Слайд 1Философия французского Просвещения
Слайд 2Характерные особенности философии эпохи Просвещения.
Родоначальники просветительских учений.
Французский материализм XVIII века.
Этические и
социально – философские учения французских материалистов.
Слайд 3ПРОСВЕЩЕНИЕ
Данное направление философской мысли возникает во Франции в 18 веке на
волне углубляющихся в обществе процессов секуляризации, освобождения от власти церкви и религии, бурного развития естественных наук, культурного, научного и технического прогресса.
Вдохновившись идеями новоевропейской философии 17 века, французские просветители пошли дальше своих предшественников и сделали знания общедоступными. Своеобразным символом Просвещения стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», коллективный труд просветителей, растиражированный практически по всей Европе.
Слайд 4Особенности философии Просвещения:
Антиклерикализм, выражающийся в деистических и атеистических взглядах
Механистический материализм
во взглядах на сущностную основу бытия
Сциентизм, опора на человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике
Гносеологический оптимизм в познании (вера в бесконечный прогресс разума)
Социальный утопизм, выражающийся в социалистических идеях
Слайд 5Основные направления
Деистическое (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк и др.)
Атеистическо-материалистическое (Ламетри, Дидро, Гельвеций,
Гольбах и др.)
Социалистическо-утопическое(Мабли, Бабеф, Фурье, Сен-Симони др.)
Слайд 6
Деистическое направление
Деизм – религиозно-философское воззрение согласно которому Бог, сотворив мир, не
принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Слайд 7Франсуа Мари Аруэ (Вольтер)
(1694-1778)
философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения
Слайд 8Франсуа Вольтер
О Боге и религии:
никакая теория и практика не сможет достоверно
доказать ни наличие Бога, ни его отсутствие
«Все люди рождаются с носом и пятью пальцами, но ни один из них не появляется на свет со знанием Бога» те же, «кто нуждается в поддержке религии для того, чтобы быть порядочными людьми, достойны всяческого сожаления»
Существует необходимость в признании существования Бога и религии с морально-этической точки зрения «В интересах всего человечества, чтобы существовал Бог, который карал бы то, что не в состоянии подавить человеческое правосудие»
Слайд 9Франсуа Вольтер
О познании:
Критиковал рационализм Декарта, был сенсуалистом:
«Я скорее убежден в существовании
тел, чем в большинстве геометрических истин»
Об обществе и государстве:
От рождения все люди равны и свободны. Под свободой Вольтер подразумевает личную свободу (слова, совести, труда). Те, кто не обладает собственностью, «Будут свободны продавать свой труд тому, кто лучше заплатит. Эта свобода заменит им собственность».
Идеал государственного управления «просвещенный абсолютизм» и конституционная монархия («где государь всемогущ, если хочет творить добро, но руки которого связаны, если он замышляет зло»)
Слайд 10Шарль Луи Монтескье
Современник и единомышленник Вольтера
выступал с позиций деизма
Бог - средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;
история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения
критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление человеческой инициативы;
Слайд 11Шарль Луи Монтескье
Географический детерминизм - влияние климата и географии на историю
и устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);
до появления государства существовало «естественное состояние», но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти;
выдвинул идею «разделения властей» – разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона.
Слайд 13Жан Жак Руссо
О Боге и материи:
В полемике с материалистами утверждает существование
Бога, как мировой воли, мирового разума, источника добра, что материя несотворима и объективно существует всегда
О религии:
Крититковал современную форму христианства, осуждал атеистов. Стремился найти новую форму «гражданской религии» (в целях усиления авторитета буржуазных морально-правовых форм)
О познании:
Абсолютизировал сенсуализм - чувства непогрешимы, а разум ведет к заблуждениям
Слайд 14Жан Жак Руссо
Об обществе и государстве:
Сторонник географического детерминизма
Развитие, прогресс культуры ведут
к утрате людьми свободы и регрессу в этике и политике.
Противник социального неравенства, источником которого является частная собственность. Идеализирует «естественное состояние» общества(счастливое детство человечества)
Бороться с классовым антагонизмом предлагает революционными методами
Избавившись от деспотизма люди должны заключить «общественный договор» на основе разумного эгоизма (прямая демократия)
Слайд 15Этьен Кондильяк
О познании:
Основоположник современного сенсуализма. Делал попытку объяснить все психические процессы(от
воспоминаний и до мышления и проявлением воли) преобразованиями чувственных восприятий, которые являются единственным источником познания
Отделял практические знания от теоретических. Теоретические знания невозможны без ЯЗЫКА. Знания и есть анализ, классификация идей при помощи слов
Кондильяк не сделал материалистических выводов из своего сенсуализма и колебался между материализмом и идеализмом, хотя его идеи оказали большое влияние на формирование французского материализма
Слайд 16Атеистическо-материалистическое направление
Научная картина мира, где нет места богу.
Вся наблюдаемая действительность,
все бесчисленные тела есть материя.
Все явления – конкретные формы существования материи.
Материя в основе своей имеет бесконечное множество элементов-атомов.
Материя вечна, бесконечна и несотворима. Находится в постоянном движении и изменении.
Слайд 17Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751)
«Человек – машина», самозаводящаяся машина, подобная часовому
механизму.
Говорил о естественном постепенном совершенствовании материи и животного царства (эволюции).
Ламетри не приемлет схоластическое изучение и преподавание медицины. Как профессиональный врач критикует случаи проявления шарлатанства со стороны врачей и призывает к серьезному отношению к врачебному делу
Слайд 18Жюльен Ламетри
окружающий мир - совокупность различных проявлений единой субстанции – материи,
которая несотворима, вечна, бесконечна;
материя самодостаточна и нет вечной необходимости в Боге;
душа, сознание, чувства - свойства материи;
Мир познаваем, главная роль в познании отводится органам чувств- сенсуализм;
был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека - личное счастье;
считал частную собственность гарантией свободы человека;
идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
Слайд 19Дени Дидро (1713-1784)
Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания
«Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Слайд 20Дени Дидро
признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные
вещи
отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
Слайд 21Дени Дидро
Ближе других материалистов подошел к идее самодвижения материи, ее внутренней
активности (в силу разнородности взаимодействующих ее элементов), и видел в этом главный аргумент против существования Бога. Движение у Дидро не сводилось лишь к перемещению тел в пространстве. Механическое движение не единственная его формой. «Движение есть как в перемещающемся теле, так и в покоящемся»
Слайд 22Дени Дидро
Эволюционистский подход – постепенность процесса развития природы.
Гносеология – скептицизм –
В силу бесконечности Вселенной человеку недоступно ее исчерпывающее познание, кроме этого возможности человеческих органов чувств и разума ограничены.
Единство чувств и разума в познании. «чувства являются источником всех наших знаний», без деятельности разума познание отражает лишь факты и является поверхностным. Чувства должны согласовываться с разумом и находиться в тесной связи с опытом, экспериментом.
О человеке. Он изначально добр по природе.
Слайд 23Дени Дидро. Основные достижения
Разрабатывал и распространял идеи Просвещения, оказав тем самым
огромное влияние на общественную мысль своего времени
В рамках своего материализма высказывал ряд диалектических идей о внутренней активности материи и неразрывной связи чувств и разума в процессе познания
Обосновал роль разума в утверждении нравственных и справедливых основ жизни человека и общества
Слайд 24Поль-Анри Гольбах (1723-1789)
О человеке
Является произведением природы, существует в природе, подчинен ее
законам. Ошибка человека в том, что не познав природы, он стал придумывать себе богов, уходя в противоположную от истины сторону.
Слайд 25Значение философии французского материализма
четко выделились два ведущих философских направления - материализм
и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);
философия освободилась от многих религиозных предрассудков;
Оформилось научно- философское понятие материи
обоснована и распространена теория материалистического сенсуализма
обоснованы идеи социальной справедливости (свобода, равенство, братство), подготовившие идеологическую основу Великой французской революции.
Слайд 26Утопическо-социалистическое направление
Габриель Мабли – обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотого века
человечества», но мало верил в возможность современной реализации подобной модели общества.
Франсуа Бабеф – говорил, что достигнуть идеального общества возможно только через вооружённое восстание, насильственную революцию.
Клод Сен-Симон - сторонник эволюционного, а не революционного пути развития общества;
Франсуа Фурье – буржуазное общество лживо и порочно; идеальное общество – «общество гармонии» будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, развитой экономике, уважении к Богу.
Слайд 27
Социалистическо-утопическое направление
Габриель Мабли
причиной всех несчастий и противоречий в обществе явилось возникновение
частной собственности и разделение людей на классы;
идеалом общества видел первобытнообщинный коммунизм, призывал возвратиться к обществу без частной собственности – в золотой век человечества;
одновременно считал, что его идеалы неосуществимы на практике, частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу своей забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей, стремлению к наживе и т. д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.
Слайд 28 подвергал суровой критике философию Просвещения в целом (называл свое время «веком
болтовни и парадоксов»);
отвергал и материализм, и деизм;
главным назначением философии считал распространение морали и нравственности; этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия;
был сторонником идеи дуализма Декарта, согласно которой человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям;
считал, что сама природа человека заставляет его жить сообща с другими людьми - в обществе;
Габриель Мабли
Слайд 29Франсуа Бабеф
считается первым коммунистом-теоретиком и практиком.
Его философские идеи:
подвергал жесткой
критике существующее общество и государство;
главным социальным злом видел возникновение частной собственности и разделение общества на противоположные классы - богатых и бедных;
считал лучшим и практически осуществимым общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;
был убежден, что коммунистическое общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка.
Слайд 30Клод Сен-Симон (основоположник позитивизма)
продолжил традицию утопического социализма во Франции. В
своих философских воззрениях близко подошел к диалектическому пониманию мира (единство и борьба противоположностей):
в качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику (экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение) – экономический детерминизм;
выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени – к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса);
целью философии видел создание лучшего, разумного общества (идеи позитивизма);
Слайд 31лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей
для удовлетворения потребностей;
в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое «промышленное общество», где пролетариат и буржуазия сольются в один класс – индустриальный;
оптимистически смотрел в будущее – человечество обречено (в силу неуклонного прогресса экономики) на построение идеального общества;
считал, что новое общество возникнет не революционным, а эволюционным путем - неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное;
выдвинул идею о замене существующей религии «новой религией», смыслом которой будет лозунг: «Человек человеку – брат».
Слайд 32Франсуа Фурье
атеизм опасен, так как лишает человека надежды на будущее;
человек, история, общество развиваются по законам природы;
буржуазное общество имеет три основных вида противоречий - между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические несбалансированные, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т. д.);
идеальное общество – «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе, любви и нравов, уважении к Богу.
Слайд 33Показателем духовного родства представителей французской философии 18 в. явилось участие многих
из них (Вольтер, Гельвеции, Гольбах, Монтескье, Руссо, Кондильяк, Буланже, Тюрго и других) в создании «Энциклопедии» или же «Толкового словаря науки, искусства и ремёсел», в котором с просвещенческих позиций излагалась оценка всех научных и
культурных достижений человечества со времён
его возникновения.
Во главе этой титанической работы стояли
Дени Дидро и Жан Д.Аламбер.
С 1751 по 1780 гг. во Франции вышло 35 томов «Энциклопедии». Она явилась первым в мировой практике всеобъемлющим собранием знаний, подобного которому до них не удавалось выполнить никому.
Слайд 34Таким образом, коллективное творчество французских просветителей и философов - материалистов XVIII
в. наложило глубокий отпечаток на философскую, научную и общественно - политическую жизнь в Европе и далеко за её пределами. Они явились прямыми предвестниками радикальных преобразований в обществе, а их теории идеологически подготовили Великую французскую буржуазную революцию
1789-1794 гг.