Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах презентация

Содержание

Курсы Ликбеза. Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. 1. Борьба с неграмотностью

Слайд 1
Новосибирск
Школа № 103
Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах.
§ 37

с. 228 – 233./Чудинов А.В., ГладышеваА.В. История 11 класс.
§ 16 с. 160 – 169./Загладин Н.В. и др. История Отечества 11 класс.

Слайд 2Курсы Ликбеза.
Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал

борьбу с неграмотностью.

1. Борьба с неграмотностью



Слайд 3В 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР»

- школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка.

Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М., 1974

1. Борьба с неграмотностью



Слайд 4Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М.,

1974

При поступлении в ВУЗы преимуществом пользовалась беднота.

1. Борьба с неграмотностью



Слайд 5Б.Иогансон.
Рабфак идет!
Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах

при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.

1. Борьба с неграмотностью



Слайд 6В 1919 г. совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все

люди возрасте от 8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы.

Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М., 1974

1. Борьба с неграмотностью



Слайд 7Монументальная пропаганда
Памятник-обелиск с именами выдающихся мыслителей и революционеров в Александровском саду
Монументальная

пропоганда

Слайд 8Отреставрированный обелиск в честь 300-летия династии Романовых в Александровском саду в

Москве на месте уничтоженного обелиска социальным мыслителям

Монументальная пропоганда

Монументальная пропоганда


Слайд 9Так на здании Гос. Думы, над главным входом, в небольшой нише,

где раньше был герб Москвы, разместили барельеф работы Г. Алексеева с изображением рабочего и крестьянина

Слайд 10«Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят»,

барельеф на здании типографии "Утро России"

Слайд 11Барельеф И.Ефимова
Монументальная пропоганда


Слайд 12Монументальная пропоганда
Памятник А. Н. Радищеву.
1918 г
Первый памятник поставленный в Москве

после революции

Слайд 13Обелиск
"Советская конституция»
Н.А.Андреев
Проникнут революционным настроением


Слайд 14
10 декабря 1922 года, по ленинскому плану монументальной пропаганды во дворе

старого здания Московского университета на Моховой улице были открыты памятники Николаю Платоновичу Огарёву и Александру Ивановичу Герцену. Николай Огарёв изображён стоящим с перекинутой через согнутую руку крылаткой. Памятники, выполненны в бетоне с гранитной крошкой — на бронзу просто не хватило средств. Памятники Н.П. Огарёву и А.И. Герцену созданы скульптором Н.А. Андреевым и архитектором В.Д. Кокориным.

Слайд 15
Н. Огарёв изображён стоящим с перекинутой через согнутую руку крылаткой.


Слайд 16Самой известной из мемориальных досок - "Павшим в борьбе за мир

и братство народов", исполненной скульптором С. Т. Коненковым (на Сенатской башне Кремля) Барельеф, составленный из 49 кусков подкрашенного цемента, представлял собой изображение крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и зеленой пальмовой ветвью (символом бессмертия) - в левой. У ног его, перевитые траурной лентой, разбросаны поломанные сабли и ружья; за плечами - восходящее солнце, лучи которого составлены из слов "Октябрьская 1917 Революция".

Слайд 17С.Эйзенштейн, И. Пырьев,
М. Штраух, Э. Гарин.
В 20 - е г. в

начала складываться «пролетарская культура». Пролеткульт охватил ок. 400 000 человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г. возникает Театр рабочей молодежи (С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин). В 1925 г. - создается Российская ассоциация пролетарских писателей. Ей передали ряд цензорских функций.

5. «Новое искусство»



Слайд 18В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная

новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был Александр Константинович Воронский.

Александр Константинович Воронский

5. «Новое искусство»



Слайд 19Шолохов М. Тихий Дон. Роман-газета № 7, 1929 г.
Михаил Шолохов
Появилась

плеяда талантливых писателей: М.Шолохов,

5. «Новое искусство»



Слайд 20Сцена из спектакля «Любовь Яровая»

К. А. Тренёва. Малый театр. 1926.

К.Тренев, В. Иванов, Н. Тихонов, М. Шагинян, В.А. Каверин, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов, А.А. Фадеев, И.Бабель и др.

5. «Новое искусство»



Слайд 21И. Бабель, 1921 год.
И. Бабель
5. «Новое искусство»


Слайд 22В. Катаев и Ю. Олеша. 1920-е годы.
Многие литераторы по своему убеждению

были аполитичны. Так, в манифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась независимость художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.

5. «Новое искусство»



Слайд 23Да Здравствует Первое Мая Дени Виктор Николаевич
В живописи на первый план

вышло искусство агитационного плаката (В. Дени, Д. Моор)



Слайд 24Апсит А. П. Плакат «1 мая»


Слайд 25Тов. Ленин ОЧИЩАЕТ землю от нечисти Дени, Черемных
МООР Д.С. Плакат. 1920


5. «Новое искусство»



Слайд 26В обстановке послевоенной разрухи голод, поразивший 35 губерний, самые хлебные районы

страны, создал новую угрозу завоеваниям революции. Советская власть использует все средства, чтобы помочь пострадавшим районам: правительство мобилизует трудящихся, идет на такие меры, как изъятие церковных ценностей с целью приобретения необходимых продуктов и т. д. Плакат Моора был настоящим оружием в этой огромной кампании по спасению людей.



Слайд 27Ты записался добровольцем? Плакат. 1920
Один из самых популярных плакатов художника,

властно призывавший встать на защиту завоеваний Республики. Создан в конце июня 1920 г., за одну ночь. В это время контрреволюция сжимала Советскую Россию с двух сторон: Врангель, занявший почти всю Северную Таврию, шел на Донбасс, а с запада наступали войска панской Польши.



Слайд 28В течение всего периода гражданской войны неоднократно объявлялись военные мобилизации с

целью укрепления действующих фронтов. Агитационно-призывные плакаты советских художников были не дополнением к мобилизационно-вербовочной кампании, а ее действенным звеном.

Ты записался добровольцем? Плакат. 1920



Слайд 29Окно РОСТА: Рабочий при капитализме работал из-под палки - плакат художник:

Маяковский

Слайд 30Окна сатиры Роста 


Слайд 31

Картина Юона Новая планета 1921 г.


Слайд 32А.А.Рылов в голубом просторе


Слайд 33К.С. Петров-Водкин «Петроградская Мадонна», 1920 год


Слайд 34Н. Купреянов. Броневик. 1918. Гравюра на дереве


Слайд 35КРЕЙСЕР АВРОРА. Н.Н.Купреянов Гравюра на дереве. 1923.


Слайд 36Владимир Татлин
В 1920 г. Владимир Татлин создал свой знаменитый проект «Памятник

III Интернационалу», в котором воплотились новые идеи синтеза символических и утилитарных форм.

5. «Новое искусство»



Слайд 375. «Новое искусство»
На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде

простейших геометрических форм из стекла — куб, пирамида и цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) — раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) — раз в день.



Слайд 385. «Новое искусство»
Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической

пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов.



Слайд 39Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М.

Грекова работает над военной тематикой, А.Герасимов, И. Бродский - уделяли внимание «будням великих строек». И.

Д. Шостакович, В. Маяковский, В. Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».

5. «Новое искусство»



Слайд 40Живопись АХРР
И.Бродский «Ленин в Смольном»


Слайд 41Бродский И. И. Выступление В.И.Ленина на митинге рабочих Путиловского завода


Слайд 42
Г.Г.Ряжский. Делегатка. 1927


Слайд 43Георгий Георгиевич Ряжский (1895—1952) Председательница


Слайд 45С. В. Малютин. «Автопортрет». 1901 г. Государственная Третьяковская галерея


Слайд 46А. Е. Архипов. Крестьянка. Масло.


Слайд 47А.Е.Архипов Девушка с кувшином. 1927


Слайд 48Борис Николаевич Яковлев Транспорт налаживается (1923)
первый индустриальный пейзаж в советской

живописи


Слайд 49М. Греков. Конармейская тачанка. 1933
Ассоциация художников революционной России ставила задачу

отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой,

5. «Новое искусство»



Слайд 50
Греков М. Б. На Кубань!


Слайд 51А.М. Герасимов зачастую писал «вождя Октябрьской революции и мирового пролетариата» с

открытым ртом. Художник полагал, что портрет станет более эффектным, если его модель будет что-то провозглашать. Известно, что на историческом Пленуме Моссовета в 1922 г. было заявлено: «Из России нэповской будет Россия социалистическая».

Выступление В.И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года. 1930.



Слайд 52И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925
Действие происходит в Закавказье. Из

27 пойманных бакинских "коммисаров" по приговору военно-полевого суда под председательством казачьего генерала Мартынова, 26 были расстреляны, а один за помощь контрразведке был отпущен.



Слайд 54«ОСТ»
Дейнека Александр Александрович
На стройке новых цехов


Слайд 55А.А.Дейнека Оборона Петрограда


Слайд 56АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА Футбол. 1924


Слайд 57Пименов Ю.И. Картина Даешь тяжелую индустрию


Слайд 58
Сергей Лучишкин. " Шар улетел". 1926


Слайд 59Лучишкин Лыжники 1926


Слайд 60«4 ИСКУССТВА»
Девушка у окна. 1928 - Петров-Водкин 


Слайд 61Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934 г. Санкт-Петербург. Русский музей.  Художник счел нужным

в интервью и беседах  подробно объяснить свой замысел: на картине показана квартира рабочего, расположенная в городе, которому угрожают белогвардейцы. Семья рабочего охвачена тревогой, причем это не просто человеческая тревога, а тревога классовая, зовущая к борьбе.

Слайд 62Петров-Водкин. Смерть комиссара
Все в этой картине - как во всяком большом

произведении искусства - неоднозначно, в каждой детали за прямым ее содержанием всплывает более общий и глубокий смысл. Последним усилием воли упавший комиссар устремляет взгляд потухающих глаз вслед своему отряду, мысленно призывая бойцов исполнить боевой долг. Красная повязка на рукаве черной кожанки комиссара придает его образу траурную скорбность. Между первопланной группой и устремляющимся в атаку отрядом виден упавший, только что убитый красноармеец. Этим рефреном художник дает понять что смерть комиссара - не единственная потеря в бою за новую жизнь.

Слайд 63Кузнецов П. В. Сортировка хлопка


Слайд 64Павел Кузнецов «Сбор чая (Чайные плантации. Чаква)» 1928


Слайд 65Сарьян Мартирос Сергеевич - Сбор винограда. ГТГ 1933 (800х635)


Слайд 66Мартирос Сарьян
Дети и фрукты


Слайд 67П.П. Кончаловский Портрет Н.П. Кончаловской. 1925


Слайд 68Новгород. Возвращение с ярмарки. (1926)


Слайд 69Илья Иванович Машков. Снедь московская. Хлебы


Слайд 70Машков Снедь московская: мясо, дичь


Слайд 71Андреев Н. А. «Ленин-вождь». Мрамор


Слайд 72И. Шадр. Крестьянин. 1922. Бронза. ГТГ


Слайд 73Иван Шадр "Булыжник - оружие пролетариата", 1927 год бронза


Слайд 74И. Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата». 1927
И. Шадр, А.Матвеев

творили в жанре революционной романтики.



Слайд 75Это скульптурная группа "Октябрь", сделанная к 10-летию Октябрьской революции скульптором А.

Т. Матвеевым

Слайд 76В первые годы советской власти В.И. Мухина пыталась принять участие в

коммунистической монументальной пропаганде: она создавала проекты памятников, наполненных символикой, романтически приподнятых и пронизанных бурным движением. Ни один из них не был реализован. Лучшим ее творением этого времени стало «Пламя революции».

Мухина, Вера Игнатьевна Пламя революции. 1922—1923.



Слайд 77Исполинская скульптура создавалась для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года

в Париже. Замысел двух устремленных вверх фигур, призванных олицетворять победу социализма в СССР, принадлежал архитектору Борису Иофану, автору парижского павильона. Монумент должен был увенчать поднимающееся ступенями здание и логически завершить его общую композицию.

Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий и колхозница. 1935—1937 гг. .



Слайд 78В.И. Мухина создавала символ страны, олицетворение тех социалистических идеалов, в которые

она, человек искренний и цельный, свято верила.

Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий и колхозница. 1935—1937 гг. .



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика