Слайд 2 История Нижнего Тагила тесно связана с историей горнозаводской промышленности
Урала. Разрешение на постройку чугуноплавильного завода у горы Магнит (позже она стала называться Высокой) было дано Демидовым в 1702 году по Указу Петра I.
Никита Демидович Антуфьев-Демидов
Слайд 3 Строительство Нижнетагильского чугуноплавильного, железоделательного и Выйского медного заводов продолжалось
несколько лет и велось по лучшим европейским образцам. Выйский завод был пущен в 1722 году. Около него возник поселок носивший, по установившейся на Урале традиции, имя своего завода.
Вид на чугуноплавильный и железоделательный завод
Комплекс заводоуправления Нижнетагильского горнозаводского округа
Слайд 4 В 70-х годах XVIII века все больше сливавшиеся с
другими Нижнетагильский и Выйский поселки представляли, по свидетельству современников, крупное поселение городского типа почти с пятитысячным населением и со значительной торгово-промышленной прослойкой.
Александровская улица.
Шамина улица.
Слайд 5 К концу XVIII века Нижний Тагил был заметным промышленным
и культурным центром. В 1806 году был образован Нижнетагильский горный округ, в который вошли все заводы. Этому способствовало проведение в 70-х годах XIX века горнозаводской железной дороги, а также соединение его с окрестными заводами узкоколейными дорогами.
Входо-Иерусалимская соборная церковь
Салдинская улица. Памятник А. Н. Карамзину.
Слайд 6 Но слава Нижнего Тагила связана не только с чугуном
и железом марки «старый соболь». Тагильской листовой медью окована Адмиралтейская игла в Санкт–Петербурге. Тагильский малахит (рис. 7), добываемый в медных рудниках, пошел на облицовку знаменитой Малахитовой комнаты в Зимнем дворце и интерьера Исаакиевского собора (колонны).
Тамильские малахитовые шкатулки
Слайд 7 Не меньшую славу (она оставалась долгое время безымянной) принесли
нижнетагильским заводам механики – самоучки, сумевшие в условиях безграничного попрания человеческой личности и таланта создавать машины и устройства, передовые для того времени не только в России, но и в Европе.
Слайд 8 С именами таких выдающихся механиков, как Е. Кузнецов, С.
Козопасов, Е. И М. Черепановы, П. Макаров связано создание первых русских прокатных станов, уникальных для своего времени гидротехнических устройств, металлообрабатывающих станков, первого русского паровоза и железной дороги .
Слайд 9 В Нижнем Тагиле процветали и кустарные промыслы, связанные
с обработкой металла и дерева. Особой известностью пользовалось производство хозяйственной утвари, и, в первую очередь, сундуков и лакированных подносов. Приготовленные из тонкого железа, расписанные яркой живописью и покрытые особо прочным «хрустальным» лаком, тагильские подносы вызывали восхищение.
Слайд 10 Загадка изобретения лака не раскрыта до сих пор. Давно
только замечено, что качество лака зависит от действия на него высокой температуры. Изобретение его косвенно связанно с мастерством самих металлургов, умевших строить самые разные нагревательные печи и отлично чувствовавших «суть огневой работы». Секрет лака хранился в глубокой тайне, передаваясь от отца к сыну.
Слайд 11 В 19 в., когда железоделательная промышленность Урала переживала
кризис и многие заводы пришли в упадок, Нижнетагильский завод продолжал расти. Рост этот был обусловлен развитием медной и золотоплатиновой промышленности. В 1860 г. из меднорудянских руд на Выйском и Нижнетагильском заводах выплавлялось более 100 тыс. пудов меди, годовая добыча золота превышала 24 пуда.
Слайд 12 В первом десятилетии 20 в. Нижний Тагил прочно занял
второе место на Среднем Урале по численности населения и производственному потенциалу.
В советский период производственная база Н. Тагила (статус города он получил в 1917 г.) развивалась за счет строительства и роста металлургического комбината и вагоностроительного завода.
Проходная Уралвагонзавода
Слайд 13 На картах индустриализации молодой Страны Советов Уралвагонзавод появился
в 1936 году. В болотистой и глухой уральской тайге в 140 км севернее Свердловска в 1931 году был заложен крупнейший завод по выпуску грузовых вагонов. Нелегок был труд строителей, с упорством и энтузиазмом превращавших таежные массивы в строительную площадку, возводивших грандиозные сооружения будущего красавца-завода.
Слайд 14 11 октября 1936 г. с конвейера вагоносборочного корпуса сошли
первые большегрузные полувагоны. Уралвагонзавод вошел в строй действующих.
В 1938 году Уралвагонзавод, как и большинство крупных гражданских промышленных предприятий СССР, обзавелся двумя неизбежными подразделениями – производствами товаров народного потребления и вооружения.
Слайд 15 Нелегкими были для завода первые послевоенные годы. Снова обнажились
рельсы довоенного вагоносборочного конвейера и началось освоение новых типов и видов грузовых вагонов. Коллективом отдела главного конструктора - головным в стране КБ грузового вагоностроения, разработано более 60 типов грузовых вагонов, несколько типов тележек.
В новых моделях полувагонов деревянная обшива заменяется цельнометаллической, осваиваются тележки с буксами на роликовых подшипниках. В 1973 году заводом был выпущен последний полувагон с деревянной обшивой.
Слайд 16 Выбор Уралвагонзавода в качестве основного центра производства танков Т-34
не был случайным, принятым в спешке и эвакуационной неразберихе решением. Еще в середине 1940 года шел поиск предприятия-дублера для массового производства Т-34 в военный период.
Танк Т-34
Слайд 17 Танк Т-34 считался лучшей боевой машиной периода войны. В
нем сочетались огневая мощь, надежность броневой защиты и высокая маневренность. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным. Как мы были благодарны за него нашим уральским рабочим, техникам, инженерам.
Танк Т-34
Слайд 18 В конце мая 1945 года коллектив завода доложил Центральному
Комитету партии и правительству о выпуске последнего танка.
По распоряжению правительства этот исторический танк в день празднования первого Дня танкистов – 8 сентября 1946 года был поставлен на пьедестал у главной заводской проходной как памятник трудовому подвигу танкостроителей.
Танк Т-34
Слайд 19 Исходили из того, что УВЗ уже располагал мощными
металлургическим, литейным, кузнечным и штамповочным производствами, а также сильным энергетическим хозяйством и большими площадями сборочных цехов. Все это в соответствии с проектом еще не завершенного строительством завода могло быть существенно расширено. Для создания подобных мощностей в другом месте потребовалось бы не менее 8 – 10 лет.
Слайд 20 Поскольку рост выпуска новых металлоемких изделий требовал увеличения
мощностей сталелитейного производства, предполагалась реконструкция старых и строительство новых металлургических цехов. Еще одной из причин, обусловивших необходимость реконструкции УВЗ, стал танк Т-72. Сегодня это одна из самых известных и «воюющих» боевых машин мира.
Танк Т-72
Слайд 21 В отличие от множества других танков, Т-72 вызывает только
2 чувства: им либо восхищаются, либо, напротив, подвергают самой уничтожающей критике. А еще Т-72 – «визитная карточка» Уралвагонзавода в 1970 – 1980 годах. танк Т-72 стал самой массовой боевой машиной в мире и занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Танк Т-72
Слайд 22 Стремление Уралвагонзавода к выходу на мировой рынок вооружений
привело к очень интересным последствиям для Нижнего Тагила. В 1990-х годах тагильские танки регулярно участвовали в самых различных оружейных выставках по всему миру – в Объединенных Арабских Эмиратах, Греции, Франции, Малайзии, Индии.
Слайд 23 А летом 1999 года в Нижнем Тагиле прошла
первая выставка вооружений «Уралэкспоармс-1999», а за ней через год последовала вторая. Уральская выставка стала регулярным событием, привлекающим все больше внимание иностранных специалистов и потенциальных покупателей вооружений и все большее количество предприятий – участников.
Слайд 24 Объединение располагает хорошей материально-технической базой для подготовки кадров
по основным ведущим профессиям. В машиностроительном техникуме обучаются 800 студентов на дневном отделении и 600 - на вечернем.
Ежегодно в десятках здравниц отдыхают и лечатся тысячи работников Уралвагонзавода и члены их семей. Сказочной красоты лыжные тропы - излюбленные места зимнего отдыха, здесь всегда многолюдно в выходные дни, любителей лыжных прогулок обслуживает хорошо оборудованная лыжная база объединения.
Машиностроительный техникум
Слайд 25 Оздоровительным центром работников завода и членов их семей стал
плавательный бассейн - Дворец водного спорта, вступил в строй в конце 1980-х Дворец спорта с искусственным льдом на 5000 зрителей. Центром культурной жизни вагоностроителей является Дворец культуры имени И.В. Окунева, Героя Социалистического Труда, директора Уралвагонзавода 1949-1969 гг. Уралвагонзавод располагает стадионом, открытым хоккейным кортом, спортивными залами для баскетбола, волейбола, легкой атлетики и других видов спорта.
Дворец водного спорта
Дворец культуры имени И.В.Окунева
Слайд 26 Нижний Тагил является железной столицей Среднего Урала. Он знаменит
своими революционными традициями в прошлом и героической борьбе тагильчан во время Великой Отечественной Войны. Гордостью всей страны являются промышленные гиганты города- Нижнетагильский металлургический комбинат и Уралвагонзавод благодаря которым развивался и развивается наш город. Но больше всего славен Нижний Тагил людьми, продолжающими традиции тагильских умельцев.