История Древней Руси как объект исторического анализа презентация

Содержание

Вопросы для обсуждения Состояние источниковой базы по домонгольскому периоду российской истории. Теоретико-методические основы изучения эпохи.

Слайд 1Тема 1. История Древней Руси как объект исторического анализа


Слайд 2Вопросы для обсуждения
Состояние источниковой базы по домонгольскому периоду российской истории.
Теоретико-методические основы

изучения эпохи.

Слайд 3Типы исторического знания
Социально-ориентированный тип:

что? где? когда?

- оценить, исходя из актуальных общественных

запросов и современных реалий

обучение и формирование национальной идентичности

Научный тип:
что? где? когда? почему так? из какого источника информации это известно? что он собой представляет?

интерпретировать, исходя из особенностей изучаемой эпохи

получение нового знания о прошлом


Слайд 4Профессионализм историка предполагает знание:
состояния источников по каждому историческому периоду;
объясняющих моделей, созданных

предшественниками, и их ориентаций на определенный тип исторического знания;
научных дискуссий, посвященных не только отдельным периодам и темам, но и методам изучения прошлого.

Слайд 5Историк работает с:
1. историческим фактом – конкретной информацией о людях и

событиях;
2. историческим источником – носителем информации о людях и событиях, который

современен описываемой эпохе
ИЛИ
его пригодность для реконструкции прошлого доказана.

Слайд 6Классификация исторических источников Саймона Франклина:
Письменность 1-го разряда - предметы, изготовленные

специально для письма и содержащие связные и обширные тексты:

кодексы из пергамена (сшиты в книги),
листы для письма из бересты,
вощеные деревянные таблички.



Слайд 7Видовая характеристика письменности 1-го разряда:
Летописи
Законодательство
Официальные акты
Религиозные тексты (функции = богослужение и

священнодействие, социальный контроль и дисциплинирование, трансляция культурных паттернов)
Бытовые и хозяйственные записи
Азбуки и прописи




Слайд 8Даты рождений и смертей в княжеской семье (последовательность известна, но даты утрачены)


Слайд 9Классификация исторических источников Саймона Франклина:
Письменность 2-го разряда - письменное сообщение

входит в процесс производства предмета, но не является его главным назначением:
печати,
амулеты-змеевики,
медальоны,
иконы,
кресты (нательные и мемориальные),
церковная утварь и здания,
оружие.






Слайд 10Амулет-змеевик


Слайд 11Классификация исторических источников Саймона Франклина:
Письменность 3-го разряда – надпись появилась после

создания предмета:
цилиндры-печати,
пряслица,
граффити,
памятные камни.

Слайд 12Печать-цилиндр


Слайд 13Пряслица


Слайд 14Тмутараканский камень (1.09.1067-31.08.1068)
«В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море

по льду от Тмутараканя до Корчева 14000 сажен».
Маховая сажень – 1,7 м = 1,7 х 14000 = 23.800
24 км - расстояние между Таманью и Керчью (от храма до храма)

Слайд 15Керченский пролив


Слайд 16Отношение к теории и методам исторического познания
Социально-ориентированный тип исторического знания:
доверие к

источникам, дающим информацию типа «что? где? когда?»

признание кумулятивного эффекта развития науки

игнорирование или утилитарное применение теории

методы анализа a la «здравый смысл»



Научный тип исторического знания:
из какого источника информации это известно? что он собой представляет? когда, кем и в каких целях создан? какие функции выполнял?

непризнание кумулятивного эффекта развития науки

внимание к теории и методам познания, стремление к их ревизии и совершенствованию


Слайд 17Вотчинная теория Б.Д. Грекова
Древняя (Киевская) Русь = раннефеодальное общество:
монопольная собственность феодалов

на землю, налоговый и судебный иммунитет;
самостоятельное крестьянское хозяйство: крестьянин владеет орудиями труда, скотом, но пользуется землей феодала (барщина, оброк);
внеэкономические формы принуждения.

Слайд 18«Болевые точки» вотчинной концепции:
Результаты изучения древнерусской истории в 1950-е гг.:
«закрепощение» крестьян

началось раньше, чем бояре стали феодалами;
боярские вотчины появились лишь на рубеже XI-XII вв. (юго-западные земли, Новгород);
крестьянская община: малые семьи есть, индивидуального/личного хозяйства – нет.

Слайд 19Концепция «окняжения земель» Л.В. Черепнина

государство – главный феодал и собственник земли;
верховный

собственник земли – киевский князь, который раздает землю дружинникам за службу;
вотчинная форма управления сельским хозяйством – основа социально-экономического развития.



Слайд 20«Болевые точки» концепции «окняжения земель»
Результаты изучения древнерусской истории в 1970-1980-е гг.:


предложена на материалах XIV – XV вв.;
дань и даннические отношения истолкованы как феодальная рента (исключен институт дарообмена, сложный характер и символика связей между победителем и побежденным).


Слайд 21И.Я. Фроянов: «общинность без первобытности»
в домонгольский период нельзя говорить о феодализме;
эпоха

Киевской Руси – переходная формация (от первобытности к феодализму);
сочетание разных укладов – общинный, рабовладельческий, элементы феодального.




Слайд 22социально-коммуникативная
сфера
Политика
Экономика
Ментальность
Идеология
«Феодальные отношения»: модель анализа исторического материала


Слайд 232 типа социальных взаимодействий:
феодал ↔ крестьянин = крестьянская общины в условиях

княжеского, боярского и монастырского землевладения;
сюзерен ↔ вассал = государственное управление и пути формирования политической и духовной элиты.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика