Презентация на тему Государственно-конфессиональные отношения в РФ в контексте национальной безопасности

Презентация на тему Государственно-конфессиональные отношения в РФ в контексте национальной безопасности, предмет презентации: История. Этот материал содержит 23 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Государственно-конфессиональные отношения в РФ в контексте национальной безопасности

Плохотнюк Татьяна Николаевна,
профессор, доктор исторических наук
кафедра истории России
Гуманитарный институт


Слайд 2
Текст слайда:

Дисциплина по выбору 3 семестр 2016/2017 учебного года форма контроля - зачет

Получение зачета на предпоследнем занятии

посещение, всех занятий;
работа на всех занятиях; выполнение всех заданий строго в рамках занятия

Получение зачета после встреч накануне и после новогодних праздников

Вольное посещение занятий;
Отсутствие при фактическом присутствии;
Наличие «комплекса песочницы»


Слайд 3
Текст слайда:

Государственно-конфессиональные отношения в РФ

Исторический контекст

?

Анализ современности

?


Слайд 4
Текст слайда:

С точки зрения истории – зачем?


Слайд 5
Текст слайда:

Генри Форд


Создание экомузея Гринфилд


Слайд 6
Текст слайда:

Василий Ключевский

Курс русской истории в 5 частях;
Исторические портреты. Деятели исторической мысли;
Сказание иностранцев о Московском государстве;
Боярская Дума Древней Руси


Слайд 7
Текст слайда:

Философ Владимир Сергеевич Соловьев


«Государство существует не для того, чтобы осуществить рай на земле, оно бессильно совершить это, но оно существует, чтобы предупредить осуществление ада на земле».


Слайд 8
Текст слайда:

Модели государственно-конфессиональных отношений: мировой и российский опыт

Модель 1
Государственная церковь – Конфессиональное государство
предполагает наличие религии со статусом государственной; .при анализе такой модели часто уточняют, что существующая в ее рамках церковь является истинной, а социум – идеальным, так как направляется в своем развитии вероисповедными традициями. Иначе говоря, такая модель представляет церковь как синоним общества, а государство — как страж церковных интересов.

Модель 2
Светское государство
предполагает отделение конфессий от государства (светское государство). Иногда эту модель представляют под названием «Общественное благо» — то есть свобода вероисповедания и политико-правовое регулирование национально-религиозных конфликтов. Национальная идея в этом случае приобретает политическую направленность, ее цель — сохранение суверенитета государства. Религия же рассматривается на институциональном уровне: любая церковь — не более чем институт, а государство признается поликонфессиональным.


Слайд 9
Текст слайда:

Виды взаимоотношений светского государства с конфессиями

сепарационный, при котором государство одинаково лояльно относится ко всем конфессиям (США, Франция);

кооперационный, при котором государство допускает определённое сотрудничество с одной или несколькими традиционными конфессиями (ФРГ, Испания и др.).


Слайд 10
Текст слайда:

Варианты государственно-конфессиональных отношений взаимоотношений в рамках модели 1

Западный
основан на принципе власти церкви. Церковь – «распорядительница» всего земного бытия. Католическая теория двух мечей говорит о том, что в руках Церкви сосредоточена власть духовная, но также и власть светская, государственная.

Восточный
основан на принципе симфонии, то есть созвучия властей. В его основе лежат евангельские речения Господа: «Царство Мое не от мира сего», «Богу — Богово, а кесарю — кесарево».


Слайд 11
Текст слайда:

Папа, епископ Рима, выше любого епископа, но также и любого короля. Этот принцип сформировался на католическом Западе очень давно, еще в первом тысячелетии по Рождеству Христову. Он позволил создать мощную церковную структуру, которая на протяжении столетий доминировала во всех сферах жизни: государственной, культурной, образовательной.


Слайд 12
Текст слайда:

В России церковь с самого начала находилась под непосредственным покровительством светской власти, которое подчас доходило до открытого вмешательства со стороны государства.


Слайд 13
Текст слайда:

Сфера государственно-конфессиональных отношений была чрезмерно детализирована в российской юстиции . Более тысячи законов и подзаконных актов мы находим в «Своде законов Российской империи»

— этом колоссальном сборнике, насчитывающем несколько десятков томов, которые регламентируют отношения Церкви и

государства, начиная со всем известного «Духовного регламента» архиеп. Феофана (Прокоповича). Согласно русским юридическим положениям, было четыре религиозные группы, с которыми взаимодействовало государство России на своей территории. Первая — это, естественно, сама Русская Православная Церковь: «господствующая религия», государственная Церковь.


