Слайд 1Ислам: направления, течения, секты.
1 Три направления в исламе.
2 Секты шиитов.
3 Секты
хариджитов.
4 Суфизм.
Слайд 2Три направления в исламе.
В результате внутренних противоречий в исламе по второй
половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб, "хараджа" – выступать, вышедшие, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" - приверженцы, партия; по-другому "Шиат-Али" - партия Али).
Слайд 3
Шииты:
Считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум.
661) -двоюродного брата и зятя Мухаммеда.
Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти - его потомкам (алидам).
Слайд 4 3) Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из
числа прямых потомков Али.
Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан – таинственно исчез ("ал-Ка'им" - скрытый).
Слайд 5Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится
махди и установит на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.
Слайд 6Первый раскол среди шиитов произошел в VII в., когда после мученической
смерти Хусейна возник спор о четвертом имаме. Группа шиитов во главе с Кайсаном провозгласила четвертым имамом сводного брата Хусейна, сына Али от наложницы. Движение кайсанитов не получило заметной поддержки и к XI в. прекратило свое существование.
Следующий раскол был связан с именем Зейда, которого его сторонники провозгласили пятым имамом.
Слайд 7Наиболее крупный и значимый по последствиям раскол произошел в середине VIII
в., когда шестой имам шиитов Джафар лишил своего старшего сына Исмаила права стать седьмым имамом в пользу другого своего сына. Несогласные с этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его седьмым имамом, что и положило начало созданию нового учения - исмаилизм.