Слайд 3
Византийская культура складывалась под влиянием римских, греческих и восточных
эллинистических традиций и
оформилась как христианская, сохранившая неизменный интерес к изображению человека.
Слайд 4 Культура Византии оказала большое влияние на соседние страны (Болгария,
Сербия, Русь, Армения, Грузия и др.)
в областях литературы, изобразительного искусства, религиозных верований и др.
Велика была роль Византии в сохранении античного наследия и передаче его в Италию накануне Возрождения.
Слайд 5Архитектура, как и другие виды искусства, отталкивалась от греческих традиций.
Но уже в 4 в. возникли новые типы храмов, принципиально отличавшиеся от своих античных предшественников, - церковные базилики и центричные купольные здания, главным образом баптистерии (базилика св. Дмитрия в Салониках,5 в. и др.).
Слайд 6Базилика Св. Дмитрия в Салониках. Греция.
Слайд 7 Эти постройки отличались скупостью и простотой наружного облика и в
то же время богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения.
Слайд 8Христианские храмы произошли от римской базилики (прямоугольное здание, разделенное внутри рядами
колонн на продольные части - нефы).
Слайд 9Церковь Сергия и Вакха в Константинополе –
пример центрально-купольной конструкции.
Слайд 10Церковь Сергия и Вакха в Константинополе
Слайд 11Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Интерьер.
Слайд 12Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Интерьер.
Слайд 14зодчие главное внимание уделяли интерьеру церкви.
Потому, что здесь,
в подобии
царства небесного,
большую часть жизни в молитвах проводили
не только монахи,
но и миряне.
Слайд 16 Особо значительную роль в искусстве Византии играла живопись,
прежде всего монументальная - мозаика и фреска, а со временем и икона.
Центральное место в искусстве занимало изображение человека. Греческие традиции сохранились в передаче анатомии, в драпировках.
Однако, главное внимание художники уделяли духовному, внутреннему образу человека, восходящему к божественному прототипу.
Слайд 17Мозаика алтаря церкви Сан- Витале в Равенне.
Слайд 18 Убранство внутренней части храма подчинялось строгим правилам, установленным церковью.
Сразу
за порогом храма узоры мраморного пола уводили взгляд к полукруглой восточной стене, где обычно изображалась богоматерь с младенцем в пурпурном покрывале и темно-синих одеждах на золотом фоне. Она воплощала идею жертвенного материнства.
В центре купола изображался темнобородый Христос Вседержитель. Он, суровый, не знающий снисхождения, смотрит на каждого и каждому воздает по делам.
В куполе бога окружали архангелы - небесные воины-хранители в одежде унизанной жемчугом.
Слайд 19Роспись купола церкви Сан- Витале в Равенне
Слайд 20 Под архангелами в подкупольном барабане располагались фигуры апостолов -
учеников Христа, выполненные в нежно-зеленых, светло-голубых, розовых, жемчужных и пепельных тонах.
Фигуры апостолов обычно помещались между окон (учение - свет, апостолы распространяли учение Христа).
На парусах, на которых покоится купол, изображались
4 евангелиста Марк, Матфей, Лука, Иоанн.
Столбы под куполом украшались изображениями святых мучеников, пострадавших за веру и Христа (опора мироздания).
Слайд 21Интерьер церкви Сан -Витале в Равенне
Слайд 22Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, которой украшались своды
и верхние части стен. Нижние части стен покрывали разноцветными плитами, иногда с инкрустированной и орнаментальной живописью
Слайд 23Мозаика- вид монументального искусства,
в котором изображение собирается из разноцветных кубиков
смальты (цветного стекла). Кубики несколько отличались по размеру и форме, неровность поверхности подчёркивала оттенок цвета, создавала мерцание тона.
Слайд 24Постепенно античные традиции уступают место средневековым. Архитектурно-пейзажные фоны мозаик сменяются отвлеченно-торжественными
золотыми фонами, изображения становятся плоскостными и линейными, колорит - условным:
золотой цвет обозначает божественность, пурпур - царственность (голова Богоматери на иконах и мозаиках покрывалась пурпурным покрывалом), синий - знатность.
Императрица Феодора.
Слайд 25Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне.
Слайд 26Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне. Троица.
Слайд 27Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне.
Выход императора Юстиниана.
Слайд 28Христианские символы: виноград и лоза- символы крови Христа, павлин- символ вечной
жизни.
Слайд 29Лицом архитектуры всей империи был Константинополь, который носил название
"Новый Рим",
и действительно был похож на античный Рим с его триумфальными колоннами, обширными площадями, с акведуками и термами.
Город был окружен мощными оборонительными сооружениями: кольцо каменной стены и глубокий ров двумя концами упирались в море.
Главные ворота были укреплены надолбами и подъемным мостом, они же были триумфальной аркой и назывались "Золотые ворота" - ворота, охраняемые самим богом.
Слайд 30Византийские христианские храмы возводились в качестве модели небесного царства. Главным из
них считается храм святой Софии в Константинополе.
Слайд 31София Константинопольская (532-537 гг.) - трехнефная базилика с куполом, построенная архитекторами
Анфимием из Тралл и Исидором из Милета
(неф - часть помещения, ограниченная с одной или обоих продольных сторон колоннами).
Храм Софии, вместе с дворцом василевса (императора) был центром Константинополя и считался "пупом" всего мира.
Слайд 32Издалека, с подплывающих к Константинополю кораблей, святая София казалась бесформенной.
По-иному
она выглядела внутри.
Слайд 33По словам византийского писателя, каждый, "кто вошел в этот храм, чувствует,
что храм не есть дело людского могущества и искусства,
но скорее дело самого божества,
а душа, обращаясь к небу, знает, что бог здесь, близко и что это дом его, который он избрал для себя".
Слайд 36Неслучайно, побывав в святой Софии, послы русского князя Владимира приняли решение,
что Русь должна быть православной, так поразил их храм своим внутренним убранством и действом, проходившем в нем.
Слайд 38"Небом", к которому обращалась душа византийца, был колоссальный купол, поднятый на
непостижимую разумом высоту. Весь купол можно было рассмотреть со входа, так как он выкладывался в виде перевернутой плоской чаши.
Купол был "отрезан" от 4-х столбов барабаном с 40 окнами, и как-будто парил.
Если в Риме старались подчеркнуть устойчивость и прочность постройки,
то в Византии старались придать впечатление неземного, впечатление невесомости.
Слайд 39Гордость Византии св. София была осквернена, опустошена и разграблена рыцарями-крестоносцами в
1204 г.
А в 1453 г. в св. Софию, торжествуя победу, на белом коне Мехмед II, дивился красоте храма и приказал превратить его в мечеть.
Слайд 40В 7 в. византийская церковь категорически запретила ваяние круглой скульптуры (ведущий
вид искусства в античности), это приравнивалось
к идолопоклонству.
Слайд 41 В византийском искусстве X-XII вв. развивается своеобразный вид станковой
живописи - икона.
Она выполнялась техникой яичной темперы или восковыми красками (энкаустика).
На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса.
Слайд 42 Крупнейшим произведением этого вида искусства является икона столичной школы Владимирская
Богоматерь, исполненная в XII в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери).
Слайд 43В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о
наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей.
Икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Слайд 45Архангел Гавриил.
(Ангел златые власы). Византийская икона. XII век.
Государственный Русский музей
Слайд 46Своеобразным жанром живописи стала и книжная миниатюра. Книжные миниатюры были замечательны
по колориту, они переливались яркими и чистыми цветами - синим, красным, зеленым на золотом фоне.
Слайд 47Изумительны по тонкости орнаментальные заставки и инициалы, включающие растительный и геометрический
орнаменты, фигурки птиц, животных, иногда людей.
Слайд 49Особо распространенным видом рукописных книг являлось Евангелие,
текст которого начинался с
изображения евангелиста и сопровождался иллюстрациями евангельских сцен.
Слайд 50В некоторых наиболее драгоценных кодексах встречаются портреты заказчиков - императоров и
членов их семей.