Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Алейник Марии Евгеньевны
МБОУ «Гимназия №5 г.Сергиева Посада», Московская область
На тему:
«Сергиев Посад. Мой город сквозь века»
(методическая разработка учебно-исследовательской работы историко-краеведческого направления)
Слайд 2Характеристика жанра работы и актуальность
Данная методическая разработка составлена для учащихся, занимающихся
исследовательской деятельностью в области исторического краеведения и направлена на структурирование их деятельности, налаживанию сотрудничества и корректного внедрения элементов учебного исследования с применением метапредметных связей в процесс обучения.
Выбор краеведческой тематики обусловлен неповторимой самобытностью Сергиева Посада, его особой исторической и культурной ролями, которые послужили становлению России, выстраиванию политических приоритетов и духовно-нравственных идеалов русского народа.
Слайд 3МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»
Гимназия, в которой я работаю отметила
свой 80-летний юбилей. Изначально она располагалась в историческом здании мужского училища, на горе Волокуша над Келарским прудом, в постройке конца XIX века.
Духовное и научное краеведение являются одними из приоритетных направлений деятельности современной гимназии.
Слайд 4Обоснование темы
Несмотря на историческую значимость и уникальный архитектурный ансамбль история Сергиева
Посада практически не изучена – сам город, во многом, воспринимается исследователями как неотъемлемая часть Троице-Сергиевой Лавры, не подлежащим отдельному изучению.
Конечно, такое мнение нельзя отвергнуть полностью, в связи с самим прецедентом создания посада у монастырских стен, но дальнейшая асинхронность существования «лаврского» и «посадского» миров наглядно продемонстрирована в городском строительстве, в церковном зодчестве (вне Лаврских стен), в доходных занятиях населения.
Именно поэтому всё многообразие города открывается в единстве изучения архитектурных особенностей Лаврских построек как, несомненно, более древних и указывающих на особое положение монастыря в истории Российского государства, и построек бытовых, относящихся к периоду XIX – XX веков.
Слайд 5Цель и задачи работы
Цель:
-вызвать интерес у учащихся к истории родного
города
Задачи:
выявить новую информацию о привычном архитектурном ансамбле города
составить комплексные знания о градостроительстве путем изучения источников, анализа информации, содержащихся в монографических исследованиях и сети Интернет,
ознакомиться с экспозицией лаврских и краеведческого музеев
посетить объектов исследования, произвести фотосъемка
выявить архитектурные элементы, относящиеся к различным стилям и эпохам
проанализировать сохранность памятников архитектуры города
составить презентацию с компилятивными иллюстрациями, свидетельствующими об изменении облика города
Слайд 6Направления деятельности учащихся( тематические блоки):
история, архитектурные стили и особенности Троице-Сергиевой Лавры
с приобщением источниковой базы соответствующего периода.
История, архитектурные особенности, уровень сохранности зданий бытового назначения XIX – XX веков. Учащимся предстоит произвести документальный анализ, распознать в современном облике старинные дома и выяснить их историю (если это представляется возможным)
Утраченное историческое наследие. Здания, представлявшие историческое и культурное значение, но утраченные в XX - XXI веках.
Создание презентации о родном городе с использованием копий старинных и современные фотографий постройки
Слайд 7Формы исследовательской деятельности:
Исследовательский проект
Работа в архивах
Работа с литературными и видео источниками
Работа
в музеях
Подборка и сопоставление изображений
Стендовый доклад
презентация
Слайд 8Формы организации деятельности учащихся:
Индивидуальная работа ( выявление объектов исследования в районе
проживания, поисковая работа)
Работа в малых группах (посещение исследуемых объектов, фотосъемка, подборка иллюстраций)
Коллективная работа (подборка и анализ информации из исторических источников, литературы, посещение экспозиций музеев и архитектурных объектов, работа в архивах(архив Троице-Сергиевой Лавры))
Работа консультантов( встречи с краеведами, хранителями музеев)
Слайд 9Методы исследования:
анализ (формирования базового и расширенного(углубленного) комплекса знаний в области краеведения,
истории искусства и истории России в целом)
Историческое моделирование (построение по гравюрам, фотографиям модели города начала XX века)
Изучение и систематизация
Слайд 10Планируемые результаты
1. Получение базового и расширенного спектра знаний по истории России,
изучение истории родного края в контексте государственной и мировой истории
2. Развитие междисциплинарных и метапредметных связей (история искусства, МХК, ИКТ(презентация), ОПК, литература и др.)
3. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и её историю, развитие интереса к истории родного города
4. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в малых группах и индивидуально, получение опыта сотрудничества и самоконтроля
5. Формирование ценностно-смысловых установок и мотивирование познавательной активности
Слайд 11Методы контроля и диагностики
Начальный - определение изначального уровня подготовки обучающихся, владение
коммуникативными навыками и навыками самоконтроля – внешний контроль
1-ый промежуточный - контроль за продвижением к поставленной цели исследования, подбор и систематизация полученного материала, определение первичных результатов – внешний и самоконтроль
2-ой промежуточный – корректировка источнико-литературной базы, направление исследования от практического( визуального) к теоретическому, подготовка к выступлению
Основной - выступление на гимназической научной конференции, коллективный и самоконтроль
Слайд 12Перспективы развития исследовательской деятельности
создание базы учебно-исследовательских работ
Создание комфортной среды
для сотворчества
Стимулирование познавательной активности обучающихся
Слайд 13Личные перспективы:
Возможность со-общения и со-творчества с обучающимися
Возможность взглянуть на мир с
разных точек зрения и узнать для себя что-то новое
Применение навыков исследования в повседневной жизни