Слайд 1Гимназический мир старого Петербурга
Слайд 2Министерская реформа 1802 г.
Слайд 3Первый министр народного просвещения
граф П. В. Завадовский
Слайд 4товарищ министра М. Н. Муравьев писатель, первый попечитель МГУ, наставник
государя в русском языке
Слайд 5
Предварительные правила народного просвещения
24 января 1803 г.
1. приходские училища
2. уездные
училища
3. губернские училища (гимназии)
4. университеты
Слайд 6Иерархия чиновников ведомства Министерства народного просвещения
студент «по окончании наук» - XIV
класс по Табели о рангах
кандидат (первая университетская степень) – XII класс
младший учитель гимназии – X класс
магистр (вторая университетская степень), старший учитель гимназии – IX класс
доктор (третья университетская степень) – VIII класс
ординарный профессор Университета, директор гимназии – VII класс
ректор Университета – V класс
Слайд 7
Именной императорский указ Сенату
24 января 1803г.
Учебные округа:
Петербургский
Московский
Харьковский
Казанский
Дерптский
Виленский
Слайд 8Санкт-Петербургский учебный округ
Попечитель округа граф
Н. Н. Новосильцев
Заместитель попечителя
граф
П. А. Строганов
Слайд 9Санкт-Петербургский учебный округ
Слайд 10Устав учебных заведений
5 ноября 1804 г.
Цель гимназий: подготовка юношества
к университетским наукам, преподавание предметов, «необходимых для благовоспитанного человека», подготовка учителей для приходских и уездных училищ
Слайд 117 сентября 1805 г. – открытие Санкт-Петербургской губернской гимназии на углу
Большой Мещанской ул. и Демидова пер.
Слайд 13Финансирование гимназии
Суммы, отпускавшиеся правительством из казны
Плата за пансионеров и полупансионеров
Пожертвования частных
лиц
Слайд 14Условия приема
«В гимназию принимаются всякого звания ученики, окончившие науки в уездных
училищах, или в других училищных заведениях, либо и дома, если только имеют достаточные сведения к продолжению наук, преподаваемых в гимназиях»
«Прием в гимназию бывает один раз в год по окончании открытых испытаний»
Слайд 15Программа обучения в гимназиях
(курс 4 года)
Языки: латынь, немецкий, французский
География и история,
включая мифологию (баснословие) и древности
Статистика общая и государства Российского
Начальный курс философии и изящных наук
Основы политэкономии
Математика чистая и прикладная
Опытная физика и естественная история
Основы наук, относящихся до торговли
Основы технологии
Рисование
Если позволяют доходы гимназии – танцы, музыка и телесные упражнения
Слайд 16Учебная нагрузка
Учебный год – с 1 августа до 1 июля следующего
года
По понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам классы с 8 до 12 часов и с 2 до 4 часов по полудни
По средам и субботам – с 8 до 11 часов и с 1 до 3 часов по полудни
Итого: 30 часов в неделю
Слайд 17Расписание занятий
1 класс
Алгебра, геометрия, плоская тригонометрия
Древняя история и география, мифология и
древности
Логика и всеобщая грамматика
Латынь
Немецкий и французский языки
Рисование
Слайд 182 класс
Прикладная математика и опытная физика
Новая история и география
Психология и нравоучение
Латынь
Немецкий
и французский языки
Рисование
Слайд 193 класс
Прикладная математика и опытная физика
Общая статистика
Эстетика и риторика
Естественная история
Латынь
Немецкий и
французский языки
Рисование
Слайд 204 класс
Статистика Российского государства
Право естественное, право народное, политическая экономия
Естественная история, технология,
наука о торговле
Немецкий и французский языки
Рисование
Слайд 21Учебные пособия
Грамматики, словари, хрестоматии, учебники
Собрание географических карт, армилярных сфер и глобусов
Собрание
естественных вещей их трех царств природы
Собрание чертежей и моделей машин
Собрание геометрических тел
Собрание физических орудий
Слайд 22Ученики
Казеннокоштные
Своекоштные
Обучавшиеся за счет благотворителей
Пансионеры
Полупансионеры
Приходящие
Слайд 23Динамика численности учеников в 1805 г.
Сентябрь – 96 человек
Ноябрь – 263
человека
Слайд 24Пансион при гимназии
Цель: «поселить в умах юных воспитанников благородный
образ мыслей, сходствующий с духом правления Российской империи»
Слайд 25Распорядок дня в пансионе
6 часов – подъем, умывание, молитва
7 – 8
часов – завтрак (булка и чай с молоком); повторение уроков
8 – 12 часов – классы (два урока по два часа)
12.30 – обед, молитва
13 – 14 часов – «отдохновение и забавы»
14 – 16 часов – классы
16 – 16.30 – отдых
16.30 – 18 часов – «комнатное учение, повторение уроков»
18 – 19.30 – полдник, прогулка
20 часов – ужин
21 час – молитва, отбой
Слайд 26I отделение
- его величества государя императора (6 человек)
- своекоштные
(58)
II отделение
- его величества государя императора (13)
- ее величества государыни императрицы (3)
- ее величества вдовствующей императрицы Марии Федоровны (1)
Слайд 27 - их высочеств великих князей Николая Павловича и Михаила
Павловича (1)
- ее высочества Екатерины Павловны (1)
- своекоштные (41)
- Академии наук (40)
- Медико-хирургической академии (3)
- 1 Кадетского корпуса (4)
- Комитета составления законов (1)
Слайд 28 В 1817 г. появились «экономические пансионеры» из детей офицеров, погибших
в годы Отечественной войны 1812 г. Они считались пансионерами государя императора, но воспитывались за счет средств гимназии в благодарность за дарованные ей преимущества.
Слайд 29Экзамены учеников Санкт-Петербургской губернской гимназии в 1808 г.
Нравственно-политические науки
Философические: логика, начала
психологии и нравственной философии
Российская словесность: введение в риторику, стихосложение
Всеобщая география с предварительным понятием о древнем разделении Европы, Азии и Африки; российская география
История римская; история российская до вступления на престол дома Романовых
Слайд 30Физико-математические науки
Алгебра, геометрия, плоская и сферическая тригонометрия и конические сечения
Естественная история
вообще и и частная из теоретической и практической части минералогии землекаменных пород о кварце, кремне, яшме, полевом шпате и о драгоценных камнях
Физика: общие свойства тел, движение прямолинейное и криволинейное , тяжесть и центр тяжести тел, движение по наклонной плоскости
Слайд 31Языки:
Латинский
Греческий чтение, грамматика, переводы
Английский
Французский
Немецкий
риторика
Фехтование
Танцы
Слайд 32Директор
Избирался Университетом и по представлению попечителя округа утверждался министром.
Должен быть
«сведущ в науках, мог исправно судить об искусстве учителей и успехах учеников; деятелен, благонамерен, любить порядок и добродетель, усердствовать пользам юношества и знать цену воспитания»
Слайд 33Учителя
Определялись Университетом по представлению директора гимназии.
Должны быть «благонравны, имели
бы потребные к сей должности сведения, знали способ преподавать учение»
Слайд 34Подготовка учителей
1801-1803 гг. – Учительская семинария
1803-1804 гг. – Учительская гимназия
1804-1816 гг.
– Санкт-Петербургский педагогический институт
1816 – 1819 гг. – Главный педагогический институт (ГПИ)
1819 г. - Санкт-Петербургский Университет
1820 -1822 гг. – II разряд ГПИ (Учительский институт) для подготовки учителей уездных и приходских училищ
1828 - 1859 гг. – ГПИ как самостоятельное заведение для подготовки профессоров и учителей в учебные заведения МНП по всей Империи
Слайд 35Учебная нагрузка
Учитель математики и физики – 18 часов в неделю
Учитель истории,
географии и статистики – 18 часов
Учитель философии, изящных наук и политической экономии – 20 часов
Учитель естественной истории, технологии и коммерческих наук – 16 часов
Учитель латинского языка – 16 часов
Учитель французского языка – 16 часов
Учитель немецкого языка – 16 часов
Учитель рисования – 4 часа
Слайд 36Иерархия учителей
Учителя наук – старшие (IX класс, титулярные советники)
Учителя языков –
младшие (X класс, коллежские секретари)
Учитель рисования – XII класс, губернский секретарь
Слайд 37Обязанности учителя
«Всех приходящих в класс учиться его предметам, должен обучать, не
требуя от них никакой платы за учение; при самом же учении не должен пренебрегать детей бедных родителей; но всегда иметь в памяти, что он приготовляет Членов обществу».
«Должен стараться всеми силами, дабы ученики преподаваемые им предметы понимали ясно и правильно; быть терпеливым и исправным, и полагаться больше на свою прилежность и порядочные правила, нежели на чрезмерный труд учеников своих»
Слайд 38«Для малолетних детей он старается сделать учение свое легким, приятным и
более забавным, нежели тягостным»
«При наставлении всех учащихся, а особливо возрастных, учитель должен стараться более о образовании и изощрении рассудка их, нежели о наполнении и упражнении памяти»
«Учители занимают у своих учеников место родителей…строгость их не должна иметь в себе ничего сурового, а благосклонность ничего мягкосердого, дабы не привлечь на себя ни ненависти, ни презрения»
«Учители не должны почитать себя за самовластных судей над детьми и управлять ими по своенравию»
Слайд 39«Надлежит учителям остерегаться и остерегать воспитанников своих от всех суеверных, баснословных
и развратных дел и разговоров»
«Запрещается учителям воспитанников, вверенных им родителями единственно для науки и воспитания, употреблять в посторонние дела, домашнюю работу или в посылки»
Слайд 40Дополнительные обязанности учителей («дабы соединить теорию с практикой»)
Учителя математики, естественной истории
и технологии во время каникул должны отправляться с учениками за город, чтобы:
Показывать мельницы, гидравлические машины и другие механические предметы
Собирать травы, различные роды земель и камней
В зимнее время осматривать фабрики, мануфактуры и мастерские художников
Слайд 41Старшие учителя при помощи директора должны вести записки об истории гимназии
Вести
исторические, метеорологические, топографические и статистические записки о губерниях
Слайд 42Мундиры
(1809 г.)
Учителя
Кафтан темносинего сукна со стоячим воротником и обшлагами бархатными красного
цвета
Камзол и нижнее платье белые, пуговицы позолоченные, гладкие
Золотое шитье на воротнике, обшлагах и клапанах в зависимости от класса должности
Слайд 43
Ученики и выпускники СПб губернской гимназии
Слайд 44А.М.Горчаков
(1798-1883)
А.Д.Илличевский
(1798-1837)
И.В.Малиновский
(1796-1873)
Слайд 45 Дипломат, светлейший князь (с 1871 г.), канцлер (с 1867
г.)
С 19 лет на дипломатической службе, в 1856-82 гг. министр иностранных дел.
За время службы был удостоен всех высших российских орденов
Александр Михайлович Горчаков
(1798 – 1883 гг.)
Слайд 46Алексей Демьянович Илличевский
(1798 – 1837 гг.)
«остряк любезный»
А. С. Пушкин
Сын томского губернатора
Слайд 47Иван Васильевич Малиновский
(1796 – 1873 гг.)
сын первого директора Царскосельского
Лицея В. Ф. Малиновского
«повеса из повес, на шалости рожденный»
А. С. Пушкин
Слайд 48 По «Предварительным правилам народного просвещения» по всей Российской империи
предполагалось учредить 51 гимназию. На практике к 1809 г. по всей стране было открыто только 39 гимназий:
СПб округ – 4 (СПб губернская гимназия, 1805 г., Новгородская, 1808 г., Архангельская, 1808 г., Псковская, 1808 г.)
Московский – 10
Харьковский – 11
Казанский - 6
Виленский – 7
Дерптский - 5
Слайд 49 «Многие ученики, едва начавши учиться, покидали заведение для практической деятельности;
другие, пробыв в нем несколько лет, находили возможным пристроиться в военной или гражданской службе; наконец, некоторые оканчивали курс, составляя незначительный процент всего числа обучавшихся. Иначе и быть не могло: образование тогда еще ценилось мало, на него смотрели, как на роскошь»
Слайд 50Михаил Михайлович Сперанский
Инициировал появление императорского указа 1809 г.
об экзаменах на чины
Слайд 51Указ Сенату от 6 августа 1809 г. «О правилах производства в
чины по гражданской службе и об испытании в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники»
«Предполагаемо было, что все способные состояния, и особенно сословие дворянское…воспользуются открытием университетов, гимназий и училищ…и что отечественные сии установления предпочтены будут способам учения иностранным, недостаточным и ненадежным.
…Мы видим, что дворянство, обыкшее примером своим предшествовать всем другим состояниям, в сем полезном учреждении менее других приемлет участие
Слайд 52… Мы находим между прочим, что главным поводом к оному есть
удобность достигать чинов не по заслугам и отличными познаниями, но одним пребыванием и счислением лет службы»
Слайд 53Испытания
Науки словесные
«Знание грамматики, умение правильно на русском сочинять,
знание, по крайней мере одного иностранного языка и удобность перелагать с оного на российский»
2. Правоведение
- право естественное
- право римское
- право римское частное гражданское с приложением к российскому законодательству
- уголовные законы
Слайд 54Науки исторические
- основательное познание российской истории
- история всеобщая древняя и новая, география и хронология
- статистика, особенно российского государства
4. Науки математические и физические
- начальные основания математики (арифметика и геометрия)
- общие сведения в главных частях физики
Слайд 55Н. М. Карамзин
« у нас председатель Гражданской палаты обязан знать Гомера
и Феокрита, секретарь сенатский – свойства оксигена и всех газов, вице-губернатор – пифагорову фигуру, надзиратель в доме сумасшедших – римское право, или умрут коллежскими и титулярными советниками»
Слайд 56«Новое постановление настолько встревожило чиновников, спокойно двигавшихся по лестнице повышения, что
они потеряли головы и не знали, что им делать. Подобный экзамен требовался от служащих всех ведомств. Программа была довольно обширная. Экзаменовали из арифметики, геометрии, физики, истории, географии, статистики, политической экономии, естественного права и иностранных языков. В комиссии, специально образованной для этих экзаменов, царило вавилонское столпотворение. Поседевшие на службе коллежские асессоры, знающие только свои «входящие и исходящие бумаги» и трафаретное исполнение их, получившие крайне ограниченное образование и даже иногда не получившие никакого, становились в тупик уже от самих названий наук, по которым приходилось экзаменоваться. Проваливалось на этих экзаменах почти 100 процентов, но когда увидели, что благодаря таким экзаменам исчезнут со службы все коллежские асессоры, ретивость строгих экзаменаторов была сокращена»
Северцев П. П. СПб в начале XIX века //Прогулки по Невскому проспекту в первой половине XIX в. СПб., 2002. С. 49-50
Слайд 5711 апреля 1810 г. – министром просвещения стал граф Алексей Кириллович
Разумовский
«Развитие рассудка постепенным ходом, чтобы ученик мог изложить изучаемое собственными, хотя бы и не связными, но не книжными выражениями»
Слайд 58Циркуляр министра
(июль 1810 г.)
При определении на службу требовать от учителей
«знания методы не механической, но способствующей к действительному обогащению ума полезными и нужными истинами»
Директора должны надзирать за «методою преподавания, чтобы учители не задавали выучивать наизусть слово в слово, а заставляли учеников рассказывать выученное своими словами»
Слайд 59В 1810 – 1821 гг. должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа занимал
граф
Сергей Семенович Уваров
Его крестной была императрица Екатерина II
Он вел знакомство с Гете и мадам де Сталь
Он свободно говорил и писал на нескольких иностранных языках
В 1816 г. за научную работу «Опыт об элевсинских таинствах» его избрал свои почетным членом Институт Франции
В 1818 г. он был назначен президентом Петербургской академии наук, которую возглавлял до самой смерти
Слайд 60Докладная записка Уварова министру просвещения от 31 октября 1811 г.
