Слайд 1Исторические типы европейских
“абсолютных монархий”
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Европейское государство в XVII-XVIII вв.
«Бюрократическая» монархия во Франции.
Габсбурги в Германии и
Испании.
Государство-архипелаг.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Блуменау С.Ф. Людовик XV. // Вопросы истории. 2000. № 9.
Малов В.Н.
Фронда. // Вопросы истории. 1986. № 7.
Черкасов П.П. Кардинал Ришелье. М., 1990.
Копосов Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII века. Л., 1990.
Слайд 4Границы “абсолютизма”
Шведский сейм: активное участие в управлении, в период малолетства короля
фактическое правление государством;
Парламенты (суверенные суды) во Франции;
Кортесы в Испании
Слайд 5Военная революция
2 пол. XVI – начала XVII в.
Усовершенствование и распространение
огнестрельного оружия;
Преимущество армий, имевших на вооружении легкую артиллерию и отряды мушкетеров, способных бегло вести огонь, быстро и слаженно маневрировать;
Слайд 6Численность армий
Франция: 1659 г. – 30 тыс.
1710 г -
360 тыс.
Пруссия: 1675 г. - 12 тыс.
1680-е гг. - до 30 тыс.
1740 г. - 83 тыс.
1786 г. - более 190 тыс.
Слайд 7Численность флота
во 2 пол. XVIII в.
Англия
Около 170 линейных кораблей;
личный состав
флота доходил до 80 тыс.
Франция
Около 80 линейных кораблей;
личный состав флота доходил до 75 тыс. человек
Слайд 8Налоги
XVI в. – практика постоянных сборов налогов;
Проблема антиналоговых бунтов;
Ранее сбор налогов
был обязанностью местных сеньоров;
Формирование государственного фискального аппарата
Слайд 9Бюрократия
Французская административная модель (закрепление полномочий за чиновниками);
Коллегиальная административная модель;
Реформы местного управления
(интенданты)
Слайд 10
Сопротивление “абсолютизму”
Права сословий;
Традиционные практики взаимоотношений;
Теория разделения властей;
Формирующиеся нации.
Слайд 11
Противники “абсолютизма”: сословия
Сословия ссылались на право и мораль и
боролись против «тирана»;
Манархомахи: литература, направленная против княжеского абсолютизма;
Идея народное представительства.
Слайд 12Противники “абсолютизма”:
теория разделения властей
(Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье)
Слайд 13Разделение властей
«Разделение властей» означает попытку сбалансировать силы и тенденции внутри государства
и отделить государя как главу исполнительной власти от других властей.
Разделение властей означает противоположность централистскому единству (единоличная власть
государя, парламента или народа);
Значимо как критерий свободы.
Слайд 14Противники “абсолютизма”:
идея нации
основана отчасти на старых, натурфилософских аналогиях, отчасти на традиционалистских
представлениях, наконец, отчасти на историческом факте, что благодаря активному выступлению нации, начиная с французских революционных войн и войн за освобождение Германии государство получило новое содержание.
Слайд 15Французский абсолютизм
Борьба за объединение земель
Бюрократический аппарат:
Королевский совет;
Министерства;
Местное управление (губернаторы, интенданты);
Королевские суды.
Слайд 16Парламенты
Париж, Тулуза, Гренобль, Бордо, Дижон, Руан, Ренн, Мец
Рассматривали наиболее важные судебные
дела, касавшиеся короля, принцев крови, высших чиновников;
Высшая апелляционная инстанция;
Обладали правом критики действий королевской администрации;
Парижский парламент: право регистрации королевских эдиктов
Слайд 17Торговля должностями
Рост чиновничества (с начала XVI до середины XVII в. с
8 до 46 тыс.), формирование «Дворянства мантии»;
«Дворянство мантии»: защита дворянских привилегий.
Слайд 18Упадок сословных учреждений
Начиная с 1614 г. Генеральные штаты не созывались французскими
королями вплоть до конца XVIII в. Права провинциальных собраний были резко ограничены, они лишались права устанавливать налоги. В середине XVIII в. сословные собрания сохранялись только в некоторых провинциях.
Слайд 19Французская бюрократия
Французский абсолютизм опирался на мощный бюрократический аппарат. Однако сам этот
аппарат благодаря способу его формирования, а также привилегиям, которых добились для себя чиновники, превратился в самостоятельную силу. Он не только служил опорой королю, но и уравновешивал его власть. В этом заключалась одна из гарантий от превращения абсолютной власти короля в деспотизм. Вместе с тем, трудной становилась задача реформирования самого бюрократического аппарата.
Слайд 20Сопротивление абсолютизму во Франции: дворянство
Мария Медичи
Фаворитизм и клановость;
Раздача привилегий;
Денежные пожалования.
в
1614г. принц Конде получил 450 тыс. ливров, герцог Майенский - 300 тыс., в 1616 г. принцу Конде было пожаловано еще 1,5 млн. ливров.
Слайд 21Людовик XIII и кардинал
Арман Жан дю Плесси де Ришелье
Слайд 22Борьба с аристократией: кардинал Ришелье (1585-1642)
Кардинал – с 1622 г.
Первый министр
– с 1624 г.
Идея государственного интереса, т.е. представление о том, что благо государства выше династических, религиозных, феодальных и прочих пристрастий
Урезал привилегии гугенотов;
В 1625 г. он начал осаду Ла-Рошели (1625 г.);
1629 г. – «Эдикт милости» (отменил административную автономию гугенотов, но сохранил им свободу вероисповедания)
Слайд 23Сопротивление абсолютизму: Фронда
«Парламентская фронда» (1643 -1649)
Парижский парламент возглавил движение
широких слоев городского населения против тяжелых налогов, злоупотреблений королевских чиновников, расточительности правительства и пр. В августе 1648 г. парижане восстали и несколько месяцев защищали столицу от осаждавших ее правительственных войск.
«Фронда принцев»
(1650-1653)
Ненависть родовой знати вызывал кардинал Джулио Мазарини, занявший после смерти Ришелье должность первого министра и пытавшийся по мере возможности проводить линию своего предшественника на укрепление королевской власти.
Слайд 24Джулио Мазарини
Отдавал дань светской жизни, моде, был очень образованным человеком
и большим коллекционером.
Состояние Мазарини было беспрецедентным для XVII в. - 40 млн. ливров, из них наличными 8,7 млн. - и превосходило состояние Ришелье
Основал Колледж Четырех Наций.
Демонстрировалось
единство государства
Слайд 25Людовик XIV и Жан-Батист Кольбер
Слайд 26Деятельность Ж-Б. Кольбера
Ведал французскими финансами
Создание военного и торгового морского флота;
Основание мануфактур.
Качественное
ускорение экономическому и политическому развитию государства
Слайд 27Структура состояния члена Королевского совета при Людовике XIV
Земля - от
20 до 40%;
Недвижимое имущество - от 10 до 15%;
Должности - от 10 до 20%;
Ренты - от 40 до 60%;
Движимое имущество - от 5 до 10%
«Версальская» аристократия для монарха не представляла опасности. Морально и политически она зависела от доброй воли короля, но ее финансовое положение отражало эпоху расцвета государства Старого порядка.
Слайд 28Двор как институт
королевской власти
Двор представлял собой единственный центр правления и силы
государства, с быстро растущим персоналом для его содержания и соответствующим аппаратом управления. Это был центр патронажа и клиентелы, ранг, влияние и внешний вид которого определяли вес правителя.
Слайд 29Людовик XV (1710-1774)
Период регентства (1715-1721);
Самостоятельное правление (1721-1774);
Ошибки в управлении.
Франция постепенно
перестала играть ведущую роль в европейских делах, мировой торговле и колониальном мире.
Слайд 30Фаворитизм при дворе Людовика XV
Всесильные фаворитки вмешивались в государственное управление. По
своему усмотрению они раздавали должности, награды, денежные пожалования, назначали и смещали министров.
Слайд 31Монархия Габсбургов
Монархия Габсбургов была самым крупным и сильным государством Центральной Европы.
Но она не имела даже собственного названия.
Каждым из своих владений Габсбурги управляли отдельно от других, сообразуясь с местными обычаями и традициями.
Слайд 32Карл VI (1711-1740) :
Прагматическая санкция
«наследственные земли дома Габсбургов» являются нераздельными и
переходят в целом по наследству к старшему сыну умершего короля либо, за отсутствием сыновей, к его старшей дочери (1713 г.)
Слайд 33Австрия
Восточная марка Карла Великого - Остмарк
Расширение территорий:
Брачные союзы - Штирия, Каринтия,
Крайна, Тироль;
Присоединение Чехии и Венгрии после гибели в 1526 г. чешско-венгерского короля Людвика (Ласло) II;
Присоединение северной части Балканского полуострова. Габсбурги получили титулы эрцгерцога Австрийского, герцога Штирийского, графа Тирольского, королей Венгерского и Богемского и др.
Слайд 34Централизация управления
Предпринимавшиеся Габсбургами попытки централизовать управление наталкивались на инерцию провинциальной жизни,
противоречия в законодательстве, сопротивление местной знати. Постепенно Габсбурги добились для себя права самостоятельно издавать общегосударственные указы, сумели создать некоторые органы общегосударственного управления. Но сбор налогов и расходование государственных средств оставались в компетенции провинциальных властей.
Слайд 35Испания:
слабость центральной власти
Провинции (Арагон, Кастилия, Каталония) и кортесы;
Причиной слабости центральной власти
в Испании было то, что Габсбурги не заботились о процветании этой страны. Они расхищали ее материальные и людские богатства с целью осуществления гегемонистских планов, которые вынашивал, например, император Карл V.
Слайд 36Испания: структура управления
Государственный совет;
Советы по управлению отдельными территориями или владениями испанской
короны;
Советы по отдельным направлениям политики, например Совет по делам Индий (т.е. американских колоний), Военный совет и т.д.;
Испанский фаворитизм: камарилья
В Испании отсутствовал разветвленный административный аппарат, такой как во Франции. Непомерно раздутая столичная бюрократия была плохо связана с немногочисленной и слабой администрацией на местах.
Гранды – родовая знать, защищавшая старинные права и «вольности» провинций от попыток короля их ограничить
Слайд 37Испания: династия Бурбонов
По отношению к Бурбонам испанское дворянство разделилось на две
группировки. Одна из них поддержала принца Филиппа Анжуйского, французского ставленника на испанский трон, другая - составила ему оппозицию.
Бурбоны осуществили важные реформы, направленные на централизацию управления. В 1714 г. для общего руководства основными делами государства был образован совет министров. Впервые в 1769 г. были созваны общеиспанские кортесы. В 1717 г. были отменены внутренние таможенные границы.
Слайд 38Бранденбургско-Прусское государство:
государство-архипелаг
Монархия Гогенцоллернов: расширение территорий (герцогство Клеве на западе Германии и
герцогство Пруссия - на востоке);
Слабая власть монарха: в каждой из трех частей государства (Бранденбург, Клеве, Пруссия) действовали свои законы и обычаи. Широкие полномочия принадлежали сословным собраниям;
Уязвимость против внешних врагов.
Слайд 39Попытки централизации
«Округление» территорий;
Налоговая система;
Централизованный аппарат управления, который следил за расходованием государственных
средств и контролировал выполнение распоряжений монарха;
Политика веротерпимости.
1701 г. – титул Прусского короля;
Военные реформы.