Слайд 1
История мировой архитектуры.
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а
это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры.
Доисторический период принято делить на следующие основные этапы: древнекаменный век — палеолит, новокаменный — неолит, бронзовый и железный века. Вместе с тем очень трудно четко определить их границы, так как развитие человеческого общества всегда было неравномерным.
Культурные области древнего мира
В плодородных областях бассейнов Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга, Чанцзян в древние века возникают большие государства Египет, Месопотамия, Индия и Китай и создается своеобразная архитектура.
Слайд 2
Культурные области древнего мира
В плодородных областях бассейнов Нила, Евфрата, Тигра, Инда,
Ганга, Чанцзян в древние века возникают большие государства Египет, Месопотамия, Индия и Китай и создается своеобразная архитектура.
Между Евфратом и Тигром более чем 5000 лет назад обитали две различные народности — на юге у Персидского залива азиатский народ шумеры, на севере - семитский народ аккады. Шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние времена.
Слайд 3Основным строительным материалом был кирпич-сырец, кирпич обожженный и глазурованный. Основу всех
конструкций составляли мощные многометровые стены, внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела зубчатое завершение. Иногда наружную сторону стен облицовывали глазурованными кирпичами, образующими определенный орнамент или огромные изображения зверей.
Слайд 4Нехватка камня и дерева в южной Месопотамии заставила строителей изобрести иной,
чем, например, в Египте, способ устройства перекрытий. Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы часто устраивалось сводчатое перекрытие из кирпича.
Слайд 5Культовые сооружения образовывали целые комплексы, доминантой которых являлся зиккурат — высокое
ступенчатое сооружение, похожее на холм. На его вершине располагался храм, который, видимо, служил также обсерваторией. Недалеко от храмового комплекса иногда, особенно в ранний период, располагался и дворец правителя.
Слайд 6
Месопотамия в отличие от Египта географически имела более открытое положение и
поэтому для защиты территории от вторжения неприятелей были необходимы хорошо укрепленные города; даже каждая деревня была окружена технически сложными оборонительными стенами.
Расцвет городов, таких как Урук, Ур и другие, начинается около 3000 г. до н. э. В начале второго тысячелетия столицей объединенной империи становится Вавилон. В первом тысячелетии до н. э., в период владычества ассирийцев, развиваются города Ашшур и Ниневия.
Слайд 7Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города,
или включался в систему городских оборонительных сооружений. Ниневия была окружена прочными стенами около 33 м высотой и несколько метров шириной по верху с 1500 башнями.
Слайд 8Самым большим городом времен золотого века месопотамской культуры был Вавилон, окруженный
несколькими крепостными стенами. В плане город представлял собой квадрат со стороной 2 км. Общая толщина стен 25 м. Сеть улиц была прямоугольная.
Слайд 9Жилые дома имели центральный дворик, где в основном проходила жизнь семьи.
Через него освещались и проветривались все помещения. Прямоугольные в плане дома разделялись на собственно жилую часть и хозяйственную. Перекрытия были плоскими, дома чаще всего — двухэтажными.
Слайд 10В Месопотамии издавна возводили каналы, резервуары для воды, акведуки, мосты и
крепости. К техническим достижениям следует отнести 400-километровый «канал королей», соединяющий Евфрат с Тигром, а акведук, по которому Вавилон снабжался водой, имел длину, равную расстоянию от Парижа до Лондона, и был для своего времени техническим чудом.
Слайд 11Святилище бога Мардука, так называемая Вавилонская башня, была поставлена на высокой
террасе, в основании имевшей форму квадрата со стороной 250 м. По существу это был семиступенчатый зиккурат.
Слайд 12В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах.
Дворцы, например, летний дворец Саргона в Хорсабаде, к северу от Ниневии, ставились на высокие кирпичные платформы.
Слайд 13Наиболее значительные здания — дворец, связанный с ним зиккурат, и комплекс
храмов — располагались на высокой искусственной террасе, имевшей собственные крепостные сооружения и служившей цитаделью. Это фактически был город в городе.
Слайд 14Только для создания основания для дворца площадью 100 000 м2 было
насыпано приблизительно 1,5 млн. м3 глины. На террасе, куда вели монументальные лестницы и наклонные плоскости — рампы, располагался обширный дворцовый комплекс, имевший 200 комнат и залов, часть из которых к настоящему времени раскопана.
Слайд 15Прямоугольный в плане дворец состоял из группы помещений для приемов, располагавшихся
по одну из сторон главного дворца, интимной части жилища правителя (гарема) и хозяйственных помещений — по другую сторону дворца. Внутри храмы и дворцы были богато украшены золотом и эмалями. На плоских крышах дворцов устраивались сады.
Слайд 16В некоторых случаях залы были очень длинными (до 50 м), но
относительно узкими, так как ассирийцы перекрывали все помещения кирпичным сводом небольшого пролета, редко превышающего 6,0 м. Помещения не имели окон и освещались через дверные проемы и, скорее всего, через отверстия в сводах.
Илл.План Урартской крепости Кармин-Блур
Слайд 17Однако от огромных месопотамских сооружений к настоящему времени сохранились только развалины,
скрытые в глиняных холмообразных образованиях Руины квадратного в плане Вавилона, окруженного стенами, имевшими семь входных ворот, дают представление о характере ассирийской архитектуры
Слайд 18Развитие строительного искусства Египта
В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила,
с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.
Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов возводились надгробные архитектурные сооружения. В период Древнего царства, приблизительно в 2700—2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений
В период Среднего царства (2200—1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы. В период Нового царства (1500—1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В поздний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.
Слайд 19Основной строительный материал в Египте — камень. Египтяне были мастерами его
добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца - великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.
Слайд 20Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не
использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях — колонны, состоявшие из базы, ствола и капители.
Слайд 21Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса,
лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.
Наряду с храмовыми сооружениями, возводимыми на поверхности земли, в отвесных скалах вырубались пещерные храмы с богатым архитектурным внутренним убранством.
Симметричность композиции сооружений — своего рода закон для архитектурного творчества египтян. Она подчеркивалась и преувеличенным масштабом, и организацией подхода к сооружению по его оси.
К наиболее крупным и значительным культовым комплексам относят большой храм Амона в Фивах (в настоящее время деревни Карнак и Луксор), в Эдфу и на острове Филе. Кроме подобных сооружений в верхнем течении Нила, например в Абу-Симбеле, пещерные храмы вырубали монолитной скале.
Слайд 22Древние египтяне верили, что душа человека (Ка) после смерти продолжает жить
только в том случае, если тело (Ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию.
Слайд 23Для простых людей строят простые гробницы, для знати — мастабы, а
для фараонов даже еще при их жизни — огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.
Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.
Слайд 24Первоначально пирамиды, по-видимому, возникали в результате ступенчатой надстройки мастабы. Так возникло
около 2800 г. до н. э. одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня — ступенчатая пирамида Джосера в Саккара высотой 60 м. В плане это прямоугольник со сторонами 107 и 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.
Слайд 25К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид,
расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в 3 тысячелетии до н. э. в Гизе. Самая большая (площадью 52 900 м2) и наиболее старая из них пирамида Хеопса в 1,5 раза выше, чем, например, собор cв. Вита в Праге.
Слайд 26 Города появляются в Египте уже в четвертом тысячелетии до н.
э. как поселения ремесленников и торговцев. По сохранившимся развалинам двух городов — Ахетатона — столицы фараона Аменхотепа IV (второе тысячелетие до н. э.) и Кахуна — видно, что их строили на основе единого плана.
Кахун, построенный как временное жилище строителей пирамиды, имеет прямоугольную систему улиц с однотипными в плане домами. Кварталы, где жили инженеры, врачи, офицеры, охрана, были застроены домами, имевшими также однотипную, но более богатую планировку.
Город был укреплен и имел канализацию. Для строительства жилых домов наиболее часто использовался кроме обожженого кирпича сырцовый, получаемый из смеси нильского ила и соломы.
Этот материал недолговечен, поэтому так мало жилых построек древности сохранилось хотя бы в руинах до наших дней. Вследствие этого развитие архитектуры приходится показывать прежде всего на примерах храмов, дворцов, крепостей и плотин, которые возводились из камня. О характере жилища египтян мы знаем немало благодаря изображениям, глиняным моделям и археологическим исследованиям. Во втором тысячелетии до н. э. жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами,
Слайд 27Наиболее совершенные типы жилья встречаются в Фивах и в Ахетатоне в
период Нового царства. В плане жилые дома квадратные или прямоугольные. Рядом с низкими одноэтажными строят дома в несколько этажей с внутренней лестницей. Жилые помещения ориентированы на север, навстречу освежающим ветрам и очень часто выходят в сад.
Слайд 28Египтяне возводят и огромные инженерные сооружения. Это прежде всего широкая сеть
каналов и водохранилищ, благодаря которым на сравнительно небольшой полоске земли вдоль Нила возникла зона цветущих садов. Египетскими строителями был сооружен также первый канал, соединяющий Красное море с Нилом, а тем самым и со Средиземным морем.
Слайд 29Архитектура Ближнего Востока.
Малая Азия — это гористая область с достаточным количеством
и дерева, и камня. Деревянная колонна, стоящая на каменном цоколе, становится здесь главным архитектурным элементом. В верхней части укрепленных городов (укрепления имели и отдельные кварталы) располагался дворец, к которому вели лестницы и рампы.
Слайд 30
Толстые городские стены имели двойные ворота.
Постройки, как правило, были несимметричные, но
основаны на прямоугольной планировочной схеме. Илл.Ливия
Слайд 31В начале 1тыс. до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось
несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др. В Ликии сохранились характерные лицевые фасады скальных гробниц, которые размещались одна над другой в несколько этажей и по формам воспроизводили элементы построек с деревянной конструкцией. Сохранились и отдельно стоящие монолитные сооружения погребального характера.
Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами. Финикийцы — замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко.
Слайд 32Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и элементы
их архитектуры. В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер. Исторически важным элементом финикийской архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.
Слайд 33Используя прекрасную древесину ливанских кедров и бронзовые крепи отличного качества, финикийские
мастера приобрели широкую известность. Им было поручено осуществление самых ответственных работ при строительстве храма Соломона в Иерусалиме.
Архитектура Дальнего Востока
и др. древних цивилизаций
Не испытывая влияния цивилизаций Ближнего Востока и не оказывая прямого воздействия на развитие европейской культуры, независимо развивалась архитектура Индии, Китая и Америки. И, хотя между ними имеется определенное сходство, каждая из них самобытна.
Слайд 34Архитектура Дальнего Востока
и др. древних цивилизаций
Не испытывая влияния цивилизаций Ближнего Востока
и не оказывая прямого воздействия на развитие европейской культуры, независимо развивалась архитектура Индии, Китая и Америки. И, хотя между ними имеется определенное сходство, каждая из них самобытна.
Слайд 35Архитектура Китая.
Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае
существовала достаточно развитая культура, первый период расцвета которой относится ко времени господства династии Шан. Своего наивысшего подъема страна достигает при правлении династии Чжоу, длившемся около 8 веков (вплоть до 3 века до н. э.) и династия Хань.
Китай придумал шелк, зонтик, порох, бумагу, компас и тачку (1 в н.э.)
Илл. Древнекитайская астрономическая обсерватория
Слайд 36Примером тому является проникновение из Индии буддизма. Вместе с ним появляются,
и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.
Слайд 37Так же как и в Индии, в Китае под влиянием сооружений
из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.
Слайд 38В начале нашего летосчисления возникают новые большие города, и важной задачей
опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек .с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков.
Слайд 39Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к
ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.
Слайд 40Архитектура Японии.
Множество археологических находок, сделанных на территории Японии, свидетельствует о
существовании там доисторической культуры еще в конце 3 тысячелетия до н. э. В период владычества в Китае династии Хань Япония знакомится с культурой Китая и Кореи. Единое Японское государство берет свое начало с княжества Ямата, центр которого находился вблизи современного города Нара.
Слайд 41В VII в. в Японию из Китая проникает конфуцианство. На смену
родовой организации приходит централизованное правление по китайскому образцу. Принятие японцами китайской письменности дало им возможность понять жизнь в Китае, а тем самым и его культуру
Илл. Жилой дом в Древней Японии
Слайд 42Китайская империя и ее двор становится тем идеалом, которого в VIII
и IX вв. старались достигнуть японцы. Первая столица строилась на основе регулярной прямоугольной планировочной схемы.
Наиболее древние культовые сооружения были деревянными и поэтому не сохранились. Они устанавливались на каменных террасах, и деревянные колонны несли тяжелую консольно выступающую крышу с черепичным покрытием.
Слайд 43В VII и VIII вв. в Наре строятся храмы, архитектура которых
имеет китайские черты. Новая столица была построена по примеру китайской столицы Аньян — это был период широкого проникновения в Японию китайской культуры.
Слайд 44Рост могущества буддийских монастырей в Наре заставил императора
в 784 г.
перенести свою резиденцию в другое место. Новая столица империи находилась в районе современного Киото. В центре города располагались дворец и обширные монастыри.
Планировочная структура города была прямоугольной. Длительное время (около 5 веков) этот город служил столицей Японии.
Слайд 45
Облик японской пагоды иной, чем в Китае. Своеобразное конструктивное решение имеет
пагода в Якушиджи (VII в.). Через все сооружение проходит мощная центральная колонна, заделанная в каменное основание. Эта вертикальная ось сооружения не имеет с ним непосредственной связи, но должна придать ему устойчивость в случае землетрясения.
Слайд 46Архитектура Америки.
Архитектурные памятники древности, встречающиеся в Мексике, на Юкатане и
в Перу, свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию: толтеков, ацтеков, майя и инков.
Они строили города с монументальными храмами и дворцами. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, а внутри заполненных камнями и землей.
Слайд 47Стены, колонны и пилоны очень массивны, обычны так называемые ложные своды.
Поверхность стен, декорирована горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.
Слайд 48К значительным памятникам того времени, относятся сооружения в Теотиуакане, важном религиозном
центре, где было сосредоточено много дворцов, ступенчатых храмов и находились грандиозные пирамиды Солнца и Луны. Искусство того периода- отличается строгостью и простотой, хотя сооружения и их скульптурное оформление имеет сверхчеловеческий масштаб.
Слайд 49В XIV в. в Мексике появляются ацтеки и основывают здесь столицу
своего государства Теночтитлан. Архитектура ацтеков, за исключением орнаментальных мотивов, развивает традицию толтеков — и они строили пирамиды, украшенные декоративными фризами.
Слайд 50Государство Майя занимало территорию нынешнего Гондураса, Гватемальское плато и полуостров Юкатан
(сейчас — Мексика).
Культура до периода Майя достигает своей вершины (классический период) в VII и VIII вв., когда были созданы выдающиеся архитектурные и скульптурные памятники, памятные стелы, колоннады, алтари, храмы и дворцы.
Слайд 51
Было основано несколько значительных по своей планировке и архитектуре городов, например
Чичен-Итца с несколькими десятками пирамид и храмов — Воинов, Пернатой змеи или Ягуара.
Илл. Мексика, пирамиды Теотиукан, тоннель под пирамидой Пернатой змеи
Слайд 52Культура на территории нынешнего Перу прошла несколько этапов развития. От первого
периода (с 1200 по 200 г. до н. э.) сохранилось лишь несколько храмов. Значительным памятником 3 периода (с 900 по 1000 г. н. э.) является большая усеченная пирамида, называвшаяся «солнечной пирамидой» в Моче, на северном побережье. Для ее строительства потребовалось около 130 млн. штук кирпича-сырца.
Слайд 53В период с 1000 г. по 1300 г. на юге Перу
расцветает г.Тиауанако близ оз.Титикака, находившийся на высоте 4000 м над уровнем моря. Здесь неизвестным народом возведены сооружения из огромных блоков базальта и песчаника с интересными монолитными воротами, украшенными богатым рельефным декором.
Слайд 54В первой половине XIII в. возникает империя инков со столицей Куско.
В период с 1300 по 1400 гг. основываются тщательно спланированные большие города с широкими улицами, террасами, крепостными стенами, украшенными рельефами пирамидами. Города имели канализацию и устройства для подачи воды.
