Слайд 2История Китая, по возрасту несколько уступающая таким древнейшим цивилизациям, как египетская
и месопотамская, отличается удивительной стойкостью и непрерывностью преемственности культурных традиций. Экспозиция отражает состав музейной коллекции, которая насчитывает около 20 тысяч предметов, и позволяет представить развитие китайского искусства в хронологическом порядке. Историография Китая строится по династийному принципу.
Слайд 3В разделе искусства Древнего Китая представлены произведения периодов Шан (16-12 вв.
до н.э.), Чжоу (12-5 вв. до н.э.), Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) и Хань (206 г до н.э.-220 г. н.э.), с показа которых открывается маршрут по залу.
Статуя человека-тигра из Аньяна. Мрамор. Период Шан (Инь). 2 тыс. до н. э. Пекин. Музей Гугун
Слайд 4 В Китае с древнейших времен сформировалось особое мировоззрение, в основе которого
лежит дуалистическая концепция бытия. Китайцы считали, что гармонию вселенной создавали Инь и Ян (Земля и Небо, женская и мужская ипостаси Вселенной). В искусстве воплощением этого взаимодействия стал образ дракона с «пламенеющей жемчужиной», а также сочетание геометрических фигур, в частности круга и квадрата. Идею гармоничного состояния мира олицетворял узор лэйвэнь (напоминающий античный меандр), а также восемь триграмм багуа (комбинации прерывистых и непрерывных линий). Эти декоративные элементы можно увидеть на бронзовых и каменных сосудах древнекитайского искусства. Среди произведений кубки гу для возлияния жертвенного вина периода Шан, сосуды цзун, выполненные из священного для китайцев нефрита, четырехгранной формы с триграммами (символизирующие Землю) и круглые диски би (Небо), относящиеся к периоду Чжаньго.
Слайд 5В разделе, посвященном искусству периода Хань, обращают на себя внимание произведения
погребальной пластики, изображающих людей за разными занятиями и образцы ранней керамики с зеленоватой поливой. Уникальным произведением является терракотовая голова даосского святого с трехлапой жабой на темени. Традиция создания погребальной терракотовой пластики продолжилась уже в период Средневековья, в период Тан (7-10 вв.), когда государство после нескольких веков раздробленности объединилось в мощную империю.
Подставка для влажных кистей.
Китай. 1954 г.
Камень, резьба.
Слайд 6Сосуд для воды.
Китай. XIX в.
Нефрит, резьба, гравировка.
У Вэйфань.
«Тушечница и пластина туши».
Китай.
1954 г.
Камень, резьба, тушь
Слайд 7Периода Хань связан с распространением буддизма, который сливается с традиционными учениями
– даосизмом и конфуцианством, строительством храмовых комплексов и пагод, появлением книгопечатания, первых образцов фарфора. Совершенствуется искусство керамики, о чем свидетельствуют изображения воинов, знатных придворных дам, верблюдов и лошадей, созданных в технике терракотовой пластики и декорированных росписью.
Китайский храм Вихарнра Сиен в Паттайе Паттайя
Слайд 8Китай является родиной фарфора, который до 18 века в Европе называли
«китайский секрет». Развиваясь на протяжении веков, производство фарфора достигло своего совершенства в периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). С 14 века создаются изделия, расписанные подглазурным синим кобальтом, а позже цветовая палитра усложняется полихромными эмалями и железными красками. Целый ряд изделий декорирован в колористических гаммах «зеленого семейства», «черного семейства» и «розового семейства».
Стопки для кистей
Китай. XVIII-XIX вв.
Бамбук, резьба, гравировка.
Зимние домики для сверчков.
Китай. XVIII-XIX вв.
Тыква, слоновая кость, резьба.
Слайд 9Особое место в китайской культуре занимает керамика периода Сун (10-13 вв),
отражающая эстетические и философские принципы чань-буддизма и даосизма, основанных на постижении законов бытия не логическим, а интуитивным путем. Художественный облик изделий отражал идею «незавершенности», «естественности», что проявляется в нарочито неровных очертаниях и причудливых свободных потеках глазури. Представлены изделия разных типов, таких как лунцюань, цычжоу, цзюнь, имеющих свои стилистические и технологические особенности.
Слайд 11Китай является родиной фарфора, который до 18 века в Европе называли
«китайский секрет». Развиваясь на протяжении веков, производство фарфора достигло своего совершенства в периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). С 14 века создаются изделия, расписанные подглазурным синим кобальтом, а
позже цветовая палитра усложняется
полихромными эмалями и железными красками. Целый ряд изделий декорирован в колористических гаммах «зеленого семейства», «черного семейства» и «розового семейства».
