Государевы дороги: исторические параллели северных меридианов презентация

Содержание

Содержание Вступление Освоение Севера Северная война Осударева дорога Между двумя эпохами Беломорско-Балтийский канал Заключение Карта Русского Севера Цель работы – сравнительный анализ строительства Осударевой дороги в Петровскую

Слайд 1Государевы дороги: исторические параллели северных меридианов
Герасименко Виталий, студент 2 курса отделения
Монтаж электрических,


электромеханических машин и оборудования, поселок Лоухи. Научный руководитель Горбачева Г. А., преподаватель истории

Государственное Бюджетное Профессиональное
Образовательное Учреждение Республики Карелия
Петрозаводский лесотехнический техникум

Петрозаводск 2017


Слайд 2


Слайд 3Содержание
Вступление
Освоение Севера
Северная война
Осударева дорога
Между двумя эпохами
Беломорско-Балтийский канал
Заключение

Карта Русского

Севера

Цель работы – сравнительный анализ строительства Осударевой дороги в Петровскую эпоху и
Беломорско-Балтийского канала
имени Сталина в 1931 – 1933 годах: цели, методы, значение.


Слайд 4Вступление
В 1760 году у берегов Норвегии потерпело крушение российское военное

судно «Единорог» с грузом пушек, более 96 штук, для защиты Архангельска.
На пушках имелись надписи«Olonec, 1715» и «Voronez, 1715»
Почти вся команда, включая капитана Василия Булгакова, погибла.
Чтобы попасть в Архангельск, тогда нужно было идти вокруг всей Северной Европы!
Эта карта наглядно показывает, какова была военная необходимость в Беломорско-Балтийском канале. А началось все, как Осударева дорога, во времена Петра Первого…

Слайд 5Освоение Севера. Коренное население Севера – саамы.
Норвежец Отер или Охтер в

ІX веке первым разведал морские границы Севера.
Англичанину Ченслеру принадлежит честь первого плаванья в Белое море.
Виллем Баренц,  «гражданин амстердамский и опытный мореход»,  исследовал «Мурманское»,  ныне Баренцево, море в 1594 году.
Навстречу им с материка двигались новгородские купцы и монахи, трудники и ратники.

Бесов Нос, петроглиф

Плавание Баренца


Слайд 6В Северной войне XVIII века за обладанием ледяным краем и Балтикой

сошлись Швеция и Россия.

Огромная Россия была отрезана от Балтийского и Черного морей.
Единственный выход к морю - Архангельск на Белом.
Европейские страны в это время стремительно развиваются. Идет великая научно-техническая революция. Отставание России может стать катастрофическим.
Но во главе России – Петр. Ему 28 лет. И он полон решимости все изменить.
Его сопернику Карлу – 18. И он не готов уступать.


Слайд 7
Шведы, опасаясь намерения Петра укрепиться на Балтике, решают отвлечь его внимание

угрозой Северу.
Они направляют свои силы к Архангельску.
Петр с войском двинулся на Север, но это известие отпугнуло шведов. Воспользовавшись этим, Петр совершает плавание по Белому морю и неожиданным маневром перебрасывает войска на юг.

Слайд 8От Нюхчи до Повенца, от Белого моря до Онего-озера Петр приказывает

строить Государеву дорогу для переброски военных сил с Белого моря на Балтику. А это - топи болот, болотные реки, горы - сельги,  кряжи - скалистые хребты (Ветренный пояс и Масельский кряж), валуны, и конечно, - леса, леса, леса… Разведать место были отправлены писарь И. Муханов и «блистательный бомбардир" М. Щепотев, сержант бомбардирской роты Преображенского полка.

Слайд 9Осударева дорога была отстроена длиной либо в 174 версты (260 км),

либо в 240 верст (320 км), 6 м шириной.

Она прошла по уже имеющимся тропам.
Исследователи отмечают,  что и сегодня расположение валунов  по краям дороги указывает на ее ширину, а на болотах, где прошла просека, до сих пор пустоты.


Слайд 10Грандиозное строительство всеми тяготами легло на простой люд (именам, некоторые имена

сохранились: Яков Елфимов и Родион Поташев.) Началась настоящая мобилизация! Людей призывают с лопских (лопарских, саамских) погостов, с «Соловецкой вотчины», с Каргополя, с Олонца и "со всего Поморья".



Слайд 11Интенсивность труда крестьян была немыслимой! Вот основные виды работ.
рубка лесов
перевозки по дороге

в обоих направлениях, по 2 и 3 раза за лето, (тяжелые грузы и продовольствие)
строительство новых телег, саней, дровней
конники ходят без перекладки седла (государские лошади орлёные, то есть быстрые)
настил бревен для волока

уборка валунов, редколесья, пней
засыпка болот песком
и добывание этого песка


Слайд 12
строительство мостов-переправ - настилом на столбах, настилом на столбах с проложенными

валунами и камнями
работа и днем, и ночью
продовольствование своими харчами


Слайд 13Суда на Осударевой дороге
Число работников определяют в 1200, некоторые исследователи -

в пять тыс. человек. Количество перемещенных войск - в восемь тысяч человек.
И суда также были.
Об этом прямо говорится в документах.
Крестьяне влекут некие "яхты и буяра" (буера).
Это отнюдь не шестидесятипушечные фрегаты, но суда военного назначения.

Буер и фрегат


Слайд 14М. В. Ломоносов восхищался Петром и считал, что народ осознает свою

историческую миссию.

«И промысл дал Тебе земли и моря ключ: По их обширности распростирай Свой луч. Нам сносны все труды и не ужасны смерти, Лишь только бы Твоих врагов гордыню стерти, Отечеству подать довольство, честь, покой И просветить народ, как дух желает Твой».


Слайд 15Появившись неожиданно для шведов, русские атаковали крепость Нотебург на Балтике (1702

год).


Крепость была захвачена и переименована в Орешек.
Так Россия завоевала выход к Балтике и начала укрепляться на балтийском побережье.
В 1703 году основан Санкт-Петербург, будущая новая столица государства - там, где Александр Невский разбил шведов.
А на берегу Онежского озера начал отливать первые пушки Петровский завод.
Северная война завершилась победой Петра.


Слайд 16Петр не забыл
Карелию.
Был еще несколько
раз.

Петр не забыл
Карелию.
Был еще несколько
раз.
Марциальные

воды

Петровкий завод

Кончезерский завод


Слайд 17В XIX веке было несколько проектов устройства канала.
Один из них, проект

военного инженера Тимонова, получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Канал мог послужить освоению Севера, ведь в ряде районов не было на 200 верст даже колесной дороги!

Но сил строить канал не было.


Слайд 18Каким видели канал в XIX веке.

Экономически значимым: канал свяжет Север с

хлеборобными внутренними районами России.
«Лесной промысел на Севере ещё не развит». Нужен сплав леса, нужен торговый флот.
Рыбный и звериные промыслы  получили бы развитие с сокращением времени доставки и увеличением рынков сбыта.
В случае войны частные компании передают канал и суда государству  бесплатно.
Часть этих задач была решена с постройкой железной дороги на Мурманск (Октябрьская железная дорога).

Слайд 19И все же строительство канала в XX веке началось по приказу

Сталина.

Это строительство стало новой сталинской Государевой дорогой - спешно,  с неисчислимыми жертвами, проложенной не с севера на юг, а с юга на север, но в тех же военно-стратегических целях.
Чтобы канал стоил дешевле, его строили заключенные.
Уже не с помощью телеги и лошади, а посредством  человека и тачки.
"Человек с такой тачкой" сам "был похож на лошадь в оглоблях" пишет А. И. Солженицын в книге "Архипелаг Гулаг ").


Слайд 20Решение о строительстве канала было принято 3 июня 1930 года, в

августе началось проектирование на местности.
Длина Беломорканала составила 227 километров.
Было построено 19 шлюзов, создано более 100 сложных инженерных сооружений, а также более 2500 километров железнодорожных путей. Создание Беломорканала заняло менее двух лет (20 месяцев).

Решение о строительстве канала было принято 3 июня 1930 года, в августе началось проектирование на местности.
Длина Беломорканала составила 227 километров.
Было построено 19 шлюзов, создано более 100 сложных инженерных сооружений, а также более 2500 километров железнодорожных путей. Создание Беломорканала заняло менее двух лет (20 месяцев).