Слайд 14
Текст слайда:

Ко второй группе относились другие христианские конфессии: католики и протестанты. Их религиозные общины были абсолютно легализированы в Российской империи


Слайд 15
Текст слайда:

К третьей группе относились нехристианские религии. Прежде всего, ислам и иудаизм. Интересно, что в законных актах Российской империи иудаизм стоял выше ислама. Естественно, государство в определенной степени также контролировало и во многом помогало деятельности этих конфессий.


Слайд 16
Текст слайда:

Но была и четвертая группа религиозных учений, по отношению к которым государство должно было определить свою позицию. В нее входили секты и движения.


Слайд 17
Текст слайда:

В мае 1883 года был принят закон, который дал значительные послабления для раскольников, а заодно предоставил право на общественные молитвенные собрания всем русским сектантам и устранил из правового словаря термин «особо-вредная секта». Новым законом МВД наделялось правом в каждом конкретном случае определять степень вредности секты. За 20 лет до принятия нового закона о свободе совести под определение особо-вредной секты попали штундисты. Особым положением Комитета Министров от 4 июля 1894 года им запретили общественные молитвенные собрания. После чего прошел ряд судебных процессов.


Слайд 18

Слайд 19
Текст слайда:

Если Запад после Реформации практически не вышел за рамки модели «общественного блага»,

то события XX века обусловили сначала многолетний «атеистический эксперимент» в самой России и вызревание новых моделей государственно-конфессиональных отношений в странах, включенных в социалистический блок


Слайд 20
Текст слайда:

В странах бывшего социалистического лагеря существовало пять моделей государственно-конфессиональных отношений:

атеистический абсолютизм (Албания);

модель жесткого и антагонистического отделения церкви от государства (СССР);

модель неравноправного союза государства с церковью большинства (Румыния, Болгария, Македония);

либерально-коммунистическая модель (Чехословакия, Венгрия, ГДР и некоторые республики СФРЮ);

польская модель.


Слайд 21
Текст слайда:

Современные модели государственно-конфессиональных отношений в Восточной Европе

Балканская модель: особые привилегии для церкви большинства (фактические или даже юридические) и определённые ограничения для религиозных меньшинств (Албания, Болгария, Румыния, Македония, Сербия, а также Грузия).

Центрально-европейская модель: в отдельных государствах заключены специальные соглашения с Ватиканом (Польша, Словения, Венгрия); в других странах существуют «признанные» и «непризнанные» религии (Литва, Латвия, Чехия, Словакия); испытательный срок для «непризнанных» религий (Литва, Эстония); ограничения для иностранных религиозных организаций (Эстония).

Постсоветская модель: законодательное отделение церкви от государства и отсутствие государственного финансирования религиозных организаций; равенство конфессий перед законом; относительно либеральное законодательство о свободе совести (Украина, Беларусь, Молдова).


Слайд 22
Текст слайда:

Выборочные статистические данные Русской Православной Церкви

1945 - Храмов и молитвенных домов - 10243; архиереев - 41; институт - 1, курсов - 4; монастырей - 104, насельников - 4632 .
1949 - Храмов и молитвенных домов - 14477; архиереев - 73, священников - 11835, диаконов - 1280; духовных академий - 2, духовных семинарий - 8; монастырей - 75, насельников - 4787.
1959 - Храмов и молитвенных домов - 13324; архиереев - 68, священников - 10835, диаконов - 1077; духовных академий - 2 с 178 дневн. и 150 заоч. учащ., духовных семинарий - 8 с 940 дневн. и 320 заоч. учащ.; монастырей - 56 (20 муж. и 36 жен.), насельников - 880 муж. и 3769 жен.
1962 - Храмов и молитвенных домов - 10149; духовных академий - 2, духовных семинарий - 5 с 364 дневн. и 128 заоч. учащ.; монастырей - 22, насельников - 2185.
1964 - Храмов и молитвенных домов - 7873; духовных академий - 2 с 200 дневн. и 157 заоч. учащ., духовных семинарий - 4 с 211 дневн. и 177 заоч. учащ.; монастырей - 16.


Слайд 23
Текст слайда:

Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика