Слайд 2Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в
работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483)
Слайд 3Раннее Средневековье
Начальная дата – 476 г. – распад Западной Римской империи
Дороманский
период (V – X вв.)
- Искусство периода Переселения народов и «варварских» королевств (V – VIII вв.)
- Искусство периода Каролингов (кон. VIII – X вв.)
Слайд 4В 410 г. Рим был разгромлен вестготами, осевшими затем на Пиренейском
полуострове, вскоре завоеванном арабами.
В 493 г. в Италии основали королевство остготы, сделав центром Равенну. В 555 г. остготское королевство было разрушено Византией.
После ухода римских легионов из Британии местное население кельтов завоевали германские племена англов и саксов.
Скандинавию заселили воинственные норманны, в XI в. вторгшиеся и в Англию.
На территории Галлии в V в. образовалось государство франков. В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме, возникла первая средневековая империя. Из нее выделились впоследствии Франция, Германия и Италия.
Слайд 6Дороманское искусство формировалось на основе:
- римской культуры, искусства покоренных Римом высокоразвитых
народов, искусства местных варварских племен и восточного искусства.
В искусстве периода Переселения народов выделяются периоды
«филигранного стиля» (100-350 гг.)
«полихромного стиля» (350-550 гг.)
«абстрактного звериного орнамента» (550-700 гг.)
Слайд 7Фибула «филигранного стиля» I - IV вв.
Париж, Музей Клюни
Слайд 8Фибула из Чезены. Париж, Музей Клюни
Вотивная корона короля вестготов Рецесвинта. Мадрид.
VII в.
«Полихромный стиль»
Слайд 9Курица с семью цыплятами. Из гробницы королевы лангобардов Теодолинды. VII в.
Музей собора в Монце
Слайд 10Фибула.
Украшения корабля из погребения королевы Осе в Осеберге. IX в.
Осло
«Абстрактный звериный орнамент»,
«стиль викингов»
Слайд 11Ангел – символ евангелиста Матфея.
Начало Евангелия от Марка.
Евангелие
из аббатства Дарроу. VII в.
Северная Англия или Ирландия.
Дублин
Слайд 12Келлская книга (из монастыря на о.Айона, перевезена в Келлское аббатство).
Ок.
800 г. Ирландия. Дублин.
Страница с монограммой Христа.
Миниатюра «Взятие Христа под стражу»
Слайд 13Келлская книга. Ок. 800 г. Ирландия. Дублин.
Страница с монограммой Христа.
Слайд 14Келлская книга. Ок. 800 г. Ирландия. Дублин.
Страница с монограммой Христа.
Слайд 15Ковер из Байё. Фрагменты. XI в.
Длина ок. 70 м, ширина
0,5 м, вышивка включает 58 сцен завоевания Англии Вильгельмом Нормандским
Слайд 16Остготы.
Гробница короля Теодориха в Равенне. Италия. 526-530.
Нижняя часть – десятигранник
диаметром 13,5 м, верхняя – круг. Каменный монолит из 300-тонного камня имитирует свод
Слайд 17Меровинги. Баптистерий Сен Жан в Пуатье. Франция. VII в. С востока
примыкает апсида, квадратная снаружи и многогранная внутри, с запада – пятиугольный притвор
Слайд 18Вестготы.
Церковь Санта Мария дель Наранко в Овьедо. IX в. Испания.
Однонефное здание, перекрытое цилиндрическим сводом
Слайд 19Карл Великий (743-814) - король франков, король лангобардов, герцог Баварии, император Запада
(с 800 г.).Ещё при жизни именовался «Великим». Сам почти неграмотный, Карл ценил образованных людей и привлекал их из других стран. Его правление отмечено расцветом культуры, получившим название «Каролингского возрождения».
Слайд 20Дворцовая капелла в Аахене — единственный сохранившийся относительно неприкосновенным фрагмент знаменитого Аахенского
дворца в Германии (792-805). Это уникальный памятник архитектуры времён Карла Великого, периода Каролингского возрождения.
Карл Великий начал строительство дворца в Аахене не позже 792 года. Дворцовая церковь была освящена папой Львом III во имя Девы Марии в 805 году. Здание симметрично в плане и увенчано куполом. В его архитектуре преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская Сан-Витале). Проект разработал Одон из Меца.
Слайд 21Капелла в Аахене. Современный вид, план, разрез. До 805 г.
Слайд 22Капелла в Аахене и Сан Витале в Равенне. Планы
Восьмиугольник диаметром 15
м вписан в 16-угольник диаметром 29 м, обход перекрыт в нижнем ярусе крестовыми, в верхнем – цилиндрическими наклонными сводами
Слайд 25Капелла в Аахене. Интерьеры обхода
Слайд 26Церковь в Жерминьи де Пре (Франция). Освящена в 806 г.
Слайд 27Ангелы с ковчегом Завета. Мозаика церкви в Жерминьи де Пре.
Слайд 28Монастырские ворота с надвратным залом в Лорше. Около 800. Лорш, Германия
Слайд 29РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в
ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.
Слайд 30Зрелое Средневековье
Романский период (к. X - XII вв., в Германии до
XIII в.)
- Ранняя романика (к.X – XI вв.)
- Зрелая романика (XII вв.)
Слайд 31
Термин «романика» ввел в 1823 г. французский историк архитектуры и археолог
Арсис де Комон
Слайд 32Своды цилиндрический и крестовый. Схема.
Поперечные разрезы дороманской и романской базилик
Слайд 33Особенности романской архитектуры и скульптуры
Базиликальные композиции
Толстые стены и опоры
Своды цилиндрические или
крестовые, иногда деревянные потолки
Небольшие окна
В композициях преобладает горизонтальность
Строятся в основном монастырские храмы и замки
Максимальная высота интерьера 32 м (собор в Клюни)
Скульптура целиком подчинена архитектуре
Скульптура локализована на тимпанах и капителях
Фигуры трактованы плоскостно, иногда подчеркнуто-динамично
Характерны: разномасштабность фигур, центричность композиций, экзальтация, наивный реализм, интерес к фантастике
Слайд 34Схема базилики
(на примере несохранившейся базилики св. Петра в Риме).
Церковь
св. Иржи в Праге (Чехия). 1143-1151. Интерьер
Слайд 35Романская архитектура Франции отличается разнообразием школ
Слайд 36Прованс. Для базиликальных храмов этого района Франции, граничащего с Италией, характерно
использование цилиндрических сводов во всех нефах и античных мотивов (триумфальная арка, ордер, трактовка скульптур) на фасадах.
Церковь Сен-Трофим в Арле. 1180-1200
Слайд 37Церковь Сен-Трофим в Арле.
Главный неф имеет 40 м в длину,
15 м в ширину и 20 м в высоту. Над пересечением нефа и трансепта расположена колокольня высотой 42 метра.
Слайд 38Церковь Сен-Трофим в Арле. Западный портал
Слайд 39Церковь Сен-Трофим в Арле. Христос в окружении символов евангелистов.
Фрагмент западного
портала
Слайд 40Церковь Сен-Трофим в Арле. Христос в окружении символов евангелистов.
Фрагмент западного
портала
Слайд 41Аквитания.
Для юго-западных районов, как и в южных, актуальность сохраняло античное
наследие.
Собор Сен-Фрон в Перигё. 1120-1179
Слайд 42Собор Сен Фрон в Перигё и
собор Сан Марко в Венеции
(XI в.)
В использовании куполов проявляется влияние римского зодчества и Византии
Слайд 43Собор Нотр-Дам ла Гранд р в Пуатье. Конец XI — середина
XII вв.
Пуату. В западных и юго-западных провинциях использовался также тип зальной церкви.
ЗАЛЬНЫЙ ХРАМ - церковь с нефами равной высоты или однонефная без трансепта. Зальные храмы с ровным освещением в чаще всего строились в богатых солнцем районах.
Слайд 44Собор Нотр-Дам ла Гранд р в Пуатье. Конец XI — середина
XII вв.
Слайд 45Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату . Конец XI — начало XII вв.
Пуату, Франция
Слайд 46Жертвоприношение Каина и Авеля. Фреска церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату . Конец
XI — начало XII вв. «Школа светлых фонов»
Слайд 47Ноев ковчег. Фреска церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату . Конец XI —
начало XII вв.
Слайд 48Вавилонская башня. Фреска церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату . Конец XI —
начало XII вв.
Слайд 49Христос во славе. Фреска капеллы в Берзе ла Виль. 1100-1120
Школа светлых
фонов доминировала на севере и западе Франции, Школа синих фонов – на юге и востоке
Слайд 50Овернь. Собор Нотр Дам дю Пор в Клермоне. XII в. Характерно
использование цилиндрического свода в главном нефе и крестовых – в боковых. За алтарем имеется обход – деамбулаторий – с «венком капелл».
Паломническая церковь
Слайд 51Юг-Пиринеи. Церковь Сен-Сернен в Тулузе . 1096—1250. Пример паломнической церкви с
деамбулаторием.
Слайд 52Бургундия. Клюни. 1088-1130.
Монастырский храм ордена Бенедиктинцев с 2 трансептами.
Высота
свода – 32 м, длина – 127. Был самым крупным романским храмом Франции
Слайд 53Бургундия. Собор Сен-Лазар в Отёне. Первая половина XII в. Западный портал
Слайд 54Сен Лазар в Отёне. 1130-1135. Скульптор Жислеберт. Страшный Суд. Тимпан
Слайд 55Собор в Отёне. Тимпан портала . Фрагмент
Слайд 56Собор в Отёне. Тимпан портала . Фрагмент
Слайд 57Собор в Отёне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет
Рельефы фигуративных капителей.
Слайд 58Отён. Адам и Ева, Искушение Христа. Капители.
Слайд 59Скульптура Евы
(с разрушенного в период революции северного тимпана собора в
Отёне).
Тайная вечеря. Капитель церкви Сен-Поль в Иссуаре (Овернь). XII в.
Слайд 60Сен-Пьер в Муассаке (Юг - Пиренеи). 1 пол. XII в. Тимпан
Слайд 61Сен-Пьер в Муассаке. 1 пол. XII в. Фрагмент портала
Слайд 62Собор в Шартре (Иль де Франс). Фрагмент портала. 1135-1155
Слайд 63Нормандия (входила во владения английского короля).
Церковь Сен Трините в Кане
. 1059—1066 и 1100—1130.
Композиция западного фасада намечает путь к готике. Все нефы перекрыты крестовыми сводами, причем одной ячейке главного соответствуют по две ячейки боковых нефов. Это так называемая «связанная система»
Слайд 64Церковь Сен-Мадлен в Везле (Бургундия). 1120—1150
Христос, поучающий апостолов. Тимпан главного портала.
Фрагмент
Слайд 65Церковь Сен-Мадлен в Везле. Фрагмент фасада.
Давид и Голиаф. Капитель
Слайд 66
Замок Лош на Луаре, рубеж XI—XII вв.
Высота донжона
36 м.
Построен графами Анжуйскими
Слайд 67Церковь св. Михаила в Гильдесгейме (Германия).
1010-1033 гг.
Отличительная особенность многих немецких храмов
– близкое решение западного и восточного фасада и два трансепта
Слайд 68Церковь св. Михаила в Гильдесгейме (Германия).
1010-1033 гг.
Деревянный потолок расписан в XIII
в.
Слайд 69Церковь св. Михаила в Гильдесгейме. Бронзовые двери. 1015.
Фрагмент «Бог обличает Адама
и Еву»
Слайд 70Собор св. Петра в Вормсе (Германия). 1171-1234.
Слайд 71Вормс (Германия). Скульптура западного фасада. 1171-1234.
Слайд 72ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
ГОТИКА (от итал. gotico, букв. — готский, от названия
германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.
В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.
Слайд 73Зрелое Средневековье
Готический период (XII– XIV вв., в Англии до XVI в.)
Готика
во Франции
- Ранняя готика (к.XII-н.XIII вв.)
- Зрелая готика (XIII-XIV вв.)
- Поздняя готика (к. XIV - XV вв.)
Готика в Англии
- «Ланцетовидный стиль» (1170-1300)
- «Украшенный стиль» (1272-1349)
- «Перпендикулярный стиль» (1350-1539)
Слайд 74
Термин «готика» ввел итальянский архитектор, живописец и писатель Дж.Вазари в книге
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550)
Слайд 75Два варианта распределения нагрузок: романика и готика
Слайд 77
Аркбута́н (фр. arcboutant) — наружная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов
постройки на опорный столб — контрфорс, расположенный за пределами основного объёма здания.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.
Контрфорс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены - вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
Слайд 78
Нервюра (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного
крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы.
Пинакль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — заостренный верх крыши) в романской и готической архитектуре — остроконечная декоративная башенка, увенчивающая контрфорс. Иногда пинакли также ставили на столбах перил и на гребне крыши. Установленный на контрфорсе пинакль нёс не только декоративную, но и конструктивную функцию — нагрузку пяты аркбутана в месте его примыкания к контрфорсу.
Слайд 79
Крестоцвет (флерон) - декоративная деталь в архитектуре готики в виде стилизованного
цветка с крестообразными горизонтальными ответвлениями, завершающая башни, вимперги, пинакли.
Вимперг (нем. Wimperg), остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Вимперги украшались ажурной или рельефной резьбой.
Клеристорий («светлый») – верхняя часть центрального нефа, приподнятая над боковыми нефами и хорошо освещенная
Эмпоры – галерея над боковыми нефами
Слайд 81Готический свод. Схемы расположения нервюр.
Слайд 82Крестовый свод. Звездчатый свод.
Веерный свод
Слайд 83Верхняя часть главного нефа с окнами называется клеристорием. Ниже, между клеристорием
и соединенными арками опорами, находится узкая декоративная аркада – трифорий.
Слайд 84Аббатство Сен-Дени. Париж.
1137-1150.
Аббат Сугерий писал: «Чувственной красотою душа возвышается к
истинной красоте и от земли возносится к небесам»
Слайд 85Аббатство Сен-Дени. Париж.
1137-1150.
Слайд 86Аббатство Сен-Дени. Париж.
1137-1150.
Слайд 87Ранняя готика
(к.XII-н.XIII вв.).
Собор Парижской Богоматери.
1163-1345.
Жан де Шель, Пьер де
Монтрей и др.
5 – нефная базилика почти 130 метров в длину, 50 метров в ширину и 35 - в высоту. Высота колоколен 69 м. Может вместить более 9000 человек.
Слайд 89Проект достройки башен собора Парижской Богоматери (1163-1345). Архит. Э.Э. Виолле-ле-Дюк. Дубовый,
Слайд 90Галерея королей и химеры собора Парижской Богоматери.
Реставрация началась в 1841 г.
Слайд 91Фрагменты скульптур Галереи королей в музее Клюни
Слайд 93Центральный портал Страшного Суда. 1210-1230.
Слайд 94Левый портал Девы Марии (Коронации)
Слайд 97Центральный неф.
Северная роза.
Жан де Шелль. Ок. 1250. Витраж посвящен Ветхому
завету. В центре – Мадонна
Слайд 98Южная роза. Ок. 1260. Диаметр 13 м. После реставрации Э.Виолле-ле-Дюка.
В центре
– Христос, вокруг – святые, ангелы, сцены из Ветхого и Нового Завета. В поясе витражных просветов – пророки и евангелисты
Слайд 99Западная роза.
Ок. 1220. Диаметр 9,6 м. Центральный фрагмент.
В центре
– Мадонна, вокруг – пророки, сезонные сельхозработы, добродетели и пороки
Слайд 100Статуя Мадонны – покровительницы Парижа. XIV в.
Слайд 101Ограда хора. Южная сторона.
Жан Рави. Нач. XIV в.
Слайд 102Собор в Шартре. 1135-1225. Северная башня высотой 113 м
Слайд 103Собор в Шартре. Королевский портал на западном фасаде . 1145—50
Слайд 104Шартрский собор. Благовещенье. Витраж. Общая площадь витражей составляла 2600 кв.м.
Слайд 105«Богоматерь прекрасного окна».
История Иосифа. Витражи собора в Шартре
Слайд 106Моление о чаше. Чудесный улов. Витражи собора в Шартре. 1194 -
1225.
Слайд 107Христос и Мария Магдалина. Витраж собора в Шартре. 1194 - 1225.
Слайд 108Зрелая готика (XIII-XIV вв.). Собор Богоматери в Реймсе. Жан ле Лу,
Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Жан д΄Орбе, Робер де Куси.
1210- нач. XIV в.
Слайд 110Встреча Марии и Елизаветы. Благовещение. Скульптура собора в Реймсе
Слайд 112Встреча Марии и Елизаветы. Скульптура собора в Реймсе
Слайд 113Пьер де Монтрей. Сент Шапель. 1243-1248. Высота верхней церкви 20,5 м.
Слайд 114Часовня Сент-Шапель в Париже . 1243—1248
Слайд 117Собор в Амьене. 1218-1268 – нач. XV в.
Обер де Люзарш, Тома
и Рено де Кормон и др.
Слайд 121
Аллегорические изображения месяцев. Рельефы собора Парижской Богоматери и собора в Амьене.
XIII в.
Слайд 122Поздняя готика (к. XIV - XV вв.). Собор Богоматери в Руане.
1145-1506
Слайд 123Поздняя готика (к. XIV - XV вв.). Собор Богоматери в Руане.
1145-1506
Слайд 124Колин лё Пикар и др.
Дом Жака Кера в Бурже. XV
в.
Слайд 125Особенности готической архитектуры
Базиликальные композиции
Каркасная система нервюр
Своды стрельчатые
Стены почти полностью заменены
огромными витражными окнами, опоры тонкие
Нагрузка аркбутанами передается наружу, на контрфорсы
Изобилие скульптуры
В композициях преобладает вертикализм
Строятся в основном городские соборы и ратуши
Максимальная высота интерьера 48 м (собор в Бове)
Слайд 126Наумбург.
Собор Петра и Павла. 1210-1330.
3-нефная базилика с 2 трансептами,
2 хорами и 4 башнями
Слайд 127Наумбург. Граф Эккехард и Ута. Статуи донаторов расположены по периметру западного
хора. 1250-1260
Слайд 129Наумбург. Герман и Риглинда фон Веттин
Слайд 130Наумбург. Тайная вечеря. Пилат умывает руки. Ограда хора
Слайд 131Наумбург. Тайная вечеря. Ограда хора
Слайд 132Наумбург. Распятие над входом в западный хор
Слайд 133 Собор свв. Петра и Георгия в Бамберге (Германия). 1186-1237. «Бамбергский
всадник» - король Венгрии Иштван Святой? 1237
Слайд 134Особенности готической скульптуры
Огромное количество на всех фасадах
Разнообразие тематики, в т.ч. светской
Эмансипация
от стены
Правильные пропорции, одинаковый масштаб
Объемность
S-образный изгиб
Чудовищное уходит на второй план
Индивидуальная характеристика, сложность внутреннего мира персонажей
Слайд 135Церковь Богоматери в Трире. 1230-1260.
Кафедральный собор во Фрейбурге. 1200-1513
Слайд 136Собор в Кельне. Герхард фон Риле и др. 1248- XVI в.
Камень. Выс. 157 м.
Церковь св. Марии в Любеке.
1250-1350. Кирпич
Слайд 137Церковь св. Елизаветы в Марбурге. XIII в. Зальный тип
Слайд 138Особенности немецкой готики
в сравнении с французской
Аркбутаны используются редко
Вместо двух башен
на главном фасаде иногда находится только одна
Здание сильнее вытянуто по вертикали
Отсутствие «розы», вместо нее - большое стрельчатое окно
Характерен зальный тип: центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту
Использование кирпича
Сдержанность внешнего декора
Обилие скульптуры в интерьерах
Слайд 140Собор в Дареме. Ранняя готика. Ланцетовидный стиль. 1170-1300
Собор в Солсбери. Зрелая
готика. Украшенный стиль1272-1349
Часовня Королевского колледжа в Кембридже. Поздняя готика. Перпендикулярный стиль 1350-1539
Слайд 141Интерьер собора в Линкольне.
Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве .
1503-1519
Слайд 142Особенности английской готики
в сравнении с французской
Протяженный и более низкий западный
фасад
Обилие горизонтальных членений
Прямоугольные в плане апсиды
Отсутствие «венка капелл» вокруг апсиды
Широкий трансепт, часто два трансепта
Средокрестье смещено к западу
Крупная башня на средокрестье
«Роза» отсутствует
Окна меньше по размерам
Предельная усложненность сводов
Слайд 143Реликварии. Лиможская эмаль. XII - XIII вв. Серебро. XIV в.
Шпалера «Дама
с единорогом». Брюссель. Ок. 1500.
Слайд 144
Братья Лимбурги (Поль,Эрман и Жанекен).
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Март (Пахота, сев,
обработка виноградника близ замка Лузиньян). Июнь (Сенокос в окрестностях Парижа). 1410-е-1490-е гг.
Слайд 145
Братья Лимбурги. Великолепный часослов герцога Беррийского.
Апрель (замок Пьерофон?). Май (вдали –
Париж?)