Слайд 21Длительность навигации 165 суток.
Глубина 4 метра.
Скорость движения – 8 км/час
Длительность навигации

165 суток.
Глубина 4 метра.
Скорость движения – 8 км/час



Слайд 22
Норма хлеба для заключенных была 500 грамм в день.
Рабочая норма –

«два кубометра гранитной скалы разбить и вывезти на сто метров тачкой». Обувь – деревянные опорки (дощечки, примотанные к ноге тряпьем)

Слайд 23Люди, строившие канал, назывались каналоармейцами.
На строительстве канала их погибло не менее

12 - 25 тысяч, главным образом из-за ударных темпов стройки.
Для сравнения: Суэцкий канал длиной в 160 километров строился 10 лет, а Панамский канал протяженностью 80 километров – 28 лет.

Слайд 24За поэму о «Беломорском смерть-канале» был расстрелян поэт Олонецкой губернии, друг

С.Есенина, Николай Клюев.

…Вереск, похожий на горящие свечи, ангелы, собирающие души умерших на суше и по болотным гатям, Выгозеро, чья волна плещет сукровицей, незримый город мертвых под водой, Китеж - таким увидел Беломорканал Н. Клюев, уроженец Олонецкой губернии.
«То Китеж новый и незримый, То беломорский смерть-канал, Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тетка Фекла, Великороссия промокла Под красным ливнем до костей И слезы скрыла от людей…»


Слайд 25Но люди погибли ради безопасности страны.
В год завершения строительства канала, 1933, у

власти в Германии оказался Адольф Гитлер.
Германия начала подготовку ко Второй Мировой войне, а Гитлер, подобно Карлу, мечтал о захвате Европы и всего мира.
Германия имела мощный флот, контролировала Балтийское море.
Канал в этой связи приобретал важнейшее военно-стратегическое значение.
России нужна была свобода маневра, нужен был новый – Северный флот.
Корабли из Балтики нужно было вывести на просторы Ледовитого океана.

Слайд 26Большие корабли этот переход совершили под видом маневров у Скандинавского полуострова.


Подлодки - нет. По железной дороге их перевезти было немыслимо.
Операция по перетаскиванию подлодок из Кронштадта в Мурманск называлась ЭОН-1 (Экспедиция особого назначения № 1) и была проведена через Беломорско-Балтийский канал.
Так в 1933 г. начинался Северный флот…
У СССР был самый крупный подводный флот - 211 субмарин. За время войны они потопили более 400 кораблей противников.

Слайд 27В Санкт-Петербурге есть необычные музеи – музеи подводных лодок.
Первой прошла по

каналу боевая подлодка «Декабрист». Эта лодка → подобного класса называется «Народоволец». Она находится на Васильевском острове,
Шкиперский проток, 10.



Среди лодок были и те, которые производились в Петербурге (Ленинграде), на заводах, о которых еще мечтал Петр
(«Адмиралтейские верфи»).


Слайд 28Подлодки Северного флота, созданные в Петербурге, приняли участие в операции «Анадырь»,

во время «карибского кризиса».


Фидель Кастро играет в снежки в Мурманске. Лидер кубинской революции побывал на первом в мире атомном ледоколе «Ленин».


Слайд 29Сегодня Россия, как и мечтал Петр – великая морская держава.
«Петр Великий»,

корабль-флагман Северного флота.

Слайд 30Выводы
Вот такие обнаруживаются параллели исторических эпох. И все-таки они очень

разнятся.
Помор Ломоносов пишет оду Петру, деяния Сталина восхваляет М. Горький, - но олонецкой губернии поэт Клюев в своей поэме «Разруха» выносит человеческий приговор ББК.

Слайд 31И Петр, и Сталин модернизируют Россию, но реформы и особенно революции

– социальная, техническая - стоят неисчислимымых жертв.










Атомный ледокол «Ленин»

В изученных нами историях внешний фактор играет
негативную роль. Шведский король Карл или Адольф Гитлер
подстегивают власть в России поторопиться с ответом на внешнюю военную угрозу.



Слайд 32В огромной России дороги в силу самой природы приобретают государственное значение,

становятся «государевыми».
Армия и флот остаются гарантами стабильного развития страны.
На жёсткие реформы в России оказывается способна только жестокая власть.
Народу нечего противопоставить государству.
Но, несмотря на все тяготы, народ не отделяет себя от государства.