Слайд 12Классическая китайская живопись представлена горизонтальными и вертикальными свитками, а также альбомными
листами. При этом творческие методы старых художников были разными: они работали в технике монохромной живописи тушью, а также в полихромной водяными красками. Использовали манеру гунби (прилежная кисть), скорописную и бескостную. Именно в манере последней создал серию альбомных листов на тему «цветы-птицы» художник Юнь Шоупин (1633-1690). Подлинным шедевром является пейзаж в стиле «сухая тушь» художника Чжа Шибяо (1615-1698), в котором мастер передает ощущение прозрачности осеннего воздуха, легкое движение ветвей обнаженных деревьев. Среди горизонтальных свитков выделяется работа выдающегося художника 16 века Цю Ина «Поэма о покинутой жене». Особо ценилась в Китае каллиграфия, т.е. «искусство красивого письма». Композиция Чжу Юньмина, выполненная скорописью цаошу, отличается выразительностью линий, контрастным сопоставлением насыщенных мазков и беглых штрихов сухой кисти.
Слайд 131)Неизвестный художник.
«Спрятал за пазуху мандарины, чтобы угостить мать», «Трудился как почтительный
сын».
Китай. XIX в.
Шелк, тушь, водяные краски.
2)Цю Ин (1494? – 1552?)
«Опьяневший Ли Бо пишет стихи для императора Сюань-Цзуна».
Китай. Копия.
Шелк, тушь, водяные краски.
3)Театральный лубок «Огненная палица».
Китай. Конец XIX-начало XX в.
Бум., цв.ксилография, раскраска.
Печатня Тунъишэндянь.
1
2
3
Слайд 14Один из разделов музея посвящен китайскому официальному костюму периода Цин. Здесь
представлены халаты, в декоре которых отражалась космологическая символика, квадратные буфаны – знаки отличия чиновников по рангам, выставлены женские китайские и маньчжурские кофты, созданные в технике гобеленного ткачества кэсы или украшенные сложной вышивкой, называемой в Китае сюхуа (живопись иглой).
Костюм дополнялся бусами, украшениями для прически из серебра,
футлярами для длинных ногтей, которые также экспонируются в зале.
Слайд 15Китайские табакерки – флакончики для нюхательного табака, создавались в 18-19 вв.
из самых разных материалов, например камня, фарфора, стекла. Вызывают удивление табакерки, расписанные по стеклу изнутри крохотными кисточками через узкое отверстие в горлышке.
В разделе лаков можно видеть резной «пекинский» лак, расписной кантонский и фучжоусский «бестелесный» (т.е. имеющий тончайшую тканевую основу). Широко в экспозиции представлены китайские перегородчатые и расписные эмали, резная слоновая кость, художественная резьба по дереву и камню.
Слайд 16Люй Хуаньчэн (1630-после 1705)
«Приготовление грибов Линчжи в горах Суншань». Китай. Копия.
Шелк,
тушь, водяные краски.
Ван Чжэнь (Ван Итин, 1866-1938).
«Юцзюнь менял свою каллиграфию на гусей».
Китай. 1920 г.
Бум., тушь.
Слайд 17Живопись
Китайская живопись зародилась в древнем Китае. В эпоху Тан и Сун
создаются наиболее известные произведения. К мастерам живописи Китая относятся: У Даоцзы (680 — 740), Ли Сысюнь (651—716), Ли Чжаодао (675 – 741), Ван Вэй (701 - 761), Хань Хуан (723 – 787), Хань Гань (ок.706 — 783), Чжан Сюань (714—742), Ван Ай(религиозный жанр, бытовой живописи и портрета), Ся Гуй (1195 - 1224), Ма Юань (1190 - 1279), Ми Фэй (1051—1107), Ван Симэн (1096 - ?), Хуэйцзун (1082 — 1135), Чжан Цзэдуань (1085 — 1145), Вэнь Тун (1019 – 1079), Го Си (1020 – 1090), Янь Венгуй (кит. 燕文貴, кон. X – нач. XI вв.)
Слайд 18Чжан Сэнъяо. Свиток «Пять планет и двадцать восемь созвездий», деталь — Сатурн.
Осака, коллекция Абе. В изображении Сатурна видно индийское влияние: он больше похож на индийского йога, чем на китайское божество.
Слайд 19Каллиграфия
Китайская каллиграфия и живопись взаимосвязаны, берут начало от древней китайской письменности,
используют одинаковые предметы для работы - кисть, тушь, бумага, тонкий шелк. На китайских картинах присутствуют надписи. Древние тексты в стиле дачжуань (больших печатей) писались на бронзовых сосудах, распространенных в середине II - середине I тысячелетия до н. э. В годы правления императора Цинь Ши-хуанди (III веке до н. э.) для государственных документов установлен официальный стиль письма сяочжуань (письмена на малых печатях). В эпоху Хань официальный стиль письма переходит от сяочжуань в лишу. В дальнейшем появляются стили кайшу - регулярное письмо, синшу - деловое письмо и цаошу - травянистый стиль или скоропись. Образцом письма является стиль дачжуань - модификация стиля гувэнь.
Мастерами каллиграфии были Хуай-су (735?–800?), Су Ши (1036–1101), Ми Фу (1052–1108) и Хуан Тин-цзянь (1050–1105), каллиграфы династии Мин: Дун Ци-чань (1555-1636), Чжан Жуй-ту (1570-1641) и Ван До (1592-1652).
Слайд 21Скульптура
Найденные при раскопках бронзовые сосуды свидетельствуют о наличии уже во 2-тысячелетии
до н. э. в Китае скульптурного искусства. Сосуды имеют разные формы, украшены изображениями зверей, птиц. чудовищ, фантазией узоров. Узор заполнял всю поверхность сосуда, не оставляя пустых мест.
Скульптура Будды в Лэшань, Сычуань, Китай
Слайд 22Архитектура
Архитектура Китая складывалась тысячелетия. Традиционная архитектура Китая имеет свои особенности -
архитектурный декор, широкие изогнутые свесы крыш, наличие внутреннего дворика с садом, на фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон, использование красок для украшения зданий. Особое внимание уделялось извилистым дорожкам в саду, которые инкрустировали камешками, цветным песком в форме иероглифов, сюжетов из народных сказок и легенд. В древности в Китае считали, что духи не могут передвигаться по извилистым тропинкам и коридорам, а двигаются только прямолинейно или под прямым углом.
Слайд 23Храм неба
Участок Великой китайской стеный
Слайд 24Музыка
Китайская музыка – древнейшее из искусств в Китае. В китайских исторических
памятниках описаны песенно – плясовых представления, посвященные сбору урожая и жертвоприношения духам.
Китайцам издавна были известны ударные и духовые инструменты. Древнейшими музыкальными инструментамиы, найденными на территории Китая, (VII–IV тыс. до н.э.) были свистульки, костяные дудочки. Известны шаровидные глиняные окарины, литофоны (цин), бронзовые колокола (чжун) и другие музыкальные инструменты.
Слайд 25Театр
Истоки театрального искусства Китая связаны с народными песнями и плясками. В
памятнике китайского письменности «Шицзин» говорится о существовании в Китае в начале 2-го тысячелетия до н. э. обрядовых песенно – плясовых представлений, проводившихся во время молитв духам.
Древнейшими в Китае были кукольные представления, возникшие во времена «Весны и Осени» (770–475 гг. до н. э.). Первые куклы были деревянными, позже - вылепленные из глины. Для представлений лепились куклы воинов, хранителей, животных в натуральную величину.
В эпоху Чжоу (XII—III века до н. э.) были распространены пантомимы, цирковые представления байси («сто игр») с поэтическими текстами.
В Танскую эпоху (618–907 гг.) были распространены уличные представления. Их сюжеты брались из романов своего времени. Игрались фарсы «игра о цаньцзюне», в X—XII веках - цзацзюй («смешанные представления») и пьесы «юаньбэнь». В фарсах было несколько несколько частей, в которых участвовало около 5 действующих персонажей. В эту-же эпоху в Китае зародился театр теней, ставший одним из символов Китая. В эпоху Сун (960–1279) театр теней достиг расцвета и распространился по всей территории Китая.
На рубеже XI—XII в Китае возник жанр «наньси», объединяющий элементы фарсов-цзацзюй и песенно-танцевальных форм. В форме театральных постановок с прозаическими частями и музыкальными ариями игрались прозо-поэтические сказы чжугундяо (XII—XIII века).
В XIII-XIV веке в Китае игрались драмы цзацзюй, для которых характерно деление пьесы на 4 акта и вводную сцену — сецзы. Акты пьес строились на пении персонажа. Свой вклад в драматургию внесли Гуань Ханьцин (пьеса «Обида Доу Э»), Ван Шифу («Западный флигель»), Бо Пу («Дождь в платанах»).
Особенностью искусства театрального актёра в Китае было аллегорическое использование театрального реквизита, игра с воображаемыми предметами. Один и тот-же предмет в зависимости от ситуации изображать стол, гору, алтарь и др.
В 1930-е годы в Китае начали ставить пьесы русских и западноевропейских драматургов: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Гроза» А. Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Нора» Г. Ибсена.
Слайд 26Фен-шуй
Фен-шуй зародилась в Китае более 3000 лет назад. Фен-шуй — китайское
искусство, связанное с сохранением природы, обустройством жилища человека, его самосовешенствованием и достижением земных и небесных благ.
Указанные задачи достигаются через философские обоснованиям китайских мудрецов об окружающим мире. Даосские мудрецы идеализировали природу, занимались поисками гармонии в созвучие с космосом. В воззрениях на природу ими привлекались религия (даосизм), алхимия, естественные науки. Ими считалось, что все в мире взаимосвязано.
Слайд 27Работа студента группы 4Р0
Коротченко Н Д