Слайд 2«дней Александровских прекрасное начало»
Слайд 31801 – упразднение Тайной экспедиции, льготы дворянству, образование Негласного комитета из
«молодых друзей» царя. Создаётся комиссия по составлению законов
1802 – министерская реформа и грезы по патриаршеству
1803 – закон о «вольных хлебопашцах»
В 1802–1804 открываются новые университеты: Дерпте, Вильно, Харькове и Казани, пединститут в Санкт-Петербурге (с 1819 – университет)
1804 – принят новый цензурный устав
Слайд 4Священный союз
После победы над Наполеоном Александр считал, что его жизненное предназначение реализовалось
в Священном союзе: заключив союз с католической Австрией и протестантской Пруссией православная Россия как бы создала единую христианскую Европу. Задачей союза было построение международных отношений на основании Евангельских заповедей.
Слайд 5«Последование благодарственного молебного пения на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския
от нашествия галлов и с ними двадесяти язык»:
«Рече Господь Своим учеником: услышати имате брани и слышания бранем. Зрите, не ужасайтеся, подобает бо всем сим быти, но не тогда есть кончина. Востанет бо язык на язык и царство на царство, и будут глади и пагубы, и тpуси по местом. Вся же сия начало болезнем. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранных же ради прекратятся дние оны»
Слайд 7«Библейский прорыв» XIX в.
«Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий
на ледяных полях наполнил мое сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал. Тогда я познал Бога, как Его описывает Священное Писание. Во мне созрела твердая решимость посвятить себя и свое царствование Его имени и славе»
Слайд 8Предсмертное завещание русского атеиста (1793 г.)
«Моя покорнейшая просьба — кто в
сей дом пожалует: умирающий человек в полном спокойствия своего духа просит покорно, ежели кто благоволит пожаловать к нему, дабы не произошли напрасные на кого-нибудь подозрения и замешательства, прочесть нижеследующее:
Смерть есть ни иное что, как прохождение из бытия в совершенное уничтожение. Мой ум довольно постигает, что человек имеет существование движением натуры, его животворящей; и сколь скоро рессоры в нем откажутся от своего действия, то он, верно, обращается в ничто. После смерти нет ничего! Сей справедливый и соответствующий наивернейшему правилу резон, — сообщая с оным и мое прискорбие в рассуждении краткой и столь превратной нашей жизни, заставил меня взять пистолет в руки. Я никакой причины не имел пресечь свое существование. Будущее, по моему положению, представляло мне своевольное и приятное существование. Но сие будущее миновало бы скоропостижно; а напоследок самое отвращение к нашей русской жизни есть то самое побуждение, принудившее меня решить самовольно мою судьбу.
О! Если бы все несчастные имели смелость пользоваться здравым рассудком, имея в презрении прочее суеверие, ослепляющее почти всех слабоумных людей до крайности, и представляли бы свою смерть как надлежит в истинном ее образе, — они бы верно усмотрели, что столь же легко отказаться от жизни, как например, переменить платье, цвет которого перестал нравиться. Я точно нахожусь в таком положении. Мне наскучило быть в общественном представлении: занавеса для меня закрылась. Я оставляю играть роли на несколько времени тем, которые имеют еще такую слабость. Несколько частиц пороху чрез малое время истребят сию движущуюся машину, которую самолюбивые и суеверные мои современники называют бессмертной душой!
Слайд 9«Вот я какой спокойный дух имею, что я некоторые стихи сочинил
(sic!) с французского диалекта при своем последнем конце:
О, Боже, которого мы не знаем!
О, Боже, которого все твари возвещают!
Услышь последние вещания, кои уста мои произносят.
Если тогда я обманулся, то в исследовании твоего закона.
Без всякого смущения взираю я на смерть, предстоящую пред моими очами...»
Слайд 10Предсмертное завещание русского атеиста (1793 г.)
Господа нижние земские судьи! Я оставляю
вашей команде мое тело. Я его столько презираю... Будьте в том уверены. Теперь остается мне покорно просят моего брата Алексея Михайловича, также и прочих малолетних моих братьев, чтобы они сделали для меня последнюю милость:
Тита Максимова с семьею, также и Андрея Алексеева с семьей же, за их ко мне верную и усердную службу отпустить на волю. Весь хлеб мне принадлежащий, который находится у меня в амбарах, прошу покорно раздать его весь моим мужикам ершевским, да прежде бывшим моим же крестьянам деревни Глишкова и Нефедкова — по равным частям.
Книги! Мои любезные книги! Не знаю, кому оставить их? Я уверен, что в здешней стороне они никому не надобны... Прошу покорно моих наследников предать их огню. Они были первое мое сокровище; они только и питали меня в моей жизни; они были главным пунктом моего удовольствия. Напоследок, если бы не они, моя жизнь была 6ы в беспрерывном огорчении, и я бы давно оставил с презрением сей свет.
Любезный брат Алексей Михайлович! Ты обо мне не беспокойся: мне давно была моя жизнь в тягость. Я давно желал иметь предел злого моего рока. Я никогда не имел ни самолюбия, ни пустой надежды в будущее, ниже какого суеверия. Я не был из числа тех заблужденных людей, которые намерены жить вечно на другом небывалом свете. Пускай они заблуждаются и о невозможном думают: сия у них только и есть одна пустая надежда и утешение. Всякий человек больше склонен к чрезвычайности, нежели к истине. Я всегда смотрел с презрением на наши глупые обыкновения: прошу покорно, братец, в церквах меня отнюдь не поминать!» «Верный слуга и брат твой Иван Опочинин».
Приписка другой рукой: «Застрелился 1793 года, января 7-го дня, в 7-м часу пополудни».
Слайд 12Православный мистицизм
Прп. Серафим Саровский (1754–1833)
Прп. Василиск Сибирский (1740–1824)
Свт. Филарет Московский (1783–1867)
Свт.
Игнатий Кавказский (1807–1867)
Слайд 14 «Везде должно иметь место свое увещательное апостольское слово, которое он всем
христианам предлагает: «Любовью служите друг другу» (Гал.5:13). Ибо без любви ни в каком звании не может исполняться христианская должность, потому что всякое дело без любви мертво. Живность же всякого дела – любовь. Как тело душой, так всякое дело любовью оживляется. Христианин без любви, как дерево неплодное, или даже иссохшее.
Всякого человека, кто бы и каков он ни был, например, родителям детей и детям родителей, мужу жену и жене мужа, и прочее, дотоле должно любить, доколе та любовь с любовью Божией согласна. А в противном случае любовь к человеку должна уступить любви Божией. Особенно же любовь к жизни своей не должна быть предпочтена любви Божией: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). И еще: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», – говорит Христос (Лк.14:26). Ибо Бога должно любить более всякого создания, более всякого человека и более себя самого»