Слайд 2
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном
мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой.
Слайд 3
Римское искусство сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен
и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.
Слайд 4
Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных
периода:
1. Искусство дорийской Италии (3 тысячелетие до н.э. - 3 в. до н.э.).
2. Искусство Римской республики (3 - 1 вв. до н.э.).
3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н.э. - 5 в. н.э.).
Слайд 5Римский скульптурный портрет
Слайд 7
Во многих музеях мира хранятся скульптурные изображения древних римлян, создававшиеся
на протяжении пяти столетий (I в. до н.э. - IV в. н.э.)
Слайд 9Греческий скульптор Кефисодот. Эйрена с Плутосом.
«Греция, взятая в плен, победителей диких
пленила». Эта строка из Горация – свидетельство тому, что культура Эллады, которую римляне завоевали во II веке до н.э., пробудила в них эстетическое чувство
Слайд 10В этрусских захоронениях найдены урны с масками, изображающими человеческое лицо, а
крышка урны-канопы целиком делалась в виде головы.
Римляне испытали также сильное влияние этрусков – древнего народа, населявшего земли Северной и Центральной Италии.
В религии этрусков был очень развит культ мертвых, особенности которого и определили расцвет портретного искусства.
Слайд 11По изображениям на крышках саркофагов можно судить, что этруски стремились к
передаче портретного сходства
Слайд 12А в так называемом портрете Брута этрусский скульптор попытался показать характер.
Этот портрет в особенности выразителен, оттого что сохранились инкрустированные слоновой костью и темным камнем глаза.
Слайд 13Римляне, так же как и этруски, изготавливали маски, но это были
строго портретные маски, снятые с лица умершего. Отлитые по ним восковые изображения реалистически передавали индивидуальные черты.
Статуя римлянина с масками предков
Слайд 14
Самые ранние из известных нам римских портретов – это, по
преимуществу, портреты стариков. Непреклонное стремление к правде, к достоверности руководило древним скульптором. С топографической точностью обозначена каждая морщина, воссоздано в камне деформированное годами лицо.
Слайд 15
Искусству скульптурного портрета из мрамора римляне учились у греков.
Слайд 17
Нетрудно узнать руку римского мастера в надгробиях из известняка. В
них дольше оставалась неизменной староримская традиция, отличающаяся особенной жесткостью.
Слайд 18 Гней Помпей Великий
середина I в. до н. э.
Постепенно вырабатывался
собственный римский стиль. У скульптора проснулся интерес к личности, не только к ее внешнему облику, но и к внутреннему состоянию. Отказываясь от рабского подражания модели, он делает форму обобщенно, в то же время не забывая о главном – чтобы портрет был похож.
Слайд 19
Не одними художественными влияниями объясняются перемены в искусстве. Они –
следствие перемен в общественной жизни. В 49 г. до н.э. Цезарь, встав во главе верных ему легионеров, начал борьбу за единовластие, в итоге которой оказался монархом Рима.
Слайд 20
Двадцатью тремя ножевыми ударами республиканцы расправились с Цезарем, но не
с идеей единовластия. Правлением Октавиана, получившего титул Августа, что значит «священный», открывается новый период истории Римского государства – период империи.
Слайд 21
Сорок лет правления Августа называли «золотым веком». Римский историк Светоний
писал: «Город Рим он так украсил, что по справедливости мог хвалиться – приняв Рим кирпичным, оставляет мраморным.»
Слайд 22
Еще в эпоху Республики появился особый вид портрета – «тогатусы»
- одетые в тогу. Статуе Августа, приносящего жертву, голова выполнена отдельно и соединена с фигурой тогатуса, которая изготавливалась другим мастером.