Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
учителя начальных классов
Хабибуллиной Зумары Тагировны
МБОУ «Биектауская СОШ»
Рыбно-Слободского района Республики Татарстан
На тему: Программа внеурочной деятельности
во 4 классе «Мой край родной ».
Слайд 2МБОУ «Биектауская СОШ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Биектауская средняя общеобразовательная школа"
Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.
Биектауская школа построена в 1965 году.
Основные этапы развития школы:
до 1939 года начальная школа;
до 1960 года 7 летняя школа;
до 1977 года 8 летняя школа;
с 1977 года - средняя школа.
Слайд 3Программа «Мой край родной »
Согласно Федеральному базисному учебному плану в
стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним из приоритетным направлением внеурочной деятельности является духовно – нравственное направление, организация исследовательской и проектной деятельности, большое внимание уделяется здоровьесбережению младших школьников. Поэтому возникла идея составления программы внеурочной деятельности «Мой край родной », в которой отражены эти важные составляющие.
Слайд 4Педагогическая ценность изучения родного края была осознана очень давно. Достаточно четко
сформулировал идею изучения родного края в первой половине XVII в. Я.А. Каменский, впоследствии его поддержали русские педагоги В.Р. Зуев, К.Д. Ушинский.
Ученик любознателен, он хочет знать окружающий мир, в котором живет.
Итак, объект изучения: край
его социальная
культурная
природная среда.
Из класса в класс познавательные возможности детей возрастают и расширяется осознание своего места
в окружающем мире у детей.
"Я, мое село, район, мой край – моя республика Татарстан, мое Отечество – Россия, мир.
Слайд 5Цель программы:
Задачи:
Воспитание духовно-нравственной личности на основе
краеведческого материала средствами проектной и исследовательской деятельности
Обучающие: - расширять представления об окружающем мире, о малой родине.
Развивающие: - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; - развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности .
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь и бережное отношение к своей малой родине.
Слайд 6Актуальность программы
Особенно актуальна проблема формирование исследовательской культуры для учащихся начальной школы,
поскольку в этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен.
Поэтому поисковая деятельность учащегося будет опираться на присущего ребенка от природы потребность познания действительности. А исследовательский интерес является качеством личности, свойственном ребенку в особенно сильной степени.
Слайд 7Принципы построения программы
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий
принцип.
Принцип здоровьесбережения .
Художественно-эстетический принцип.
Принцип исторического подхода.
Принцип практической направленности.
Слайд 8Формы и режим занятий
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю
в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Слайд 9Методы и технологии работы
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Слайд 10Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией
по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Слайд 11Содержание программы
Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При
изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в четвёртом классе состоит из 5 модулей, 5 проектов, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.
Слайд 12Содержание программы
Блок-модуль «Моя земля – Татарстан»
Проект «Литературная композиция «Наш Татарстан»
(7ч.)
Блок-модуль «Природное наследие»
Исследовательская работа «Моё здоровье.
Тайны лекарственных трав нашего края» (3ч.)
Слайд 13Т
Блок-модуль «Летопись родных мест» представлен тремя проектами
Проект «Тыл… Мои ровесники
- земляки в годы Великой Отечественной войны» (10 часов)
Проект « Тайны бабушкиного чердака» (10 часов).
Слайд 14Проект «Родное село- Биектау: из прошлого в настоящее».
4 часа
Слайд 15Методы диагностики
образовательного результата
Основным методом диагностики образовательного результата является выступление ученика
на научно- практических конференциях. Также эффективной формой оценивания и подведения итогов проектной деятельности является создание портфолио проектов.
Слайд 16Планируемые результаты
В результате участия во внеурочной проектной деятельности в четвёртом классе
у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;
умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;
они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;
получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.