Ереси XVI века на Руси презентация

Е́ресь (греч. αἵρεσις — «выбор, направление, мнение» ) — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Слайд 1Ереси XVI века на Руси
Ученица 10 А класса
Пульникова Алёна


Слайд 2Е́ресь (греч. αἵρεσις — «выбор, направление, мнение» ) — сознательное отклонение

от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.




Слайд 3Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и носила рационалистический

характер.

Стригольники: Осуждали нравы духовенства: «сии учители пьяницы суть, едять и пьють с пьяницами».

Осуждали духовенство за стяжательство, владение землями и крестьянами. Отвергали монашество.

Отрицали поставление «по мзде», то есть назначение священников за плату. Тем самым отвергали таинство священства, церковную иерархию и духовенство вообще.

Ересь стригольников


Слайд 4Ересь стригольников

Отвергая священство, стригольники считали, что совершать покаяние нужно, припадая к

земле, быть учителем веры может любой, а другие таинства не нужны совсем.
Епископ Стефан Пермский о стригольниках: «Таковы же беша еретицы, постницы, молебницы, книжницы, лицемерницы, пред людьми чисти творящеся: аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бе веровал ереси их?»

Слайд 5Московско-Новгородская ересь
Ересь возродилась в Новгороде во 2-й половине XV в. Еретиков

возглавили священники Денис и Алексей. Новгородские еретики XV в. пытались «разумом познать веру». Они не признавали догмат о триединстве как противоречащий разуму.
Отрицали священство и церковную организацию (каждый человек – храм Божий).
Отвергали святость икон. Церковь обвинила их в отпадении от православия и переходе в иудаизм.

Слайд 6Архиепископ Геннадий
Иван III и Елена Стефановна (Волошанка)


Слайд 7Новгородско-Московская ересь
Иван III долго относился к ереси терпимо. Еретики осуждали монастырское

землевладение, а Иван III хотел изъять церковные земли в казну.

Великий князь Иван III

Прение с еретиками на Церковном соборе 1490 г.


Слайд 8Церковь и еретики
Иосиф Волоцкий: «Ныне и в домех, и на торжищех,

и на путех вси сумнятся, вси о вере пытають!» Сторонники Геннадия и Иосифа Волоцкого – иосифляне.
«Грешника или еретика руками убити или молитвою едино есть».
«Подобает еретика и отступника не токмо осуждати, но и проклинати, царем же и князем и судиям земским подобает сих в заточение посылати и казним лютым предавати».

Преподобный Иосиф Волоцкий


Слайд 9Иосифляне
Священство – выше «царства». Это – идеология сильной воинствующей церкви

Иосифо-Волокамский

монастырь (совр. вид)

«Святители и монастыри грады, и села, и земли держали. И на всех соборех святых отец не запрещено святителям и монастырям земель держати и не велено недвижимых стяжаний церковных ни продати, ни отдати».


Слайд 10Нестяжатели
Противниками иосифлян выступили нестяжатели – последователи старца Нила Сорского.
Они утверждали,

что монахи должны питаться трудами рук своих или милостыней «христолюбцев», а селами не владеть: «не точию не имети владениа, но и не желати то стяжати».

Преподобный Нил Сорский


Слайд 11Собор 1503 года

Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам и

инокиням жить в совместных монастырях, святителям – взимать мзду за поставление священников.

Слайд 12Разгром Московской ереси

Церковный Собор 1503 г. Отказ от планов секуляризации церковных

земель




Еретики не нужны государю

Еретики лишаются покровительства

Решение великого князя примириться с иосифлянами и разгромить ересь.


Слайд 13Иосифляне и светская власть

После соборов 1503 и 1504 гг. иосифляне сближаются

со светской властью и тесно сотрудничают с ней.

В 1531 г. церковный собор осудил лидера нестяжателей князя-инока Вассиана Патрикеева за утверждение, что «не велено сел монастырем держати». Вассиан умер от голод в заключении в Иосифо-Волоколамском монастыре

Слайд 14Теория “Москва - III Рим”
После примирения светской власти с иосифлянством оформилась

теория «Москва – III Рим»
Автор – старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей
Первый Рим пал из-за ересей. Второй Рим – Константинополь – пал из-за Флорентийской унии. Третий Рим – Москва – стоит вечно. Четвертому Риму не бывать

Слайд 15Теория “Москва - III Рим”
Москва объявлялась законным наследником Византии. Московский государь

– главным защитником православия. Возвышались и государь, и церковь.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика