Слайд 2Устройство крестово-купольного храма
Слайд 4Десятинная церковь.
Фундамент
Слайд 5Десятинная церковь.
Фундамент.
Слайд 6Десятинная церковь.
Церковь Успения Богоматери.
Построена в 991-996 гг. греческими мастерами;
Образец – Церковь
Большого Императорского дворца в Константинополе (Фаросская).
Фундамент обнаружен во время раскопок 1908 г.;
Церковь построена из плинфы – плоского квадратного кирпича. Здесь плинфа была особо тонкой, имела светло-жёлтый цвет;
До возведения храма Святой Софии являлась самым значительным храмом;
Церковь разрушена в 1240 г. во время нашествия хана Батыя.
Слайд 7Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Слайд 8Реконструкция первоначального облика собора.
Слайд 10Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
Заложен в середине XI в. по приказу князя
Мстислава Владимировича.
Пятиглавый храм с развитой алтарной частью и нартексом – притвором, помещением с западной стороны храма, что делала храм вытянутым, прямоугольным. Нартекс отделялся от наоса – центральной части храма стеной с арочными проёмами, ведущими в нефы.
Возведён из плинфы и необработанного камня по константинопольским традициям в кладке «с утопленным рядом».
В нижних аркадах использованы византийские колонны.
Внутреннее пространство обладает плавностью перетекания форм, крупных, весомых как бы «круглящихся» объёмов.
Слайд 13Собор Святой Софии в Киеве
Возведён в к. 30-х – н. 50-х
гг. XI в. По указанию Ярослава Мудрого;
Пятинефный собор с хорами- «палатами», центральным куполом с необычным взлётом;
Изначально был тринадцатикупольным, позже, при перестройке, количество куполов сократилось. Четыре ближайших к центральному купола-напоминание о евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне;
Внутреннее убранство: помимо фресок стены украшены золотофонными мозаиками;
Для этого собора характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.
Слайд 15Христос Пантократор и Евангелисты.
Слайд 18Собор Михаила Златоверхого в Киеве
Построен на рубеже XI-XII вв. в Киеве,
посвящён Архангелу Михаилу. Уничтожен в 30-е гг. XX в.
Фрески и мозаики перенесены на хоры софийского собора.
Фигуры апостолов величавы, их движения размеренны, плавны.
Цветовая гамма изображения строится на переливах оттенков голубого до глубокого синего, на зелёных и плотных жёлтых цветах, оттенённых вишневыми и золотыми контурами.
Слайд 21Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове.
Слайд 22Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
Построена на рубеже XII-XIII вв. (зодчий Пётр
Милонег);
Храм отличает новизна и смелость конструкции - центральный барабан резко взлетает вверх, появляется ступенчатость композиции: прямоугольное основание за счёт арочных сводов плавно переходит к круглому барабану;
Постройка очень нарядна - в центре фасадов находятся тонкие пучковые колонны, окна и ниши имеют продолговатую форму, храм опоясывают декоративные вставки и кирпичные выступы;
Часто перестраивался;
Практически полностью разрушен в годы ВОВ прямым попаданием авиабомбы;
Послевоенная реконструкция вернула храму облик, близкий к первоначальному.
Слайд 23Особенности Киевской архитектуры
Внутреннее убранство украшено мозаиками (византийская школа);
В XI в. храмы
отличаются величавой простотой, лаконичностью и строгостью форм;
В XIII-XV вв. (эпоха политической раздробленности) искусство меняется: усложняются конструкции, вводятся новые декоративные элементы, появляется зрелость архитектурного языка.