
(санскр-знание, ведение)
совокупность наиболее ранних текстов
на др.-индийском
(ведийском) языке (сер. 2 тыс. д.н.э.
до 6 в.д. н.э.


Слайд 26*
Основные идеи брахманизма:
вера в перевоплощение души, повторное рождение

(аватара), награда и наказание в последующих рождениях, божественное создание мира и общественного строя.
Смысл постулата о перевоплощении души состоял в том, что:
человек состоит из смертного тела и вечной души;
душа после гибели тела переселяется в другое тело;
выбор тела зависит от следования умершего человека при жизни своей дхарме.
Божественное создание мира раскрывала легенда о сотворении мира богом Индрой (Пурушей), представлявшегося как единство мирового тела и духа. Именно он определил изначальный порядок, нарушение которого влекло божественную кару.
Рита (Рта) это и есть порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой и требующий от человека определенного поведения (ответственный – Бог Варуна).
В противоположность естественно-божественной концепции происхождения власти (брахманизм) в Древней Индии в V в. до н.э. возникла теория естественного происхождения власти, автором которой считается принц Сиддхартха Гаутама (Шакья Муни) (623 – 544 гг. до н.э.) – Буддизм.

Слайд 27*
Основные сферы влияния буддизма
Духовная сфера
равенство всех людей вне зависимости от их

принадлежности к варнам;
любой человек может достичь просветления (нирваны), если он следует дхарме ‑ естественному мировому закону.

Социальная сфера
сохранение неравенства;
первенство варны кшатриев;
принижение роли брахманов, т.к. таковым мог стать каждый свободный человек.

Политико-правовая сфера
отход от участия в государственных делах, т.к. государств – это источник зла;
призыв к установлению в государстве прочной власти и стабильности;
справедливый избираемый правитель и др.

Однако вытеснить брахманизм из общественной жизни Древней Индии буддистам не удалось Большей частью он закрепился в соседних странах Юго ‑ Восточной Азии.


Слайд 28*
Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись :
конфуцианство
моизм
легизм.

даосизм


Слайд 29*
Фундаментальную роль в политико-правовой мысли Китая сыграло учение Конфуция (Кун Фу-цзы),

возникшее в VI – V вв. до н.э. Конфуцианство (кит. – жу, жу цая, жу сюэ, жу цзя сюэ шо) – (учения) школы ученых-интеллигентов.
Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.
По своей сути это учение являлось патриархально-патерналистской концепцией государства и было направлено на защиту интересов новой аристократии.

Слайд 30*
Основные политико-правовые воззрения Конфуция
Государство
по своей природе государство – это большая

семья, управляемая её главой отцом – императором;
император должен добиваться достижения гармонии в стране;
управлять государством он должен с помощью квалифицированных чиновников, подобранных на основе их личных качеств: добродетель; умеренность; человеколюбие;
решение всех конфликтов мирным путем;
равномерное распределение богатств среди всех членов общества;
подчинение воле императора всех членов общества;
проявление почтения к старшим, преданность правителю и послушание.

Право
отрицательное отношение к закону, поскольку они часто не соблюдаются;
отрицательное отношение к наказанию, т.к. оно малоэффективно без других мер воздействия;
утверждение принципа «исправления имен» (чжэ мин) – обозначение социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства в соответствии с реальностью;
государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный - подданным


Слайд 31*
В правовой сфере недостатком являлось отклоняющееся от Дао законодательство, т.к. оно

было создано людьми.
Способ решения правовых проблем заключался в необходимости:
отрицать позитивный закон;
отдавать предпочтение обычаям и традициям.
По своей сути даосизм являлся одной из первых анархистских теорий, отрицающей государство и законы.

Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с Дао к развитию его способностей и знаниям. Решить эти социальные проблемы даосы предлагали следующим образом:

следовать Дао;
жить в согласии с природой, полностью
растворяясь в ней;
вести как можно более уединенный образ жизни;
отказаться от всех благ цивилизации;
проявлять бережливость, сострадание, смирение,
умеренность и воздаяние добром за зло.

ДАОСИЗМ



Слайд 32*
Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев,

низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво.

Основные идеи Мо-цзы о возникновении и развитии государства и права

Государство
естественное происхождение государства в форме общественного договора;
выборность правителя;
Следование правителем законам Неба;
забота правителя о своем народе;
назначение советников правителя по деловым качествам;
тотальный контроль внутри общества для поддержания единообразия.

Право
10 моральных принципов, отражающих
волю Неба;
хорошие традиции;
законы.

Мудрый правитель, руководствуясь этими нормами, не должен забывать о наказании и награждении по заслугам.



Слайд 33*
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н.э.

«Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390 – 338 гг. до н.э.), известным под именем Шан Ян.
Данное течение отражало интересы имущественной и служилой знати.
Доктрина легизма была основана на утверждении о заведомо порочной природе человека.

Основные положения доктрины легизма
цель внутренней политики государства – достижение порядка в государстве;
идеальное государство – восточная деспотия с неограниченной властью правителя, опирающегося на разветвленный административный аппарат, армию и репрессивные органы;
доминирующая роль закона;
основной способ обеспечения исполнения закона – наказание;
тотальный контроль и коллективная ответственность за правонарушения;
Цель внешней политики – покорение других народов.

В целом ко II в. до н.э.официальная
государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения легизма и конфуцианства

ЛЕГИЗМ


Слайд 34*
Политические и правовые учения Античного мира






Слайд 35*
Общая характеристика
политико-правовой мысли Древней Греции
Периодизация истории древнегреческой
политико-правовой мысли
1. (9 -

6 в.д.н.э.) возникновение государственности; рационализация
политико-правовых представлений - Гомер, Гесиод, «Семь мудрецов».
Философский подход к проблемам государства и права (Пифагор,
Пифагорейцы, Гераклит)

2. (5 - 1/2 4 в.д.н.э.) расцвет философской и политико-правовой мысли
Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель

3.(2/2 4 - 2 в.д.н.э.) – эллинизм, упадок государственности, подпадение
Полисов под власть сперва Македонии, затем Рима - Эпикур, стоики,
Полибий


Слайд 36Зевс (самое совершенное)
+
Фемида (вечный естественный порядок)
=
Дике (естественно-божественная справедливость)
+
Эвномия (благозаконие

– божественный характер начал законности и общественного устройства)

Зевс
– в нравственно-правовой
плоскости
выступает как верховный
заступник Всеобщей
справедливости (дике),
сурово карающий тех
кто вершит неправый суд


*

Ранний период
(9 – 4 в.д.н.э.)

Гомер
8 в.д.н.э.
«Иллиада», Одиссея»




Темис
(правовой обычай)

Дике
(всеобщая «божественная»
справедливость)

Тиме
(индивидуальное
право-притязание)

Гесиод
(7 в.д.н.э.)

«Теогония», «Труды и дни»


Слайд 37*
Семь мудрецов
(Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон,
Клеобул, Хилон - 7-6

в.д.н.э.)

Хилон
«Повинуйся законам»;
«Познай самого себя»; «Слушайся законов
больше чем ораторов»


Солон
Умеренная цензовая демократия –
компромисс знати и демоса
Добро и зло –
беззаконие и междоусобица –
зло, порядок и закон - добро
Закон –
сочетание права и силы
«Политическая революция» -
вторжение в отношения собственности
«Сисахфия» -
отмена частных и государственных долгов
4 класса населения -
пентакосеомедимны
(земельная аристократия); всадники;
зевгиты; феты
Совет четырехсот -
представительный орган
по 100 чел. от каждой из фил)

Пифагор
пифагорейцы



Критика демократии
За аристократию – правление «лучших»,
умственной и нравственной элиты
«Равенство» -
роль права как равной меры при
регулировании общественных отношений
(право – равная мера нормирования неравных
отношений и неравных индивидов)
Справедливость –
воздаяние равным за равное
Идеал полиса -
господство справедливых законов:
после божества более всего следует
уважать родителей и законы,
повинуясь им по убеждению,
не внешне и притворно


Гераклит

Жизнь полиса и его законы должны следовать
логосу (разум, природа)
«Ведь всечеловеческие законы питаются
единым божественным, который простирает свою власть,
насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх»
Народ должен сражаться за закон,
как за свои стены
«Один для меня – десять тысяч, если он – наилучший»


Слайд 38*
2 период
Общество, полис, право
созданы искусственно, а не даны
по природе
Критерий

справедливости –
правильно понятый характер связи
искусственного с естественным
Государство –
общее благо и справедливость;
Единомыслие
Восхваление надлежащей меры
в имущественных отношениях
Идеи аристократического характера
- законы нужны для обычных людей,
мудрому законы не нужны
(при любом строе будет жить справедливо
и сохранит «эвтюмию» как
цель жизни)

Софисты

младшие

ДЕМОКРИТ
(460-370 г.д.н.э.)

старшие

Фрасимах, Калликл,
Ликофрон и др.
Аристократическое
направление

Протагор, Горгий, Продик,
Гиппий.
Демократическое
направление

Значение

Первыми предложили деление права
на естественное «физис» и позитивное, условное «номос»

Нашли критерий критики позитивного права

Объяснили факт разнообразия законов тем,
что они могут быть случайными приспособлениями
к обстоятельствам места и времени и зависеть от
произвола

Основоположники современной
теории прав человека, опираясь на
естественноправовую теорию
(равенство людей)


Слайд 39*
Сократ
5 – 4 в.д.н.э.
Рациональное обоснование объективного характера этических
оценок, нравственной природы государства

и права

Естественное право и позитивный закон восходят к разумному началу
Законное и справедливое – одно и то же
Знания – основа правильного представления о законном и справедливом
Не является сторонником каких-либо политических порядков (плохо к демократии)
Править должны знающие


Слайд 40*
Платон «Аристокл»
(427-347 г.д.н.э.)
Объективный идеализм
Государство
Политик
Законы
Идеальное государство
1. Разумное – совещательное
– философы
2. Яростное

– защитное
– воины
3. Вожделеющее – деловое
– производители
Тимократия – олигархия –
демократия – тирания ---
порочные
Смешанное государство
(монархия и демократия) ---
ИДЕАЛ
* 5040 граждан, владельцы земли
* Собственность земли - государственная,
владение частное
* В состав граждан не входят
ремесленники и торговцы
* Запрет ростовщичества, заклада вещей,
приданного

2 государство
Смешение монархии и демократии

37 правителей (многоступенчатые выборы)
– 20 лет
2. 10 мудрых – Ночное Собрание

Формы государства
Монархия
власть лучшего как воплощение разума
Аристократия
- власть лучших для пользы всех
демократия с законами
Охлократия, олигархия, тирания
- власть худших для себя
демократия без законов


Слайд 41*
Аристотель (384-322 г. д.н.э.)
«Платон мне друг, но больший друг – истина»
«Политика»
«Афинская

полития»
«Этика»

ПРАВО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

УРАВНИВАЮЩАЯ
СФЕРА ГРАЖДАНСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ (СДЕЛКИ,
ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, НАКАЗАНИЯ И Т.П.)

РАСПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
СФЕРА ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
(ДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ БЛАГ ПО ДОСТОИНСТВУ,
ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ВКЛАДУ В ОБЩЕЕ ДЕЛО)


Слайд 42*
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
СЕМЬЯ
СЕЛЕНИЕ
ПОЛИС
ЕСТЕСТВЕННОЕ
НЕПРАВЕЛЬНЫЕ
ФОРМЫ
ТИРАНИЯ,
ОЛИГАРХИЯ,
ДЕМОКРАТИЯ
ПРАВИЛЬНЫЕ
ФОРМЫ
МОНАРХИЯ,
АРИСТОКРАТИЯ
ИДЕАЛ
ПОЛИТИЯ (ОЛИГАРХИЯ + ДЕМОКРАТИЯ)


Слайд 43*
ПОЛИТИЯ – «Государство, состоящее из «средних» людей,
будет иметь и наилучший

государственный строй»

Политическое право

Естественное

Условное (волеустановленное)

«Что касается политического права, то оно частью естественное,
частью условное. Естественное право – то, которое везде
имеет одинаковое значение и не зависит от признания или
непризнания его. Условное право – то, которое первоначально
могло быть без существенного различия таким или иным,
но раз оно определено, (это безразличие прекращается)»

«Всякий закон в основе предполагает своего рода право»

«Не может быть делом закона властвование не только по
праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному
подчинению, конечно, противоречит идее права»

Политическое правление – правление закона, а не людей:
правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам,
закон же – «уравновешивающий разум»


Слайд 44*
Стоицизм
3 периода
Древняя Стоя (3-2 в.д.н.э.)
Зенон, Клеанф, Хрисипп
Средняя Стоя (2-1 в.д.н.э.)
Панетий,

Посидоний

Новая (римская) Стоя (1-2 в.д.н.э.)
Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

Мироздание управляется судьбой («естественный закон божествен
и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей
противоположное)

Космополитизм (человек – гражданин Вселенной)

Государство – естественное (не искусственное) объединение


Слайд 45*
Полибий (210 – 123 гг. д.н.э.)
«История в сороках книгах»
(Путь Рима к

господству над всем Средиземноморьем)

монархия

тирания

аристократия

олигархия

демократия

охлократия



Смешанная
форма


Слайд 46*
Древний Рим
периоды
Царский
(754-510 гднэ)
Республиканский
(509-28 гднэ)
Императорский
(27 гднэ-476 гнэ)
Демокрит, Эпикур
Тит Лукреций Кар

(99-55 гднэ)
«О природе вещей»

Стоики

Марк Туллий Цицирон
(106-43 гднэ)

Создание науки – юриспруденции
Разработка проблем в общей теории государства и права
Возникновение дисциплин – гражданское, административное,
Государственное, уголовное, международное право
Появление христианства


Слайд 47*
Марк Туллий Цицирон
«О государстве»
«О законах»
«Об обязанностях»
Государство – res publicum – est

res populi

Гражданин как субъект права
Государство – правовое общение («общий правопорядок»)
Идеал государства: монархия + аристократия + демократия
(Аристотель + Эпикур) – возникает естественным путем, но
закрепляется договором
Учение о государственном деятеле и идеальном гражданине

ПРАВО (в основе – природная справедливость)
Естественное (fas – как богоданное) и позитивный закон
(jus – как человеческое право) + право народов
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями: «Если бы права
устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судов, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы»

Сенатская республика


Слайд 48*
*
Таким образом
Первые представления о государстве и праве сложились в государствах древневосточной

цивилизации (Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай)
Наиболее известными документами этого периода были Мемфисский богословский трактат, поучения Птахотепа, поучения Шуррупака, законы Хаммурапи, Веды, Законы Ману, учение Конфуция и др. мыслителей.
Философское осмысление государства и права получило в Древней Греции и Древнем Риме, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона.

Слайд 49*
*
Политические и правовые учения в Средние века
Тема 4. Политико-правовые учения

Средневековья, Реформации и Возрождения

Слайд 50*
Феодализм : 5 – 16 вв.
Эволюция социально-экономических и политических
систем 3

этапа

Раннефеодальный (конец 5 в. – середина 11 в.):
феодализм консолидируется и устанавливается как новая ОЭФ, государственность
организуется в большие, но слабо интегрированные монархии, затем
распадается на конгломераты раздробленных политических образований

2. Расцвет феодализма (середина 11 в. – конец 15 в.):
Типичны централизованные сословно-представительные монархии

3. Позднее средневековье (конец 15 в. – начало 17 в.):
Зарождение капиталистических отношений, государственность строится по
преимуществу как абсолютная монархия

Политико-правовые концепции Средневековья


Слайд 51*
Библейская формула
«Нет власти не от Бога, существующие же
власти от Бога установлены»
Апеляция

к текстам «Священного писания»
как решающее доказательство правоты

политика

Римско
-католическая
церковь

Светские
феодалы
(монархи)


Слайд 52*

Основные представители

Иоанн Златоуст
Учение о власти: божественное установление; человеческое
установление (осуществление)
Духовная власть настолько

выше светской, насколько душа
выше тела
Аврелий Августин
«О граде божьем»: государство – собрание разумной толпы,
связанной согласным общением вещей, которые она любит.
Это господство силы, царствует не Бог, а дьявол.
Божественное государство повинуется Богу.
Церковь независима. Правители должны служить
церковному закону

Слайд 53*
Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)
Ангельский
доктор
1323 г.
к лику
святых
Приспособление взглядов Аристотеля

к догматам
римско-католической церкви
«человек – животное общительное и политическое»
Цель государственности – «общее благо»
3 момента государственной власти:
1 – сущность
2 – форма (происхождение)
3 – использование
Пользование властью может вырождаться в
злоупотребление, следовательно, лишаться
печати божественности
Правитель – тиран – свергнуть
Монархия (политическая) – лучшая форма правления
Власть государя не должна выходить за рамки
закона

Слайд 54*
Теория закона
Основание классификации права
Степень выражения Божественной воли
Вечный закон – универсальные нормы,

общие принципы божественного
разума, управляющего вселенной

Естественный закон – отражение вечного закона в человеческом
разуме, в сознании мыслящих существ; предписывает стремиться к
самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога)

Положительный закон – конкретизация естественного закона,
предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла и
достигать добродетели; это императив с меняющимся содержанием

Божественный закон – дан в Библии и необходим: ЕЗ не способен
полностью истребить зло; из-за несовершенства человеческого разума
люди не могут прийти к единому представлению о правде, следовательно,
руководствоваться Библией


Слайд 55*
Марсилий Падуанский (=1275 = 1343 гг.)
« Защитник мира» 1324 г.
Естественное происхождение

государства (Аристотель)

Источник власти – народ (лучшая часть)

2 категории граждан: высшая (военные, священники, чиновники) – служат
общему благу ; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) – заботятся
о своих частных интересах

Церковь не может иметь законодательной власти, светской власти

2 вида законов: божественный ( определяет пути вечного блаженства
грехи, заслуги перед Богом) и человеческий

Закон, сопровождаемый наградами и наказаниями в настоящей жизни есть
Закон человеческий, в будущей жизни - Божий

Не государство базируется на праве, а право определяется государством


Слайд 56


*
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЕЙ
IV – VII вв.
Отличительные характеристики
возникли из противоречий толкования догмата о

троичности Церкви;
носили преимущественно богословский характер;
не затрагивали устоев общественно-политического устройства
Основные антицерковные течения
арианство (Александрия) – учение IV в. о человеческом происхождении Христа и его не соответствии Богу-Отцу
несторианство (Константинополь) – учение о несовпадении человеческого и божественного начала в Христе;
донатизм (Карфаген) – учение о необходимости чистоты и святости духовенства и членов христианской Церкви.

XI – XIII вв.

Отличительные характеристики
их возникновение связано с обострением социальных противоречий и идеологической борьбы;
отрицательное отношение к государственности;
критика организации церковной власти;
Основные ереси
богомилы (Болгария), патарены (Италия), альбигойцы (Франция) и др.

Основные концепции
1) бюргерская – Ян Гус (Чехия), Джон Уитклиф (Англия):
отражала интересы зажиточных слоев населения;
стремилось упразднить духовные сословия;
возврат государству и народу имущества Церкви.
2) плебейская – лолларды (Англия), табориты (Чехия):
защита интересов крестьян, городских низов, рыцарства;
передача земли крестьянским общинам;
возврат к простой жизни ранних христиан;
отмена исключительных прав дворянства, феодальных повинностей.

XIV – XV вв.










Слайд 57*
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
О
Б
Щ
И
Е

П
Р
И
З
Н
А
К
И

кризис феодальных отношений;
зарождение раннекапиталистических отношений;
возвышение роли

буржуазии;
пересмотр основных принципов религии и организации Церкви;
неприятие лидерами, населением ряда государств (Англия и др.) власти Папы Римского;
отрицание ряда церковных ритуалов;
снижение роли Церкви в повседневной жизни населения;
возврат к античным ценностям;
появление новых трактовок политико-правовых идей;
усиление внимания на ценность отдельного человека.


О
С
О
Б
Е
Н
Н
О
С
Т
И

Э
П
О
Х


Эпоха Возрождения
(XIV‑ XVI вв.)
проходила в период кризиса Римско-католической церкви (РКЦ) и религии;
зарождение нерелигиозного типа мышления, в т.ч. юридического;
появление гуманистической культуры, искусства, мировоззрения;
выдвижение идеи свободного волеизъявления каждого человека

Эпоха Реформации
(XVI – XVII вв.)
борьба за преобразование, демократизацию РКЦ;
появление массовых вне католических религиозных движений;
попытка найти опору в раннем христианстве;
В Реформацию выделились следующие направления:
умеренное; плебейское; промежуточное.


Слайд 58*
Умеренное течение
Мартин Лютер
(1483‑1546)
выступало за интересы зажиточных горожан и бедных дворян.
осуждение

продажи индульгенций;
достижение спасения души без помощи духовенства;
свобода внутренней жизни человека;
равенство всех перед Богом;
правитель ‑ слуга народа;
обязанность народа подчиняться правителю;
основа государства – светские законы.

Плебейское течение
Томас Мюнцер
(1490-1526)
Выступали за интересы городских низов, крестьян, за переустройство государственного порядка.
введение выборности и сменяемости духовных лиц общинами;
отмена крепостного права;
уменьшение размеров податей и налогов;
насильственная смена власти;
передача народу направляющих, охраняющих и контролирующих функций.

Промежуточное течение
Жан Кальвин
(1509‑ 1564)
единственный истинно духовный источник – Библия;
предопределенность судьбы человека Богом;
каждый человек должен посвятить себя профессии, быть трудолюбивым, жить скромно;
упрощение культа, упразднение духовенства, введение общинного самоуправления;
государственное устройство должно объединять церковную и светскую власть.


Слайд 59ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ Н. МАКАВЕЛЛИ
*




П
О
Л
И
Т
И
К
А

Суть теории политики по Макиавелли можно свести к

следующему:
разграничена с правом и моралью;
предмет политики – власть во всех её проявлениях;
метод политики – совокупность средств, которые необходимы, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать её;
причина возникновения политики – стремление человека к превосходству и получению благ.

Закономерности политики
объективная необходимость – она исходит из общего исторического процесса;
субъективная необходимость – набор личных качеств индивида.

Задачи политики ‑  выявление:
закономерностей развития форм государства;
факторов их устойчивости;
связи форм государства с расстановкой политических сил;
её обусловленности экономическими, военными, географическими и психологическими факторами


Слайд 60*
Г
О
С
У
Д
А
Р
С
Т
В
О

И

П
Р
А
В
О

ПРАВО
Право – это средство реализации власти;
Опору права составляют сила и добрые

обычаи;
Религия, состоящая на службе государства, также может являться средством регулирования общественных отношений

ГОСУДАРСТВО
понятия «государство» и «общество» не тождественны;
причина возникновения государства – потребность человека в безопасности и гарантии неприкосновенности частной собственности;
формы государства бывают:
*«дурные во всех отношениях»: тирания, олигархия, охлократия;
*«хорошие сами по себе»: аристократия, демократия, монархия

Порядок смены государственных форм по Макиавелли

Макиавелли высказывался в пользу умеренной республики, которая сочетала бы в себе положительные качества:
монархии – сильное объединяющее начало;
аристократии – мудрое и добродетельное правление;
демократии – свобода и участие народа в управлении государством.


Слайд 61*
РАННИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ УТОПИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
Содержание «Утопии» Т. МОРА
Часть I
основа всех бед общества –

частная собственность;
государство – результат заговора богачей против низших слоев населения;
цель создания государства – угнетение нищих на выгоду богачей при помощи законов и иных предписаний.

Часть II
предложен вариант
идеального государства
основа государства – справедливость, равенство, благополучие;
полтика государства направлена на преобразования в социально-экономической, религиозной, политико-правовой сферах;

В социально-экономической сфере: отмена частной собственности, денег, торговли; обязательность труда; семья – основная ячейка общества и др.

В религиозной сфере: свобода вероисповедания; политеизм; недопустимость атеизма.

В политико-правовой сфере: смешанная форма правления с преобладанием демократических начал; выборность всех должностных лиц; важнейшие вопросы управления решать только народным собранием.


Слайд 62*
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Т. ГОББСА
четкое распределение сфер:
‑ религия изучает веру людей

в Бога;
‑наука – закономерности природы и общества.

снова учения об обществе – познание природы страстей человека;

доминирование пагубных страстей приводит общество к состоянию «человек человеку волк»

состояние «человек человеку волк» есть естественное состояние общества догосударственного периода

в обществе догосударственного периода действует естественный закон: «не делай другому того, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»

государство – институт, способный гарантировать защиту индивида и исполнение естественных законов;

исходя из вышесказанного – необходимо передавать правителю (правителям) государства неограниченную власть.

Функции государства
развитие промышленности и торговли;
проведение воспитательно-просветительской работы;
борьба с атигосударственными настроениями внутри общества.

Формы государства
монархия;
демократия;
аристократия.
Любая форма хороша, если власть внутри такого государства способна защитить своих граждан.
В сфере прав человека: «можно делать все, что не запрещено законом»



Слайд 63*
*
*
Таким образом
Основные направления политико-правовой идеологии средневекового феодального общества Западной Европы выступали

в религиозном облачении. Их общей идейной основой были религиозные представления, тексты священного писания.
Возникшее в недрах феодального общества новое политико-правовое мышление основывалась на рационалистической методологии и изучении государственно-правовой практики
Возрождение и Реформация – самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. По своей социально-исторической сути они представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого феодального мира.

Слайд 64*
Политические и правовые учения в Новое и Новейшее время
Учебные вопросы:
1. Политические

и правовые учения в Западной Европе
И США в Новое время
2. Современная политико-правовая мысль.

Темы 5-6. Политико-правовые учения XVII-XX вв.


Слайд 65*
*
СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ

Б. СПИНОЗЫ

Барух (Бенедикт) СПИНОЗА
(1632 – 1677 гг.)
великий голландский философ и политический мыслитель.

Основные труды
1670 г. – «Богословско-политический трактат»;
1675 г. – «Этика, доказанная геометрическим методом»;
1677 г. – «Политический трактат».

Государство и право
существует естественное право, т.е. правило природы

мир един и вечен;
мир не есть продукт чьего-то творения, он существует сам по себе;
все происходящее в мире закономерно, случайности отсутствуют;
человек – такая же часть мира, как и предметы, следовательно, при изучении человеческой деятельности применимы геометрические методы.

Периодизация истории развития человечества

Догосударственный период
нестабильный и конфликтный характер образования;
объем прав каждого определялся по объему силы

Государственный период
создание общего для всех права, обеспеченного объединением людей;
государственное регулирование всех сфер общества, кроме религии и личной.

Формы государства
монархия – наихудшая форма правления, т.к. власть сосредоточена в одних руках;
аристократия – более приемлемая форма, т.к. при ней власть разделяется между участниками определенного собрания людей (патрициата);
демократия – наилучшая форма правления.


Слайд 66*
*
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Т. ГОББСА
четкое распределение сфер:
‑ религия изучает веру людей

в Бога;
‑наука – закономерности природы и общества.

снова учения об обществе – познание природы страстей человека;

доминирование пагубных страстей приводит общество к состоянию «человек человеку волк»

состояние «человек человеку волк» есть естественное состояние общества догосударственного периода

в обществе догосударственного периода действует естественный закон: «не делай другому того, чего не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»

государство – институт, способный гарантировать защиту индивида и исполнение естественных законов;

исходя из вышесказанного – необходимо передавать правителю (правителям) государства неограниченную власть.

Функции государства
развитие промышленности и торговли;
проведение воспитательно-просветительской работы;
борьба с атигосударственными настроениями внутри общества.

Формы государства
монархия;
демократия;
аристократия.
Любая форма хороша, если власть внутри такого государства способна защитить своих граждан.
В сфере прав человека: «можно делать все, что не запрещено законом»



Слайд 67*
*
СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ Г. ГРОЦИЯ
Теория естественного права
базировалась на следующих положениях:
право – это

совокупность предписаний человеческого разума, без которых невозможно само существование индивида;
источники права – разум или воля человека


Естественное право – это «предписания здравого разума»

Волеустановленное право – представлено божественными (несущие волю Бога) и человеческими (несущие волю человека) законами

Идея договорного происхождения государства
Государство – это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.
Основной признак государства – наличие верховной власти.

Носители верховной власти
отдельное лицо;
группа лиц (собрание);
сочетание лиц и собраний

Функции носителей верховной власти
представление государства:
на международной арене;
в отношениях с собственным народом.

В сфере правообеспечения граждан
отрицалось право народа на сопротивление постановлениям верховной власти;
признавалось право граждан:
изменит форму правления;
преобразовать государство.


Слайд 68*

*
достижение гарантированности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности внутри государства;

первоначальное

состояние людей – «война всех против всех»;

объединение людей под эгидой законов получило название «государство», цель которого – защита частой собственности и обеспечение интересов своих граждан; оно имеет легитимное право издавать законы и применять силу для обеспечения их исполнения, защиты от внешней агрессии.



ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖОНА ЛОККА

СИСТЕМА ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ САМУИЛА ПУФЕНДОРФА

Догосударственное состояние общества

свобода и независимость людей;
одинаковые возможности в удовлетворении своих потребностей;
отсутствие обеспечения прав индивида

Гражданское состояние общества
(государство)

Основа государства
договор по добровольному объединению людей в общество;
договор о правах и обязанностях правительства и подданных.

Форма правления
‑ абсолютная монархия
представляет единство всех ветвей власти;
наделена абсолютной властью;
не отвечает за свои действия.


Слайд 69*

*
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ
ВОЛЬТЕРА
католическая церковь – главная причина всех бед, но «Если

бы Бога не было, то Его надо было выдумать», т.к. религия дает «неразумны гражданам» представление о правильной жизни;

способы достижения благополучия всего общества:
‑ ликвидация сословий;
‑ реформа судебной системы и административного аппарата;
‑ просвещение;

наилучшая форма государственного устройства – республика, т.к. именно в ней правление построено на принципах законности и разделения властей.


Слайд 70*

*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ШАРЛЯ МОНТЕСКЬЕ
Характер народа и форма правления в государстве зависят

от следующих факторов:

географические показатели – климат, почва и т.п.;
размер территории государства;
численность его граждан;
доминирующая сфера труда;
политическая свобода на основ законов.

Законы

Естественные
‑ «вытекают из устройства
человеческой сущности»

Позитивные
‑ нормы поведения,
составленные самими людьми для лучшего общежития.
Для каждого народа
существует свой закон, для каждого государства – своя форма правления.

Отрасли права
‑ международное;
‑ политическое;
‑ гражданское

Формы правления

республика – правление всего народа (демократия) или его части (олигархия)
монархия – власть принадлежит одному правителю, который опирается на справедливые законы
деспотия – правление тирана, не признающего законы
судебная власть – отправляет правосудие в соответствии с законом

Разделение властей

законодательная власть – издает законы и контролирует их исполнение
исполнительная власть – исполняет законы и контролирует законодателей с помощью вето или роспуска парламент


Слайд 71*
*



Ж
А
Н
-
Ж
А
К

Р
У
С
С
О
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Естественное
состояние людей
Образование
государства
Политическое
неравенство
человек не обладал излишними

потребностями, частной собственностью, следовал инстинктам, все были равны;
с появлением земледелия, ремесел и торговли возникает частная собственность и имущественное неравенство

причина образования – потребность в гарантированности права собственности;
основание –общественный договор, как воплощение заговора богатых против бедных

неравенство между правителем (правителями) и подданными
избавление: восстание; создание идеального государства

НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ
способность народа выразить свою волю непосредственно, а не чрез своих представителей

НЕДЕЛИМОСТЬ
суверенитет – полномочия по принятию законов

ПРАВИЛЬНОСТЬ
решение, принятое всеми, часто оказывается наиболее удачным

АБСОЛЮТНОСТЬ
народ имеет право принять любой закон


Слайд 72
*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ США В XVII-XIX вв.
ВЗГЛЯДЫ Т. ПЕЙНА НА СУЩНОСТЬ ПРАВА И

ГОСУДАРСТВА

Естественные права человека
(«присущи человеку по праву его существования»)

Гражданские права человека
(принадлежат человеку как члену общества)

право на свободу совести;
право на свободу мысли;
право на счастье.

право частной собственности;
иные права, которые человек неспособен защитить сам.

Государство
- гарант справедливости;
- объединение людей на основе общественного договора

Старые (монархические)
«позор для человечества»

Новые (республиканские)
защищают интересы общества и каждого человека в отдельности

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН
родоначальник идеи гомруля («домашнее управление») – установление самоуправления и политического самоуправления английских колоний в Северной Америке;
сторонник социальных преобразований, ярый критик института рабства и враждебного отношения к индейцам.


Слайд 73
*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А. ГАМИЛЬТОНА
О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
все человечество разделено на бедных

и богатых

государство, созданное на основе общественного договора, призвано упорядочить взаимоотношения между сословиями, вызванные природной греховностью человека

наиболее подходящей формой правления является президентская республика

в подобном государстве должная применяться «система сдержек и противовесов» и разделение властей

для нормального функционирования государства необходимы непрямые выборы с высоким имущественным цензом

стране нужна сильная федеральная власть


Слайд 74*
ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ИММАНУИЛА КАНТА
Право
это совокупность условий, при которых произвол одного

совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы

Государство
это соединение людей, подчиненных правовым законам, которое строится на основе общественного договора и народного суверенитета

мораль и право едины по своему источнику (разум индивида) и цели (установление всеобщей свободы);
отличие морали и права заключается в способе принуждения (внутренние и внешние условия)

общественный договор является «идеей разума», которая помогает законодателю создать закон, смысл которого исходит от объединенной воли

народный суверенитет – это право народа устанавливать порядок в государстве посредством принятия законов, которые выражают его интересы

правовые законы напрямую связаны с разделением властей на законодательную (принимает их), исполнительную (выполняет их) и судебную (охраняет их)

Совокупность условий
наличие гарантий прав собственности и гарантий иных личных прав граждан;
наличие законов и гарантий их принудительного соблюдения;
всеобщее равенство перед законом;
судебный порядок разрешения споров

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА И. КАНТА

Республика
основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Деспотия
основывается на принципе самовластного исполнения государственных законов, данных им самим


Слайд 75

*
Элементы объективного духа
Абстрактное право
теоретическая правоспособность любого человека, которая выражается в праве

на собственность, праве заключать договоры и праве требовать защиты своих прав от посягательств.

Мораль
сфера должного поведения человека, в которой важную роль играют добро, зло, совесть, вина

Нравственность
понятие, объединяющее мораль и абстрактное право. Она формируется в семье, гражданском обществе, государстве.

Идея
права
положения
законов природы

Позитивное право
нормы, определенные и охраняемые государством

Семья
объединение людей на основе любви и взаимопомощи

Гражданское общество
объединение людей,
основанное на общем интересе

Государство
высшая форма
нравственности, призванная объединить гражданское общество и семью

совокупность:
потребностей
правосудия
полиции
корпораций
Основа – законы экономики

структура:
сословие земледельцев
рабочие и фабриканты
общее сословие (чиновники)

Монарх (король)
ему принадлежит последнее слово при принятии закона

Судебная власть
часть королевской
власти

Правительство
совещательная инстанция
при короле

Двухпалатный парламент
выражает интересы сословий, его решения должен одобрить король

ГЛАВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ Г. ГЕГЕЛЯ



Слайд 76
*
ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Ш. ФУРЬЕ
Построение идеального общества
объединение людей в фаланги (производственно-потребительские организации)
разделение

общества на группы по способностям, что обеспечит самодостаточность общества
признание внутреннего неравенства

Пути преодоления внутренних
противоречий
участие богатых в производительном труде
развитие соревнования между членами фланги
уничтожение заработной платы и установление взаимных услуг
справедливое распределение доходов в установленных пропорциях

Социальная сфера
равенство мужчины и женщины
введение общественного воспитания детей

Политическая сфера
децентрализация власти и властных структур
в дальнейшем – полное уничтожение государства и властных структур

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОСЛОВИЙ ПО СЕН-СИМОНУ

Существующее общество

Метафизическое общество

ученые
собственники
неимущие

паразиты (дворяне чиновники, военные)
промышленники (фабриканты и рабочие)

цель идеального государства – достижение блага класса промышленников
управление государством на научной основе и введение плана управления
обеспечение всем возможности трудиться
установление всеобщей обязанности трудиться на всеобщее благо


Слайд 77*
К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
государство и право

выражают волю и защищают интересы экономически господствующего класса

право – организованная система господства одного класса над другим путем насилия и принуждения

история развития государства представляет постоянную борьбу классов межу собой

Маркс и Энгельс об основных этапах развития государства

Рабовладельческая
формация


конфликт между рабовладельцами и рабами, необходимость защиты господ послужило причиной образования государства

Феодальная
формация


конфликт между землевладельцами (феодалами) и земледельцами (крестьянами) основан на использовании труда крестьян, прикрепленных к земле, находившейся в собственности феодалов

Капиталистическая
формация


капиталистическая система производства послужило толчком к началу борьбы между буржуазией и пролетариатом

Коммунистическая
формация


на социалистическом этапе – упразднение классов и частной собственности
на коммунистическом этапе – индивид перестает нуждаться в политической власти, государстве и его институтах


Слайд 78*
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
рынок как наиболее эффективная система хозяйства сам создает

наилучшие условия для экономического роста страны;
государство должно приоритетно защищать свободы субъектов хозяйственной деятельности;
государственные органы должны обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль наличия этих условий.

Современные либеральные школы
чикагская школа (М. Фридман);
фрайбургская (В. Ойкен);
лондонская (Ф. фон Хайек).

ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ТЕОРИИ Ф.фон ХАЙЕКА

рынок – саморегулирующаяся система отношений индивидов;
каждый индивид, вступая в отношения с другим индивидом, преследует свои интересы;
обладание информацией является фактором, помогающим индивиду скорее удовлетворить возникший интерес;
индивидуальное предпринимательство является единственной системой, позволяющей обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в общественном организме.

ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику

частное предпринимательство должно самостоятельно решать вопросы рынка

государство должно всеми силами охранять институт частной собственности и собственников

государство отказывается от проведения социальной политики

ТЕОРИЯ «ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА» Г. ЛАСКИ

федеративный принцип построения государства с широкими полномочиями субъектов федерации;
деятельность государства координируется органами, представляющими интересы различных профессиональных групп, учреждений культуры, Церкви;
гарантируется социальная защита и высокий прожиточный минимум своим гражданам.


Слайд 79*
*
*
*
Таким образом
В Новое время активно разрабатывалась идея буржуазной государственности и права,

главным в которых было развитие либеральной демократии, принципы свободы, формального равенство людей, защиты интересов господствующего класса буржуазии.
Активное развитие получили социалистические концепции, которые наиболее полно были выражены в марксисткой формационной классовой теории.
В Новейшее время сформировались концепции социалистического, социального, нацистского государства, часть из которых была реализована на практике.

Слайд 80
*
Тема 5. Особенности русской политико-правовой мысли

XV-XX веков

периоды

1. Киевская Русь и феодальная раздробленность ХI – ХIII вв.

2. Образование централизованного государства

3. Формирование абсолютной монархии в.п ХYII – п.п. ХYIII вв.

4. Политико-правовые доктрины русского просветительства и
либерализма в.п. ХIII – п.п.ХIХ вв.

5. Политико-правовые учения в.п. ХIХ – ХХ вв.


Слайд 81
*
СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ МИТРОПОЛИТА ИЛЛАРИОНА
Часть I
описание различий между понятиями «закон» и

«истина»
Закон – внешнее установление, регулирующее насильственными методами поведение человека в обществе;
Истина – высоконравственное состояние человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивном действии закона.

Часть II
описание государственной правовой системы Руси
князь – единственный глава государства;
источник власти князя – воля Бога;
цель правления князя – обеспечение интересов своих подданных;
основа правления князя – закон, справедливость и доброта.

Часть III
задачи государства Русь
обеспечение мира с соседними государствами;
формирование сильного государства, способного дать отпор врагу;
организация хорошего управления внутри самого государства

ИЛЛАРИОН
первый русский митрополит

НЕСТОР О РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Задачи государства

обеспечение безопасности народа от внешних врагов и внутренних распрей

просвещение народа

мирное объединение восточнославянских племен

обеспечение правосудие


Внутренняя организация государства

Князь – единственный глава государства, действовавший на основе решений, принятых совместно с дружиной

Дружина – совещательный орган при князе, формировался из представителей военной знати и старейшин.

Совместно вырабатывали план
действий по управлению государством



Слайд 82*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНА

ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

в политике
наилучшая форма правления – правление князя, опирающегося на дружину;
идеальный правитель – князь, наделенный умом, чувством справедливости, доброты, верности своим словам.

в сфере правосудия
судить по закону, справедливо и милостиво;
равенство всех перед законом;
искоренять беззаконие;
отменить смертную казнь

в сфере государственно-церковных отношений
государство должно заботиться о Церкви и её служителях

в сфере международных отношений
равенство всех народов;
мирное урегулирование всех конфликтов между странами;
ответственность военных перед мирным населением, которое не должно страдать от венных действий в междоусобных войнах

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА

Князь
единый глава государства

Дума
совещательный орган при князе

должен быть мудрым и сильным;
иметь поддержку среди населения;
устанавливать справедливые порядки;
помогать и защищать нуждающихся;
организовать сильную армию, для обороны от внешних врагов

Состав Думы
люди, обладающие умом;
представляют различные сословия.

Задачи князя и думцев
установление внутреннего порядка и справедливости в стране;
привлечение иностранцев для жизни на Руси;
обеспечение внешней безопасности.


Слайд 83*
НЕСТЯЖАТЕЛИ И ИОСИФЛЯНЕ
1. Период Древнего Рима. Величие Римской Империи погибло под давлением

язычества.

2. Период Византии. Византия стала приходить в упадок после заключения флорентийско-византийской унии и была завоевана турками-османами.

3. Период Москвы – хранительницы православия. Единственное и вечное царство. Она будет им до предначертанного Богом конца света, “а четвертому не быти”

ФИЛОФЕЙ: «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»

НЕСТЯЖАТЕЛИ
ликвидация земельной собственности монастырей;
нравственное очищение духовенства;
упрощение церковных обрядов и украшений церковных зданий;
уменьшение использования труда крестьян в монастырских хозяйствах;
возвращение к раннехристианским общинам;
установление общей собственности внутри их;
введение обязательности труда для всех членов общины.

Реформа государства
разделение властей на светскую и духовную;
у каждой из властей своя сфера деятельности, в которую другая ветвь власти не может вторгнуться;
секуляризация церковных земель;
свобода мысли и убеждений людей в государстве;
свобода вероисповедания;
веротерпимость;
источник власти Божья воля;
сущность княжеской власти – реализация законов Бога на земле.

НЕСТЯЖАТЕЛИ
отказ от секуляризации церковных земель, неприкосновенность церковного имущества;
монахи должны быть обеспечены необходимыми средствами для отправления культа;
монастыри должны оказывать необходимую помощь нуждающимся в ней.

Государственно-церковные отношения
духовна власть превосходит светскую;
власть царю дана богом и поэтому не ограничена никакой другой властью;
царь должен защищать церковь, ее имущество


Слайд 84*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА И. ПЕРЕСВЕТОВА
Форма правления
монархия, опирающаяся на Совет;
Совет должен состоять из

представителей знати, военных, духовенства, судей

Осуществление политических и военных реформ
отмена института наместничества;
создание единой общегосударственной казны;
формирование постоянного войска, состоящего из свободных воинов.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА Ф. ПРОКОПОВИЧА

Происхождение государства

. Период естественного состояния – человечество находилось в состоянии постоянных войн и только требование разума заставило объединиться в государство для обеспечения порядка и справедливости внутри общества;
. Государственный период – организация верховной власти на основе договорной теории. Источник власти «глас народа», который является опосредованным выражением воли Бога.

Организация верховной
власти

Формы правления
демократия;
аристократия;
монархия;
наследственная монархия;
выборная монархия
Главным условием выбора правителя является его способность управлять на благо всего общества.

Государственно-церковные отношения

устранение самостоятельности церкви;
учреждение Синода;
свобода религии и вероисповедания;
уменьшение влияния церкви на науку и искусство.


Слайд 85*
ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ В РОССИИ
защита абсолютистского режима правления
ограничение монаршей власти «добрыми и

человеколюбивыми» качествами монарха

законодательное оформление деятельности правительства, ограничение законотворческой деятельности монарха

устранение монархии от непосредственного участия в решении государственных вопросов и осуществления правосудия

основная функция монарха – надзор за деятельностью государственных органов

цель самодержавного монаршего правления – достижение «славы граждан, государства и Государя»

главная опора правителя – бюрократический аппарат

КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ М.М. СПЕРАНСКОГО

Государственная власть

глава государства ‑ Император

законодательная власть –избираемая от сословий Государственная Дума и назначаемый Императором Государственный Совет

судебная власть – Сенат, губернские, окружные и волостные суды

Местное самоуправление – избираемые Думы

исполнительная власть – министерства, губернские, окружные и волостные управления

В правовой сфере

приведение всех законов в соответствие друг другу;
составление и принятие нового Уложения, регулирующего все сферы общественной жизни.


Слайд 86*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ДЕКАБРИСТОВ

Общие цели декабристского движения
отмена крепостного права;
ликвидация самодержавия;
конституционная или представительная

монархия;
всеобщее равенство прав граждан.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРОЕКТ П.И. ПЕСТЕЛЯ

Государственное устройство России
территорию страны разделить на 10 областей и 3 уезда;
столицу перенести в Нижний Новгород, как географический центр страны и город с демократическими традициями;
создать:
‑ Народное вече – законодательный орган, избираемый на 5 лет;
‑ Державную Думу – орган исполнительной власти, состоящий из 5 человек, избираемых на 5 лет; каждый из них а 1 год избирается президентом;
‑ Верховный собор – «блюстительная власть», состоящая из 120 судей (бояр), избираемых пожизненно;
Местное самоуправление ‑ система народных собраний на местах.

Законодательство
народное обсуждение «заветных» законов;
составить новое Государственное Уложение, состоящее из:
‑ Государственного Устава ‑ законы порядке формирования правительства и об установлении гражданского состояния граждан;
‑ Государственного Наказа – нормы, регулирующие действия правительства во всех сферах его деятельности;
‑ Государственного Судебника – нормы о преступлениях и наказаниях;
принципы отправления правосудия: равенство всех перед законом и судом; неотвратимость наказания; справедливость судей.

ПРОЕКТ Н.М. МУРАВЬЕВА

Форма государства
федеративное государство, состоящее из: 13 держав; 2 областей (Московской и Донской); 36 уездов;
столица – Нижний Новгород;
форма правления – конституционная монархия;
участие в управлении государства в соответствии с имущественным цензом;
деление на сословия по капиталу и размеру земельного участка.

Крестьянский вопрос
освобождение крестьян от крепостной зависимости;
земля передается сначала её владельцам, а затем частично крестьянам.


Слайд 87*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ В.И. ЛЕНИНА
Характерные черты
рассматривались вопросы взаимоотношения классов внутри общества;
определена сущность

классовой борьбы;
дана характеристика движущим силам социалистической революции;
выявлены проблемы переходного периода от буржуазного к пролетарскому государству.

Государство
является «продуктом и проявлением непримиримости классовых противоречий», что порождает внутреннюю классовую борьбу;
формирует государственный аппарат из представителей высших сословий;
проводит политику в интересах господствующего класса;
«диктатура одного класса является необходимой для любого общества вообще»

Признаки диктатуры
сосредоточение всей полноты власти в руках представителей господствующего класса;
опора на насильственные методы государственного управления в отношении других классов;
полная свобода действий органов государственной власти, неограниченная никакими законами

Пути создания пролетарского государства
осуществление социалистической революции;
ликвидация всех прежних государственных и военных организаций и учреждений;
замещение государственных должностей с учетом политической благонадежности, профессионализма и моральных качеств;
отказ от принципа разделения властей;
силовое подавление сопротивления представителей эксплуататорских классов;
партийное руководство всеми сферами государственной и общественной жизни.

«Обществу без классовых
противоречий государство
не нужно и невозможно»


Слайд 88*
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ И.В. СТАЛИНА
построение сильного государства;
полное огосударствление экономики, создание централизованной административно-командной

системы управления всеми сферами общественной жизни;
превращение коммунистической партии в управленческий аппарат, наделение прямыми функциями по управлению всеми сферами общественной жизни;
превращение формально равноправных союзных республик в фактически автономные образования, сверхцентрализация страны;
верховенство государства над правом;
подавление, в т.ч. и физическое, всякого инакомыслия.

непрерывность пролетарской революции, осуществление её в мировом масштабе даже ценой гибели СССР;
невозможность победы социализма в одной стране, находящейся во вражеском окружении;
критика идей И.В. Сталина и практики его руководства, отстранение его и соратников от власти, в т.ч. и путем физического устранения

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.Д. ТРОЦКОГО


Слайд 89*
*
*
*
*
Таким образом
Концепции русской и российской государственности и права формировались в конкретно-исторических

условиях и отражали складывающиеся в тот или иной период общественные отношения.

Ключевым в них был поиск идеи, сплачивающей русский народ, правды, социальной справедливости.

Слайд 90*
Политические и правовые концепции (прошлого и современности) обладают большим научным потенциалом,

играют существенную роль в деле общемировоззренческого, духовного, идеологического обоснования и оправдания тех или иных политических отношений, государственно-правовых порядков, институтов и взглядов. Особенно велика и значима в этом плане роль наиболее авторитетных, получивших историческое признание классических политических и правовых доктрин.
Знание реальной истории политических и правовых учений содействует лучшему пониманию прошлых и современных идей, подлинного содержания и смысла современных процессов в этой сфере, закономерностей и тенденций развития государства и права.

Выводы


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика