История медицины презентация

Содержание

Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МЕДИЦИНЫ. СТАНОВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА. Лекторы: зав. кафедрой социально-исторических наук, к.и.н.,

Слайд 1ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ


Слайд 2 Лекция 1
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МЕДИЦИНЫ.
СТАНОВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.
ВРАЧЕВАНИЕ

В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА.





Лекторы:
зав. кафедрой социально-исторических наук, к.и.н., доцент
НИКОЛАЕВА Ирина Ивановна

к.и.н., доцент кафедрой социально-исторических наук
ВЫБОРНОВ Антон Васильевич

Слайд 31. История медицины как наука.

2. Возникновение врачевания в первобытном обществе. От

формирующейся медицины к медицине народной.

3. Становление медицины в древних цивилизациях Востока. Традиционная медицина.


План:


Слайд 4

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
КАК НАУКА

Первый вопрос


Слайд 5ИСТОРИЯ
– наука, которая изучает закономерности развития человеческого общества в конкретно-исторический промежуток

времени и в конкретно-историческом месте.

ГЕРОДОТ
(ок. 484  – ок. 425 г до н.э.)

ФУКИДИД
(около 460 – 400 до н.э.)

Крупнейший древнегреческий историк, основатель исторической науки, автор «Истории Пелопоннесской войны».

Древнегреческий историк, автор первого сохранив-шегося истори-ческого трактата 
«История», опи-сывающего греко-персидские войны 
обычаи современ-ных ему народов.


Слайд 6МЕДИЦИНА
– это совокупность знаний и практической деятельности людей, целями

которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней.


Лечение болезней

Сохранение здоровья

Предупреждение болезней


Продление жизни

ЦЕЛИ МЕДИЦИНЫ

ГИППОКРАТ
(ок. 460 – ок. 370 до н.э.)

Знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Заложил основы медицины, как будущей науки.


Слайд 7



ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
– наука, изучающая закономерности развития медицинских знаний и практической деятельности

людей в различные исторические периоды.
Широкий вариант:

– наука о возникновении, развитии и современном состоянии медицины.

Систематизация медицинских знаний в Александрийской библиотеке, поиски Галена
Как самостоятельная наука сложилась в XVIII в.


Слайд 8Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные

особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения знаменитых ученых. 

Частная история медицины изучает возникновение и развитие ее отдельных дисциплин (терапии, хирургии и др.) и деятельность ученых-врачей в этих областях знаний.


Слайд 9
Профессиональная компетенция – знание своей науки.

1. Знание прошлого – база настоящего;

2. Расширение знаний в области медицины;
3. Понимание перспектив развития медицины.

Цели изучения


Слайд 10ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ


Слайд 11
ОСНОВНЫЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ

Народная медицина
(устная, универсальная)


Научная медицина
(академическая, доказательная)
Традиционная медицина
(восточная)


Слайд 12ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ:
ОТ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ МЕДИЦИНЫ К МЕДИЦИНЕ НАРОДНОЙ

(2,2 млн.

- IV тыс. лет до н.э.)

Второй вопрос


Слайд 13
ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНЫ
ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Археологические объекты (предметы материальной культуры прошлого и результаты

их изучения – орудия труда, погребения, стоянки, предметы изобразительного искусства).
Фольклорные источники (мифы, легенды, пословицы и т.д.).
Этнографические данные (обряды, ритуалы и др.).
Письменные источники (записи рецептов, заклинаний, законов, медицинские произведения и т.д.)

Слайд 14ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ наука о самом древнем человеке
АРХЕОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ
наука, изучающая прошлое наука, изучающая человека,
человечества по вещественным его происхождение, эволюцию
источникам (артефактам) и развитие





ПАЛЕОПАТОЛОГИЯ
наука о болезненных изменениях древних людей


Слайд 15АНТРОПОГЕНЕЗ - (от греч. от антропо... и генез),
процесс эволюционного развития человека,

его происхождение и становление как биологического вида (homo habilis, homo erectus, homo sapiens).

СОЦИОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюцион-
ного формирования человеческого общества
(стадо, род, племя, община, государство, цивилиза-
ция).


Слайд 16Этапы первобытной истории и врачевания
Становление первобытного общества и врачевания (2,5 млн.

лет назад – ок. 40 тыс. л.н.) – эпоха праобщины (первобытное человеческое стадо), эмпирическое врачевание.




Врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. л.н. – 10 тыс. л.н.) – эпоха родовой общины, матриархат, рациональное и иррациональное врачевание.




Врачевание в период разложения первобытного общества (10 тыс. л.н. – IV тыс. до н.э.) – эпоха замена родовой общины на соседскую, оседлость, появление классового неравенства, патриархат, формирующаяся медицина .

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ


Слайд 17 I этап – становление первобытного общества и врачевания
Инстинкт самосохранения +
эмпирический

опыт

Самолечение.
Забота о сородичах

Накопление и обобщение эмпирических знаний о
природных лекарственных средствах
(растительного, животного и минерального происхождения).


ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ
- это знания, которые получе-
ны человеком в процессе наб-
людения за окружающей при-
родой с помощью имеющихся
органов чувств.


Слайд 18 II этап – врачевание в период зрелости первобытного общества
Целенаправленное
использование эмпирического


опыта + коллективный образ жизни

Коллективное врачевание.
Взаимопомощь

Использование рациональных приемов врачевания
(лечение ран, целенаправленное использование трав).
и первых гигиенических навыков (захоронение, сохранение пищи,
устройство жилища). Лечебная магия и ритуальные операции
(кровопускание, трепанация черепа).


РАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ - знания, полученные в процессе целенаправленного использова-ния эмпирического опыта и собственного умозаключения.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ –
знания, полученные на основании
эмпирического опыта, но непос-
тигаемые разумом, а значит объяс-
няемые действием сверхъестест-
венных сил природы (фетишизм,
тотемизм, анимазм, шаманизм).


Слайд 19III этап – врачевание в период разложения первобытного общества
Укрепление культовой практики

и
рациональных приемов
врачевания.

Формирующаяся медицина

Складывание демонологических (анимистических)
представлений о болезни. Появление первых
профессионалов в области врачевания (жрецы, шаманы).



Слайд 20ФОРМИРУЮЩАЯСЯ
МЕДИЦИНА


Слайд 21древнейшее направление медицины, которое опирается на многовековой коллективный опыт эмпирических наблюдений

в использовании природных лекарственных средств, а также иррациональные приемы лечения болезней (заговоры, магия и т.п.)


НМ = эмпирические знания,
устная передача знаний,
иррациональные представления

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА
(устная медицина)


Слайд 22Третий вопрос

СТАНОВЛЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЕ
В ДРЕВНИХ
ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ВОСТОКА (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).
ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА


Слайд 23ГЛИНЯНЫЕ КЛИНОПИСНЫЕ
ТАБЛИЧКИ с медицинскими текстами
(Месопотамия)
ИСТОЧНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ
Свод законов 
ХАММУРАПИ 
создан в

конце правления вавилонского царя
(приблизительно в 1750-х гг. до н. э.).
Содержит Законы, касающиеся правовых аспектов деятельности врачей. 


Табличка с медицинским текстом из библиотеки царя АШУРБАНИПАЛА


Слайд 24Законы Хаммурапи
(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым

ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 216) Если это сын мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра.
(§ 217) Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.
(§ 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу мушкенума и убил его, то он должен возместить раба за раба.
(§ 220) Если он вскрыл ему бельмо (?) бронзовым ножом и выколол ему глаз, то он должен отвесить серебром половину его покупной цены.
(§ 221) Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.
(§ 222) Если это сын мушкенума, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
(§ 223) Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.
(§ 224) Если воловий или же ослиный лекарь сделал тяжелую операцию волу или же ослу и спас его, то владелец вола или осла должен заплатить лекарю 1/6 сикля серебра, его наемную плату.
(§ 225) Если он сделал тяжелую операцию волу или же ослу и убил его, то он должен заплатить владельцу вола или же осла ¼ его покупной цены.

Слайд 25Ассирийская цилиндри-
ческая печать из извест-
няка и современный гип-
совый слепок её изобра-
жения,

содержащего
мотив поклонения богу
Шамашу (Лувр).

На одной из табличек,
датированной XXIV в.
до н.э., сохранился от-
тиск печати врача Ур-
Лугаль-Эдинне из г. Ла-
гаша, на которой изо-
бражены медицинский
инструментарий и сосу-
ды для лекарств.


Слайд 26ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ
МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ
(Херста, Смита, Эберса и другие)


Слайд 27ПАПИРУС ЭДВИНА СМИТА
(Нью-Йоркская медицинская академия)
3000-2500 г. до н. э.
Содержит описание 48 травматических
случая,

хирургические процедуры, маги-
ческие заклинания против чумы. Описы-
ваются некоторые анатомические наблю-
дения.

Слайд 28ПАПИРУС ЭБЕРСА
(Лейпцигский музей)
Георг ЭБЕРС
(1837-1898)
Содержит обширный список различных бо-
лезней, их симптомов, диагностику

и методы
лечения, описание лечения и приготовления
лекарств по травматологии, борьбе с парази-
тами, стоматологии, гинекологии.

(XVI век до н.э) Обнаружен в Фивах в 1872 г.


Слайд 29РОЛЬ СЕРДЦА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (в папирусе Эберса):
«Начало тайн врача

– знание хода сердца, от которо-
го идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, вся-
кий жрец, всякий заклинатель, касаясь головы, за-
тылка, рук, ладони, ног, – касается сердца – от него
направлены сосуды к каждому органу».

Слайд 30ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ВЕДЫ
(«Аюрведа»)
Атхарваведа — четвертая веда, древнейший индуистский текст, отражающий медицинские представления. 
АЮРВЕДА
(от санскр. 

«āyu» и «veda» – «знание жизни», «наука жизни», или «знание длинной жизни») —
традиционная система индийской медицины, одна из разновидностей альтернативной медицины. 

Слайд 31Чарака самхита
1.1.15 [они], удобно сев там в кружок, обсуждали эту благую

[тему].  Здоровье — высшая основа дхармы, артхи, камы и мокши.
Дхарма (религия), артха (мирское благополучие), кама (земная любовь) и мокша (освобождение души от порабощенности материей) — четыре традиционных цели жизни индуса.
1.1.16 Болезнь уносит здоровье, благополучие и жизнь. [Болезнь] становится большим препятствием [на жизненном пути] людей.
1.1.17 «Какое [может быть] средство против нее?» — так сказав, они погрузились во внутреннее созерцание (дхьяну). Очами созерцания они увидели, [что их] прибежище — Шакра (Индра).
1.1.18 Он, повелитель бессмертных, должным образом расскажет о средстве, усмиряющем [болезни].
— Кто пойдет в обитель Тысячеглазого (Индры), спросить [его], супруга [богини] Шачи?

Чарака самхита
VII в. до н.э. – I в. н.э.
III-V вв. н.э.


Слайд 321.1.23 Зная глубину мудрости [Бхарадваджи], бхагаван Шатакрату (Индра) поведал ему кратко

аюрведу.
1.1.24 [Индра представил] суть знания о причинах болезни и средствах обретения здоровья; [знания], состоящего из трех частей, вечного, чистого, познанного Предком (Брахмой).
1.1.25 Он (Бхарадваджа), великий помыслами мудрец, погруженный в мысли о бесконечном, состоящем из трех частей высшем знании о жизни (аюрведе), быстро должным образом постиг его.
1.1.26 Посредством этого [знания] Бхарадваджа, стремящийся к бесконечной жизни, благополучно обрел [ее] и передал мудрецам это непревзойденное [знание].
1.1.27 И мудрецы, желающие обрести долгую жизнь, получили от Бхарадваджи во благо живущим знание, продляющее жизнь.
1.1.28 Эти великие мудрецы очами знания должным образом узрели саманью, вишешу, гуны, дравью, карму,
1.1.29 и самаваю. Познав это провозглашенное учение, утвердившись в [исполнении] предписаний, [они] обрели высшее счастье (шарман) и нескончаемо долгую жизнь.
Саманья (общее), вишеша (особенное), гуна (качество), дравья (субстанция), карма (действие), самавая (присущность) — шесть категорий систем вайшешика и ньяя.

Чарака самхита


Слайд 33КИТАЙСКИЕ ТРАКТАТЫ ПО МЕДИЦИНЕ
(«Исторические записи», «Канон врачевания»,
«Чудесные точки» и др.)
«ХУАН-ДИ НЭЙ-ЦЗИН»

или
«ТРАКТАТ ЖЕЛТОГО ИМПЕРАТОРА О ВНУТРЕННЕМ»
– памятник традиционной китайской культуры. Этот текст представляет собой самый древний, сохранившийся на настоящий момент, классический труд по вопросам китайской медицины.

БЯНЬ ЦЯО
(VI век до н.э.) 


Слайд 34
— Я слышал, что в высокой древности люди доживали до 120

лет, а движения и действия их оставались неизменно легкими и ловкими. Ныне же люди в возрасте 50 лет действуют и двигаются с трудом. Означает ли это, что времена изменились к худшему, или же люди утратили какие-то способности?
Ци-Бо ответил:
— В глубокой древности люди знали истинный путь, соизмерялись во всем с субстанциями инь и ян, находили гармонию искусства и вычисления, был упорядочен ритм приема пищи и питья, соблюдалось постоянство ритма движения и покоя. Люди без глупостей и суеты делали свою работу. В результате телесная форма и духовное начало действовали в гармонии, а люди проживали здоровыми все годы, отпущенные им от природы, достигали столетнего возраста, и лишь тогда покидали мир. В нынешние времена дела людские обстоят не так, как раньше. Вино пьют вместо молока, суета стала постоянной практикой. В пьяном виде вступают в любовные связи, а желания истощают запас семени-цзин. В результате растрачивается-рассеивается истинное устремление. Люди, не обладая знанием, стремятся к наполнению и удержанию; не сообразуясь со временем, расходуют дух-шень. Делами ускоряют движения сердца, нарушают законы радостной гармонии жизни. Движение и покой у людей не связаны с истинным ритмом, потому-то к 50 годам люди уже больны.

Нэй Цзин


Слайд 35

ЛЕЧЕБНАЯ
МАГИЯ,
ОБРЯДЫ,
ОЧИЩЕНИЯ
1. Демонологическое (анимистическое) представление о болезнях

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ВРАЧЕВАНИЕ

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Слайд 36Тауэрт

Гула
(Египет)
(Месопотамия)
Шоу-Син
(Китай)
Ништар (Астарта), Тот, Исида (Изида), Сохмет,
Ашвины и др.
Тара
(Индия)
2. Поклонение Богам-покровителям

врачевания (политеизм)

Слайд 37
3. Астрологическая медицина
Зиккурат


Слайд 38
4. Храмовая медицина
Имхотеп
(Египет)


Слайд 39Питание (переедание или, наоборот, недостаток

пищи, некачественная пища)

Климат или космические стихии, перемена времен года, ветра (сухие и влаж- ные, теплые и холодные) и т.п.

Недостаточная личная гигиена, грязное содержание жилища и т.п.

Недостаток или чрезмерное количество физических движений.


ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН НА БОЛЕЗНИ


Слайд 40(от греч. – причина) –
учение о причинах
болезней.










ранняя философия,


особенностью
которой является
преимущественно
умозрительное
толкование природы.

(Природа - это макрокосмос,
человек - микрокосмос.
Отсюда идея тождества
этих начал и
перенос на человека
всех особенностей природы.)




НАТУРФИЛОСОФИЯ

ЭТИОЛОГИЯ


Слайд 41

Пневматическое (воздушное)
Гуморальное (жидкостное)
Учение об элементах (пять элементов)
Учение о началах (Инь-ян)


РАЦИОНАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ


(ЭТИОЛОГИИ) О БОЛЕЗНЯХ
в ДРЕВНЕМ МИРЕ

Слайд 42
Пневматическая теория (воздушная)
ПНЕВМА - находящееся в воздухе невидимое вещество, которое,

попадая в организм при вдыхании, из легких проникает в сердце, оттуда по артериям разносится по всему телу.
Болезни, вызванные «пневмой», связывались с дыханием. Древние китайцы утверждали, что в воздухе витают невидимые «семена», которые могут вызывать болезни.



Слайд 43
Гуморальная теория (жидкостная)
Болезнь представлялась как нарушение баланса между
жидкостями в организме.

Так,

в Месопотамии считалось, что ведущее место в жизнедеятель
ности организма занимают
жидкости:

Кровь (гумор)
Слизь
Желчь


В Месопотамии врача называли Асу – «знающий воду»


Слайд 44
Учение о пяти элементах
Индия

- вода
- воздух
- огонь
- земля
- эфир
Китай

-

вода
- дерево
- огонь
- земля
- металл

По представлениям буддизма болезнь представлялась как нарушение баланса между основными элементами, составляющими основу организма (их пять).

Все элементы взаимосвязаны между собой и в то же время противоположны.

дерево

огонь

земля

вода

металл


Слайд 45
Учение о началах «Инь» и «ян»
Это учение о взаимодействии двух противоположных начал,

свойственных всем существующим в природе предметам и явлениям.
Эта философия  основана на гармонии человека с окружающим миром.

Применительно к организму человека, все функции организма и проявления жизнедеятельности можно рассматривать с позиций их принадлежности к Инь и Ян.


Слайд 46В Древнем Египте из практики бальзамирования и мумифици-рования имели представления о

внутренних органах.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Представления о строении человеческого тела черпались
из практик захоронения, лечения травм, казней, разделывания животных и
жертвоприношений.

В Древней Индии и Китае сложились представления о неких меридианах (нервная система, лимфатическая система, кровеносная система).

В целом представления были примитивными, неточными.


Слайд 47


Древний Египет

Китай
Месопотамия
Древняя Индия
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЛАВНОМ ОРГАНЕ (отвечающем за жизнь)


Слайд 48
Мукаллим
(XIV в. до н. э.)

ИМЕНА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Врачеватель храма близ Ниппура.

Успешно излечивал лихорадки и воспаление дыхательных органов, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого «аптекаря»), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях — его лечение было эмпирическим.

Слайд 49
Имхотеп
(2630-2611 до н. э.) 

ИМЕНА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Верховный жрец. Строитель пирамиды Джосера (первой из египетских пирамид).

Изобрел письменность. Почитался в качестве бога врачевания в Египте.

 МЕРИТ-ПТАХ
 (XXVII в. до н. э.)  

 ХЕСИ-РА

Жительница древнего Египта, известная тем, что некоторые египтологи 
считают её первой из известных женщиной-врачом и женщиной-учёным. 


Древнеегипетский стоматолог. Изображен на деревянной панели из гробницы Хеси-Ра.


Слайд 50Джавака
(V в. до н.э.) 
Сушрута
(конец VIII в. до н.э.) 


Чарака
(VI в. до н. э.)


ИМЕНА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Автор древнейшего

индийского медицинского трактата («Сушрута-самхита»), основатель индийской медицинской школы. Хирург.

Автор древнейшего индийского медицинского трактата («Чарака-самхита»), описывающего знания о естественных законах существования человека.

Личный лекарь одного из индийских царей. Автор техники массажа, которой до сих пор пользуются в Таиланде.


Слайд 51Ван Тао
(702-772 г. н.э.)

Ван Шу Хэ
(210-285 гг.н.э.)


Бянь Цюэ
(407-310 гг. до н.

э.)

ИМЕНА ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Изучал методы исследования больных и диагностики заболеваний. 
Занимался методикой исследования пульса. 

Описал все существующие болезни, разделив их на тысячу категорий и дал более 6000 травяных рецептов для их лечения.

Автор канона «Хуанди нэй цзин». Изложил основы физиологии , патологии , диагностики и лечения.


Слайд 52
Хуа То
(110-207 н. э.)

Один из первых китайских хирургов. Автор трактата «Игры

пяти зверей».
Ему удалось придумать самый первый метод анестезии в применении к основам анатомии. Описал и дал конкретные практические рекомендации по иглотерапии.


Древняя модель человека с обозначением
точек для иглоукалывания

Древнекитайский метод
прижигания

ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ-терапия
(иглоукалывание и прижигание)


Слайд 53
ДИАГНОСТИКА – (от греч. – способный распознавать) – учение о методах

и принципах распознавания болезней и постановки диагноза.



Слайд 54Внешний осмотр и опрос.

Определение настроения.

Определение запахов.

Давление на активные
точки (акупунктура).

Выслушивание звуков.

Диагностика

по пульсу.



МЕТОДЫ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ
ДИАГНОСТИКИ

Иридодиагностика

Диагностика по пульсу

Уринодиагностика

Диагностика по ногтям


Слайд 55


ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
ЧЖЭНЬ-ЦЗЮ
Лечение
иглоукалыванием
и прижиганием
ЙОГА
У-ШУ
СУ-ДЖОК
Рефлексотерапия на
активных точках
стопы и ладони
«Исцеление путём


прикасания
ладонями»

Оздоровительная гимнастика на основе подражания позам 5-ти зверей:
оленя,
тигра,
медведя,
обезьяны,
журавля.

Метод физического
и духовного развития


Слайд 56
ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА (восточная медицина)
система медицинских знаний, в основе которой лежат: опыт

народного врачевания, религиозно-философские учения о происхождении человека, а также культурные и религиозные традиции конкретного народа.

ТМ = эмпирические знания, письменность,
иррациональные представления


Слайд 57Спасибо за внимание !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика