Слайд 1Живопись
Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу
этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости.
Слайд 4
Канон изображения
фигуры человека
Слайд 6Скульптура
Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом
мертвых.
Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства.
Слайд 7портретная статуя – вместилище КА
САХ — тело; ИБ — сердце; ШУ
— тень; РЕН — имя; АХ — сияние, появляющееся после смерти человека; БА — мысль, энергия человека; КА — двойник человека
Слайд 11Особенности:
Фигуры фронтальны и симметричны;
левая нога вперед, руки опущены и прижаты к
телу;
голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;
фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона;
статуи раскрашивались: тела мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие.
портретность
Слайд 12
Статуя каирского писца
Сер. III тыс. до н. э. Фрагмент
Известняк.
Египетский
музей, Каир
Слайд 16
«Статуя писца Каи»
Сер. III тыс. до н.э.
Известняк.
Выс. 53,7
см, шир. 44 см, глуб. 35 см
Лувр, Париж
Слайд 17
«Статуя писца Каи»
Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют
положение писца в противоположность всем другим профессиям.
«Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики. Писец сам не делает ничего и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», — такова мораль наставления писцу.
Подобные наставления эпохи Среднего царства существовали во множестве списков и охотно использовались при обучении в школах в более поздние времена.
Слайд 18
найден в мастабе Каи в Саккаре. Скульптура изображает писца, сидящего со
скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса.
Слайд 19
Инструменты писца — кисточка и футляр для хранения красок
Слайд 27
Турин, Египетский музей. Новая экспозиция второго зала скульптуры Нового царства. Диада
Амона и Тутанхамона
Слайд 29
Мерирэ с женой Инджуей. Мерире был писцом, работал в Мемфисе.
Слайд 31
статуи Аменхотепа III и Тии с 3-мя дочками
Слайд 32
«Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет»
Около 2700 г.
до н. э.
Известняк.
Египетский музей, Каир
Слайд 33«Рахотеп и Нофрет»
Эта группа из двух статуй была найдена в
гробнице Рахотепа в Медуме; она представляет принца Рахотепа, бывшего главным жрецом Гелиополя, и его жену принцессу Нофрет.
Статуи высечены из двух разных блоков известняка, но задуманы как единый ансамбль.
Обе статуи – с инкрустированными глазами, они раскрашены и сохранились исключительно хорошо.
Слайд 37Памятник относится ко времени IV династии (Древнее царство), обнаружен в одной
из гробниц в Медуме. Достаточно распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя. Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных позах и жестах, зачастую определяемых родом занятия человека или жизненными обстоятельствами; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения. Царевна Нофрет изображена в белой облегающей тунике и коротком черном парике, перехваченном повязкой; на шее у нее разноцветное ожерелье. У Нофрет плотная фигура, округлое, несколько тяжеловатое лицо и выразительные глаза. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины — в светло-желтый.
Слайд 39Принц Рахотеп считается одним из сынов знаменитого фараона Снофру. Мастаба принца
и его жены Нофрет находится в Мейдуме
Слайд 46
Каноническая раскраска
По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины
– в светло-желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми.
Скульптура Сенеба с женой и детьми. Каирский музей
Слайд 47
«Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи»
XVIв. до н.э.
Эбеновое дерево, инкрустация золотом и
пастой, серебрение.
Высота 40; 39 см
ГМИИ
Слайд 49
отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения
инкрустированы золотом, одежда посеребрена.
Слайд 50
Инкруста́ция
(incrustatio - букв. покрытие корой)
украшение изделий и зданий узорами
и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и цветных камней, которые врезаны в поверхность и отличаются от неё по цвету или материалу.
Слайд 51
Оригинальная деревянная статуя египетского царя Хора (Hor) (приблизительно 1783 - 1633
до н.э, Каирский Музей, Египет). Глаза статуи, инкрустированы кварцем или лазуритом, сияют или синим или серым, в зависимости от освещения
Слайд 52
В статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали на них особое
внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толчёный малахит.
Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением Ка изображаемого человека.
Слайд 53
Женщина из Лишта» Каир, Египетский музей (inv. JE 39390).
Дерево, позолота. Выс.
10,5 см. XII династия, 20 в. до н.э.
Слайд 60
«Статуя Каапера
(«Сельский староста»)»
Высота 109 см.
Эта знаменитая деревянная статуя датируется Древним
царством. Она представляет сановника Каапера, известного также под именем Великого жреца. Его черты выражают спокойное достоинство. Глаза сделаны из кварца, веки - из меди. Статуя составлена из нескольких кусков раскрашенного фигового дерева.
Когда она была найдена в Саккара в 1860 году, рабочие увидели в ней определенное сходство с их "деревенским старостой" - "Шейх эль Балад", что означает "помощник правителя", откуда и название статуи.
Слайд 64
«Нефертити»
Известняк, высота – 48 см.
Берлин,
Новый музей
Слайд 65
обнаружен 6 декабря 1912 года немецким археологом Людвигом Борхардтом, который руководил
раскопками в эль-Амарне под эгидой Deutsche Orient Gesselschaft (далее DOG).
«Описывать ее бесполезно, - писал он на следующий день, - ее нужно видеть!».
Слайд 67Образ Нефертити стал для древнеегипетской культуры во многом символическим. Профиль царицы в высоком синем
парике, пирамиды и едва заметная улыбка золотой погребальной маски Тутанхамона — вот те образы, по которым сегодня узнает Египет обыватель. Парадоксально, что для самих древних египтян портрет царицы эпохи религиозной реформации отнюдь не был тем «эталоном красоты», каким его видят порой искусствоведы, наоборот, это было одно из тех свидетельств, о которых старались не вспоминать.
6 декабря 1912 года, когда германский археолог Людвиг Борхардт обнаружил в развалинах мастерской, приписываемой скульптору Тутмосу, лежащий лицом вниз знаменитый скульптурный портрет Нефертити, навсегда вошло в анналы археологии. Позже Борхардт писал, что для того «чтобы понять всю его ценность», ему потребовались «годы исследований». Как это не удивительно, полноценных работ, посвященных выдающемуся портрету царицы, совсем немного, несмотря на широкую известность памятника и обилие египтологических штудий по амарнской эпохе.
Полихромный бюст Нефертити, высотой 48 см, выполнен из прочного известняка, поверхность которого была покрыта слоями гипса. Не считая нескольких повреждений на ушах, короне и урее, некогда украшавшем лоб царицы, портрет находится в превосходной сохранности. Весь памятник, за исключением вертикальных обрезов плеч и левой глазницы, лишенной инкрустации, покрыт полихромной росписью, придающей ему необычайную декоративность и узнаваемость. На голове царицы — высокий синий парик на желтой основе, имитирующей золото, стянутой многоцветной «лентой». Лицо Нефертити покрыто пигментом нежного персикового оттенка, линии бровей и веки глаз подведены черным, губы окрашены темно-красным цветом, с оттенком коричневого, лепестки цветов и плоды, из которых состоит широкое ожерелье «усех» на плечах царицы, окрашены желтым, красным и зеленым. На задней части массивного парика опоясывающая его «лента» «связана» в традиционный круглый «узел», украшенный двумя цветками лотосов, от которого вниз по затылку в разные стороны отходят два окончания ленты; еще две ленты ниспадают сзади вдоль шеи царицы. Правый глаз инкрустирован горным хрусталем, который с внутренней стороны окрашен пигментом для обозначения зрачка. Несмотря на всю тщательность поиска, Борхардт так и не нашел инкрустацию второго глаза бюста и отмечал позже, что «никаких следов склеивающего вещества не было обнаружено в глазнице; внутренняя поверхность глазницы выполнена тщательно и не была предназначена для инкрустации», придя к заключению, что «в левой глазнице никогда не было инкрустации». Полноценное обследование памятника, проведенное в Берлинском музее, в целом подтвердило гипотезу Борхардта, что с достаточной уверенностью позволяет утверждать, что бюст царицы был скульптурной моделью, а отнюдь не культовым предметом. Также, учитывая, что бюст Нефертити не относится к числу поздних работ Тутмоса, следует отметить, что он не был незавершенным, как предполагают некоторые, и, скорее всего, отсутствие одного глаза имело под собой магическую причину: если бы оба глаза были бы инкрустированы, то бюст, изготовленный на основе гипсовой маски, снятой непосредственно с лица, имел бы огромное сходство с живой царицей и, в случае гибели, мог нанести вред ее «двойнику», обитающему в скульптурных изображениях.
Дитрих Вилдунг, директор Египетского музея в Берлине, где хранится Нефертити, с помощью компьютерной томографии выявил те интереснейшие детали, которыми на ранних этапах создания памятника достигалась балансировка его частей. Теперь известно, что изначально известняковая основа бюста имела более длинную и тонкую шею, плечи разной высоты, более прямую заднюю часть парика и другой угол верхней его плоскости, которая резче уходила вниз спереди назад. Чтобы исправить эти ошибки и достичь итогового равновесия, скульптор использовал гипсовую массу, которая была добавлена на плечи, на заднюю часть шеи и головной убор. Впрочем, еще Борхардт предполагал, что отдельные части лица царицы были выполнены с добавлением тонкого слоя гипса.
«Исправления» высоты и объема плеч, а также задней части головного убора были особенно важны для создания равновесия в структуре бюста, которое особенно хорошо видно, если на портрет Нефертити смотреть в профиль, когда лицо оказывается на вершине угла, стороны которого образованы шеей и париком. Кроме того, голова в парике имеет значительный вес, который уравновешивается стремленной вперед линией шеи. Эта поза головы царицы создает внутреннее напряжение, жизненность и изыск памятника, которые подчеркиваются отчетливой проработкой длинных мышц в задней части шеи.
Слайд 68
Полихромный бюст Нефертити выполнен
из прочного известняка, поверхность которого была покрыта слоями
гипса.
Слайд 74
Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон) – главная супруга древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона
Слайд 76
Песчаниковый бюст царицы был обнаружен в мастерской скульптора Тутмоса, расположенной в
Ахетатоне (эль-Амарне) – новой столице, основанной Эхнатоном. Бюст должен был стать частью статуи.
Слайд 82
Статуя Клеопатры. Египет. 1 в. до н.э
Слайд 83
Детей изображали в форме взрослых людей, но небольшого роста, с пальцем
у рта. Мальчик изображался с локоном юности. Если локон синего цвета - перед вами сын фараона
Слайд 84РЕЛЬЕ́Ф
(франц. relief - выпуклость)
– скульптурное изображение на плоскости
Слайд 85Рельеф - вид скульптуры; скульптурное изображение на плоскости, являющейся физической основой
и фоном изображения.
В рельефе воспроизводятся сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы.
Различают:
- выступающий над плоскостью фона выпуклый рельеф;
- врезанный в глубь плоскости фона углубленный рельеф, который подразделяется на барельеф и горельеф.
Слайд 89
Начальник колесниц Аменхотеп. Рельеф из гробницы Рамосе, его двоюродного брата и
везира Аменхотепа III. Шейх Абд эль-Курна. 14 в. до н.э
Слайд 93Рельеф «Плакальщики»
Рельеф из Мемфиса. Известняк. 29х48,5 см.
XIX династия. 14 в. до
н. э. ГМИИ
Слайд 95Палетка
(от франц. palette – пластинка, планка) – плита для растирания
красок
Шифер, высота – 64 см.
Слайд 97
Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре
рассказывают о победе царя Юга над северянами.
Слайд 98палетка Нармера
Первым памятником, показывающим сложившиеся новые формы искусства, является шиферная плита
фараона Нармера, сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство.
Слайд 100Египет с раннединастического периода делился на две больших области:
Верхний и
Нижний Египет.
А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.
Слайд 101в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила
в единое государство.
Слайд 102
Сцены расположены поясами, одна над другой – так, как в дальнейшем
будут решаться все стенные росписи и рельефы
Слайд 103
переплетённые длинношеие львы («серпопарды») – символ объединения
В верхнем регистре на фронтальной
стороне палетки, над серпопардами, художник изобразил шагающую фигуру бородатого человека – правителя Древнего Египта; судя по иероглифам в рамке серех, расположенным между бычьими головами в верхней части обеих сторон палетки, это человек по имени Нармер.
Слайд 104На лицевой стороне изображены переплетённые длинношеие львы («серпопарды»), которых держат на
поводках двое бородатых мужчин. Данные изображения могли иметь вполне конкретное значение и символизировать насильственное объединение двух частей страны. Это одна из основных тем египетского искусства и литературы на протяжении всего периода правления фараонов.
Слайд 105
Нармер изображён в так называемой «красной короне», считавшейся символом власти над
Нижним Египтом. В руках у него жезл и цеп, одет он в тунику, завязанную через левое плечо, с пояса свисает бычий хвост.
Слайд 106торжественно шествующим, в окружении свиты,
к обезглавленным трупам врагов.
Слайд 108
На лицевой стороне палетки Нармер изображён в белой короне Верхнего Египта,
поражающий булавой жителя северо-западной части Дельты, и сообщает о захвате 6 тысяч пленных.
Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу – убегающие северяне, на другой стороне наверху – торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу – царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.
Слайд 112
Палетка была обнаружена в 1898 британскими археологами Джеймсом Кьюбеллом и Фредериком
Грином во время исследования древнего Иераконполя.
Хранится в Египетском музее в Каире.
Слайд 114
Изображения Нармера в белой и красной коронах призваны символизировать объединение Египта.