Слайд 1Аспекты истории развития ТС в сельскохозяйственном производстве России 20-е – 80-е
гг. XX в.
Уроки, вытекающие из предшествующего периода развития ТС.
Слайд 220-е – 30-е гг. ХХ в.
Необходимость научного подхода к построению ремонтно-обслуживающей
базы для сельскохозяйственной техники в полной мере заявила о себе с началом массового поступления тракторов и других машин в сельское хозяйство страны.
Слайд 320-е – 30-е гг. ХХ в.
Первые тракторные отряды появились в конце 1920-х годов.
Маши́нно-тра́кторная ста́нция (МТС) — государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР и ряде других социалистических государств, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам).
Слайд 420-е – 30-е гг. ХХ в.
1928 г. – первая МТС – Шевченковская
МТС (тогда Степной округ, теперь Одесская область Украины).
5 июня 1929 г. – Совет труда и обороны принял постановление о повсеместном создании МТС.
Такое решение позволило поддерживать высокий уровень обслуживания техники и дало колхозам преимущества механизации без необходимости капитальных вложений. МТС сыграли важную роль в процессе коллективизации.
МТС осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и давали её в аренду колхозам.
Слайд 520-е – 30-е гг. ХХ в.
К концу 1928 г. был выпущен
двухтысячный трактор "Фордзон-путиловец", увеличилась мощность заводов им. Октябрьской революции в Одессе, им. Ухтомского в Люберцах и др. Началось строительство "Россельмаша" в Ростове-на-Дону, Сталинградского, Челябинского и Харьковского тракторных заводов.
Слайд 61930 г.
В составе Всесоюзного научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства (ВИМ) была
образована группа ремонта машин в составе Д.А. Клепикова, А.Р. Либермана, А.И. Селиванова, С.А. Петрова, Л.Г. Лившица, М.А. Лапицкого, Б.С. Ферберга, П.Г. Макарьева.
Александр Иванович Селива́нов (1908 — 1976)
Доктор технических наук, академик ВАСХНИЛ
Один из основоположников науки о ремонте машин.
Внес значительный вклад в развитие кафедры ремонта машин НСХИ в 1970-1976 г.г. в качестве заведующего кафедрой.
Слайд 71932 г. – издание первых правил технического ухода за тракторами.
1931-1932 гг.
– издание первых норм расхода запасных частей на ремонт машин.
1933 г. – издание первых проектов ремонтных мастерских.
Октябрь 1931 г. – вышел специальный номер журнала "Механизация социалистического сельского хозяйства", посвященный проблемам ремонта машин.
Слайд 8Главные итоги работы ВИМа в 20-е – 30-е гг.:
создание планово-предупредительной системы
технического обслуживания и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин;
обоснованы периодичность и содержание отдельных видов обслуживаний, нормативы трудоемкости и потребности в материалах;
в качестве измерителя объема выполняемой трактором работы был предложен гектар мягкой (условной) пахоты, а в качестве измерителя мощности тракторов - условные тракторы в 15-сильном исчислении.
Слайд 950-е гг. ХХ в.
В начале 50-ых годов в сельском хозяйстве началось
массовое поступление машин нового поколения. Самой известной маркой машин нового поколения был трактор ДТ-54.
Слайд 101949-53-е гг.
Издана массовым тиражом типовая технология ремонта машин в сельском хозяйстве.
Она включила 35 альбомов и книг общим объемом 2200 печатных листов. В комплект типовой технологии входили:
схемы производственного процесса ремонта машин узловым методом;
альбом технологических карт на разборку и сборку (с регулировкой) машин, их агрегатов и узлов;
альбом технических указаний по контролю деталей и узлов по рабочим местам мастерских с таблицами монтажных сопряжений;
альбом технологических карт и технических условий на восстановление и контроль деталей;
альбом конструкционно-технологических указаний по механическим, кузнечным, сварочным и другим видам работ;
перечень оборудования, приборов, приспособлений и инструментов по рабочим местам мастерских;
альбом чертежей нестандартизированного оборудования для мастерских, изготовляемого на местах;
объяснительная записка по организации ремонта машин узловым методом с необходимыми расчетными нормативами по планировке участков и загрузке рабочих.
Слайд 111953 г.
Методическое руководство разработкой типовой технологии, обобщение и унификацию материалов осуществлял
ВИМ, а с 1953 г. - выделившийся из его состава в соответствии с решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС Государственный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОСНИТИ).
ГОСНИТИ
Слайд 121958 г.
Ликвидация машинно-тракторных станций (МТС).
В конце 50-ых годов на базе ликвидированных
МТС, размещенных в центрах административных районов, были созданы ремонтно-технические станции (РТС). В их функции входило выполнение всех заказов колхозов и совхозов по проведению ремонтно-обслуживающих работ.
Слайд 13Во второй половине 50-ых годов профессора И.С. Левитский и А.И. Селиванов
заложили основы научной организации специализированного ремонта.
В 1959 г. И.С. Левитский опубликовал методику решения наиболее общих вопросов организации ремонта машин, работающих в условиях сельского хозяйства.
В 1964 г. издательство "Машиностроение" выпустило многолетний труд А.И. Селиванова "Основы теории старения машин. Доктор-инженер X. Эйхлер проводил научное обоснование специализированного ремонта машин в ГДР.
Разработки И.С. Левитекого легли в основу методики расчета ремонтной базы сельскохозяйственной техники.
Первые расчеты по данной методике выполнило в 1961-62 гг. Всесоюзное объединение «Сельхозтехника».
Слайд 1420.02.1961 г.
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.02.1961 № 151 «Об образовании
Всесоюзного объединения Совета Министров СССР по продаже сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах („Союзсельхозтехника“)».
Структура ремонтной базы сельского хозяйства
Ремонтная база сельского хозяйства
Ремонтные мастерские колхозов и совхозов
Ремонтные предприятия системы «Сельхозтехника»
Центральные ремонтные мастерские
Автопередвижные мастерские
Мастерские отделений (бригад)
Ремонтные заводы
Мастерские общего назначения
Специализированные ремонтные мастерские и цехи
ТОП
Слайд 151985 г.
Ликвидация системы «Сельхозтехника». Реорганизовано в Госагропром СССР.
Причины:
Дробление на «выгодные» и
«невыгодные» для «Сельхозтехники» категории работ. «Восстанавливать не выгодно».
Монополия на запасные части.
Несбалансированность структуры ремонтной базы «Сельхозтехники» привела к избыточности ремонтно-обслуживающей базы в сельском хозяйстве.
Экстенсивное развитие экономики страны без ориентации на ресурсосбережение.
Твердый прейскурант цен на ремонтную продукцию независимо от состояния поступающих в ремонт машин.
Ухудшение состояния ремонтного фонда.
Слайд 16Вопрос:
Где взять средства для поддержания паритета цен – соотношения между закупочными
ценами на с/х продукцию и оптовыми ценами на реализуемые сельскому хозяйству промышленностью средства производства и оказываемые услуги, обеспечивающего эквивалентность обмена между соответствующими отраслями?
Слайд 17
Ответ:
Научно-технический прогресс
Мировой опыт убеждает, что уровень жизни нации зависит не от
площади территории государства, не от численности населения и даже не от богатства природных ресурсов. Уровень жизни нации зависит от ее отношения к научно-техническому прогрессу.
Слайд 18Итоги
Становлению ремонтно-обслуживающего производства и в целом положительному процессу разделения общественного труда
между сферами использования машин (эксплуатация) и обеспечения их работоспособности (ТО и ремонт) не было дано должного научного обоснования.
Не состоялась выработка эффективной инвестиционной политики развития ремонтно-обслуживающей базы.
Исходный и бесспорный момент стратегии развития ремонтно-обслуживающей базы - это недостаточность ресурсов для реализации всей программы развития в ограниченный срок.
Необходимость научного обоснования приоритетности вложения капитальных затрат в развитие тех или иных предприятий базы.
Слайд 19Исследования показали, что наибольшее снижение затрат дает:
концентрация восстановления изношенных деталей;
меньшее -
концентрация ремонта узлов и агрегатов;
еще меньшее - полнокомплектный ремонт машин;
далее последовательно текущий ремонт, техническое обслуживание и хранение машин.
Концентрация производства - это процесс, когда, несмотря на рост объемов работ по ТО и ремонту машин, число предприятий остается постоянным и даже сокращается, а весь объем работ выполняют за счет увеличения производственных программ.
Слайд 20УРОК №1
Приоритет вложения капитальных затрат в специализированную базу необходимо было отдать
наукоемким
технологиям.
Слайд 21 Слабая загрузка цехов восстановления изношенных деталей (ЦВИД) – это следствие
слабого экономического механизма взаимоотношений заказчиков с ремонтными предприятиями.
УРОК №2
Восстановление деталей экономически выгодно!
Доля восстановленных деталей в общем потреблении запасных частей на 1990 г.:
Япония – 40%;
США, Австрия, Германия – до 35%;
СССР – не более 8-10%.
Слайд 22УРОК №3
За высокий спрос потребителя на продукцию ремонтного предприятия нужно, в
первую очередь, бороться высоким качеством ремонта и сервиса.
Слайд 23УРОК №4
Специализация и концентрация должны были быть более решительными по приоритетным
направлениям, по освоению наукоемких ресурсосберегающих технологий, которые не под силу собственной базе колхозов и совхозов.
Специализация предприятия - это сосредоточение его деятельности на выполнении определенного вида работ ограниченной номенклатуры объектов технического сервиса.
Слайд 24УРОК №5
Объективная необходимость научного обоснования приоритетов инвестирования следует из того, что
выделяемые средства всегда меньше расчетных и выбрать нужно варианты с наибольшим ресурсосбережением.
Слайд 25Структура ремонтно-обслуживающей базы
Слайд 26Общие принципы организации технического сервиса в международной практике
Слайд 27Ремонтно-обслуживающее производство в агропромышленном комплексе промышленно-развитых стран Запада оформилось более широко
как технический сервис в 50-60-е гг. прошлого столетия.
В международной практике технический сервис рассматривается как комплексная услуга потребителю в приобретении, использовании, обслуживании и ремонте средств производства.
Слайд 28Технический сервис ведущих фирм, производящих сельскохозяйственную технику и автомобили («John Deere»,
«Ford», «Interneshnl Harvester», «Caterpillar», «Massey Ferguson», «Sperry New Holland», «Case», «Mercedes-Benz», «Volvo», «Fiat», «Claas», «Reno» и др.), при всем чрезвычайном разнообразии форм строится как неразрывное целое, состоящее из следующих основных элементов:
подготовка машин к продаже и их продажа;
производство запасных частей и обеспечение ими потребителей;
купля подержанных машин и их продажа;
разработка нормативно-технической документации и обеспечение ею потребителей машин и дилеров;
подготовка и переподготовка ремонтно-обслуживающего персонала и консультация операторов (фермеров);
проведение диагностирования, операций периодического обслуживания, ремонта и устранения последствий отказов машин.
Слайд 29Принципиальные положения в организации технического сервиса, которым руководствуются фирмы-изготовители машин, состоят
в следующем:
ответственность за обеспечение работоспособности машин в течение всего периода их использования;
организация процесса обеспечения работоспособности машин независимо от места их использования;
разработка руководств по использованию, обслуживанию и ремонту, подготовка кадров, обеспечение инструментом и приспособлениями до начала массового производства машин;
организация сбора информации о надежности машин в рядовой эксплуатации с целью получения обратной связи для совершенствования машин.
Слайд 30Уровни концентрации работ по ТС:
Отличительной особенностью ремонтно-обслуживающего производства является отсутствие какой
бы то ни было регламентации работ по месту выполнения.
фермер
дилер
Специализиро-ванное производство
Все решает экономическая целесообразность
Слайд 32ОРИЕНТАЦИЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ НУЖД ПОТРЕБИТЕЛЯ
Слайд 33Планирование производства и обеспечение потребителей запасными частями
Проблема состоит их трех относительно
самостоятельных частей:
планирование потребности в запасных частях,
их производство,
организация доставки.
Никакие организационные перестройки в управлении техническим сервисом не могут дать ощутимого эффекта, если они не предусматривают полное и безусловное удовлетворение спроса потребителей машин на запасные части
!!!
!!!
Слайд 34Планирование потребности в запасных частях:
статистическое прогнозирование с учетом количества работающих деталей
и возраста машин, на которых они устанавливаются;
учет заявок дилеров.
Схема доставки запасных частей в США
Осуществляется постоянный мониторинг наличия запасных частей на складах всей цепочки посредством компьютерной сети.
Слайд 35Технологическая оснащенность предприятий ремонтно-обслуживающей базы
Функционирует развитая РОБ на трех уровнях:
В зарубежной
практике, пожалуй, нельзя найти фермера, поручающего дилеру все работы по обеспечению готовности своих машин или выполняющего все работы своими силами.
фермер
дилер
Специализиро-ванное производство
Слайд 36Взаимоотношения между участниками ТС:
Технологическое содержание работ не регламентируется по видам ремонтов,
а выполняются по результатам диагностирования или в процессе устранения последствий эксплуатационных отказов.
Организация труда рабочих примерно соответствует методу универсальных постов.
Служба дилера по обеспечению работоспособности машин чрезвычайно мобильна.
Дилеры широко пользуются услугами специализированных производств по ремонту узлов и агрегатов.
Характерными особенностями расширяющегося на Западе предпринимательства по восстановлению изношенных деталей является высокое качество выпускаемого для этих целей оборудования и присадочных материалов.
Слайд 37Взаимоотношения между участниками ТС:
Стоимость ремонта машин дилер определяет по фактическим затратам,
согласовывая её с фермером.
В США применяются две системы оплаты заказчиком ремонтных работ, выполненных дилерами: за определенные виды работ и повременная.
Конкурентная борьба заставляет дилеров предпринимать активные шаги к улучшению обслуживания фермеров.
Жесткая конкурентная борьба за потребителя заставила все фирмы-изготовители машин создать стройную систему подготовки и переподготовки кадров.
Компьютеризация инженерной службы позволила создать базы данных о состоянии объектов ТС.
Слайд 38Структура технического сервиса в АПК
Техника