Слайд 1Историческое сочинение по определенному периоду истории России
Слайд 2
Краткое сочинение о каком-либо периоде отечественной истории требует более сложных и
значительных познаний в этой области, поскольку необходимо указывать причинно-следственные связи, исторических персонажей и ряд других моментов.
Слайд 3
Что подразумевается под "определенным периодом"?
- время правления какого-то руководителя государства (или
часть длительного правления)
- совокупность нескольких правлений (например, эпоха дворцовых переворотов)
- переломные, опасные события (войны, революции).
Слайд 4Требования к историческому сочинению:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов),
относящихся к данному периоду истории (до 2 баллов);
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями, охарактеризовать роль этих личностей в событиях данного периода истории России (до 2 баллов);
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями в рамках данного периода истории (до 2 баллов);
- дать историческую оценку значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков (1 балл);
- корректное использование исторических терминов, понятий (1 балл);
- отсутствие фактических ошибок (до 2 баллов);
- ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) - (1 балл).
Слайд 5
1. Краткая характеристика периода (перечисление основных событий) и основные направления развития.
2.
Характеристика роли личности в событиях данного периода. Описание самых значимых направлений, процессов, указанных в первой части.
3. Описание достижений, которые появились в этот период. Историческая оценка. Причинно-следственные связи.
Приблизительный план:
Слайд 6
Придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой
причине?
Придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами:
так как,
поскольку,
ибо,
потому что,
оттого что,
из-за того что,
вследствие того что,
благодаря тому что,
в связи с тем что,
тем более что,
затем что и др.
Составные союзы из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, потому что, оттого что и др. могут полностью выполнять функцию союза.
Слайд 7
Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может
разбиваться на две части. Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом – обстоятельством причины:
из-за того,
вследствие того,
благодаря тому,
в связи с тем,
потому,
оттого и др.;
вторая часть составного союза (что) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию простого подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз – в середине составного союза.
В предложении придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
Слайд 8
Придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?
Средства связи: придаточные
следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что.
Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.
Слайд 9
Типичными ошибками подобного сочинения принято считать излишний описательный характер текста, неверное
формулирование вопроса сочинения, не полное раскрытие темы.
Чтобы исключить такие ошибки, необходимо четко структурировать текст, быть крайне лаконичным и большой упор делать на причинно-следственные связи.
Слайд 10
www.ctege.info - видеоматериалы для подготовки к написанию исторического сочинения.
Слайд 11Требования к сочинению:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся
к данному периоду истории (до 2 баллов);
Например, назвать период:
- он характеризуется 1), 2), 3)…;
Слайд 12
- вошёл в историю как эпоха…(назвать), его отличительными чертами стали 1),
2), 3), причинами этих явлений стали…;
- это время..., в это время происходит..., данный период принято называть…,потому что, во-первых…, во-вторых…, в-третьих, …;
- данный период принято называть…(как?), это объясняется тем, что в жизни государства имели место…(какие?) явления, наиболее заметными фигурами в это время были Л1, Л2, Л3…(кто?);
- в этот период государству (народу, правительству) пришлось столкнуться с несколькими проблемами…(какими?);
Слайд 13
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями
(явлениями, процессами), охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России (до 2 баллов);
например,
Слайд 14
- наиболее важную роль сыграл Л, став… (кем?);
- заметное место
в этот занимает Л..(кто?), будучи сторонником преобразований, он сделал…(что сделал?);
- важную роль в истории этого периода сыграли Л1, Л2… (что сделали?);
- решающую роль сыграл Л1…(кто?), который …(где? и когда?) впервые сделал…(что?), именно этот момент принято считать (стал началом новой эпохи);
Слайд 15
- в это время у власти был(и) Л1…(кто?), Л2…(кто?);
- в условиях…(каких?)
возросла роль Л1…(кого?), что соответствовало (не соответствовало) исторической ситуации;
- в этих условиях Л1…(кто?) ищет поддержку у власти (у народа / у политических союзников);
- Л1…(кто?) стал лидером (пришёл к власти)…(каким образом?), в связи с этим было отменено (введено)…(что?), начались разработки…(какие?) и освоение… (чего?);
- политическое кредо Л1…(кого?) заключалось в…(в чём?);
Слайд 16
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями,
процессами) в рамках данного периода истории (до 2 баллов);
например,
Слайд 17
- в результате факта (события)…(какого?) произошло развитие (распад)…(чего именно?), что позволило
…(что сделать? чего добиться? что создать?);
- важным следствием этих событий стало…(что?);
- это, в свою очередь, ещё в большей степени способствовало тому, что…(чему?);
- неэффективность (эффективность)…(чего? какого явления?) породила такую проблему как…(какую?);
Слайд 18
- причиной 1...(какого события?) стали 1…,2…,3…(перечислить факты и явления), таким образом,
это событие стало основой для 2…(какого события?), в результате которого произошло 3…(какое событие?), всё это явилось началом 4…(какого события?);
- в ходе …(чего? какого события?) возникло…(какое явление? какая организация?), которое возглавил Л1…(кто?), в котором принимал участие Л2…(кто?), это завершилось фактом…(каким?), повлияло на…(что?), поспособствовало…(чему?);
Слайд 19
- связь между этими явлениями (процессами) очевидна..., всё это делалось для
того, чтобы…не допустить (удержать, поддержать)…(кого? что?), но это привело к …(к чему?- падению / росту), поэтому возникла необходимость…(чего? – реформ / новой концепции / новой теории);
Слайд 20
- в этой связи нужно отметить Л2…(кого?), который реформировал (противопоставил /
избавил / ликвидировал / предложил / спровоцировал)…(что?), суть реформ (альтернативной концепции / провокации) заключалась в…(чём?), народ был к этому (не)готов, результатом стал…(что?).
Слайд 21
- события…(какие?) оказали негативное (положительное / прогрессивное) воздействие на большинство населения
страны, например, это выразилось в том, что …(перечислить факты), в этих условиях появилось…(что?) / в результате последовали 1…,2…, 3… (указать события);
Слайд 22
- дать историческую оценку значимости периода с опорой на исторические факты
и (или) мнения историков (1 балл);
например,
Слайд 23
- историки высоко оценивают деятельность Л1…(кого?)…(цитата!);
- период оставил глубокий след в
отечественной (мировой) истории (перечислить события, факты, привести примеры, возможно цитирование);
- историки позитивно оценивали данный период / давали неоднозначные оценки роли Л1…(кого?) в истории России / отмечали неоднозначные последствия…/ подчёркивали прогрессивный характер идей, взглядов;
Слайд 24
- это один из самых противоречивых периодов с точки зрения исторических
оценок;
- среди историков и видных политических деятелей нередкими являются мнения о том, что данное явление (событие, факт) – это результат…(чего?);
- историк (ФИО?), говоря о правлении Л1, Л2, Л3…(кого?), отмечал, что…;
- подводя итог, позволю себе сослаться на мнение …(ФИО?).