Слайд 1Изучение истории
первобытного общества
(до начала XX века)
Слайд 3Новое время
Библейская парадигма + данные античных авторов
После Потопа все земли заселили
потомки сыновей Ноя: Иафет, Сим и Хам
Род Иафета занял Европу
Род Сима – Азию
Род Хама – Африку
Слайд 4Шарль-Луи Монтескьё
Первым сформулировал универсальные человеческие законы с помощью метода сравнительного изучения
различных обществ
Различал два типа: охотники и более совершенные пастухи и скотоводы
Возводил тип политической общности к способу жизнеобеспечения. Характер и философия народа – производные климатических условий
Слайд 5Жан Антуан Кондорсе
Доисторический или бесписьменный период
Охота и рыболовство
Пастушество
Земледелие
Исторический период
Возникновение философской мысли
в древней Греции
Выделение различных наук в Древней Греции
От времени Аристотеля до эпохи крестовых походов
От Гутенберга до появления научной картины мира
От открытий Декарта до Великой Французской революции
Грядущая стадия господства разума, свободы, равенства и братства
Слайд 6Адам Фергюсон
Полагал, что через изучение народов, стоявших на ранних стадиях развития,
можно познать предков европейцев
Охота, собирательство, рыболовство → пастушество → государственность
Развитие человечества происходит из-за эволюции частной собственности
Влияние климата на национальный характер
Слайд 7Джон Миллар
Разделил общества мира на четыре типа:
Охотники и рыболовы
Скотоводы
Земледельцы
Люди, занимающиеся торговлей
Цель:
выделить основные принципы, которые привели к возникновению цивилизации
Считал, что для каждого общества необязательно проходить все стадии
Слайд 8Джеймс Бёрнетт, лорд Монбоддо
Слайд 9Сравнительно-историческое языкознание
Общее происхождение кельтских, германских и романских языков, их родство с
санскритом – «индоевропейская» общность языков
Выводы о родстве и общем происхождении языков перенесены на раннюю историю народов, на них говорящих
Общий пласт слов должен был описывать те условия, в которых жили древние индоевропейцы
Слайд 10Фридрих Макс Мюллер
Поделил человечество на три группы:
арийская (индоевропейские языки)
семитская (языки
кочевнических народов северной Африки, древнего Египта, Вавилона и Ассирии)
туранская (все остальные языки)
Из туранских языков сначала выделились семитские, а потом и арийские
Сами «туранцы» – хаотическая масса кочевников, не обладали ни политической, ни социальной консолидацией
Слайд 11Кризис библейской парадигмы
История человечества ~ 6000 лет
Допотопный человек существовал только
на территории Азии
Находки останков первых людей с костями ископаемых животных отрицались
Ученые начинали замалчивать свои открытия, а их становилось всё больше
Слайд 12Развитие археологии
1836 год – датский археолог Кристиан Томсен разработал систему деления
на каменный, бронзовый и железный века
Его ученик Йенс Ворсо попытался каждый из веков ассоциировать с определенным народом: считалось, что не эволюция культуры способствовала переходу к следующему веку, а прибытие нового народа с более совершенными способами производства
Слайд 13Джон Лёббок, лорд Эйвбери
"Я уже выражал свою веру, что простые искусства
и орудия изобретены независимо разными племенами, в разные времена, в разных частях мира…
Вероятно, человек возник в теплом климате, и пока он был ограничен тропиками, он мог найти ряд фруктов и жить, как обезьяны живут теперь…
Очень уж часто предполагают, что мир был заселен серией "миграций". Но миграции, в точном смысле этого слова, совместимы только со сравнительно высоким состоянием организованности…
Наиболее светлые надежды для будущего оправдываются всем опытом прошлого. Право, неумно предполагать, что процесс, идущий так много тысяч лет, вдруг должен внезапно прекратиться; и тот, кто воображает, что наша цивилизация неспособна к усовершенствованию, или что мы сами находимся на высшей ступени достижимого человеком"
Слайд 14Полигенисты
Роберт Нокс: «о происхождении человека мы ничего не знаем точно; мы
не знаем, ни где он впервые появился, ни, понятное дело, когда»
Интересует нынешнее состояние рас, их история, различного рода промежуточные типы и т.д.
Влияние климата ограничено
Расовые различия не только внешние, но и внутренние. Они обусловливают поведение человека и его способ мыслить
Слайд 15Генри Самнер Мейн
Патриархальная теория: единицей древнего общества была семья, а современного
– индивид
На протяжении всего исторического процесса происходило постепенное ослабление семейной зависимости и возрастание индивидуальных обязательств
Движение «от статуса к контракту» - от совокупности прав и обязательств, вытекающих из родственных уз, к правам и обязательствам, принимаемым на себя индивидом или налагаемым на него обществом, движением от групп, объединенных родством, к группам территориальным, образующих политические системы.
Слайд 16Иоганн Бахофен
Критиковал патриархальную теорию
Развитие форм брака:
Первоначальное беспорядочное общение полов («гетеризм»)
Материнское право («гинекократия»)
Отцовское право («патернитет» или «патриархат»)
Матриархат - общественное главенство женщин в первобытную эпоху является этапом универсального для всего человечества исторического процесса.
Слайд 17Джон Фергюсон МакЛеннан
Экзогамия – «закон, запрещающий брак между людьми одной крови
или одного рода как кровосмесительный»
Эндогамия – закон, запрещающий все браки, кроме браков между людьми одной и той же крови или рода
Порядок общественного развития: сначала возникает племя, затем род или клан, в последнюю очередь – семья.
Слайд 18Джон Фергюсон МакЛеннан
Состояние перманентной войны между племенами – умыкание женщин и
взаимная вражда
Обычай умерщвления рожденных в группе девочек
Обычай полиандрии (многомужества)
Счет родства только через женщин (матрилинейность)
Самое раннее состояние – беспорядочные половые отношения, то есть промискуитет
Слайд 20Льюис Генри Морган
«“Экзогамия” и “эндогамия” – термины, изобретенные самим МакЛеннаном, –
обозначают обязанность вступать в брак в первом случае “вне”, во втором – “в пределах” определенной группы лиц. МакЛеннан применяет эти термины к организованным группам, упоминания о которых он находит у цитируемых им авторов, так неопределенно и неточно, что как его термины, так и его выводы имеют небольшое значение. Основной недостаток “первобытного брака” состоит в том, что род и племя, или группы, которые они собой представляют, не различаются друг от друга в качестве различных звеньев органического ряда, чтобы можно было знать, какой именно группе приписывается “экзогамия” и “эндогамия”»
Слайд 21Льюис Генри Морган
Ячейка общества – род, а не семья
Роды объединялись во
фратрии, те - в племя и т.д.
Род и семья противостоят друг другу. Семья не могла входить в род: муж и жена, составлявшие одну семью, принадлежали разным родам.
Слайд 22Льюис Генри Морган
Промискуитет
Кровнородственная семья
Пуналуальная семья
Парная семья
Патриархальная семья
Моногамная семья
Слайд 24Эдвард Бёрнетт Тайлор
«Человек, понимающий только одну религию, понимает её на самом
деле не больше, чем человек, знающий только один язык, понимает последний. Нет человеческой религии, которая стояла бы совершенно отдельно от других: мысли и принципы современного христианства имею умственные нити далеко позади, за пределами дохристианских времен, в самых начатках человеческой культуры»
Слайд 25Эдвард Бёрнетт Тайлор
На место догматов и авторитетов церкви Тайлор поставил науку
с ее стремлением выводить всё из естественных закономерностей
Главный способ познания первобытной культуры – прием эмпатии
Слайд 26Анимизм
Анимизм – это вера в наличие у людей и предметов некого
бестелесного (или со слабо проявляющейся телесностью в виде пара, тени и т.д.) двойника или нескольких двойников – проще говоря 0 одушевление явлений.
Самая древняя форма религии, присуща всем народам
Слайд 27Анимизм
«Первые люди стремились понять, во-первых, что составляет разницу между живущим и
мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти? Во-вторых, они задавались вопросом, что такое человеческие образы, появляющиеся во снах и видениях? Видя эти две группы явлений, древние дикари философы, вероятно, прежде всего, делали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак».
Слайд 28Магия
«зиждется на ассоциации идей – способности, которая лежит в основании человеческого
разума... В этом ключ к пониманию магии. Человек еще в низшем умственном состоянии научился соединять в мысли те вещи, которые он находил связанными между собой в действительности. Однако в дальнейшем он ошибочно извратил эту связь, заключив, что ассоциация в мысли должна предполагать такую же связь в действительности. Руководствуясь этим, он пытался открывать, предсказывать и вызывать события такими способами, которые, как мы видим это теперь, имели чисто фантастический характер».
Слайд 29Фридрих Макс Мюллер
Недоступные вещи, как Солнце и Луна привели к возникновению
идеи Бога
Солнце изначально не являлось богом, а лишь символизировало божественность, но человек про это забывает и приравнивает Солнце к Богу
«Солнце встает» - свойство живого существа. Выражения имевшие переносный смысл вдруг приобрели самостоятельное значение
Слайд 30Загробная жизнь
«Вера в будущую жизнь является стимулом к добру, надеждой, поддерживающей
человека в страданиях и перед страхом смерти, и ответом на вечный вопрос о столь неравномерном распределении счастья и несчастья в настоящем мире, - ответом в виде ожидания «другого мира», где будут улажены все несправедливости»
Слайд 31Эдвард Бёрнетт Тайлор
Миф не отражение реальных исторических событий, у него совершенно
иная природа
«Отрывки преданий, которые отцам нашим казались остатками древней истории, по справедливости могут быть названы воспоминаниями о прошлом, которое никогда не было настоящим»
Слайд 33Магия
Закон подобия – подобное производит подобное или следствие похоже на свою
причину (гомеопатическая или имитативная магия)
Закон соприкосновения – вещи, которые пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта (контагиозная магия)
Слайд 34Магия
«Табуирование (...) является негативным приложением практической магии. Правило позитивной магии или
колдовства гласит: «Поступай так-то, чтобы произошло то-то». Правило негативной магии (или табу) гласит: «Не делай того-то, чтобы не случилось то-то и то-то»»
Слайд 35Соотношение религии и магии
«Магия является не более, как ошибочным применением простейших
интеллектуальных операций, а именно ассоциации идей по сходству и ассоциации идей по смежности. Религия же за видимой завесой природы предполагает действие стоящих над человеком сознательных или личных сил. Допущение личных агентов, очевидно, сложнее, чем простое признание сходства или смежности идей, а теория, ставящая ход природных явлений в зависимость от сознательно действующих сил, труднее для понимания»