Источниковедение как научная дисциплина презентация

В середине XIX века источниковедение сформировалось как научная дисциплина в работах по теории и методологии истории английского историка Эдуарда Фримена («Методы исторического исследования», 1886) немецких методологов Эрнста Бернгейма («Учебник исторического

Слайд 1В конце XVIII — первой половине XIX века трудами немецких учёных

был создан метод исторической критики.

Августа Людвига Шлёцера,
Бартольда Георга Нибура
Леопольда фон Ранке





Слайд 2В середине XIX века источниковедение сформировалось как научная дисциплина в работах


по теории и методологии истории английского историка Эдуарда Фримена («Методы исторического исследования», 1886)
немецких методологов Эрнста Бернгейма («Учебник исторического метода», 1889) и Иоганна Густава Дройзена.
Источниковедение развивалось под влиянием концепции методологии истории, наиболее ярким проявлением которой стало пособие профессоров Парижской школы высших исследований при Сорбонне Шарля-Виктора Ланглуа и Шарля Сеньобоса «Введение в изучение истории» (1898).


Слайд 3В Российской империи исследования исторических источников были начаты с середины XVIII

века в работах историков Василия Татищева, Михаила Щербатова, Николая Карамзина, Сергея Соловьёва и др.
Профессор Вильнюсского университета Ефим Иоахим в 1822 году издал книгу «Науки, которые позволяют изучать источники».


Слайд 4Большую роль в издании и изучении источников имели Археографические комиссии.
комиссия

в Санкт-Петербурге, начав свою деятельность с середины 1830-х годов, издала «Полное собрание русских летописей», «Акты, относящиеся к истории Западной России», в которых было много документов по истории Белоруссии XIV — XVII веков.


Слайд 5Источниковедение как специальная историческая дисциплина сформировалось в России только в 1890-е

годы.
Василий Ключевский читал курс «Источниковедение» в Московском университете в 1894 году.
В начале XX века большую роль в развитии источниковедения имели работы лингвиста Алексея Шахматова (по изучению летописей) и историка Александра Лаппо-Данилевского, который разработал методологию источниковедения и оригинальный подход в исследовании источников.


Слайд 6После Первой мировой войны изменился подход к изучению источников. Люсьен Февр

и Марк Блок, представители французской школы «Анналов», в начале 1930-х годов предложили использовать в исследованиях принцип «тотальной истории», то есть изучение исторических событий с разных точек зрения: политической, социальной, экономической, психологической.


Слайд 7Зарубежные исследования
Дройзен И. Г. Историка. Пер. с нем. СПб., 2004. 584

с. (Разработан в 1858—1883 гг., впервые частично опубликована в 1858 г.: Grundriss Der Historik. Jena, 1858. 27 S. Полностью опубликована в 1936 г.)
Фримен Э. Методы изучения истории: Пер. с англ. М., 1886. 338 с.
Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко. 2-е изд., доп. М., 1986.
Кроче, Бенедетто. Теория и история историографии. Пер. с ит. М., 1998. 192 с.
Про, Антуан. Двенадцать уроков по истории / Пер. с фр. Ю. В. Ткаченко. М.: РГГУ, 2000. 336 с.
Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. Пер. с англ. М., 2000. 296 с. (Впервые опубликована в 1986 г.)

Слайд 8Отечественные исследования

Грановский Т. Н. О современном состоянии и значении всеобщей истории.

М., 1852.
Ключевский В. О. Методология русской истории, 1884/1885 г. // Соч. В 9 т. Т.VI. — М.: Мысль, 1989. С. 5-93.
Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. — М., 2006. — 622 с. (Впервые опубликовано: Вып. 1-2. СПб., 1910—1913.)
Виппер Р. Ю. Очерки теории исторического познания. — М., 1911. — 292 с.
Кареев Н. Теория исторического знания. СПб., 1913. 320 с.
Хвостов В. М. Лекции по методологии и философии истории. Казань, 1913.
Петрушевский Д. М. К вопросу о логическом стиле исторической науки. — Пг., 1915.
Грушин Б. А. Очерки логики исторического исследования / Б. В. Грушин. — М., 1961.
Сидорцов, В. Н. Методология истории : курс лекций / В. Н. Сидорцов. — Минск : БГУ, 2010. — 207 с.
Скворцов Л. В. О методологии истории как науки // Скворцов Л. В. История и антиистория. К критике методологии буржуазной философии истории. М., 1976. С. 5-25.
Косолапов В. В. Методология и логика исторического исследования. — Киев, 1977.
Ракитов А. И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. — М., 1982. — 303 с.
Унпелев А. Г., Унпелев Г. А. Историографические очерки к проблемам методологии исторической науки. Владивосток, 1983. 139 с.
Барг М. А. Категории и методы исторической науки. — М.: Наука, 1984. — 342с.
Иванов В. В. Методология исторической науки. М., 1985. — 168 с.
Могильницкий Б. Г. Методология истории в системе университетского образования // Новая и новейшая история. 2003. № 6. С. 3-17.
Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004. 288 с.
Биск И. Я. Методология истории: курс лекций. Иваново: Изд-во Ивановского госуниверситета, 2007. 236 с.
Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории /О. М. Медушевская. — М., 2008
Смоленский Н. И. Теория и методология истории. М., 2008. — 272 с.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика