Слайд 1Государственно-конфессиональные отношения в РФ в контексте национальной безопасности
Плохотнюк Татьяна Николаевна,
профессор, доктор
исторических наук
кафедра истории России
Гуманитарный институт
Слайд 2Дисциплина по выбору
3 семестр 2016/2017 учебного года
форма контроля - зачет
Получение зачета
на предпоследнем занятии
посещение, всех занятий;
работа на всех занятиях; выполнение всех заданий строго в рамках занятия
Получение зачета после встреч накануне и после новогодних праздников
Вольное посещение занятий;
Отсутствие при фактическом присутствии;
Наличие «комплекса песочницы»
Слайд 3Государственно-конфессиональные отношения в РФ
Исторический контекст
?
Анализ современности
?
Слайд 4С точки зрения истории – зачем?
Слайд 5Генри Форд
Создание экомузея Гринфилд
Слайд 6Василий Ключевский
Курс русской истории в 5 частях;
Исторические портреты. Деятели исторической мысли;
Сказание
иностранцев о Московском государстве;
Боярская Дума Древней Руси
Слайд 7Философ Владимир Сергеевич Соловьев
«Государство существует не для того, чтобы осуществить рай
на земле, оно бессильно совершить это, но оно существует, чтобы предупредить осуществление ада на земле».
Слайд 8Модели государственно-конфессиональных отношений:
мировой и российский опыт
Модель 1
Государственная церковь – Конфессиональное
государство
предполагает наличие религии со статусом государственной; .при анализе такой модели часто уточняют, что существующая в ее рамках церковь является истинной, а социум – идеальным, так как направляется в своем развитии вероисповедными традициями. Иначе говоря, такая модель представляет церковь как синоним общества, а государство — как страж церковных интересов.
Модель 2
Светское государство
предполагает отделение конфессий от государства (светское государство). Иногда эту модель представляют под названием «Общественное благо» — то есть свобода вероисповедания и политико-правовое регулирование национально-религиозных конфликтов. Национальная идея в этом случае приобретает политическую направленность, ее цель — сохранение суверенитета государства. Религия же рассматривается на институциональном уровне: любая церковь — не более чем институт, а государство признается поликонфессиональным.
Слайд 9Виды взаимоотношений светского государства с конфессиями
сепарационный, при котором государство одинаково
лояльно относится ко всем конфессиям (США, Франция);
кооперационный, при котором государство допускает определённое сотрудничество с одной или несколькими традиционными конфессиями (ФРГ, Испания и др.).
Слайд 10Варианты государственно-конфессиональных отношений взаимоотношений в рамках модели 1
Западный
основан на принципе
власти церкви. Церковь – «распорядительница» всего земного бытия. Католическая теория двух мечей говорит о том, что в руках Церкви сосредоточена власть духовная, но также и власть светская, государственная.
Восточный
основан на принципе симфонии, то есть созвучия властей. В его основе лежат евангельские речения Господа: «Царство Мое не от мира сего», «Богу — Богово, а кесарю — кесарево».
Слайд 11Папа, епископ Рима, выше любого епископа, но также и любого короля.
Этот принцип сформировался на католическом Западе очень давно, еще в первом тысячелетии по Рождеству Христову. Он позволил создать мощную церковную структуру, которая на протяжении столетий доминировала во всех сферах жизни: государственной, культурной, образовательной.
Слайд 12В России церковь с самого начала находилась под непосредственным покровительством светской
власти, которое подчас доходило до открытого вмешательства со стороны государства.
Слайд 13Сфера государственно-конфессиональных отношений была чрезмерно детализирована в российской юстиции . Более
тысячи законов и подзаконных актов мы находим в «Своде законов Российской империи»
— этом колоссальном
сборнике, насчитывающем несколько десятков томов, которые регламентируют отношения Церкви и
государства, начиная со всем известного «Духовного регламента» архиеп. Феофана (Прокоповича). Согласно русским юридическим положениям, было четыре религиозные группы, с которыми взаимодействовало государство России на своей территории. Первая — это, естественно, сама Русская Православная Церковь: «господствующая религия», государственная Церковь.
Слайд 14Ко второй группе относились другие христианские конфессии: католики и протестанты. Их
религиозные общины были абсолютно легализированы в Российской империи
Слайд 15К третьей группе относились нехристианские религии. Прежде всего, ислам и иудаизм.
Интересно, что в законных актах Российской империи иудаизм стоял выше ислама. Естественно, государство в определенной степени также контролировало и во многом помогало деятельности этих конфессий.
Слайд 16Но была и четвертая группа религиозных учений, по отношению к которым
государство должно было определить свою позицию.
В нее входили секты и движения.
Слайд 17В мае 1883 года был принят закон, который дал значительные послабления
для раскольников, а заодно предоставил право на общественные молитвенные собрания всем русским сектантам и устранил из правового словаря термин «особо-вредная секта». Новым законом МВД наделялось правом в каждом конкретном случае определять степень вредности секты. За 20 лет до принятия нового закона о свободе совести под определение особо-вредной секты попали штундисты. Особым положением Комитета Министров от 4 июля 1894 года им запретили общественные молитвенные собрания. После чего прошел ряд судебных процессов.
Слайд 19Если Запад после Реформации практически не вышел за рамки модели «общественного
блага»,
то события XX века обусловили сначала многолетний «атеистический эксперимент» в самой России и вызревание новых моделей государственно-конфессиональных отношений в странах, включенных в социалистический блок
Слайд 20В странах бывшего социалистического лагеря существовало пять моделей государственно-конфессиональных отношений:
атеистический абсолютизм
(Албания);
модель жесткого и антагонистического отделения церкви от государства (СССР);
модель неравноправного союза государства с церковью большинства (Румыния, Болгария, Македония);
либерально-коммунистическая модель (Чехословакия, Венгрия, ГДР и некоторые республики СФРЮ);
польская модель.
Слайд 21Современные модели государственно-конфессиональных отношений в Восточной Европе
Балканская модель: особые привилегии для
церкви большинства (фактические или даже юридические) и определённые ограничения для религиозных меньшинств (Албания, Болгария, Румыния, Македония, Сербия, а также Грузия).
Центрально-европейская модель: в отдельных государствах заключены специальные соглашения с Ватиканом (Польша, Словения, Венгрия); в других странах существуют «признанные» и «непризнанные» религии (Литва, Латвия, Чехия, Словакия); испытательный срок для «непризнанных» религий (Литва, Эстония); ограничения для иностранных религиозных организаций (Эстония).
Постсоветская модель: законодательное отделение церкви от государства и отсутствие государственного финансирования религиозных организаций; равенство конфессий перед законом; относительно либеральное законодательство о свободе совести (Украина, Беларусь, Молдова).
Слайд 22Выборочные статистические данные Русской Православной Церкви
1945 - Храмов и молитвенных
домов - 10243; архиереев - 41; институт - 1, курсов - 4; монастырей - 104, насельников - 4632 .
1949 - Храмов и молитвенных домов - 14477; архиереев - 73, священников - 11835, диаконов - 1280; духовных академий - 2, духовных семинарий - 8; монастырей - 75, насельников - 4787.
1959 - Храмов и молитвенных домов - 13324; архиереев - 68, священников - 10835, диаконов - 1077; духовных академий - 2 с 178 дневн. и 150 заоч. учащ., духовных семинарий - 8 с 940 дневн. и 320 заоч. учащ.; монастырей - 56 (20 муж. и 36 жен.), насельников - 880 муж. и 3769 жен.
1962 - Храмов и молитвенных домов - 10149; духовных академий - 2, духовных семинарий - 5 с 364 дневн. и 128 заоч. учащ.; монастырей - 22, насельников - 2185.
1964 - Храмов и молитвенных домов - 7873; духовных академий - 2 с 200 дневн. и 157 заоч. учащ., духовных семинарий - 4 с 211 дневн. и 177 заоч. учащ.; монастырей - 16.