Искусство единого Российского государства презентация

Содержание

Искусство единого Российского государства Глава 18

Слайд 1Повторение по гл17:
Церковь Спаса Преображения на Нередице.
( Великий Новгород)
Церковь Рождества

Богородицы в Перыни
(Великий Новгород)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (Владимиро-Суздальское княжество)

Дмитриевский собор
(Владимиро-Суздальское княжество)

Московский кремль – 20 башен

Спасская (Фроловская) башня

Царская башня

Сенатская башня

Водовзводная башня

Набатная башня


Слайд 2Искусство единого
Российского государства
Глава 18


Слайд 3
В конце XV века на Руси завершается
процесс объединение земель вокруг Москвы.
Художественные

процессы, сопровождавшие формирование централизованного русского государства, нередко называют «русским возрождением».


На московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих.
При участии итальянских мастеров был создан
Московский Кремль.

1. Искусство периода образования государства.


Слайд 4В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.
Здесь

представлены важнейшие типы русского храмового зодчества: пятиглавые и одноглавые храмы, гражданские палаты, столпные колокольни.

Слайд 5Успенский собор
Архангельский собор
Колокольня Ивана Великого
Благовещенский собор
Церковь Иоанна Лествичника
Церковь Ризоположения
Грановитая

палата

Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов


Слайд 6Первая каменная постройка в Кремле Успенский собор.
Итальянскому зодчему Аристотелю Фиорованти было

предписано создать его по образцу владимирского Успенского собора.
Но он не копировал, а вносил новые черты.

Успенский собор
в Московском Кремле

Успе́нский собо́р
во Влади́мире



Пятиглавый собор, выстроен из особо прочного кирпича и облицованный белым камнем. Два ряда узких щелевидных окон подчёркивали его высоту.



Под его непосредственным влиянием был выработан особый тип городского собора, возводившийся в других городах.


Слайд 7Успенский собор в Московском Кремле

Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись

указы (1475-79).

Он служил усыпальницей
для митрополитов
и патриархов
русской земли.


Слайд 8Архангельский собор в Кремле


Слайд 9Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения.
Архангельский собор
Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался

на Руси как покровитель князей, поэтому в княжеских городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя его. Не была исключением и Москва. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Калитой в 1333 году в память избавления от «морового поветрия» (чумы). В этом же храме, в 1340 году, Иван Калита впоследствии и был погребен. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских великих князей и царей.

Слайд 10Отличительные черты
Архангельский собор
Успенский собор


Слайд 11Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов).
Такие многоглавые храмы будут и в дальнейшем

выражать торжество и ликование.

Благовещенский собор


Слайд 12Церковь Иоанна Лествичника и
колокольня
Ивана
Великого
1505-1508гг.


Слайд 13Грановитая палата 1487-1491гг.


Слайд 14Церковь Ризоположения 1485г.


Слайд 15Повторение по гл17:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10


Слайд 16Творчество Дионисия
Изобразительное искусство общерусского стиля
 (ок. 1440 (ок. 1440—1502 (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф)

конца XV (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Фрески Ферапонтова монастыря.


Слайд 18В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных храмов. Самой яркой постройкой такого

типа стал
Покровский собор в Москве (1552-54).

2. Искусство периода утверждения государственности

В структуре Покровского собора (собора Василия Блаженного) отразилась центральная государственная идея того
времени –утверждение
Москвы как третьего Рима.


Слайд 19Главный фасад собора
с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.
В самой постройке

видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного града Китежа.

Слайд 20Построен в честь военной победы русского войска над Казанским ханством.
Архитекторы: Барма

и Постник

Покровский собор. 16 век. Посвящён Богородице. Храм Покрова Богородице на рву.(Собор Василия Блаженного)

Дмитрий Кедрин «Зодчие»

Как побил государь
Золотую орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроит каменный храм

И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.


Слайд 21Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?
И тряхнув

волосами,
Ответили зодчие?
– Можем!
Прикажи, государь! –
И ударились в ноги царю.

Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды, -
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.

Слайд 22И тогда государь повелел
Ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь стояла одна

такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских и прочих
Не поставили лучшего храма
Чем храм Покрова.
И стояла их церковь такая,
Что словно приснилась
И звонила она будто их отпевала навзрыд.
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси гусляра.

Слайд 23Собор Покрова Пресвятой Богородицы
(Храм Василия Блаженного)



Слайд 24В 16 веке в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип

шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением, восходящий к традициям народного деревянного зодчества.

Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском.
Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки.


Слайд 25К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в соответствии

с новыми вкусами над его башнями были возведены многоярусные шатры.

Слайд 26Запрет на строительство
В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено

указами патриарха Никона.

Так в одной из храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: " По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… ".

3. Искусство России на пороге Нового времени

патриарх Никон


Слайд 27Черты деревянного строительства, с его обильными
украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами в

монастырское и гражданское зодчество.

Крутицкое подворье в Москве, окна трапезной, 1682


Слайд 28Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля.
1635-36


Слайд 29Его почти венецианская
внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.


Слайд 30В XVII веке обилие
каменных
узоров пришло и в храмовое
зодчество, породив особый стиль – «русское узорочье».
Церковь Рождества Богородицы, в Путинках, 1646-52


Слайд 31Церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628-51


Слайд 32Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными керамическими плитками закрывают наружные стены здания, выводя прихотливые фризы и

узоры.

Крутицкое подворье в Москве, изразцы Надвратного терема, 1693-94


Слайд 33
В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда в Западной Европе барокко

-появился новый
архитектурный стиль
- нарышкинское
(московское) барокко.
Появляется множество подражаний, которые однако еще продолжают
линию «русского узорочья».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693


Слайд 34Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки такого

стиля «голицынским барокко» или «нарышкинским барокко».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693


Слайд 35Несмотря на обилие скульптуры и употребление некоторых барочных форм, эти постройки завершают развитие

«русского узорочья». Настоящее русское барокко развивается по иному пути уже в XVIII веке.

Церковь Знамения в селе Дубровицы под Москвой, 1690-1704


Слайд 36Деревянное зодчество
Кровля
- доски
Купол –
дранка
или
лемех


Слайд 37Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
Во второй половине 17 века, при царе Алексее Михайловиче,

русскими и белорусскими мастерами под руководством Семёна Петрова и Ивана Михайлова был построен дворец.   Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, царевича, царицы и четырёх царевен. Разной высоты срубы венчались затейливыми кровлями и соединялись крытыми переходами между собой, а также с дворцовой церковью и с подсобными помещениями. Крыльца, галереи, были богато украшены резьбой, позолотой и разноцветными красками; стены и потолки покрыты орнаментальной росписью по золотому фону, выполненной иконописцами Оружейной палаты. При Петре Первом Коломенское оставалось царской резиденцией.

Слайд 38Георгиевская церковь из села Вершина. Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" в

Приморском районе Архангельской области.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки. Музей деревянного зодчества Витославлицы в Новгороде.


Слайд 39Кижи — узкая полоска суши, остров на Онежском озере в Карелии.

Этот остров знаменит благодаря десяткам старинных деревянных сооружений, которые были перемещены сюда из различных уголков Карелии с целью сохранения исторического достояния в 1950 году.
Сегодня весь остров и прилегающие соседние территории являются частью музея-заповедника Кижи.
Наиболее знаменит Кижский погост. Он состоит из двух деревянных церквей и восьмиугольной колокольни 18-го столетия. Настоящим драгоценным камнем комплекса является 22-купольная церковь Преображения господня с впечатляющим иконостасом из 102 икон 17-18 веков. Церковь построена без фундамента и прочно держится на протяжение столетий, при том, что построена без единого гвоздя

Слайд 40Изобразительное искусство
1. При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи,

живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
2. Симон Ушаков - крупнейший художник XVII века: "Спас Нерукотворный", "Троица".

Слайд 41Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686)
Царский изограф, живописец и график. За труды, создание

живописной школы был удостоен дворянского звания. Создал новый стиль в живописи «на фряжский манер», то есть:
Трёхмерное, объёмное изображение, реализм, создал жанр политической иконы «насаждение древа Государства Российского», где Кремль – символ райского сада

С. Ушаков – основатель русского портрета – «парсуны».


Слайд 42Парсуны


Слайд 43В 17 веке художники стали проявлять интерес к реальному миру.
В

живописи всё чаще стали появляться бытовые сюжеты, реальные персонажи.
В фресковых росписях церквей преобладает ковровый стиль – росписи покрывают все стены и содержат много бытоописательных сюжетов, они ярки и красочны.
В отличие от древних икон в иконах 17 века уже нет глубоких раздумий о бытие, но чаще встречаются портретные черты.

Церковь Троицы в Никитниках.(1634)
В этой церкви над росписями работала артель художника Симона Ушакова


Слайд 44Задание на дом:
Гл.18,
Подготовиться к К/р


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика