Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Савенковой Инны Юрьевны, кандидата исторических наук, учителя истории и обществознания
Свердловский центр образования, Всеволожский район, Ленинградская область
На тему:
Работа с письменными историческими источниками (методические рекомендации для школьников 9-11 классов)
____________________________________________
Слайд 2Общие положения
Данная аттестационная работа представляет собой методические рекомендации для школьников по
работе с письменными историческими источниками.
В Свердловском центре образования только 1-7 классы учатся по ФГОС, 8-11 – по базовому учебному плану. В рамках внеурочной деятельности проектная/исследовательская деятельность реализуется только в начальной школе, вопросы о развитии данного вида деятельности в школе не поднимаются, профориентационная работа с одаренными детьми в области интеллектуальных профессий не ведется, учителя и учащиеся к подобной работе не готовы. Таким образом, использование технологии проектов как на уроках так и во внеурочной деятельности для данного учебного заведения является актуальным.
Слайд 3В исторической науке используются самые разные по типам и жанрам источники
знаний. Однако, традиционно историки обращаются к письменным источникам. Именно они дают основной массив информации по той или иной эпохе в истории человечества, позволяют аргументировать разного рода версии происходивших событий. Отсюда – цель данной работы: подготовить методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся с историческими источниками ( в рамках внеурочной деятельности).
Задачи: 1. ознакомить учащихся с общими вопросами источниковедения как науки (понятие исторического источника, классификации источников, подлинность и достоверность последних);
2. раскрыть этапы работы с историческими источниками;
3. приобщить к методике анализа письменного источника.
В своей работе автор лишь частично (как элемент урока) использует технологию проектов.
Слайд 4Основное содержание
1.Общие вопросы источниковедения
Историк воссоздает прошлое, опираясь на конкретные факты,
поскольку историческое видение предполагает получение объективного знания о когда-либо происходивших событиях. Найти такие факты и на их основе восстановить и «оживить» картину прошлого помогают различные исторические источники. Они же дают возможность избежать такой распространенной ошибки как осовременивание событий прошлого.
Отрасль истории, разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения, называется источниковедением.
Слайд 5 Из прошлого до наших дней сохранились самые разнообразные предметы и записи,
хранящие в себе информацию о жизни людей в то или иное время. Эти объекты принято называть историческими источниками.
Исторический источник – все, что человек создал в процессе его социальной деятельности, отражающее развитие человеческого общества и несущее информацию о различных сторонах жизни людей.
Слайд 8Этапы работы с письменным историческим источником
Работа с историческим источником представляет собой
определенную последовательность действий, выполнение которой позволяет прочитать текст документа правильно:
Поиск опубликованных источников по теме проекта (ведется в библиотеках с использованием справочников-указателей).
Необходимо выяснить авторство, время и место составления источника; ознакомиться с анализом, проведенным историками-источниковедами.:
зная о месте создания письменного источника, историк получает дополнительную информацию о конкретно-исторических условиях появления документа, понимает, насколько полно и объективно этот документ отражает историческое событие.
Слайд 9Авторство (если оно установлено) оказывает прямое влияние на характер, качество и
объем информации (а значит – на возможность реконструкции исторического явления/события). Существует прямая зависимость между принадлежностью автора к определенному социальному слою и характером поданной им в источнике информации.
Ознакомление с историческими условиями создания источника позволяет избежать превратного толкования приведенных фактов.
Слайд 10Анализ письменного исторического источника
Изучение содержащейся в источнике информации представляет собой едва
ли не важнейший этап исторического исследования. По сути, чтение источника является толкованием, выявлением вложенного в него автором смысла. На этом этапе важно:
Установить значение использованных автором слов, поскольку многие из них в настоящее время могут употребляться в другом смысле, не использоваться вовсе. Довольно часто встречается ситуация, когда слова настолько изменяют свой смысл, что означают не то, о чем написано в источнике. Чтобы понять, о чем идет речь, нужно каждое слово изучать в контексте, а не изолированно.
Слайд 112. Внимательно ознакомиться с содержащимися в тексте терминами и разного рода
правовыми нормами. Найти в научной литературе трактовки этих терминов и норм, выяснить их служебную роль в обществе изучаемого времени.
3. Найти даты либо все, что имеет отношение к исторической хронологии (времени) и исторической географии, что поможет «привязать» текст ко времени и пространству.
4. Произвести анализ основного содержания источника – прочитать текст и выяснить, насколько содержащаяся в нем информация соответствует исторической действительности. Прежде, чем приступить к такой работе, необходимо ознакомиться с уже написанной научной литературой по соответствующему историческому периоду.
Слайд 125. Произвести реконструкцию исторического прошлого, для чего нужно учесть всю имеющуюся
информацию, проверить и сопоставить факты, выявленные в письменном историческом источнике.
Слайд 13Методы диагностики образовательного результата
Заполнение учащимися листа самоконтроля. Определение результатов, достижений и
проблем, с которыми учащиеся столкнулись в ходе работы над историческим источником, а также обсуждение перспектив дальнейших исследований.
Подготовка учащимися письменной работы (любого формата) с обязательным использованием материалов , добытых учащимся самостоятельно в ходе работы над письменным историческим источником. Учитель проводит анализ этих работ и оценивает умение учащихся работать с историческими источниками (алгоритм поиска информации, критики источников и т.д.), способность применять в ходе работы над историческими источниками полученные при изучении истории знания и умения.
Слайд 14Литература
Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н.Данилевский,
В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 702 с.
Пронштейн А.П. Методика работы над историческими источниками / А. П. Пронштейн, А. Г. Задера. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 82 с.
Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М., Изд-во РГГУ, 1997 г.
Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. - М.: Высш. школа, 1986. — 240 с.