Слайд 1Художественная культура Античности
Древняя Греция
Древний Рим
Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Природные, социальные и религиозно-духовные факторы развития древнегреческой культуры
Основные черты,
достижения и мировое значение культуры Древней Греции
Особенности культуры Древнего Рима
Слайд 3Античность
от лат. antiquus – древний
греко-римская древность, культурное наследие Древней Греции
и Рима.
Слайд 4Античный мир
цивилизация в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных стран
Конец
3 тысячелетия до н.э. – сер. 5 века н.э.
Слайд 5Переодизация истории и культуры Древней Греции
Крито-Микенский – к.III – II тыс.
до н.э.
Гомеровский – XI-IX вв. до н.э.
Архаический – VIII-VI вв. до н.э.
Классический – V-IV вв. до н.э.
Эллинистический – к. IV в. до н.э. – 30-е гг. I в. до н.э.
Слайд 6Территория Древнегреческой цивилизации
Балканское, Фракийское, Малоазийское побережья Эгейского моря + острова
Слайд 7Греческая народность
Ахейцы
один язык
Дорийцы осознание
Ионийцы принадлежности
Эолийцы к одной цивилизации
Слайд 8параметры новой системы духовных ценностей
рационализм мышления древних греков,
осознание ценности человеческой личности,
прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой,
чувство неразрывной связи гражданина и полиса,
понятие свободы, как высшей нравственной ценности.
Слайд 9Религиозная система
политеизм,
антропоморфизм,
различные культы
космизм,
природное начало.
Слайд 10Греческие Боги
могущественны, но не всемогущи,
подчиняется высшей силе – судьбе.
близки человеку,
(антропоморфные образы, могут вступать с людьми в брачные отношения.
главное назначение – помогать человеку в его трудной жизни, а не использовать его лишь для служения себе
Слайд 11Олимпийский Пантеон
(от греч. pan - все и theos – бог)
Зевс и
Гера,
Посейдон и Деметра,
Гермес и Афина,
Арес и Афродита,
Аполлон и Артемида,
Гефест и Гестия.
Слайд 13статуи победителей Олимпийских игр.
Слайд 14Полис
город-государство,
экономическая основа - земледелие,
автаркия,
развитые товарные отношения
по площади 10 на
10 км.,
5-10 тыс. населения,
социально-неоднороден
Слайд 15Главная особенность полиса
наличие гражданского коллектива – объединения полноправных граждан.
гражданином полиса мог
быть лишь человек, имеющий земельный участок в его границах
Высший орган власти и управления полисом – народное собрание (агора)
Слайд 16Особенности культуры Древней Греции
полнота, разнообразие и известная законченность всех составных частей
культуры (литературы, искусства, философии);
гуманитарная направленность культуры;
большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество последующих поколений.
Слайд 17Древнегреческий театр
возник на основе народных песен и плясок в честь бога
Диониса.
Из обрядовых песен, которые пели, одевшись в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос – козел, ода – песня);
из озорных и веселых – комедия.
Слайд 18Составляющие театрального сооружения
Театрон – места для зрителей
Скена – «гримерка»
Орхестра - сцена
Слайд 20Авторы - классики
Эсхил (трагик) - «Персы», «Прикованный Прометей»;
Софокл (трагик) -
Царь Эдип», «Антигона», «Электра»;
Еврипид (трагик) - «Медея», «Ипполита», «Ифигения в Авлиде»
Аристофан (комедиограф) - «Мир», «Женщины в народном собрании», «Всадники»
Слайд 21Ордерная система архитектуры
Ордер – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной
конструкции, их структура и художественная обработка
Архаический период - дорический и ионический.
Классический период - коринфский
Слайд 26
храм Парфенон (храм Афины-девы - воздвигнут в 447-438 гг. архитекторами Иктином
Слайд 27
Эрехтейон (храм Посейдона Эрехтея – воздвигнут в 421-406 гг. до н.
Слайд 28Греческая скульптура
Материал: мрамор, бронза, слоновая кость, дерево, золото, глина
Изобразительный канон: лицо
– продолговатое, прямая переносица, глаза миндалевидной формы, пухлые губы, серьезное, спокойное выражение
Идея мимесиса (подобия)
Слайд 31Пракситель «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом»
Слайд 32Леохар «Аполлон Бельведерский», «Артемида»
Слайд 34Живопись
открытие правил линейной перспективы
обогащение живописных приемов светотенью
Зарождение станковой
картины (использование темперы (краска, смешанная на основе яйца или желтков, соков растений, или вода+клей) для письма по грунтованным доскам).
Слайд 35Наука
Философия -материалистическая концепция Демокрита, идеалистические системы Сократа и Платона, философская теория
Аристотеля.
История – Геродот («отец истории») - описывает греко-персидские войны, Фукидид - «История Пелопонесской войны» в восьми книгах
Слайд 36эллинистическая культура
греческое оформление в сочетании с местными традициями
общегреческий язык – койне,
как средство межнационального общения
новое мировоззрение – космополитизм ( от греч. слова «космополитес» - гражданин мира)
Слайд 37 культура древнего Рима
период Республики (с 509 г. до н.э. по
31 г. до н.э.)
период Империи (30 г. до н.э. по 476 г. н.э.)
Слайд 38этруски
искусство градостроения,
настенная монументальная живопись,
скульптурный и живописный портрет.
Слайд 39культурное наследие Рима
скульптурный портрет
монументальные инженерные сооружения
многоэтажные сооружения со сводчатыми и купольными
перекрытиями
высокохудожественные стенные росписи (Помпейские)
Слайд 41Помпейские росписи
стили
инкрустационный, (II в. до н.э.) - имитирует облицовку стен квадратами
разноцветного мрамора и яшмы
Архитектурно – перспективный (80 – е гг. до н. э.) -стены оставались гладкими и расчленялись живописно – иллюзорно
Ориентализирующий(период империи) - строгость, изящество и чувство композиции
декоративный стиль(с сер. I в. н.э.) –пышность, декоративность, богатство орнаментальных мотивов
Слайд 44скульптурный портрет
с начала I в. до н.э.
точное воспроизведение индивидуальных черт лица
парадные
придворные портреты в полный рост - «августовский классицизм» - нач. I в. н.э.
«Брут»
(конец III - начало
II в. до н.э.)
Слайд 46триумфальная арка Тита
(80-85 гг.)
Слайд 47триумфальная колонна Траяна (110 – 113 гг.)
Слайд 49фаюмские портреты I – III вв. н.э.
Слайд 50Характерные черты
древнеримской культуры
широкое использование достижений покоренных народов наряду с собственной культурной
традицией;
динамизм и изменчивость;
воплощение идеи величия Рима, культа императора, военно-исторической памяти;
гигантизм; утилитарная или развлекательная направленность при меньшей художественности;
большая зависимость художника от заказчика;
рациональность, функциональность, прикладной характер
меньше одухотворенности и эмоциональности (по сравнению с Греческой культурой)