- «Курс
учения и образ преподавания в Петербургской губернской гимназии до сих пор отнюдь не соответствовал намерениям правительства»
Курс перегружен предметами, «которые предоставляются одним университетам и изучение которых требует зрелого и предуготовленного ума»
Слайд 61Изменения в программе гимназии
Убраны: политэкономия, коммерческие науки, финансы, эстетика, философическая грамматика
Введены:
Закон Божий, русский язык и литература, классические языки (латынь и греческий)
Слайд 62Эвакуация учеников гимназии и студентов Педагогического института в октябре 1812 –
январе 1813 г.
Маршрут: Санкт-Петербург – Шлиссельбург - Новая Ладога – Петрозаводск
Слайд 631813 г. - дети несвободных состояний могут поступать в гимназии только
с особого разрешения министра
Слайд 64В 1816 – 1824 гг. кресло министра духовных дел и народного
просвещения занимал князь Александр Николаевич Голицын
Обер-прокурор Синода,
глава Библейского общества
«христианское благочестие – основание
истинного просвещения»
«Министерство затмения»
Слайд 65
1817 г. – введение платы за обучение
С. С. Уваров:
«всегдашняя неисправность в уроках, лень и беспечность», отсутствие отчета перед родителями – результат бесплатного обучения
Слайд 66Преимущества для выпускников гимназии
Указ от 10 февраля 1817 г.:
воспитанники, окончившие полный курс на отлично, при поступлении на службу сразу получали чин XIV класса, и их аттестаты приравнивались к университетскому диплому
Указ от 14 февраля 1818 г.:
выпускники получили право на производство в офицеры через 6 месяцев наравне со студентами некоторых учебных заведений
Слайд 67Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа в 1821 – 1826 гг.
Д. П. Рунич
Добился
увольнения из СПБУ ряда либерально настроенных профессоров (1821 г.)
Участвовал в разработке «драконовского» цензурного устава 1826 г.
За финансовые злоупотребления отдан под суд в 1826 г.
Слайд 68Министр народного просвещения
Александр Семенович Шишков
(1824-1826 гг.)
«воспитание народное во всей Империи
нашей, несмотря на разность вер и языков, должно быть русское»
«все науки должны быть очищены от всяких не принадлежащих к ним вредных умствований»
из молодых людей нужно воспитывать «верных сынов церкви и верных подданных, преданных Богу и царю»
«обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу онаго количество людей, принесло бы более вреда, чем пользы»
Слайд 69Санкт-Петербургская гимназия (1823 – 1830 гг.) – Третья гимназия (1830 –
1918 гг.)
Слайд 71Первые ученики СПб гимназии
30 воспитанников Учительского института
30 мальчиков из Дома воспитания
бедных детей Императорского Человеколюбивого общества
40 своекоштных воспитанников
150 вольноприходящих
Слайд 72Плата за обучение
Для пансионеров – 400 рублей в год плюс единовременно
100 рублей на кровать, тюфяк, подушку и постельное белье
Для полупансионеров – 200 рублей
Для вольноприходящих – 15 рублей
Слайд 73Император Николай I
«Мне нужны не умники, а верноподданные»
Слайд 74Граф А. Х. Бенкендорф
«В России нужно отпускать ученость только по
рецепту правительства»
Слайд 75 «Я бы желал, чтобы эти молодые люди уважали мундир,
который они носят, мундир, который уравнивает богатых и бедных, знатных и незнатных»
Слайд 78 Форма воспитанников СПб гимназии 1825 г.
а) мундир пансионеров б) мундир
полупансионеров и приходящих
в) сюртук для всех учеников
Слайд 79Министр народного просвещения князь Карл Андреевич Ливен
(1828- 1832 гг.)
Слайд 80Устав учебных заведений
8 декабря 1828 г.
Цель гимназий
«доставить способы приличного по званию
воспитания тем из молодых людей, кои не намерены или не могут продолжать учение в Университетах»
«готовящихся поступить в оные снабдить необходимыми для сего предварительными знаниями»
Слайд 81Устав 1828 г.
Программа обучения в гимназиях
(курс 7 лет)
Закон Божий, священная и
церковная история
Российская грамматика, словесность и логика
Латинский, немецкий и французский языки
Математика
География и статистика
История
Физика
Чистописание, черчение и рисование
Греческий язык (в гимназиях при университетах)
Слайд 82Устав 1828 г.
появление инспектора – помощника директора «во всем, что касается
до надзора за преподаванием и нравственной частью воспитания»
появление почетного попечителя, избиравшегося дворянством губернии каждые три года
учреждение Совета гимназии, состоявшего из директора, инспектора и старших учителей
Слайд 83узаконение наказаний:
выговор, пристыжение, лишение высшего места в классе (учителя и инспектор)
выставление
имени на черной доске, заключение на несколько часов в запертом классе (директор)
порка розгами (для младших), исключение из гимназии (для старших) (Совет гимназии)
Слайд 84Устав 1828 г.
Открыть в Санкт-Петербурге три казенные мужские гимназии:
Благородный пансион при
СПб Университете – Первая гимназия (Ивановская ул. д.7)
Высшее училище – Вторая гимназия (ул. Казанская, д.27)
СПб гимназия – Третья гимназия (Соляной пер., д. 12)
Слайд 85
Форменная одежда
Будничная: синие сюртуки или куртки и панталоны поверх сапог
Парадная: синие
мундиры с красным воротником и металлическими (белыми или желтыми) пуговицами в один ряд
синие фуражки с красным околышем
серые шинели
Слайд 86Различия в форменной одежде
Первая гимназия: две золотые петлицы на воротнике, красный
кантик на тулье фуражки
Вторая гимназия: две серебряные петлицы на воротнике, белый кантик на тулье фуражки
Третья гимназия: одна золотая петлица на воротнике, синий кантик на тулье фуражки
Слайд 92Первая гимназия
Ивановская (ныне – Социалистическая) ул. д. 7
Слайд 95Первая гимназия
Плата за обучение
Для пансионеров – 1000 рублей в
год плюс 200 рублей единовременно
Слайд 96Привилегии учеников Первой гимназии
Окончившие курс на отлично принимались в Университет без
экзаменов
20 человек ежегодно за счет казны переводились в Царскосельский Лицей
При Николае I два лучших воспитанника раз в неделю приглашались в Зимний Дворец, чтобы «составлять школьное общество» для наследника цесаревича
Слайд 97
Ученики и выпускники Первой гимназии разных лет
Слайд 98А.Н.Бекетов
(1825-1902)
В.В.Крестовский
(1840-1895)
Г.И.Турнер
(1858-1941)
Слайд 99В.И.Вернадский
(1863-1945)
Ю.О. Цедербаум
(Мартов)
(1873-1923)
И.Я.Билибин
(1876-1942)
Слайд 100
Композитор,
музыкальный критик
Александр Николаевич Серов
(1820 – 1871 гг.)
Слайд 101Иван Иванович Панаев
(1812 – 1862 гг.)
Писатель, литературный критик, издатель,
журналист.
Печататься начал с 1834 г.
в 1847 г. совместно с Н. А. Некрасовым возродил журнал «Современник»
Слайд 102Владимир Иванович Вернадский
(1863 – 1945 гг.)
естествоиспытатель, основоположник комплекса современных
наук о Земле, автор учения о биосфере
один из лидеров земского либерального движения и партии кадетов
Слайд 103
Иван Яковлевич Билибин
(1876 – 1942 гг.)
График и театральный художник, член
организации «Мир искусства».
Слайд 104Всеволод Владимирович Крестовский
(1840 – 1895 гг.)
Популярный писатель, автор романа «Петербургские трущобы»,
печатавшегося в журнале «Отечественные записки» в 1864-1867 гг.
Окончил гимназию в 1857 г., два года проучился на историко-филологическом факультете СПбУ, затем поступил на военную службу.
Дружил с Д. И. Писаревым
Слайд 108Ученики и выпускники Второй гимназии разных лет
Слайд 109А.А. Пушкин
(1833 – 1914 гг.)
Г.А. Пушкин
(1835 – 1905 гг.)
Слайд 110А.Ф. Кони
(1844-1927)
Н.Н.Миклухо-Маклай
(1846-1888)
В.Н.Коковцов
(1853-1943)
Слайд 111Е.С.Боткин
(1865-1918)
А.А.Брянцев
(1883-1961)
Е.А.Мравинский
(1903-1988)
Слайд 112Александр Александрович Пушкин
(1833 – 1914 гг.)
Был принят в гимназию
в 12-летенм возрасте в 3-й класс «в уважение памяти и заслуг» его покойного отца. Учился с 1845 по 1848 г., затем был переведен в Пажеский корпус, стал кадровым военным
Слайд 113
Письмо Натальи Ланской директору гимназии А. Ф. Постельсу
1 ноября 1845 г.
«Направляю Вам моего сына, которого поручаю Вашему строгому попечению, господин Постельс. Уступая Вам часть своих прав, я рассчитываю на Ваше внимание, так как надеюсь, что он всегда будет его достоин. Ваши советы, я надеюсь, укрепят его в тех принципах, которые я стремилась внушить ему с юных лет. Если, храни Бог, он вызовет у Вас неудовольствие, прошу оказать мне любезность предупредить меня об этом, , и он никогда не встретит во мне ни слабости матери, ни снисхождения, ибо моей обязанностью является помочь в этом трудном деле, которое Вы так усердно и по совести выполняете»
Слайд 114Григорий Александрович Пушкин
(1835 – 1905 гг.)
Был взят в гимназию
на место старшего брата, проучился с 1 октября 1848 г. по 21 мая 1849 г., затем пошел по стопам Александра
Слайд 115Анатолий Федорович Кони
(1844 – 1927 гг.)
Выдающийся юрист, ученый правовед, адвокат
В гимназии
учился в 1858 – 1861 гг.
Слайд 116Николай Николаевич Миклухо-Маклай
(1846 – 1888 гг.)
Выдающийся путешественник, ученый-этнограф
В гимназии учился в 1858 – 1861 гг.
Слайд 117Евгений Сергеевич Боткин
(1865 – 1918 гг.)
Крупный ученый, врач, лейб-медик Николая II
Добровольно
разделил участь царской семьи, был расстрелян вместе со своими последними пациентами под Екатеринбургом
Слайд 118Последнее письмо к другу
(июль 1918 г.)
«мое добровольное заточение здесь настолько же
временем не ограничено, насколько ограничено мое земное существование. В сущности, я умер – умер для своих детей, для дела…Я умер, но еще не похоронен или заживо погребен…»
Слайд 119Александр Александрович Брянцев
(1883 – 1961 гг.)
Заслуженный деятель искусств, народный
артист СССР, основатель Ленинградского Театра Юного зрителя
Слайд 120Евгений Александрович Мравинский
(1903 – 1988 гг.)
Выдающийся дирижер, народный артист СССР, с
1978 г. – главный дирижер симфонического оркестра Ленинградской филармонии
Слайд 122Особенности Третьей гимназии
Своекоштные ученики, «оказывающие отличные успехи и способности к дальнейшему
усовершенствованию в науках» поступали в Университет на вакансии казенных студентов. По окончании курса они получали «свободу к поступлению в такую службу, в какую пожелают»
Предназначалась главным образом для детей «недостаточных родителей»
Слайд 123
Ученики и выпускники Третьей гимназии разных лет
Слайд 124В.Я.Стоюнин
(1826-1888)
Д.И.Писарев
(1840-1868)
Д.С.Мережковский
(1866-1941)
Слайд 125В.Д.Набоков
(1869-1922)
П.Б.Струве
(1870-1944)
С.Я.Маршак
(1887-1964)