Отечественная история
Разработчик лекции:
д.и.н., профессор О.С. Поршнева
Екатеринбург 2008
Лекция № 10
Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. Пореформенное развитие России
Цели изучения материла
Сформировать представление о процессах, обусловленных либеральными преобразованиями 1860−70-х гг. и особенностями правительственного курса 1880 − начала 1890-х гг.;
Ознакомить с достижениями, противоречиями, проблемами социально-экономического развития страны в пореформенный период и общими результатами социально-экономического развития к концу XIX в.;
Выявить место и роль России в системе международных отношений, задачи внешней политики и результаты их осуществления;
Ознакомить с основными направлениями, этапами и формами развития общественной мысли и общественного движения, их влиянием на общественно-политическую ситуацию;
Сформировать представление об успехах и трудностях процесса буржуазной модернизации страны.
Перечень компетенций, формирующихся или получающих приращение в процессе знакомства с материалом:
Уметь анализировать основные историографические направления в изучении проблем развития России во второй пол. XIX в.
Применять историко-генетический метод при выявлении причин и последствий либеральных реформ Александра II и политики «контрреформ» Александра III, осуществления внешнеполитического курса во второй пол. XIX в., развертывания общественного движения; историко-сравнительный метод при характеристике роли и места России в мировом сообществе и системе международных отношений, особенностей российской модернизации; историко-типологический метод для характеристики типа модернизационного развития, капиталистической эволюции промышленности и сельского хозяйства; историко-системный − для выявления системно-структурных свойств и взаимосвязей, присущих процессам российской модернизации во второй пол. XIX в.
Уметь развернуто, логически последовательно и непротиворечиво излагать содержание, сущность и значение исторических событий, явлений, процессов социально-экономического, политического и социокультурного развития страны во второй пол. XIX в., делать обобщения и выводы в устной и письменной видах речевой деятельности.
Уметь извлекать информацию из различных видов источников: исторических документов, учебной, научной и научно-публицистической литературы, критически сопоставлять и истолковывать ее содержание, использовать для полного и всестороннего анализа и описания исторических процессов, характеризующих развитие Российской империи во второй пол. XIX в.;
Выработать способность ведения публичной дискуссии по спорным, недостаточно исследованным и наиболее актуальным проблемам темы, сопоставления и выявления логики различных историографических позиций и оценок процессов развития России во второй пол. XIX в.;
Уметь подготовить и отредактировать доклад, сообщение, реферат на тему, предусмотренную в плане семинарского занятия;
Выработать толерантное отношение к политическим оппонентам, носителям другой культуры, менталитета на основе осмысления опыта и уроков правительственного реформаторства, контрреформ, общественного движения второй пол. XIX в.;
Быть способным аккумулировать знания по истории для разработки междисциплинарных проектов в различных видах профессиональной деятельности, выработки социальной и профессиональной мобильности
Выработать способность на основе изучения исторического опыта правительственной политики и общественного движения критически воспринимать любую информацию, подвергать ее анализу и синтезу
Уметь выявлять и анализировать на материале темы экономические проблемы, общественные процессы, социально-значимую информацию, использовать эти умения в общественной и профессиональной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
Предпосылки и необходимость реформ. Отмена крепостного права
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.
Александр III и эпоха контрреформ
Социально-экономическое развитие России.
Внешняя политика.
Общественное движение.
ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:
(причина – явление, обусловливающее возникновение другого явления; предпосылка – предварительное условие чего-либо):
Структурный кризис феодально-крепостнической системы как результат углубления социально-экономических процессов разложения крепостничества.
Проявлялся не в прямом падении производства, а в растущем отставании темпов экономического роста России от наиболее развитых стран, противоречиях в сфере экономики, где старые отношения сталкивались с ростками новых;
Крымская война, выявившая экономическое и военно-техническое отставание России от передовых европейских стран, повлекшая расстройство ее государственных финансов и системы международных связей. Сыграла решающую роль в осознании правящими верхами необходимости модернизации страны
Информационное обеспечение лекции
Литература по теме:
ОСНОВНАЯ:
ДЕРЕВЯНКО А.П., ЩАБЕЛЬНИКОВА Н.А. ИСТОРИЯ РОССИИ: УЧЕБ. ПОСОБИЕ. 2-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. М., 2007.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ / ПОД РЕД. А.Н. САХАРОВА. М., 2000.
ИСТОРИЯ РОССИИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ПОД РЕД. Б.В. ЛИЧМАНА. РОСТОВ-НА-ДОНУ, 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Великие реформы в России, 1856-1874: Сб. ст. М., 1992.
2. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
3. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1881 гг. М., 1984.
4. Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России (К вопросу о выборе пути развития). М., 1989.
5. Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX вв. в России.//Вопросы истории. 1989. N 10.
6. Конец крепостничества в России. Документы, письма, мемуары, статьи. М., 1994.
7. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.
8. Революционная ситуация в России в середине XIX в. М., 1978.
9. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть