История эвенков презентация

Содержание

«Идущие поперек хребтов» - Туголуков В.А., связывал происхождение этнонима с забайкальским оленным народом «Увань» (начало н.э.) «Эвунки» – фольклорное самоназвание этнонима «Эвунки еhачи…» – «поперечноглазый» Этноним «Эвенки»

Слайд 1История эвенков


Слайд 2«Идущие поперек хребтов» - Туголуков В.А., связывал происхождение этнонима с забайкальским

оленным народом «Увань» (начало н.э.)
«Эвунки» – фольклорное самоназвание этнонима «Эвунки еhачи…» – «поперечноглазый»

Этноним «Эвенки»


Слайд 3Междуречье рек Янцзы и Хуанхэ, поздний неолит (2-3 тыс.лет) - Широкогоров

С.М.
Прибайкалье поздний неолит, 4-5 тыс.лет – Василевич Г.М.
Забайкалье поздний неолит, 3-4 тыс.лет – Окладников А.П.
Прибайкалье поздний неолит, 6-8 тыс.лет – Рычков Ю.Г.

Историческая прародина тунгусов


Слайд 4Глазковская культура байкальского неолита
Глазковская культура – 3-3,5 тыс.лет.
Комплекс материальной культуры, соответствующий

эвенкийскому: берестяная лодка, тунгусская колыбель, сложный лук, лыжи.
Культурные и духовные традиции: культ охры, орнамент, близкий эвенкам, эвенам.


Слайд 5Глазковцы – предки эвенков и эвенов


Слайд 6Исторические миграции тунгусов


Слайд 7Этногенез тунгусо-маньчжурских народов
Культура «Мохэ», «Сушень» (аборигены Приамурья)
Контакты с протомонголами (кидани)
Этнические контакты

Когурё (Протокорейцы)
Поздние тунгусы: чжурчжени, маньчжуры



Слайд 8«Южные тунгусы более нежели за 2200 лет до Р.Х. ходили водяным

путем в столицу Китая для представления местных произведений главе Империи».
««Немирные чжурчжени» – охотники, скотоводы, куда входили рода северных тунгусов, основали государство Цзинь на территории Китая в начале тысячелетия, где господствовали вплоть до возникновения империи Чингис-хана.
На рубеже I и II тысячелетий этногенетические контакты тунгусов были обширны , особенно на Дальнем Востоке, где они взаимодействовали с аборигенами Приамурья, корейскими и монгольскими племенами.


Документальные факты ранней истории


Слайд 9Территория тунгусов в XVI в.


Слайд 10Агуда (Агудай)
Вождь тунгусских племен Приамурья, создавший могущественное государство Айсин Гурун –

Золотая Империя.
В начале II тыс-я тунгусы (кит.: Нюйчжи) - чжурчжени, прекратили господство киданей (монгольские племена). В 1115 году Агуда объявил себя императором, создав империю Айсин Гурун (кит. «Цзинь»).
В 1119 году Агуда решил начать войну с Китаем и в том же году чжурчжени взяли Кайфын - столицу Китая того времени1.
Цзинь просуществовала более 100 лет до начала расцвета империи Чингис-Хана


Слайд 11Гантимур (эвенк. Геен Тумур - железный лук) - «тунгусский князь», родоначальник

могущественного княжеского рода Гантимуровых.
Гантимур - род Дуликагир, уроженец Забайкалья (Нерчинск). Родственник китайского императора, четвёртый чин «цзолина».
Впервые о Гантимуре упоминается в отписках служилых людей от 1649 г. В 1654 г. Гантимур разгромил Нерчинский острог П. Бекетова.
В 1667 Гантимур с о всем родом перешел под подданство России. По грамоте царей Ивана V и Петра I в 1686 пожалован княжеским достоинством и дворянским титулом.
«Муж великой, храброй, будто исполин, 9 жон у него, а детей больше 30-ти, все вооружены, опричь дщерей, а племя ево соберетца больши трехсот ..», - Н. Г. Спафарий.
Избранту Идесу довелось видеть в 1693 г. в Нерчинске сына Гантимура - Павла Петровича Гантимурова. По его словам, сын, будучи, как и отец, главой конных тунгусов, мог собрать в течение суток 3 тыс. воинов, причем всего какая-то полусотня тунгусов могла противостоять четырем сотням монголов.


Гантимур


Слайд 12Бомбогор
Бомбогор – вождь союза эвенкийский родов Приамурья в борьбе с маньчжурскими

завоевателями в XVII в. Под предводительством Бомбогора эвенки, солоны и дауры противостояли маньчжурам династии Цин в середине 1630-х гг.
Под его знаменами собирались до 6 тыс. воинов, сражавшихся несколько лет с регулярной маньчжурской армией. Бомбогор был схвачен и казнен маньчжурами в 1640 г.
С гибелью Бомбогора эвенки и все народы Приамурья оказались подчинены императору Китая и династии Цин.

Слайд 13Хайланьча
Эвенкийский национальный герой, полководец китайской армии династии Цин (XVIII в.). Генерал

Хайланча, возглавлял войска, основу которого составляли конные эвенки, защищавшие интересы империи. Более 40 лет воины Хайланчи сражались на границах Китая.
В 1793г. с тысячей эвенков Хайланча дошел до Катманду.
Подвиги эвенков под его предводительством являются наследием истории Китая.
Воинская слава и отвага Хайланчи была воспета в тибетском фольклоре.

Слайд 14Историческое лицо, известный эвенкийский предводитель, сонинг (воин), живший в приграничной территории

современных границ Западной Якутии и Красноярского края (в бассейне р. Оленёк) в начале-середине XVII века.
Герой преданий эвенков сопоставляется с историческим лицом, сведения о котором были записаны в документах служилых людей: «оленекский тунгус XVII в. – Урий Эдян, в детстве захваченный эвенками из рода Ванадыр».
Урэн – популярный герой исторических преданий оленёкских, красноярских и вилюйских эвенков. Распространенные сюжеты преданий повествуют о его битвах с воинами других родов и земель.
В варианте предания оленёкцев об Урэне (в якутской огласовке Юрэн), герой противостоит Унгковулю (як.: Юнгкээбил).

Урэн (Урон, Юрэн, Уриан, Оран)


Слайд 15Историческое лицо, известный эвенкийский предводитель, сонинг (воин), живший в бассейне Подкаменной

Тунгуски в середине-конце XVII века.
Пачаки принадлежал к роду Куркогир, являвшимся ответвлением крупного эвенкийского рода Момочар. Пачаки – один из наиболее распространенных героев исторических преданий красноярских эвенков.
Пачаки во всех текстах предстает неустрашимым воином, способным воевать в одиночку с противником, многократно превосходящим числом.
Многие сюжеты преданий о Пачаки сопоставимы с историческими документами – отписками служилых людей. За свои лидерские качества и природный ум, Пачаки был пожалован княжеский титул.

Пачаки


Слайд 16Карамзин Павел Гаврилович
Павел Гаврилович Карамзин - предводитель тунгусского восстания на Дальнем

Востоке 1924-1925 гг., командующий штабом тунгусского повстанческого движения, возникшего в ответ на необоснованную политику «красного террора».
Биография Павла Гавриловича Карамзина до момента участия в повстанческом движении и после неизвестна (вероятно, засекречена органами ОГПУ без срока давности).

Слайд 17Трофимов Николай Гермогенович
Эвенкийский сказитель, благодаря которому были сохранены и донесены до

современных эвенков величайшие образцы эвенкийского эпоса нимнгакан.
Репертуар сказителя был очень большой, он исполнял на эвенкийском и якутском языках крупнейшие эвенкийские нимнгаканы «Иркисмондя-сонинг», «Торгандун Среднего мира», «Храбрый Содани-богатырь», «Дэвэлчэн – первочеловек Среднего мира».
Николай Гермогенович умер в 1971 г. В его рюкзаке врачи обнаружили тетради с записями эпоса и записку с просьбой передать их А.Н. Мыреевой. Николай Гермогенович был талантливым человеком и истинным патриотом своего народа.

Слайд 18Кульбертинов Иван Николаевич
Уроженец Олекминского р-на Якутии. Один из самых результативных снайперов

Второй мировой войны - уничтожил 487 фашистских солдат и офицеров.
За ним постоянно «охотились» лучшие егеря вермахта, но во всех поединках Иван Кульбертинов неизменно выходил победителем, удостоившихся персонального немецкого «Аchtung! Kulbert!».
Дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его.
В жизни Иван Николаевич был скромным человеком и всю послевоенную жизнь занимался любимым делом – охотой



Слайд 19Номоконов Семен Данилович
Уроженец Сретенского р-на Забайкальского края, снайпер второй Мировой войны,

уничтоживший более 360 немецких солдат и офицеров, участник японской войны.
Жизни и подвигу Номоконова посвящена книга «Трубка снайпера».
Снайперская винтовка № 24638, вместе с книгой, ныне экспонируется в музее истории войск ордена Ленина Сибирского военного округа, где есть уголок, посвящённый С.Д. Номоконову.

Слайд 20Кульбартинова Матрена Петровна
Шаманка из эвенкийского рода Нюрмаган. Матрена Петровна родилась в

семье оленевода в олекминской тайге.
Жизнь Матрены Петровны прошла в тайге Южной Якутии. Матрёна Петровна вырастила 9 детей, 7 внуков, 25 правнуков и 14 праправнуков.
Умела лечить, предсказывать погоду, удачную охоту, будущее людям и многое другое.
Глядя на печальные последствия «глобализации», варварское уничтожение природы, Матрена Петровна искренне переживала и простым языком таежницы выражала надежду, что люди когда-то образумятся и начнут ценить истинные богатства – чистый воздух и реки, а не тонны золота и баррели нефти.

Слайд 21Васильев Семен Степанович (Савей)
Шаман из эвенкийского рода Иӈилас. Родился в 1936

г. в семье эвенков-охотников на севере Амурской обл. В молодости трудился охотником, водителем. Шаманом стал 70-х годах XX века.
Савей считался самым сильным шаманом в Якутии. Небесный дар Савея известен далеко за ее пределами.
В среде эвенков пользовался большим уважением, помог многим людям, излечивая от болезней и «поправляя судьбу». Жил очень скромно, довольствуясь малым – по эвенкийской шаманской традиции никогда не брал оплаты за помощь. До последних дней своей жизни охотился и кочевал в иенгринской тайге. 

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика