Слайд 1Европейская идея и европейские проекты до 1945 гг.
Докладчик
Михайленко Валерий Иванович
Доктор исторических
наук
Профессор
Екатеринбург - 2017
Слайд 2
Storia, istituzioni e politiche
dell’Unione europea
Titolare: Prof. Mario Telò
Assistenti: Irene
Caratelli e Edoardo Berionni
mtelo@ulb.ac.be
Слайд 3Похищение Европы (древнегреческая мифология)
картины Рембрандта и В. Серова
Слайд 4План лекции
Европейская христианская идея (сл. 3-18).
Смена интеллектуальной парадигмы в новое время:
становление политических теорий (сл. 19 – 60)
Идеи объединенной Европы между двумя мировыми войнами (сл. 61 – 73)
Антифашистские европейские идеи (сл. 74 - -
Слайд 5Европейская идея и европейские проекты до 1945 гг.
Под европейской идеей следует
понимать представление о Европе как о территориальном и цивилизационном единстве, объединенном общностью исторической судьбы и нуждающемся в институциональном оформлении.
Неизменными оставались вопросы:
1. Что такое Европа и где ее границы;
2. На какой системе ценностей должна основываться европейская общность?
Слайд 6Европейские идеи
Основной составляющей европейской идеологии, иначе называемой панъевропейской, явилась совокупность концепций
добровольного объединения народов Европы в единую политическую организацию.
Она имеет длительную историю. Ее разрабатывали и пытались пропагандировать лишь отдельные ученые или политики
Слайд 7Как изучать эту тему?
Prof. Mario Telò: как историю идей. Повод, чтобы
изучить великие работы классиков политических теорий.
Слайд 81. Европейская идея и европейские проекты до Нового времени
1.1. Римская идея
как первая фаза существования европейской идеи.
В рамках Римской империи (с 27 г. до н.э. начинается политическое единство европейского региона. На смену разрозненному множеству городов-государств, царств и варварских племен приходит единообразная административно-правовая система, охватившая в годы своего расцвета большую часть европейского субконтинента.
На римской почве формируется политический проект, включающий специфическую политико-правовую традицию, так и особую имперскую идею, ключевыми компонентами которой являются претензии на универсализм и мессианство.
Слайд 9Европейская идея и европейские проекты до Нового времени
Первые ростки европейской идеи
появляются на обломках Западной Римской империи в IX-X вв. н.э. Именно этим временем датируется попытка создания некоего подобия общеевропейского государства в виде империи Карла Великого и его наследников. В него вошли территории ранее входившие в Западную Римскую империю – значительная часть Италии, Галлия (Франция), населенные германскими племенами земли к западу от Эльбы и Дуная. В 843 г. империя Карла распалась. Карла Великого, основателя империи Каролингов - именовали – творец «Новой Европы». В империи Каролингов впервые христианство становится критерием идентичности. Европейская идея приобретает конфессиональный характер.
Слайд 10
1.2. Христианская Европа Х-ХУ вв. Религиозная гомогенность Западной Европы (роль католицизма,
Ватикана), окруженной с севера язычниками, с востока – исламский мир, конкурирующий Константинопольский патриархат – формирует идентичность Европы и европейской идеи. Крестовые походы как собиратель европейских земель. Претензии римского папы на главенство во всем христианском мире.
В начале в. – французский королевский прокурор Пьер дю Буа в трактате «О возвращении Святой Земли» (1305-1307) Размышляет о создании христианской республики (федерации европейских монархий под главенством французского короля).
Слайд 11Проект Иржи Подебрада
Проект чешского короля Иржи Подебрада (1420-1471). Написал «Договор о
союзе и конфедерации между Францией, Чехией и Венецией для противодействия Турции». К этому времени Византия рухнула под натиском турок. Иржи Подебрад предлагал создать некое подобие общеевропейской конфедерации с четко регламентированными институтами и нормами. В частности сформировать Общее союзное собрание (французское, германское, испанское , итальянское представительства). Даже пост Президента совета. «Мы хотим, чтобы все войны, которые повсюду распространились в христианском мире, … были заменены похвальным союзом любви и братства». (Иржи Подебрад)
Слайд 13Христианская идея
Римский папа Пий II в 1458 г. обращается к христианским
монархам с призывом собраться на конгресс для обсуждения борьбы с турками. Впервые звучат слова об «общем доме», «общем очаге» всех населяющих Европу христиан. Неуспешная инициатива (даже не удалось преодолеть раскол в христианстве).
Слайд 142. Европейская идея и европейские проекты Нового времени.
На рубеже Средневековья и
Нового времени появляются светские европейские проекты (XVI-XVII вв.). Они отразили тенденцию к секуляризации европейского общества. Связано с расколом христианства на католический и протестантский ареалы и с формированием первых национальных государств. Заложенный в христианстве нравственный универсализм трансформируется в гуманизм и пацифизм.
Идея мира как высшей ценности европейского общества впервые нашла отражение у Данте Алигьери (начало ХIУ в.). В трактате «Монархия» Данте ратует за сильную империю, которая являлась бы гарантом мира в Европе. Христианские добродетели должны были стать основой внутриевропейского примирения. Призыв к братству всех европейцев во Христе.
Становление европейского гуманизма.
Слайд 16Эразм Роттердамский
Антивоенный пафос подкреплял ссылками на религиозную общность европейских народов.
В
1515 г. Эразм пишет трактат «Война сладка тем, кто ее не испытал», а еще через два года - трактат «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного». Автор обращается к европейцам: «... река Рейн разделила француза и германца, но она не может отделить христианина от христианина. Пиренейские горы разделили испанца от француза, но они не в состоянии разорвать невидимые связи, которые соединяют того и другого в церковной общине. Небольшой кусок моря разделяет англичанина и француза, но ...он не может разъединить их как людей, обоюдно приверженных христианской религии...»
Слайд 18Влияние 30-летней войны (1618 – 1648 гг.)
Вызвали новую волну пацифизма. Чешский
мыслитель-богослов Ян Амос Коменский (1592-1670). Его воззрения на Европу и способы достижения европейского единства. Он отмечал важность культурного (коммуникационного) фактора общественного примирения. Был сторонником введения единого европейского языка. Собственно идея эсперанто идет от Яна Коменского.
Парижский монах и педагог
Эмерик Крюсе (15890-1648) одним из первых заговорил об экономической основе единства. Не только европейские государства, плюс Московию, Китай, Персию и др. За свободную торговлю между странами. Также у него прозвучала мысль о создании международной универсальной организации по поддержанию мира.
Слайд 192. Смена интеллектуальной парадигмы: становление политических теорий
В предшествующий период практически
вся интеллектуальная динамика идей проходила в рамках христианской религии (в виде ереси, христианского гуманизма и т.п.) Не надо считать, что христианский мотив в проектах единой Европы исчезает. католицизм надолго взял на себя миссию главного интерпретатора и интегратора европейского единства. В течение многих столетий католическая церковь не признавала сходную роль за православием.
И лишь в 1980 г. в апостолическом послании «Эгреге виртутис» папа Иоанн Павел II провозгласил болгарских миссионеров святых Кирилла и Мефодия «патронами Европы», провозвестниками ее интеграции.В 1985 г., выступив по случаю 1100-летия со дня рождения Мефодия с энцикликой «Славорум апостоли» («О славянских апостолах»), папа вновь подтвердил, что Кирилл и Мефодий внесли «выдающийся вклад в формирование общих христианских корней Европы»2. По сути, Ватикан официально сформулировал принципиально новую позицию, согласно которой духовное, религиозное родство двух ветвей христианства было, в конечном счете, интегрирующим фактором в Европе
Слайд 202000 г. На приеме у Папы Иоанна Павла II. 2000 г.,
сентябрь.
Отказавшись от притязаний на верховную власть, католическая церковь оставила за собой миссию духовного пастыря «единой Европы» как объединения христианских государств.
Слайд 21 Возник как реакция на возросшее соперничество европейских государств в XVI
и первой половине XVII в.
Незавершенные этнические и национальные процессы, неустоявшиеся государственные границы, господство монархической формы правления с присущей ей персонализацией внешней политики (династические права и амбиции) - все эти конкретно-исторические условия способствовали обострению борьбы за территории и сферы влияния.
В проектах XV-XVI вв. возникают светские идеи, навеянные политическим прагматизмом, - концепции «баланса сил», «европейского равновесия». Отказа от каких-либо моральных категорий в государственных отношениях.
Классики политических теорий и доктрин, европейских идей: Machiavelli, Hobbes, Bodin (XV,XVI,XVII)
Locke,Montesquieu, Rousseau (XVII-XVIII)
Американские конституционалисты, Kant, Hegel (XVIII,XIX)
Смена интеллектуальной парадигмы: политический прагматизм. Становление политических теорий
Слайд 22Политическая наука
Задача политической науки – изучать отношения между завоеванием власти и
средствами, чтобы сохранить ее любой ценой. Политическая наука – не морализует и не является теологией.
Традиционная идея: «Мир через создание целостной конструкции хорошего городского правительства» (Ambrogio Lorenzetti, (Siena, 1338-1340). Фрагмент фрески «Аллегория хорошего управления».
Слайд 24Il sorriso di Machiavelli (1469-1527)
Слайд 25Макиавелли: два диалектических полюса политического мышления
Республиканский подход и строительство государства
в Италии
Формулирование объективных законов политики («Государь»)
Использование рациональных подходов, изучение отношений силы, условия успеха;
циклическое видение политики: демократия может дегенерировать в сторону анархии, открыть дорогу абсолютной монархии, которая в свою очередь дегенерирует в сторону тирании, открывает пространство аристократии, которая дегенерирует в олигархию и подталкивает к демократии…
Слайд 26Герцог де Сюлли
Первым проектом, основанным на идее «европейского равновесия», был «Великий
план» герцога де Сюлли (1559-1641), суперинтенданта (министра финансов) французского короля Генриха IV. Датируется «Великий план» по-разному: это либо 1617 г., когда была закончена рукопись, содержавшая его первый вариант, либо 1638 .
Слайд 27Герцог де Сюлли
войны показали, насколько взаимосвязаны судьбы европейских народов и государств:
их история реально становится частью общеевропейской истории. Осознанием этого факта и обусловлен новый, политико-прагматический подход к обеспечению мира в Европе на основе «баланса сил» либо «баланса интересов».
Слайд 28Jean Bodin (1529-96) Жан Боден
Как реакция на религиозные войны. Впервые сформулировал
концепцию государственного суверенитета.
Суверенитет.
Внутренний: идея суверенного, светского, абсолютистского государства.
Внешний суверенитет: против средневековых империй.
Суверенитет неделим, против любой системы разделения властей, неограниченный суверенитет. Монархия лучше всего обеспечивает единство государства.
Теоретическое обоснование Вестфальского порядка, который возник уже после его смерти (1648 г.)
Слайд 30Томас Гоббс
Концептуальным обоснованием подобного имморализма стали идеи английского философа Томаса Гоббса
(1588-1689), который рассматривал общественные отношения, государство как «войну всех против всех». Разумное устройство государства.
Подражая природе люди создали
искусственного человека . Государство или
Левиафана (библейское чудовище).
Политика как наука. Работы: «О теле», «О
человеке», «Левиафан».
Слайд 31Thomas Hobbes (1588-1679) Томас Гоббс
Слайд 32Гоббс
Причиной возникновения государства Гоббс считал заключение между людьми общественного договора об
установлении верховной власти с целью обеспечения мира и безопасности. Чтобы государство было сильным, государственная власть должна быть абсолютной. Только такая власть сможет обеспечить справедливость в обществе, которая заключается в соблюдении законов. Следование законам ведет к сохранению мира, а их незнание – к гражданской войне.
Слайд 33Теории государства. Первые - абсолютизм
L’assolutismo:
Machiavelli
Bodin
Hobbes
Il costituzionalismo europeo e americano
Locke
Montesquieu
Hamilton e Madison
Nazionalismo
e pacifismo tra 800 e 900
Слайд 34Какие проблемы являются актуальными?
Это отношения между Союзом и государствами. Они сформулированы
как ЕС – государства-члены.
С другой стороны – может ли ЕС рассматриваться как государство? В истории политической мысли ЕС ближе к концепту федерального государства. В данном случае можно говорить об идее «многосторонности» (multilateralismo).
В чем сопоставимо с федеральным государством: единая монета, исключительные компетенции, наднациональные институты (парламент, гражданство, законодательство, юридические права)
Смешанная наднациональная система, котоая комбинирует наднациональность и национальный суверенитет 27 государств (без Великобритании).
Слайд 35Теоретические работы о государстве: Hobbes, Locke, Montesquieu, Kant, Fichte, Altusio, Hegel,
Spinoza
Рациональность государства, теории социального контракта, социальность человека и т.д.
Рациональный и иррациональный эгоизм
Воля индивидуума прибегнуть к использованию силы, чтобы достичь социального контракта
Обоснование международных отношений между государствами; важность международных договоров…
Взаимозависимость между государствами: волю одного государства может сдержать воля другого.
Machiavelli, Hobbes e Bodin своими работами подготовили Вестфальский мир
Слайд 36Рождение международного права
Francisco De Vitoria (1492-1546) e la scuola di Salamanca.
Opere: De indiis del 1539 e De jure belli. Ispirato dalla denuncia dei massacri dei popoli coloniali da parte di Bartolomeo de la Casas che aveva contestato la tesi dell’inferiorità dei non europei ( tesi che giustificava « la correctio fraterna »)
Hugo Grotius di Leiden (1583-1645)
Opera: De jure belli ac pacis del 1625: « Pacta sunt servanda », cioè un principio normativo applicato all’ordine internazionale
Cercano di conciliare la sovranità statale con un ordine giuridico internazionale inclusivo dei periodi di pace e di guerra, un diritto per la fase delle guerre (jus in bello), i diritti dei popoli coloniali ( in base allo jus gentium), teorie moderne della « guerra giusta » (la guerra difensiva), la libertà dei mari
Слайд 37Франсиско де Виттория (1492 – 1546)
В лекции «О гражданской власти» сформулированы
основы политико-правовой мысли основателя Саламанкской школы. В работах De indiis del 1539 e De jure belli выступал против массовых убийств коренных народов в период колонизации.
Слайд 38John Locke
La vita impegnata (1632-1704) di Locke: contro l’assolutismo di Filmer
nella Inghilterra della seconda metà del XVII secolo. Dall’esilio (1683-89)alla rentrée in Inghilterra a fianco di Guglielmo d’Orange nel 1689
Слайд 39Локк и естественное право
Visione positiva dello stato di natura, della socialità
dell’uomo
Quali sono i diritti naturali?
La proprietà privata e la sopravvivenza (« individualismo possessivo » secondo linterpretazione di Macpherson).Legame alle future teorie di Adam Smith come padre del liberalismo
Il contratto sociale? Un patto d’associazione tra gli individui: deve garantire i diritti naturali, niente più.
Lo stato come « civil society »
Слайд 40Политическая теория Локка
Доктрина разделения законодательной и исполнительной власти против абсолютизма. Конституционная
монархия как символ «английской модели».
Доктрина выборов законодательного органа, власти, которые соблюдают закон.
Мажоритарная система в парламенте
В дебатах выступал как против абсолютистов, так и против левеллеров и диггеров (радикалы периода английской революции)
Слайд 41Косвенная важность европейских идей Локка
Quali sono le implicazioni istituzionali esterne del
costituzionalismo interno?
- le relazioni esterne restano prerogativa del monarca(« potere federativo »= di stringere alleanze resta in mano allo esecutivo)
le relazioni esterne ( accordi e conflitti) hanno base economica
- oppure matura un rifiuto della ragione di stato, una prima idea di soft power economico ( e un’idea protestante di « guerra giusta »)? Ambiguità di Locke
Questioni aperte e dibattute per l’oscurità delle posizioni di Locke (Cox, Gough…)
Слайд 42La tolleranza
La tolleranza in Bodin
Concetto politico: lo stato laico tollera le
differenze religiose nel suo seno e garantisce che ciascuna religione possa essere professata senza identificarsi ad alcuna
La tolleranza in Locke ( « Lettere sulla tolleranza », pubblicate dal 1689 al 1704)
Difesa della tolleranza contro l’autoritarismo
Il concetto di « intollerabile »
Слайд 43Формирование конституционализма под влиянием трех буржуазных революций
Tre Rivoluzioni liberali:
Rivoluzione inglese: 1688/89.J.Locke
Rivoluzione,
indipendenza e costituzione americane: 1776, 1776-81 e 1787:Jefferson, Franklin, Madison
Rivoluzione francese e le sue fasi: 1789, 1791,1793, preparazione teorica in Montesquieu, Rousseau, Siéyès….
Слайд 44Il dibattito politico durante la seconda guerra civile inglese
Reazionari in
nome della monarchia assoluta per diritto divino (R. Filmer)
Assolutisti razionalisti in nome della teoria di Hobbes (molto marginale)
Antiassolutismo e costituzionalismo liberale di Locke ( primato del parlamento)
Antiassolutismo repubblicano aristocratico di J. Milton, J.Harrington, Lord Halifax
Costituzionalismo democratico dei Levellers ( suffragio universale)
Costituzionalismo radicale per eguaglianza sociale ed economica ( I Diggers e Winstanley)
Слайд 45Европа буржуазных государств против Европы средневековых империй, представленных Габсбургами
Слайд 46Карта военных действий в период 30-летней войны
Слайд 47Вестфальский договор 1648
завершение 30-летней войны
Слайд 48Charles Secondat de Montesquieu (1689-1755)
Lettres persanes 1721, Esprit des Lois, 1748
Слайд 49Due significati del termine di costituzione
1)Locke e Montesquieu: Limitazione del potere
centrale in nome dei diritti degli individui ( lo stato minimo) e gli equilibri tra i poteri
2)Hegel: Costituzione come organizzazione del tutto ( lo stato partecipato)
Rousseau: manifestazione della domanda di partecipazione democratica, soprattutto attraverso il legislativo, espressione della sovranità popolare
Слайд 50La teoria politica di Montesquieu: tra due poli
1) scienza politica
- contro
il provvidenzialimo divino (determinismo storico, condannato dalla Chiesa)
Per l’analisi comparativa deu regimli politici e la spiegazione scientifica delle loro diversità (relativismo sociologico)
2)Ideale anti-assolutista e preferenza per la monarchia costituzionale ( « modello inglese »)
Rapporto di tensione tra questi due poli
Слайд 51Монтескье и идея естественного права
Ambiguità dello stato di natura
Da un lato,
le leggi naturali (libertà, sopravvivenza, giustizia,socialibilità, idea deista) spingono gli uomini verso la libertà e contro il dispotismo
Dall’altro, le passioni spingono l’uomo verso la violenza
DUNQUE: NECESSITA DEL CONTRATTO E COME RISULTATO, DELLE LEGGI POSITIVE ( per evitare la violenza)
Слайд 52Le « leggi positive »
Da un lato corrispondono alle leggi naturali,
Dall’altro, corrispondono a variabili
che cambiano da un paese all’altro: i costumi, il diritto abitudinario, le tradizioni, le ‘costituzioni’(come espressione della volontà umana)
LA COMBINAZIONE DI QUESTI FATTORI dà luogo allo « spirito generale dei popoli » che è all’origine dei diffferenti regimi politici esistenti
Conoscere e rispettare la diversità!
Слайд 53Montesquieu e la teoria dello stato secondo un approfondimento del « modello
inglese »
Divisione dei poteri e
Equilibrio dei poteri: le pouvoir arrête le pouvoir
Sola garanzia contro il dispotismo di uno dei tre poteri
Слайд 54Lo stato costituzionale
1) Potere legislativo
Composto di
parlamento e
camera alla
2) Potere
esecutivo
(monarca)
3) Potere giudiziario indipendente
Слайд 55Montesquieu e le relazioni internazionali: contributo indiretto all’idea d’Europa
Influenza sui costituzionalisti
americani
L’idea di « federazione » come soluzione al dilemma tra potenza e rappresentanza
L’idea di « governo misto »
Liberalismo: « le doux commerce » e le relazioni internazionali
Слайд 56I costituzionalisti americani
La dichiarazione d’indipendenza del 1776: G.Washington e T.Jefferson.
L’interscambio tra le due rive dell’Atlantico: Montesquieu e T.Paine.
Le differenze tra le costituzioni delle 13 Repubbliche: la costituzione della Virginia
La costituzione americana del 1787 (Convenzione di Filadelfia) e i Federalist papers, J.Madison e A.Hamilton e J.Jay
Il dilemma repubblicano tra democrazia e forza esterna in seno al sistema vestfaliano
Слайд 58Montesquieu e le relazioni internazionali: contributo indiretto all’idea d’Europa
Influenza sui costituzionalisti
americani
L’idea di « federazione » come soluzione al dilemma tra potenza e rappresentanza
L’idea di « governo misto »
Liberalismo: « le doux commerce » e le relazioni internazionali
Слайд 59Европейские идеи
Предложения создать общеевропейские органы власти: 1693 г. англичанин У. Пени
призвал покончить с «мозаикой государств в Европе» и выдвинул идею созыва европейского парламента.
В XVIII веке к ним обращался один из виднейших поборников «Европейская идея» в 30-е годы XX века: итальянский вариант идеи вечного мира аббат Сен-Пьер.
В 1761 году французский писатель и мыслитель Жан Жак Руссо предлагал организовать конференцию европейских государств.
В девятнадцатом столетии великий Виктор Гюго вдохновенно призывал к созданию «Соединенных Штатов Европы».
Слайд 60I costituzionalisti americani
La dichiarazione d’indipendenza del 1776: G.Washington e T.Jefferson.
L’interscambio tra le due rive dell’Atlantico: Montesquieu e T.Paine.
Le differenze tra le costituzioni delle 13 Repubbliche: la costituzione della Virginia
La costituzione americana del 1787 (Convenzione di Filadelfia) e i Federalist papers, J.Madison e A.Hamilton e J.Jay
Il dilemma repubblicano tra democrazia e forza esterna in seno al sistema vestfaliano
Слайд 61Implicazioni vastissime per l’idea d’Europa
Una costituzione liberale scritta
Il concetto di federazione,
da Altusius a Montesquieu agli americani
Modello federale USA? Hamilton o Madison?
Слайд 62J.-J.Rousseau
La critica del « modello inglese »
A) nozione diversa dello stato di natura
e dei diritti naturali
B) nozione diversa del contratto sociale: due contratti sociali?(tre livelli, o fasi?)
C)il potere sovrano (la volonté générale): diretto, unito, delega agli altri poteri intesi come funzioni subalterne (esecutivo e giudiziario)
Слайд 63Il concetto di potere sovrano di Rousseau: implicazioni per le relazioni
internazionali
Non solo non c’è pace senza contratto sociale interno giusto, ovescia la priorità: il contratto sociale interno va difeso dallo stato di guerra di tutti contro tutti che prevale a livello internazionale ( poichè gli stati non giungono tutti contemporaneamente al contratto sociale interno).
Quindi? Protezionismo economico e politico. Influenza su Fichte, Lassalle, Litzt, …… fino alla « teoria de la dependencia » (anni 1960-70)
Слайд 64
Immanuel Kant :
1724-1804
Il decennio 1790 delle tre « Critiche »
Critica della ragion
pura
Critica della ragion pratica
Critica del giudizio
« Per la pace perpetua »(1795)
Metafisca dei costumi
Слайд 65Dallo stato di natura allo stato di diritto
La corrispondenza tra morale
soggettiva e diritto
Perche’ uscire dallo stato di natura?
- i due imperativi categorici
Lo stato di diritto attraverso il contratto sociale
- indipendenza civile
- autonomia
-eguaglianza giuridica
Слайд 66I rapporti internazionali possono essere pacifici?
Punto di partenza HOBBES, ma
con una risposta alternativa
La pace internazionale è possibile a tre condizioni: una teoria razionale della pace
Слайд 67Le tre condizioni
1.Repubblicanesimo ( che cosa significa in Kant)
Il pericolo
da evitare:le conseguenze internazionali del despotismo
La sua attualità: la tematica della condizionalità democratica
Слайд 68La seconda condizione
2.La federazione tra stati
Il significato di federazione in Kant
( diverso da Montesquieu
Il pericolo principale: « la monarchia universale »
Attualità: la tematica delle gerarchie, dell’imperialismo e del multilateralismo internazionale
Слайд 69La terza condizione
3. Il cosmopolitismo
Diritto di visita e dovere di ospitalità
Commercio
e oltre
Il pericolo: il colonialismo e l’imperialismo economico
Attualità: i networks transnazionali
Слайд 70La dimensione giuridica delle tre condizioni
1. « diritto pubblico interno »
2. « diritto internazionale »
3.
« Cosmopolitismo »=
diritto cosmopolitico che sorregge e alimenta le altre due condizioni
Слайд 71Dalla teoria alla storia
sfavorevole Marginalità delle idee kantiane nell’800:
La critica di
Fichte, dal cosmopolitismo al nazionalismo (1806 - 1807)
La critica di HEGEL: Costituzione della Germania (1803) e Filosofia del diritto (1821)
Il contesto storico alle idee di pace internazionale e di ’Europa unita’
Perchè?
Слайд 72Европейские идеи
Через столетие эта идея дополняется и вновь выдвигается английским философом
и правоведом И. Бентамом (1748 – 1832), который предложил создать не только единый парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую армию.
Идеи объединения на религиозной (христианской) основе - в 1815 г. в документах Священного Союза, созданного по инициативе российского императора Александра I, народы стран-участниц рассматривались как «члены единого народа христианского».
Еще более разработанный проект в 1814 выдвинут выдающимся французским социалистом-утопистом Анри Сен-Симоном: создание поста Евромонарха, образование европейского правительства, армии.
К. Блунтшли (Швейцария): в 1878 г. статья «Организация ЕС государств» предлагал учредить данный союз под управлением Федерального совета и Сената, избираемого непосредственным голосованием.
Слайд 74L’idea d’Europa e il contesto storico
Nel medio evo: res publica christiana
(unità del continente e esclusione dei non cristiani: ebrei e arabi). T.Pagden, The idea of Europe
L’Europa del medioevo (K.Pomian)
L’Europa dell’equilibrio delle potenze (Vestfalia: XVII-XX)
L’Europa dell’Illuminismo (XVIII)
XIX: la parola d’ordine « Stati uniti d’Europa » (1848) e le ragioni storiche del suo fallimento: l’idea di nazione e il Concerto europeo
Слайд 75Типы современных государств
Lo Stato moderno domina la politica da cinque secoli
almeno
Il potere politico ha storicamente preso varie forme:
La polis greca
Il regno e la repubblica di Roma
L’impero romano classico
Il sacro somano impero medievale
Lo stato moderno, monarchico o repubblicano; costituzionale o assolutista; federale o centralizzato
Слайд 76L’idea d’Europa e la sua marginalità tra il 1800 e il
1945
1) Movimenti nazionalistici per l’autodeterminazione dei popoli e loro parabola( B. Croce : Storia d’Europa nel secolo XIX)
Fase liberal e democratica
Fase aggressiva del nazionalismo
2) Fragilità dei movimenti pacifisti ed europeisti
Pacifismo economico: Cobden e le sue conferenze
Pacifismo religioso: le Chiese
Pacifismo sociale: Marx e la I e II internazionale
Pacifismo politico/istituzionale: Kant e la tradizione kantiana
Слайд 77L’idea d’Europa e l’evoluzione/crisi del sistema europeo degli stati
EVOLUZIONE:
1648: nascita del
sistema europeo degli stati, regole e cambiamento
1815: Trattato di Vienna dopo la fase critica seguita a RF e Napoleone (1789-1815)
Concerto europeo a egemonia inglese
1914-18: I guerra mondiale
1919: Trattato di Versailles e trattato di Washington
1929-30 IL MEMORANDUM BRIAND e il dialogo fallito tra Francia e Germania (1926-29). Le cause del fallimento
1929, crisi economica mondiale
1931: fine del Gold standard basato sul Pound.Caos e nazionalismo
1939-45:Seconda guerra mondiale
Слайд 78L’idea d’Europa e il contesto storico
Идеи «Серединной Европы» и немецкая геополитика
См.
http://cyberleninka.ru/article/n/nemetskie-proekty-mittelievropy-kontsa-xix-nachala-xx-vv
С.С. Троян. Немецкие проекты «Миттельевропы» конца XIX – начала XX вв.
Слайд 793. Идеи объединенной Европы после
1 мировой войны
Особую актуальность «европейская идея»
приобрела после окончания Первой мировой войны.
В период между двумя мировыми войнами эти идеи были представлены сразу в нескольких вариантах. Панъевропейское движение во главе с Р. Куденхове- Калерги и А. Брианом.
Калерги призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.
Аристид Бриан предлагал создать организацию «ЕС» с высшим политическим органом «Европейская конференция» в составе представителей государств-членов и исполнительным органом под названием «Европейский комитет». Речь шла, скорее, о конфедерации, без ограничения их суверенитета. Созданная Лигой Наций специальная комиссия после смерти А. Бриана в 1932 г. прекратила свою деятельность, не достигнув результата.
Радикальные планы объединения Европы от идей мировой революции до расширения «жизненного пространства». Идея Коммунистического Интернационала.
Слайд 80Рихард Николаус Куденхове-Калерги
Слайд 81Идеи Куденхове-Каллерги
Назревшие проблемы в связи с Первой мировой войной, по его
мнению, мог бы разрешить проект объединения Европы в единое пространство. Объединения необходимо было достичь не военным путем, а за счет межъевропейского культурного, экономического и социального притяжения. Собственный план такого объединения Куденхове-Калерги изложил в своей книге-манифесте «Панъевропа», изданной в 1923 г. В ней автор раскрывает определение понятия Европы. Работа 28-летнего австрийца получила всемирную известность и оказалась востребована миром западных политиков, однако по-русски долго не издавалась.
Вместе с тем, антироссийский проект.
Слайд 82Проект Куденхове-Каллерги
«Географически никакого Европейского континента не существует. Это всего лишь Европейский
полуостров Евразии. <...> Сегодня географической границей Европы считается море: от Атлантического океана к Средиземному и Черному морям с одной стороны и к Северному с другой. Только на востоке, где она переходит в Азию, у Европы нет естественной границы. Ни горный массив, ни река не отделяют Европейский полуостров от Азии. <...> Урал был признан границей Европы еще и потому, что в течение последних двухсот лет является политической границей исконных русских земель».
«Европейская культура — это культура белой расы, возникшая на основе античного мира и христианства. <...> Эллинистический индивидуализм и христианский социализм представляют два полюса европейской культуры».
В число врагов европейского проекта К.-К. включил Великобританию и США.
Слайд 83Фашистский вариант европейского единства
Родной брат и ближайший советник Арнальдо Муссолини уже
в октябре 1930 года говорил:
«Фашистский дух — в качестве сущности новой цивилизации — универсален. Он основывается на трилогии: власть (авторитет), порядок и справедливость. Нестабильная и неспокойная Европа, раздираемая внутренними разногласиями,, не может найти спасение, кроме как в новом порядке. И по этой причине во всех странах мы сейчас видим прямые аналогии фашистскому движении».
В это же время один из главных популяризаторов фашистской идеологии П. Орано писал:
«Италия Муссолини подобна Риму времен Цезарей и может быть преемницей в Европе и во всем мире».
Слайд 84Фашистский проект европейского единства
Слайд 85
Вдохновителями и создателями Фашистского интернационала стали министр корпораций Италии Дж. Боттаи
и публицист, основатель ряда фашистских журналов А. Гравелли.
В своих работах Гравелли неоднократно призывал к созданию «Единой Европы» — «католическо-романской», «латинской и фашистской», «Европы, руководимой Римом».
Характерно, что основные идеологические враги фашизма в мировом масштабе — «плутократические еврейские демократии» и большевизм, ассоциировавшиеся, соответственно, с Великобританией, США и Советским Союзом, — располагались на окраинах или вовсе за пределами Старого Света, что придавало «европейской» теме в рамках этого дискурса особый смысл.
Рим возлагал на международный фашизм миссию по созданию «новой цивилизации» «людей нового типа».
В июне 1933 года по личной инициативе Муссолини были созданы «Комитеты действия за универсализацию опыта Рима» (КАУР) — организационное «тело» для реализации идей «универсального фашизма».
Слайд 86Фашистский проект европейского единства
В начале 1934 года Муссолини открыто заявил: «Начиная
с 1929 года. фашизм стал универсальным феноменом. Основные политические силы XIX века — демократия, социализм, либерализм — исчерпали себя. Новой политической и экономической формацией XX века есть фашизм. Фашизм есть идея и способ решения проблем не только в итальянском, но и в мировом масштабе».
В декабре 1934 года в швейцарском городе Монтрё итальянские власти организовали Всеевропейский фашистский конгресс. Европейский фашизм в Монтрё представляли партийные лидеры из 13 стран (Франции, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Португалии, Испании, Ирландии, Норвегии и др.). Главной задачей конгресса было создание Фашистского интернационала
Слайд 87Нацистско-фашистский новый порядок
Слайд 88Гитлеровский (нацистский) европейский порядок
«Коричневый интернационал» Третьего рейха. Именно национал-социалистическая Германия сумела
изобразить свою борьбу против большевизма как транснациональную задачу.
Слайд 89Буханов В.А. - Гитлеровский «новый порядок» в Европе и его крах
(1933–1945). Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2013
В книге национал-социалистический феномен рассматривается в контексте европейского и мирового цивилизационных процессов, как специфически германская реакция на массовизацию общества и политики.. С приходом Гитлера к власти в 1933 г. установление полного господства Германии над европейским континентом составляло основу внешнеполитической программы германского нацизма. Идеей «нового порядка» была пропитана вся теория и практика нацизма, она проникла во все поры общественной жизни рейха, создав уникальный психологический климат, позволявший диктатуре манипулировать сознанием и поступками большей части населения страны. На основе архивных материалов и анализа теоретических работ нацистских идеологов и деятельности отдельных служб, которые занимались разработкой концепций «нового порядка», прежде всего, «службы Розенберга», автор восстанавливает особенности европейской стратегии нацистов, обращает внимание на различие концептов европейского строительства, устанавливает связь между идеологией, экономикой и политикой в гитлеровской Германии. В исследовании впервые рассматривается ход и результаты противоборства «службы Розенберга» с «империями» И. Риббентропа, Г. Геринга, Й. Геббельса. Автор убедителен в выводе, что победа антифашистской коалиции спасла мировую цивилизацию от ужасов гитлеровского «нового порядка» и мрачных перспектив биологического угасания европейских народов в случае, если бы нацистские представления о «новой Европе» воплотились в жизнь.
Слайд 90Нацистский порядок на Украине
Расчленение территории Украины. Захватив Украину, нацисты, прежде всего,
уничтожили ее целостность. Территория Украины была расчленена нацистами на четыре части, подчиненные разным государствам и административным органам.
- Черновицкая и Измаильская области были включены в состав союзника Германии - Румынии. Одесская область, южные районы Винницкой, западные районы Николаевской области, левобережные районы Молдавии нацисты объединили в губернаторство «Транснистрия» и также включили в состав Румынии.
- Западные земли - Дрогобычская, Львовская, Тернопольская, Станиславская области - на правах отдельного дистрикта (округа) по названию «Галичина» вошли в состав отдельного губернаторства , включавшее также польские земли с центром в г. Кракове.
- Черниговская, Сумская, Харьковская области и Донбасс как прифронтовые зоны непосредственно подчинялись немецкому военному командованию.
- Другие украинские земли входили в состав рейхскомиссариата «Украина» с центром в городе Ровно. Он делился на шесть округов. Рейхскомиссаром Украины был назначен Э. Кох.
Закарпатская Украина с 1939 г. была оккупирована Венгрией.
Слайд 91Нацистский порядок на Украине
Нацисты превратили Украину в немецкую колонию, входившую в
«немецкое жизненное пространство» и ставшую источником сырья, продовольствия, рабочей силы для «третьего рейха». 85% всех продуктов, вывезенных в годы войны с СССР в Германию, были из Украины.
Нацистами была создана целая система грабительских заготовительных органов. Крупнейшим среди них было «Центральное общество Востока», которое имело 30 коммерческих отделов с 200 филиалами в городах.
Гитлеровский план «Ост» предусматривал превращение Украины в аграрно-сырьевой придаток рейха, жизненное пространство для колонизации представителей «высшей расы». В течение 30 лет планировалось выселить 65% населения Украины, на «земли, освободившиеся», переселить немцев, а тех местных жителей, которые останутся живыми, постепенно «онемечить».
Слайд 92L’idea d’Europa a partire dal periodo tra le due guerre sino
al secondo dopoguerra
1)Paneuropa di Coudenove Kalergi (1923)
2) Il funzionalismo: D. Mitrany ( e J.Monnet)
3) Il movimento federalista:
In Inghilterra: Lord Lothian, L.Robbins, B. Wootton, Beveridge
In Italia: G. Agnelli, L.Einaudi
A Spinelli ( con Colorni e Rossi): Il « Manifesto di Ventotene » (1941)
Schuman e i cattolici francesi
4) L’Europa degli Stati o delle patrie: W. Churcill (1947), De Gaulle ( 1958-69)
Слайд 934. Антифашистские европейские идеи
1939 — 1945 гг. европейская идея получила импульс
— сначала на почве объединения против фашизма, затем — при разработке планов будущего переустройства Европы.
В этот период европейская идея, которая родилась в умах единиц и сначала опиралась в основном на представителей элиты (политической, экономической, культурной), пропагандируется интеллигенцией, постепенно проникая в широкие массы населения.
A Spinelli ( con Colorni e Rossi): Il « Manifesto di Ventotene » (1941)
На основе предложенного в Декларации европейских движений Сопротивления в 1944 г. «федеративного союза» предлагалось создать единое правительство, ответственное перед народами (через Европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, «который будет рассматривать любые вопросы толкования федеральной конституции и разрешать возможные споры между государствами-членами или между государствами и федерацией».
Слайд 94Европейские идеи после 2МВ
В 1946 г. британский премьер-министр У. Черчилль поддержал
идею Соединенных Штатов Европы.
В 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы. 3 основных проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, организация системы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.
Восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла (1947 г.) - призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), включила 16 стран Западной Европы и Турцию.
С 1 января 1948 г. начал действовать таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (Бенилюкс). В марте того же года Великобритания, Франция и страны Бенилюкс подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве, а также коллективной самообороне.