Слайд 331
1. Федор Андреевич Горбачев. Бывший крестьянин, железнодорожник, заключенный. Место смерти –

14 шлюз ББК, 1942 год.
2. Его сын Алексей (на фото1- на руках матери) – старший матрос корабля, «ровесник» Северного флота (род. в 1933г.). Во время службы совершил героический поступок – устранил на морозе неисправность антенны, привязав себя к мачте корабля.
3. Материал газеты «Знамя Родины», Йоканьга, 1956 год, из семейного архива, публикуется впервые.

1

2

3

Вот пример.


Слайд 34(Модель подводной лодки изобретателя петровских времен Ефима Никонова, 1718 год. Музей

под открытым небом. Курортная зона Петербурга, Сестрорецк, Петровская набережная)

Но Беломорско-Балтийский канал - это все же и романтическая мечта о благе людей, о технике, которая принесет процветание, о взлете технической мысли, которая должна преодолеть социальные преграды на пути к всеобщему благоденствию.


Слайд 35Источники
Электронные источники   Александр Иванович Солженицын. Архипелаг ГУЛаг. Часть третья. Истребительно-трудовые. Глава

3.Архипелаг дает метастазы. Библиотекарь.Ру.
http://www.bibliotekar.ru/solzhenicin/20.htm
Андрей Сидорчик. Сталинская стройка по идее Петра. 10 фактов о Беломорско-Балтийском канале. АиФ.
 http://www.aif.ru/society/history/45621
Беломорско -Балтийский канал. История строительства .  LifeGlobe.net!
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=448
Государева дорога. Правда и вымысел. Национальное географическое общество.
http://www.rusngo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3034%3A2013-03-11-11-28-00&catid=265%3A2012-12-19-12-01-45&lang=ru
Клаус Гестве.  Выстроенный на воде и крови. Гидротехнический архипелаг ГУЛАГ, 1931–1958 Варлам Шаламов.
 https://shalamov.ru/research/61/10.html
Линдсей, Изабелла. Энциклопедия Бернса.
http://www.robertburns.org/encyclopedia/LindsayIsabellab1746.524.shtml
Романовы в живописи. Петр I и Карелия.. Продолжение темы. parashutov. https://parashutov.livejournal.com/tag/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F
Плавания капитана флота Федора Литке вокруг света и по Северному Ледовитому океану (с илл.). Лит мир.  Электронная библиотека.
https://www.litmir.me/br/?b=252896&p=4

Слайд 36Спасибо за внимание!
Письменные источники
Вопрос о канале между Балтийским и Белым морями. Олонецкие

губернские ведомости, 1900 год, номер 11.
Гнетнев К. Карельская Голгофа. Как строили Беломорканал, - Петрозаводск: Острова, 2016.
Гнетнев К. Беломорканал: времена и судьбы. - Петрозаводск: Острова, 2008. Кротов П.А. Осударева дорога 1702 года: Пролог основания Санкт-Петербурга СПб.: Историческая иллюстрация, 2011. - 312 с.
Макуров В. Копонев В. Карибский кризис и Северный флот. Север, 2013 год, номера 5-6.
Михайлов А. Оператор Алексей Горбачев. Знамя Родины, 1956 год, номер 62, 30 мая.
Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы». - М.: ЭКСМО, 2010.
Олонецкие и воронежские пушки 1715 года на затонувшем в Норвегии корабле. Олонецкие губернские ведомости, 1877 год, номер 72.
О важности и необходимости соединения Белого моря с Балтийским. Олонецкие губернские ведомости, 1870 год, номер 39.
О мерах для развития промышленности на Севере России. Олонецкие губернские ведомости, 1872 год, N 11.
Платонов В. И. Записки адмирала. - М.: Воениздат, 1991.
Рассказов Л. Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках. Экономическая история: Ежегодник. 2002. — М.: Росспэн, 2003
Тимонов, В. Е. Морское строительное дело на парижской всемирной выставке и международном конгрессе по приморским сооружениям 1889 г. Журнал министерства путей сообщения, 1890 г., СПб., 1891.
Чухин И. Каналоармейцы. – Петрозаводск, Карелия,  1990.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика