Слайд 2План
1. Что такое история
2.Базовые категории исторической науки
3.История как наука и как
учебный предмет
Слайд 3Что такое история
Папа, объясни мне, зачем нужна история? – Марк Блок
«Апология истории или Ремесло историка»
Слайд 4Что такое история
Л.Н.Гумилев: историю ни съесть, ни выпить, ни поцеловать
Цицерон: история
– учительница жизни
Слайд 5Что такое история
Поль Валери: История является самым опасным когда-либо произведенным продуктом
интеллекта. Она делает нации желчными, спесивыми, невыносимыми
Слайд 6Что такое история
- восприятие информации посредством зрения и слуха
- знание, полученное
от других лиц через расспросы, без непосредственного наблюдения
- повествование, изложение того, что уже узнано
Слайд 7Что такое история
В.И.Даль: история – что было или есть, в противоположность
сказке, басне,…бытописанию; дееписание, бытословие, дни, описание происшествий, повесть о событиях, о быте, и жизни народов
Слайд 8Что такое история
В.Я.Уланов (историк нач. ХХ в.): наука, которая стремится изучать
жизнь человека и отдельных народов в процессе их постепенного развития, в связи с причинами и условиями, дающими то или иное направление этому процессу
Слайд 9Что такое история
Современное определение: история – это совокупность фактов и событий,
относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей
Слайд 10Что такое история
История как научный термин имеет два взаимосвязанных значения:
1 –
история как процесс развития общества
2 – история как наука о развитии общества
Слайд 11Что такое история
Объект исторической науки – человеческое общество во всем многообразии
его прошлого, в его развитии и изменении.
Предмет истории – прошлое общества как процесс.
Объект науки и сама наука обозначаются единым термином – общество. В этом состоит парадоксальность истории
Слайд 12Что такое история
Таким образом, история - это наука о человеке, исследующая
прошлое общества как процесс, творимый людьми, результат человеческой деятельности, человеческой субъективности
Слайд 13Что такое история
Задача истории - возможно более полное и ценностное рассмотрение
и описание исторического процесса
Слайд 14Для чего нужно изучать историю?
Н.М.Карамзин: история в некотором смысле есть священная
книга народов – главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего
Слайд 15Для чего нужно изучать историю?
Лев Диакон (византийский историк): Если и имеется
какое-либо из благ, приносящих пользу в жизни, то во всяком случае не меньше, больше всего оказывает нам услуги, является необходимой и полезной - ИСТОРИЯ
Слайд 16Для чего нужно изучать историю?
М.В.Ломоносов: История дает государям примеры правления, подданным
– повиновения, воинам – мужества, судиям – правосудия, младшим – старших разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому – незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное
Слайд 17Для чего нужно изучать историю?
Н.Г.Чернышевский: можно не знать, не чувствовать влечения
к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно (ПСС в 16-ти томах. Т.2, с.546)
Слайд 18Для чего нужно изучать историю?
Г.В.Плеханов: история – огромное кладбище: мертвых в
ней больше, чем живых. Но это огромное кладбище, на котором покоится прошлое, есть в то же время колыбель, в которой лежит будущее. Тому, кто «помнит родство», не мешает подчас пройтись по этому кладбищу: то, что было, облегчает понимание того, что будет
Слайд 19Для чего нужно изучать историю?
В.О.Ключевский (наиболее актуальный для педагога историк): история
– учительница, которая учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Слайд 20Для чего нужно изучать историю?
Чтобы идти твердо, надо знать почву, по
которой идем. Таким образом, единственная, особая наука всех наук – это ИСТОРИЯ
Слайд 21Другие мнения:
- история – это не наука
- отрицание полезности и социальной
оправданности истории
Это: Гегель, Ницше, Вольтер, Декарт, Ж.Ж.Руссо, П. Валери и др.
Слайд 22
В.Б.Кобрин (рус. историк, 2-я пол. ХХ в.): если бы люди извлекали
опыт из истории, то вряд ли за Первой мировой войной последовала Вторая. Вряд ли после гитлеровского геноцида могли возникать повсюду разнообразные неофашистские организации
Слайд 23Р.Ю.Виппер (1921 г.)
Если кто-то из вас учился по-латыни, может быть помнит
выражение Цицерона, что история – наставница жизни. Бывают эпохи, когда хочется сказать как раз обратное: не история учит понимать и строить жизнь, а жизнь учит толковать историю. Такую историю мы сами переживаем. Наши суждения о прошлом, наши исторические мнения приходится все время пересматривать, подвергать критике и сомнению, заменять одни положения другими, иногда обратными. История из наставницы стала ученицей жизни
Слайд 24
А.Т.Твардовский:
Тут ни убавить, ни прибавить
Так это было на земле
Слайд 25Базовые категории исторической науки
1. Исторический факт
2. Исторический источник
3. Историческое время
4. Историческое
пространство
5. Исторические закономерности
Слайд 26Исторический факт
М.А. Барг: исторические факты – это объективно существующие факты действительности,
находящиеся в определенных пространственно-временных рамках. Их содержание не зависит от толкования.
Слайд 27Исторический факт
Особенность исторического факта: его нельзя наблюдать.
Исторический факт воспринимается не путем
непосредственного наблюдения, а через промежуточное звено – в виде разнообразных исторических источников.
Слайд 28Исторический источник
- разноплановые свидетельства, содержащие информацию об исторических явлениях и процессах
Верификация
источника
Слайд 29Историческое время
3 измерения времени:
- прошлое – богато и поучительно
- настоящее -
наше и перед нами
- будущее – право на грядущее.
Сегодня должно быть лучше, чем вчера, а завтра – лучше, чем сегодня.
Слайд 30Историческое пространство
- пространство, в котором происходят исторические события.
Его нельзя математически точно
измерить в физических единицах
Слайд 31Историческая закономерность
- определенное, объективно существующее, необходимо повторяющееся отношение между явлениями и
процессами общественной жизни, вытекающее из их внутренней природы и выражающее поступательное развитие истории;
- известная правильность, регулятивность последовательности или сосуществования социальных явлений, обусловленная одним или несколькими законами
Слайд 32
Каждое следующее поколение людей действует в условиях, унаследованных им от прошлого.
Это создает преемственность в истории и детерминирует ее общее направление. Люди не могут произвольно изменить характер общественного строя, при котором они живут. Общественные идеи, политические учреждения и движения сами детерминированы объективными условиями общественного бытия.
Слайд 33История как учебный предмет
Педагогический энциклопедический словарь: История – это учебный предмет,
содержание которого составляют основы исторических знаний. Цель изучения истории – воспитание социально-активной личности, с высокими идейно-нравственными качествами, четко выраженным национально-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы
Слайд 34История как учебный предмет
Российская педагогическая энциклопедия: История в школе – учебный
предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях.
Слайд 35Домашнее задание:
Заполнить таблицу: в чем проявляются особенности истории как науки и
истории как учебного предмета
Слайд 36История как наука и учебный предмет: общее и особенное