Слайд 1 Коридор Петровских Коллегий
Бесконечен, гулок и прям.
(Что угодно может
случиться,
Но он будет упрямо сниться
Тем, кто нынче проходит там).
А.А. Ахматова
Поэма без героя
Слайд 2Ваш преподаватель –
кандидат исторических наук, доцент
Беседина
Елена Анатольевна
e.besedina@spbu.ru
eabesedina@mail.ru
Часы консультаций:
Четверг 15.30-16.30
Институт истории
Кафедра
истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах
Менделеевская линия, д.5. Ауд. 43.
Слайд 3Поздравляю!
Вы – студенты Университета!
Помните, вы не просто студенты,
а студенты — универсанты!
Обязательно среднее образование.
Высшее образование– не обязательно.
Его получение – сущее удовольствие!
Вас никто не будет заставлять получать удовольствие!!
Чемодан знаний с факультета не унесешь.
Учите не просто «что», а «где это можно найти»!
Наконец, просто учитесь, а не получайте образовательные услуги!
Слайд 5 Образ приличного студента-
журналиста (пиарщика,
рекламиста), изучающего
Историю России,
складывается из:
посещения лекций (допускается два пропуска в семестр)
грамотного ведения конспектов (презентация – еще не вся лекция, слушайте преподавателя!)
обязательного прочтения двух монографий по отечественной истории XVIII-XX вв.(по одной в семестр)
обязательного написания отличных самостоятельных!!!! рецензий на прочитанные монографии (по одной в семестр)
убедительного выполнения контрольной работы
(в конце каждого семестра)
выполнение специального творческого задания (по возможности и желанию)
Слайд 6…а также
приличный студент
Не пользуется на лекции мобильным телефоном и другой ненужной
в аудитории техникой (ноутбук – пожалуйста, но только для ведения конспектов!)
Не позиционирует себя в качестве родственника парнокопытного жвачного животного из семейства полорогих (надеюсь, понятно, о чем идет речь).
Уважает время – свое и чужое (это просто святое!). НЕ ОПАЗДЫВАЕТ К НАЧАЛУ ЛЕКЦИИ!!!
Слайд 7Лекция 1-1. История как наука
1.Сущность, формы, функции исторического знания.
2. Источники
изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
3.Вспомогательные исторические дисциплины.
4. Историография отечественной истории. Выдающиеся русские историки.
5. Методологические подходы к историческому исследованию.
Слайд 8ИСТОРИЯ – это:
совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей
жизни человечества
память человечества о прошлом
жизнь, действительность в процессе развития
последовательное развитие во времени
наука о последовательном развитии общества, стремящаяся выявить причины и закономерности происходивших событий
рассказ, повествование
происшествие, случай, событие (часто не совсем приятное)
Слайд 9Принципы изучения прошлого
За долгое время существования истории как науки сформировались определенные
принципы изучения прошлого: необходимость оценивать факты в их совокупности, строго определять степень их подлинности, анализировать диалектически. Учёный не имеет права не учитывать факты, противоречащие его концепции, он обязан опираться на достоверные источники и видеть преемственности исторических периодов.
Принцип историзма требует рассматривать любое историческое явление в системе координат того времени.
Слайд 10«История — это союз между умершими, живыми и еще не родившимися».
Э. Берк
«Счастлив народ, история которого скучна».
Ш. Монтескье
«Единственный наш долг перед историей - это постоянно ее переписывать». О. Уайльд
«История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы». Г. Гегель
«Многие из вошедших в историю были бы рады из нее выйти». Л. Кумор
«Не знать истории – значит всегда быть ребенком». Марк Туллий Цицерон
«В истории черпаем мы мудрость…» Ф. Бэкон
«Русская история до Петра Великого - сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело» Ф.И. Тютчев
Слайд 11Зачем мы изучаем историю?
«Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом
неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ».
Василий Осипович Ключевский
Слайд 12Зачем мы изучаем историю?
Поддержание образцов
Легитимация
Идентификация
Эскапизм
Историческая память
образцов –
морализация и накопление социального опыта. Смысловое поле истории определяется нравственными практиками, общими понятиями о том, что "хорошо" и что "плохо", что "желанно" и что "отвратительно", что "допустимо" и что "неприемлемо", которые целиком вытекают из нравственных определений
людей как людей.
Слайд 14«Историк приходит в подвал не потому, что любит пыль, а для
того, чтобы оценить прочность здания и потому, что для определения характера трещин он должен знать, каково качество фундамента».
Р.Х. Тоуни, английский историк
При таком подходе историю не «перелопачивают» в поисках «смысла» в поддержку тех или иных ценностей, она выступает как инструмент максимального увеличения нашего контроля над сегодняшней ситуацией. Быть свободным не значит обладать полной свободой действий (это утопическая мечта), а понимать, насколько твои действия и мысли обусловливаются наследием прошлого. Это может прозвучать как аргумент в пользу консерватизма. Но на самом деле такой подход создает реалистичную основу для радикальных инициатив.
Нам нужно знать, когда мы ломимся в открытую дверь, а когда – бьемся лбом об стену!
Слайд 15 Легитимация –
потребность в самоутверждении.
Самые
распространенные способы легитимации —в исторических исследованиях прошлого или, наоборот,
его забвение и преодоление. Становление национальных государств, формирование национального самосознания, подъем национализма— все эти процессы стимулировали легитимизирующую функцию истории.
Слайд 16Особенности историографии
изучения национальной истории в странах СНГ
Утверждение о необычайной древности,
если не исконности, своих этнической культуры и языка в целом и на занимаемой ныне территории в особенности (миф об автохтонности);
Стремление проецировать современные этнополитические границы как можно глубже в прошлое и, насколько это возможно, максимально расширять территорию древнего расселения своей этнической группы, что также имеет отношение к борьбе за землю (миф о прародине);
Слайд 17Особенности историографии…
Безусловная идентификация своей этнической группы с вполне определенным языком, который
был якобы присущ ей изначально (миф о лингвистической преемственности). Если переход с одного языка на другой и допускается, то не для своего, а для иных этносов, так как этот факт как бы понижает статус этноса;
Убеждение в том, что территория своего этноса была областью формирования не только его самого, но и иных родственных или «дочерних» этнических групп, которые позднее отселились на другие земли (миф об «этнической семье»). Тем самым, свой этнос рассматривается по отношению к ним в качестве «старшего брата», что, следовательно, позволяет ему претендовать на важные привилегии и делает эти претензии естественными и законными;
Слайд 18Особенности историографии…
Стремление идентифицировать своих этнических предков с каким-либо славным народом, хорошо
известным по древним письменным или фольклорным источникам (миф о славных предках);
Претензии на исторический приоритет некоторых культурных (письменность) или политических (государственность) достижений своих предков по сравнению с предками соседних народов (миф о культуртрегерстве);
Преувеличение степени этнической консолидации в древности и сознательный недоучет роли родоплеменных делений и многокомпонентности формирующейся общности (миф об этнической однородности). Этим свой народ как бы обретает вечную жизнь;
Нередко конструируется образ иноземного врага, борьба с которым цементирует этнос и ведет к высокой степени консолидации (миф о заклятом враге).
Слайд 24
Идентификация —
удовлетворение потребности личности и
общества, вплоть до "человечества", в самопознании. Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, тем самым — что он собой представляет."
Слайд 25Идентификация
«Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие…
Город нетрезвый. Красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское… Грязь невылазная… <…> Замечателен сей город тем, что губернаторы здесь мрут словно мухи… Обеды здесь отменные в отличие от женщин, жестких на ощупь…».
"Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика лежащего в канаве и ни разу не читавшего Каштанки".
(Томск, 2004 г.)
Слайд 30 Эскапизм – уход от настоящего,
стремление к прошлому как другой реальности, попытка забыть «эти места, эти времена и эти обычаи». В Новое время историческое прошлое постепенно приобрело статус “другого”. Человек XXIв. знает, что бессмысленно писать письма Титу Ливию. Он взаимодействует с прошлым не активно, а пассивно, читая сочинения о "другой" (прошлой) реальности.
Слайд 34 Историческая память — представления о прошлом,
существующие в обществе как на массовом, так и на индивидуальном уровне, включая их образный, когнитивный и эмоциональный аспекты.
На массовом уровне историческая память не тождественна историческому знанию.
У профессиональных историков и журналистов много общего, по сути нас сближает одна цель. Эстафета передачи исторических представлений и знаний следующим поколениям определяет будущее нации. Задача формирования исторической памяти, обеспечивающей единство прошлого и настоящего –
общее поле деятельности.
Слайд 40«Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История
учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».
В.О. Ключевский
Слайд 41Литература
Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна. СПб.: Владимир Даль, 2004. http://abuss.narod.ru/Biblio/megill/louental_intro.htm
Ростовцев Е. А., Сосницкий Д.А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. 2014. № 2. С. 106-126. http://history.spbu.ru/files/departments/ist-ross-s-dr-vrem/sotrudniki/Vestnik.pdf
Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: типы и механизмы формирования. М: ГУ ВШЭ, 2004. http://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216436000/WP6_2004_07.pdf
Савельева И.М., Полетаев А.В. Функции истории. М: ГУ ВШЭ, 2003. http://www.hse.ru/data/2010/05/05/1216435424/WP6_2003_01.pdf