Слайд 55Древнейшая история Греции
Начальный период ее культуры вплоть до второй трети
прошлого столетия были известны только из легенд. Для познания этого периода большую роль сыграли раскопки, проведенные Шлиманом в 1870—1890 гг. в Трое, Микенах и Тиринфе. Было открыто искусство, развивавшееся с первой половины 2 тыс. до н. э. параллельно с искусством периода Нового царства B Египте. Илл. Троя и троянский конь. Карта Трояды.
Слайд 56Это такое искусство, произведения которого были найдены в Египте (что свидетельствует
об оживленных контактах этих областей с окружающим миром), принадлежит микенской культуре. В начале XX в. А. Эванс открыл в Кноссе другую, более раннюю, чем микенская, культуру — критскую. Иногда ее называют «минойской» (от имени легендарного царя — Миноса).
Культура эгейского мира: остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя), возникновение которой относится к 3 тысячелетию до н. э., достигает во 2 тысячелетии высокого уровня. Она устанавливает историческую связь между ранними культурами Востока и античностью, становится первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории.
Критское и микенское строительное искусство
Крит уже в средний минойский период (2000—1600 гг. до н. э.) был богатой морской державой. Здесь строятся города с трехэтажными жилыми домами и замечательными дворцами. К древнейшим и наиболее известным относится дворец царя Миноса в Кноссе.
Слайд 57Центральный зал большого дома представлял, собой так называемый мегарон прямоугольное помещение,
потолок которого поддерживался столбами (их обычно четыре). Позднее именно от мегарона начинается развитие греческого храма.
Слайд 58Дворцы были обширными в плане сложными сооружениями в несколько этажей. Вокруг
центрального двора размещались жилые помещения и, видимо, святилища. Особенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами, как, например, во дворце Кносса.
Слайд 59Эти несимметричные комплексы со сложной внутренней планировкой и многочисленными лестницами были
весьма комфортабельны: водопровод, ванные комнаты, канализация. Огромный царский дворец в Кноссе несколько раз перестраивался. Илл. Дворец в Кноссе
Слайд 60При сооружении крепостей обычно применялась кладка из больших необработанных камней, называемая
«циклопической». Греки верили, что стены в несколько метров толщиной, сложенные из огромных глыб, были построены гигантами-циклопами. Микенская культура погибла в период около 1100 г. до н. э. Илл.Акрополь Микен
Слайд 61Архитектура Древней Греции
Культура греков, а позднее римлян, занимает важное место в
истории развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, возникшего на европейском континенте. Своего наивысшего расцвета в форме рабовладельческой демократии (Афины при Перикле в V в. до н. э.) это общество достигает постепенным развитием из форм первобытно-общинного строя.
Слайд 62Во 2 тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в
эгейскую область с севера, и в начале 1 тысячелетия племена скотоводов и земледельцев проникают в южную часть Балканского полуострова. Племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и знание железа.
Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой. Обширность территории; высокие горы, разделяющие прибрежные долины, препятствовали объединению страны в единое государство. Однако искусство оказалось сферой интересов всех греков, и поэтому многие творческие достижения в этой области быстро становились общим достоянием.
Слайд 63
Периоды развития греческой архитектуры.
Ранний период развития архитектуры (до V в.
до н. э.) получил название архаического. В бронзовом веке храмы еще не строились. Только в первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон.
Слайд 64Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей.
В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.
Слайд 65Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове
Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей. Дорический стиль сформировался приблизительно в .600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.
Слайд 66Расцвет художественного творчества в Греции приходится на 2 половину V в.
до н. э. После окончания греко-персидских войн восстанавливаются Афины. Начинается широкое развитие различных типов сооружений, архитектурные стили которых получают законченное выражение.
Слайд 67На афинском Акрополе, проект реконструкции которого был создан по инициативе Перикла,
возводится целый ряд сооружений. Работы были начаты в 447 г. до н. Э. СО строительства Парфенона, периптерального дорического храма, архитекторами которого были Иктин и Калликрат. Следующей постройкой стали Пропилеи (архит. Мнесикл) — парадные ворота Акрополя.
Слайд 68Наиболее значительные сооружения этого периода возникают на о.Пелопоннесе. Например, в Эпидавре
в 380—375 гг. архитектор Поликлет младший построил один из самых больших и великолепных греческих театров.
Строительная техника. Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период он был более мягкий, легко поддающийся обработке. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк.
Слайд 69Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора. Из
камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный.
Слайд 70Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной
точки зрения отличалась простотой. Эта система состояла из несущей (стены, колонны) и несомой частей (перемычки, балки, плиты).
Слайд 71Ордерная система.
Греческая архитектура развивалась прежде всего на основе решений храмовых
сооружений, первоначально возводимых из дерева, а затем из камня. Используемая стоечно-балочная система (как называют упорядоченную систему колонн и антаблементов) достигает в Греции вершины своего художественного осмысления.
Слайд 72Система выявления конструкции сооружения в определенной художественной форме называется ордером. В
Греции использовались дорический, ионический, а несколько позже коринфский ордера. Планировочное и пространственное решение здания одинаково для каждого ордера, различие заключается в форме колонн и антаблементов, в разных пропорциях и архитектурных деталях.
Слайд 73В городах, начиная с VI столетия, строилось много общественных зданий. Ядром
городов была крепость (укрепленный акрополь), вначале включавшая дворец царя (базилика), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собиралось городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания (Афины, VI в. до н. э.).
Слайд 74Древнейшие греческие города вырастали стихийно, без общей градостроительной идеи. Позднее они
с размахом перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем подобной системы в Греции считается Гипподам из Милета.
Слайд 75Пространство площади, обрамленное общественными зданиями, называлось «агора» и являлось естественным центром
города.
Основной коммуникацией был портик, называемый «стоя». Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие «стоики») и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды.
Слайд 76Скульптуры и памятники дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города
были непосредственно предназначены для торжественных процессий, поэтому здесь сооружались памятники в честь одержанных побед. Города имели свой храмовый комплекс и театр.
Слайд 77В поздний период истории Греции, при Александре Македонском и его преемниках,
центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Возникают процветающие крупные города. Новые хозяйственные, политические и культурные центры того периода (например Антиохия, Александрия и др.) возводятся и перестраиваются с большим размахом, всегда на основе прямоугольной системы улиц.
Слайд 78Римская империя
Рим, основанный, по преданиям в 753 г. до н. э.,
во 2 в. до н. э. становится центром мировой державы. Первоначально маленькое поселение, долгое время находившееся под господством этрусков, во 2 в. до н. э. овладевает всей Италией.
Илл. Эней – основатель Рима
Слайд 79Рим в 1 в. до н.э. подчиняет все эллинистические государства, часть
Испании, Галлию, северную Африку. Римское войско проникает и в Британию. Рим превращается в крупнейшую империю древнего мира еще оставаясь республикой.
Соединение арок с архитравной системой создает новую, типично римскую архитектуру. Для сооружений использовались различные строительные материалы, хотя предпочтение отдавалось камню. В кладке очень часто применялся кирпич и чередование слоев камня и кирпича.
Римляне создают впервые свободные от внутренних опор монументальные пространства, например Пантеон или базилика Максенция. При использовании сводчатых конструкций больших пролетов возникают значительные нагрузки на опоры, поэтому вместо колонн опорная часть чаще решается в виде стены. Вследствие этого ордерная система имеет преимущественно декоративный характер.
Слайд 80Римляне создают ряд различных способов обработки наружной поверхности стены. Очень часто,
главным образом в интерьерах, применяются и более дешевые строительные материалы: искусственный мрамор и штукатурка. Таким образом, появляется разделение окончательной поверхностной архитектурной отделки и строительной несущей конструкции, выполненной из более грубых материалов.
Слайд 81Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры, крупнейший из которых—Колизей вмещал до
80 тыс. зрителей. Римляне построили ряд амфитеатров, некоторые из них достаточно хорошо сохранились (Верона, 209 г.). Цирки — это продольные подковообразные сооружения для конных соревнований, подобные греческим ипподромам (Большой цирк в Риме для 250 тыс. зрителей).
Слайд 82К наиболее крупным относятся термы Каракаллы и Диоклетиана. Термы Каракаллы могли
вместить одновременно 3 тыс. посетителей. Пользование банями было бесплатным и любой гражданин мог их посещать и днем, и ночью. Во II в. в Риме было построено около 170 общественных бань. Илл. Термы Каракаллы
Слайд 83Кроме частных, принадлежавших патрициям жилых домов, которые переняли у этрусского дома
атриум, а у греческого перистиль и изолированность от улицы, строились и доходные дома высотой до семи этажей. Богатое архитектурное убранство имели летние поместья, виллы и дворцы эпохи империи, например дворец Диоклетиана в Сплите.
Слайд 84Римская архитектура в своих лучших произведениях достигает выдающегося художественного и технического
уровня. Ее формы и композиционные идеи становятся основой для всего последующего, двухтысячелетнего периода развития европейского строительного искусства.
Римские инженерные сооружения.
К вершине строительной деятельности римлян относятся инженерные сооружения. Крупнейшими сооружениями являются сеть дорог, которой была покрыта вся территория империи, а также водопроводы и акведуки
Во II в. до н. э. только в Риме было 9 больших водопроводов, которые обеспечивали 1350 источников воды, 15 фонтанов, десятки общественных бань и 11 роскошно оборудованных терм. Общая длина водоводов, снабжавших Рим водой, составила около 430 км.
Рим, первоначально маленькое поселение, находившееся под господством этрусков, во II в. до н. э. овладевает всей Италией, но строительные работы по-настоящему начались со времени диктатуры Цезаря (I в. до н. э.), который создал заново центр — римский Форум.
Слайд 85Форум был окружен храмами и общественными зданиями. В храме Сатурна хранилась
государственная казна. Здесь же позже была сооружена Триумфальная арка Септимия Севера, На площади были размещены триумфальные колонны и статуи. Этот любопытный комплекс не имел единой композиционной концепции, являясь результатом ряда перестроек.
Новые форумы уже решались на основе единого плана, в соответствии с которым храм становился осевой доминантой площади, окруженной колонными залами.
Самый крупный римский храм Венеры и Ромы, расположенный недалеко от Колизея, был построен при императоре Адриане. Одновременно на Марсовом поле, выросло здание Пантеона, а над Тибром— громадный мавзолей Адриана.
Слайд 86Император Траян, у которого работал известный греческий архитектор Аполлодор, построил форум,
окруженный библиотеками и галереями. Позади форума была возведена колонна высотой 40 м, получившая имя Траяна. Колонна украшена рельефом, рассказывающем о победе римских легионов в Дакии.
Слайд 87В период наибольшего могущества империи римское влияние в провинция становится настолько
сильным, что во всех больших городах по примеру Рима строятся форумы, базилики, триумфальные арки, театры, амфитеатры, термы и различные инженерные сооружения. Жилые дома оборудуются с большим комфортом, украшаются живописью и мозаикой.
Илл. Алтарь мира Августа
Слайд 88
Ослабленная Римская империя в конце IV в. н. э. оказывается разделенной
на две части — Восточную и Западную.Набеги варваров с севера, восстания рабов и волнения в колониях способствовали распаду Западной империи (476 г.). Иными были условия развития в восточной области. Византийская империя со столицей Константинополем, центром восточного христианства, продолжала свое существование.
Илл. Набеги гуннов
Слайд 89Христианское строительное искусство
Христианство после своего возникновения очень быстро распространяется на восток
и на запад и уже в середине I в. проникает в столицу Римской империи. Илл. Христианская базилика
Слайд 90После признания христианства миланским эдиктом 313 г. и в связи с
большими изменениями в общественных и хозяйственных отношениях в Римской империи возникает раннехристианская архитектура (прежде всего при строительстве церквей).
Слайд 91Первоначально христиане собирались в помещениях больших жилых домов. Развитие типов церквей
и в западных, и в восточных областях идет по одинаковому пути. Различия состояли в использовании свода и купола на востоке и популярности «трансепта» по примеру базилики св. Петра на западе.
Слайд 92Собраниям верующих и проведению служб больше всего соответствовали пространства типа римских
базилик. Это имело существенное значение для дальнейшего развития типа христианского храма.