Слайд 1
Донецкий край в XVI - XVIII в.
История родного края. 8 класс.
Урок
№ 5 (15)
Обустройство черкасских беженцев в Русском государстве в середине XVII в.
Составитель:
Ковалёва Татьяна Николаевна,
учитель методист МОУ «Школа № 42 г. Донецка»
Слайд 2Не дождём земля полита –
Больше кровушкой людской.
Кони Речи Посполитой
Разливались здесь рекой.
Слайд 3Содержание программы
Обустройство черкасских беженцев на территории России.Формирование Слобожанщины.Основание слободских городов.
Особенности административно-политического устройства Слобожанщины. Участие в защите территории и борьбе с татарскими нападениями. Основание Изюмского черкасского полка. Особенности черкасской службы в Белгородском разряде. «Русские люди и черкасы»: условия экономической жизни и быта.
Слайд 4План работы
1. Национальный и социальный гнет в Речи Посполитой. Казацкие восстания.
Б. Хмельницкий.
2. Восстание Б. Хмельницкого. Битва под Берестечком и её влияние на основание Слободских поселений.
3. Обустройство слобод, строительство городов. Организация слободских полков.
4. Особенности черкасской службы в Белгородском разряде.
Слайд 5Основные понятия
Беженцы – лица, покинувшие постоянное место своего проживания в результате
чрезвычайного ухудшения условий жизни.
Черкасы – в русских источниках население поднепровских воеводств Речи Посполитой.
Полк – боевые и административные единицы черкас.
Сотня – часть полка.
Слободы – правовые и экономические привилегии , позднее : поселения переселенцев, освобожденных от налогов, но обязанных проходить воинскую службу.
Слобожанщина – территория размещения слободских полков, населённая русскими людьми а также черкасами, мигрировавшими в Россию из Поднепровья.
Слободские полки – иррегулярные черкасские вооруженные силы южного русского пограничья.
Слайд 6Основные понятия Хмельнитчины
Речь Посполитая – государство, образованное после объединения Польского Королевства
и Великого княжества Литовского в 1569 г. в результате Люблинской унии.
Уния – союз государств, возглавляемый одним монархом.
Церковная уния - Берестейская (Брестская) церковная уния 1596 г. - объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью в 1596 г. при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Украинская греко-католическая церковь (униатская церковь).
Шляхта – родовая знать, аристократия.
Реестровое казачество – украинские казаки, находившиеся на военной службе у польского правительства и внесенные в список – реестр.
Национально-освободительная борьба – движение угнетенных народов за свержение иностранного господства, завоевание национальной независимости.
Голытьба – беднота, бедные люди, бедные запорожцы.
Гетманщина – автономная область, возникшае в ходе национально-освободительной войны против польского господства на территории современной Украины , которая после Переяславской рады в январе 1654 г.вместе с Киевом перешла в подданство Российского царя. Занимала при Б.Х. три воеводства: Киевское, Черниговское, Брацлавское. В России в XVIII- XIX вв. эти территории делились на три губернии и входили в Малороссийское генералгубернаторство.
Гетман – правитель Гетманщины, первоначальное значение – польский полководец.
Генеральная старшина – ближайшее окружение гетмана, военно-административный аппарат у казаков.
Слайд 7Хронология
1569 – Люблинская уния
1596 – Берестейская уния церквей
1651 – битва под
Берестечком и Белоцерковский мир
1653 – второе заселение Цареборисова
1654 – вхождение Гетманщины в состав России.
1654 – основание г.Харькова, создание черкасских полков в составе Белгородского полка
1685 – создание Изюмского черкасского полка
Слайд 8 Проблемный вопрос
Каковы причины
создания казацких
слобод на
территории нашего
края?
Слайд 91. НАЦИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ГНЕТ В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ. КАЗАЦКИЕ ВОССТАНИЯ.
Б.
ХМЕЛЬНИЦКИЙ.
Слайд 10О каких видах гнета в речи Посполитой
идет речь в исторических
документах?
Слайд 11Французский инженер Гийом Левассер де Боплан, который находился в Украине во
время службы в польской армии в течение 1630–1647 гг., в своей книге «Описание Украины» сообщал:
«Крестьяне здесь чрезвычайно бедны, потому что должны трижды в неделю отбывать барщину своими лошадьми и трудом собственных рук. Кроме того, в зависимости от размеров надела должны давать соответствующее количество зерна, множество каплунов, кур, гусей и уток перед Пасхой, Троицей и на Рождество. К тому же должны возить своему господину даром дрова и отбывать много других работ, которых не должны были бы делать. Еще требуют от них денежных налогов, кроме того, десятину с баранов, поросят, меда, всевозможных плодов, – а еще три года – и третьего вола. Словом, крестьяне вынуждены отдавать своим господам все, что тем только заблагорассудится требовать. Не удивительно, что этим нищим в таких тяжелых условиях не остается ничего для себя. Но это еще не все: господа имеют безграничную власть не только над крестьянским имуществом, но и над их жизнью; так велика неограниченная свобода польской шляхты (которая живет как в раю, а крестьяне как в чистилище)…»
Слайд 12 Из речи украинского шляхтича с
Волыни Лаврентия Деревинского на Варшавском
сейме в 1620 г.:
«В крупных городах церкви запечатаны, церковные имения разрушены, в монастырях вместо монахов держат скот... Кто придерживается греческой веры и не перешел в унию, тот не может жить в городе... и быть принят в цех; не позволяется провожать по церковному обряду тело умершего жителя города и открыто приходить к больному с тайнами Божьими... Короче говоря: давно уже неслыханные притеснения терпит наш русский народ как в Короне (Польше), так и в Великом княжестве Литовском.»
Слайд 13Классифицируйте виды гнета, испытываемого украинским населением в Речи Посполитой.
Слайд 16Казацкие восстания
1625 Г. – ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬ-СТВОМ МАРКА ЖМАЙЛА.
Слайд 171630 Г. – ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬ-СТВОМ ТАРАСА ФЕДОРОВИЧА (ТРЯСИЛО).
Слайд 181635 Г. – ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬ-СТВОМ ИВАНА СУЛИМЫ.
Слайд 19ЯКОВ ОСТРЯНИН
ДМИТРИЙ ГУНЯ
1638 Г. -
ВОССТАНИЕ КАЗАКОВ
Слайд 212. ВОССТАНИЕ Б.ХМЕЛЬНИЦКОГО. БИТВА ПОД БЕРЕСТЕЧКОМ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОСНОВАНИЕ
СЛОБОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ.
Слайд 24Вещи, обнаруженные на месте битвы под Берестечком
Слайд 25Белоцерковский мир
Белоцерковский мир 1651 г. – заключен под г. Белая Церковь
между украинскими казаками и польским правительством после поражения войск Б. Хмельницкого под Берестечком (Волынь). Под властью Б. Хмельницкого оставалось одно воеводство — Киевское, войско сокращалось вдвое — до 20 тысяч. Восстанавливалась польско-шляхетская власть на Украине.
Условия Б. м. возвращали казаков к состоянию, в котором они находились до 1648 г. и против которых они, собственно, и восстали.
Мир не положил конец войне, его не собирались выполнять обе стороны.
Жестокость возвращающейся в свои поместья шляхты к местному населению не знала пределов.
Часть населения целыми семьями с имуществом и без бежала на территорию России.
Слайд 26
3. ОБУСТРОЙСТВО СЛОБОД, СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДОВ.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОБОДСКИХ ПОЛКОВ.
Слайд 28Изюмская черта защитила новые черкасские поселения
Черкасы бежали с территории Речи Посполитой
(Гетманских полков) под защиту Белгородской линии.
Они принимали присягу (целовали крест) .
Они принимали обязательство защищать границы Российского государства.
Строительство городов осуществляли переселенцы при помощи русской армии.
В слободских поселениях жили «русские люди и черкасы»
Черкасские полки приняли активное участие в строительстве Изюмской линии.
Черкасские полки с честью принимали участие во всех войнах России
Воеводы пограничных городов принимали беженцев.
Местные власти запрашивали центр, куда лучше поселить черкас и выдавали разрешение на строительство новых городов и поселений.
Поселенцам давали льготы – налоговые, льготы заниматься промыслами, льготы на самоуправление. Поселение, наделённое особыми правами, называли слободой.
В результате возникло 5 черкасских полков в составе Белгородского разряда.
Каждый полк получал Жалованную грамоту на привилегии и владение землёй.
Слайд 29Административно-территориальное устройство Слобожанщины
Слобожанщина
Острого-жский
Сумс-кой
Ахтыр-ский
Харьков-ский
Изюмс-кий
П О Л К
И
СОТНИ
В Донбассе: сотни Маяцкая, Торская, Бахмутская
Изюмского черкасского полка
Слайд 30
4. ОСОБЕННОСТИ ЧЕРКАССКОЙ СЛУЖБЫ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЗРЯДЕ.
Слайд 31Система органов власти Слобожанщины
Полковник
Сотник
П О Л К О В О Е
П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О
С О Т Е Н Н О Е П Р А В И Т Е Л Ь С Т В О
Слайд 32Русские люди и черкасы жили на одной территории (Белгородский разряд, позже
- губерния), часто в одних селениях, землёй владели чересполосно, управлялись разными канцеляриями, но военное управление было общим.
Русские люди
Подчинялись городскому воеводе
Управление в приказной избе
Общее управление в Белгородском полку
Пользование землей на общинном праве, совместно.
Основание для поселения – сведѐние (переселение по приказу или разрешению)
Черкасы
Подчинялись местному сотнику
Управление в ратуше
Общее управление в Изюмском полку и в Белгороде
Пользование землей на условиях слобод
Основание для поселения – бегство с территории Речи Посполитой
И те и другие по сути - пограничники
Слайд 33Напиши письмо… царю Алексею Михайловичу
Домашнее задание
Слайд 34Лист Богдана Хмельницкого,
посланный из Черкас царю Алексею Михайловичу,
с сообщением о победах
над польским войском
и желании украинского народа объединиться с Россией 8 июня 1648 г.
Слайд 35Перевод
Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам 33 велце милостивий
пане и добродию. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. [Тв]орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривд убогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, 34 але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.