Слайд 1Древняя Вуокса –
правда и вымыслы
Выборгское отделение Региональной общественной
организации Исторического
клуба Ленинградской области
23 июня 2016 года
Слайд 2
ВУОКСИНСКАЯ ЭПОПЕЯ
Вуокса - одна из крупнейших рек Озерного края на севере
Европы, соединяющая два из Великих Европейских озер — Сайму и Ладогу. Среди всех рек, впадающих в Ладожское озеро, по объему выносимой воды (около 660 кубометров в секунду) Вуокса занимает второе место после Свири. В то же время для столь многоводной реки длина Вуоксы сравнительно невелика — 156 км; короче ее только Нева длиной 74 км.
Слайд 3Считается, что происхождение названия реки Вуокса произошло от карело-финского сочетания «Vuota»,
которое в переводе означает «протекать» или «течь», «vuo» переводится как «течение» или «русло». В древних книгах нижнее течение реки называли «Узерве» или «новое озеро».
Слайд 4Всё, что мы видим здесь сейчас — рельеф, реки и озера,
— сформировалось в окончательном виде не раньше, чем 10—13 тысяч лет назад, после таяния гигантского ледника. Современное Балтийское море и Великие Европейские озера (к которым относят Ладогу, Онего, Сайму, Чудско-Псковское озеро и Ильмень) — это остатки огромных водоемов (бывших то морями, то озерами), покрывавших север Европы в послеледниковое время.
Слайд 5Средневековая Антреа
Финляндия даже в XIII веке была для соседей terra incognita
(земля неизвестная). Не смотря на несколько новгородских походов против Еми, Финляндия оставалась краем малоизвестным, и тамошние племена - Сумь и Емь - народом враждебным и непокорным.
Слайд 6Здесь Новгородцев опередили Шведы и успели утвердиться в этом краю прежде,
нежели Новгородцы хорошо узнали о нём. От этого Новгородские походы в этот край были самыми затруднительными, и даже Александр Невский в 1256 году ходил туда, как в страну малоизвестную и потерял многих проводников: хоть он и опустошил земли Еми, но тем не менее, по свидетельству летописи: "Был зол путь", а об отце его Ярославе, ходившем на Емь со стороны моря прямо сказано: "ходи изъ Новгорода на Емь, где же ни единъ отъ Русскихъ князь возможе бывати".
Слайд 7В мае или начале июня 1293 г. вблизи Стокгольма для проведения
военной экспедиции в Карелию были собраны силы морского ополчения — ледунга: корабли с отрядами вооруженных воинов, включая и главные силы шведского рыцарства. По своим целям поход был направлен против интересов Новгорода — на захват давних новгородских владений в Западной Карелии, установление контроля над основным карельским торговым путем, создание шведского форпоста в опасной близости от жизненно важной артерии новгородской внешней торговли — реки Невы.
Слайд 8Шведское войско высадилось у северной оконечности Выборгского залива, вблизи западного устья
реки Вуоксы. Поскольку наиболее крупным и важным населенным пунктом там было селение «Старый Выборг» на нынешнем Замковом острове
шведы решили построить замок, который должен был прочно закрепить в шведских руках берега Выборгского залива и всю Западную Карелию. Место это было исключительно удобно в стратегическом отношении. Небольшой скалистый островок (ныне остров Замковый) лежал в проливе между островом Линнасаари и материком. Через пролив проходил основной фарватер от устья реки Вуоксы через бухту Суоменведенпохья в Выборгский залив и далее — в открытое море. Поэтому построенная на указанном островке крепость полностью контролировала выход вуоксинского водного пути к морю. Сюда же, к берегам бухты Суоменведен-похья, подходил и сухопутный торговый путь, связывавший западнокарельскую область Саволакс с морем. Этот путь также оказался под контролем гарнизона замка.
Слайд 9 Отдельно древность Выборга, как поселения, возможно рассматривать на
200 лет раньше согласно тщательному руническому анализу сохранивших надписей, который был сделан в 2014 году Джаксон Татьяной Николаевной, доктором исторических наук, главным научный сотрудник Центра "Восточная Европа в античном и средневековом мире" ИВИ РАН. В своем исследовании она указывает : «… Итак, отдавая предпочтение осторожному и источниковедчески корректному подходу к материалу рунических надписей К. Цильмер (подробнее см.: Jackson 2006), я вынуждена констатировать, что более не могу с прежней уверенностью утверждать, что рунические надписи упоминают Западную Двину, Финский залив, а также острова Сааремаа и Рухну. Впрочем, следует сказать и об одном топониме, встречающемся в рунической надписи, — топониме, мне ранее не известном, но «хорошо вписывающемся» в рассматриваемый историко-географический контекст.
Слайд 10На руническом камне из Гарн-церкви в Оссебю (Össeby) (U 180), установленном
четырьмя братьями в 1050-х — 1060-х гг. в память о своем погибшем брате, говорится, что он умер в Выборге: hn . to . i . uiburkum. Общее мнение исследователей сводится к тому, что следует читать «Выборг», но о каком Выборге идет речь - на Карельском перешейке или на севере Ютландии ? Датский Виборг хорошо известен источникам, однако его ранняя форма, зафиксированная в них, связана с корнем berg, и это не соответствует той форме, которая сохранилась в рунической надписи. Еще Н. Брокман (Brochman 1762: 208) высказал мнение, что речь здесь идет (Stratum plus №5. 2014 230 Т. Н. Джаксон) о карельском Выборге. Данное мнение впоследствии разделили А. Бугге (Bugge 1918: 80), Р. Пиппинг (Pipping 1926: 413—418) и Э. Сальбергер (Salberger 1990: 31—32). К. Цильмер (Zilmer 2005: 142—144) тоже отдает предпочтение этому чтению топонима, однако не настаивает на нем.
Слайд 11С исторической точки зрения, подобная трактовка, на мой взгляд, также оправдана,
поскольку вплоть до XVI в. существовало два пути из Финского залива в Ладожское озеро и, наравне с Невой, сквозную водную артерию представляла собой река Вуокса. Путь по ней шел через древнекарельскую племенную территорию от современного Выборга до Приозерска. Картографирование археологических памятников и кладов позволяет говорить о достаточно активном использовании Вуоксинского пути в Ладогу во второй половине VIII — XI в. (подробнее см.: Кочкуркина, Спиридонов, Джаксон 1990: 105—107). Именно поэтому присутствие в рунической надписи маркирующего топонима этого пути вполне естественно…».
Слайд 12Сказанное выше полностью соответствует научным данным, о том, что неподалёку от
современного Каменногорска (Антреа) люди жили уже в IV—III вв. веках до нашей эры. Были найдены деревянная и кремнёвая утварь, шлифованные орудия из глинистого сланца, остатки сети длиной 27 м и шириной до 3 м из коры и волокон крапивы, 16 поплавков из сосновой коры, 31 каменное грузило, длинный костяной кинжал. Полноводная Вуокса привлекала на свои берега обилием рыбы и удобностью водного перемещения.
Слайд 13Осенью 1913 года в районе верхней Вуоксы недалеко от Антреа финский
крестьянин Анти Виролайнен под слоем торфа обнаружил древнюю рыболовную сеть, оказавшейся древнейшей сетью в мире. Сеть исследовал археолог Сакари Пяльси (Sakari Pälsi), её возраст поначалу определили около 9300 лет.. Более поздние исследования радиоуглеродным методом показали, что поплавки из коры значительно старше: 8400—8100 лет до нашей эры. «Сеть из Антреа» хранится сейчас в национальном музее в Хельсинки. Сеть изготовлена из крапивы и ивовой коры, 30 метров в длину и 1,5 метра в высоту, размер ячеек 6 см. Сеть утонула в бывшем 10 тыс. лет назад Анциловом озере и утянула с собой на глубину 10 метров в донный ил поплавки, каменные грузила, охотничье оружие, костяные инструменты.
Слайд 15Официально же Антреа впервые упоминается в 1597 году, в связи с
основанием лютеранской общины Святого Андрея. Поэтому название поселения на Вуоксе было связано именно с ней. Поскольку Финляндия являлась частью Шведского королевства и община принадлежала шведской церкви, место носило в документах шведское название Санкт-Андре (швед. Saint-Andre).
В различных источниках указывается, что в XIV—XVII веках Антреа был главным административным центром карельских поселений на Верхней Вуоксе. Данный исторический период крайне слабо исследован учеными и поэтому требует к себе самого пристального внимания.
Слайд 16КАЛЕВАЛА Руна СЕМНАДЦАТАЯ
Вяйнямёйнен отправляется за словами к Антеро Випунену и
будит Випунена от длительного сна под землей.
Старый, верный Вяйнямёйнен
Не принес три нужных слова,
В Туонеле их не добыл он
И в жилищах Маны мрачных.
Он своим умом раскинул,
Рассуждает сам с собою:
Где б найти три эти слова,
Где б добыть те заклинанья?
Шел пастух ему навстречу,
Говорит слова такие:
"Слов найти ты можешь сотню,
Песен тысячу узнаешь:
Випунен тебе их скажет,
Их найдешь в его утробе.
К Випунену есть дорога,